Безопасность детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 09:35, творческая работа

Краткое описание

Цель: определение системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить правовые аспекты, методическую и психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.
2. Выявить возможности старшего дошкольника в овладении основ безопасности жизнедеятельности.
3. Организовать специальные условия, способствующие формированию основ безопасности.
4. Определить методы ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Анализ правовых основ и психолого-педагогической литературы педагогической работы по освоению образовательной области «Безопасность» …………………………………..…………………….4
1.1 История вопроса в разное время - анализ психолого-педагогической литературы ……..……………………………………….4
1.2 Безопасность в ДОУ. Законодательная база …………………………….5
Глава 2. Формы работы с дошкольниками по освоению образовательной области «Безопасность» ……………………………………..9
2.1 Современные подходы к планированию воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с ФГТ ….…………..9
2.2 Формы работы с детьми дошкольного возраста по освоению образовательной области «Безопасность» …………………………….12
2.3 Интеграция с другими областями ………………………………………16
Заключение ……………………………………………………………………..18
Список литературы ……………………………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

творческая разработка безопасность.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

Локальные акты учреждения:

-Инструкция по ГО;

-Положение о комиссии по ЧС;

-Схема оповещения сотрудников в случае чрезвычайной ситуации;

-План действия в случае возникновения пожара или чрезвычайной ситуации;

-Приказ «О назначении дежурных администраторов и графике дежурства административных лиц»;

-Выписка из протокола внеочередного производственного совещания «Об усилении ответственности сотрудников по предотвращению террористических актов»;

-Приказ «Об усилении бдительности за сохранность жизни и безопасность детей».


Глава 2. Формы работы с дошкольниками по освоению образовательной области «Безопасность»

2.1 Современные подходы к планированию воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с ФГТ

 

Федеральные государственные требования (ФГТ) устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. ФГТ определяют новое представление о содержании и организации дошкольного образования, а именно:

1.        -Совокупность образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;

2.        -Формирование общей культуры, предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность;

3.        -Комплексно-тематический принцип и принцип интеграции образовательных областей: в совместной деятельности взрослого и детей (непосредственно образовательная деятельность и деятельность в ходе режимных моментов), самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями дошкольников.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается в ФГТ как модель организации образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника, которая учитывает вид дошкольного образовательного учреждения и приоритетные направления его деятельности.

Образовательная программа ДОУ должна отвечать определенным принципам:

1.        -развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

2.        -научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

3.        -соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

4.        -обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

5.        -строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

6.        -основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

7.        -предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;

8.        -предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Возникновение новых тенденций в образовании приводит к тому, что от педагога требуется, прежде всего, раскрытие и формирование у воспитанников способностей к самопознанию, самообразованию, самосовершенствованию. Происходит переосмысление роли педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям сегодня изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.

При планировании воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ педагогам необходимо учитывать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей. Цели и задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области должны решаться и в ходе реализации других образовательных областей. Причем все предлагаемые ребенку задания должны носить практико-ориентированный характер и быть жизненно обусловленными.

Программные темы должны формировать положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения у детей соответствующей мотивации в образовательном процессе.

Основным элементом образовательной деятельности традиционно являлось занятие. С введением новых подходов к организации образовательного процесса меняется и роль занятия. Занятия в ФГТ прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. Но они (занятия) не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей.

Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования. В образовательной программе должна быть прописана реализация каждой образовательной области через различные формы. Когда дети участвуют в образовательной деятельности, педагог становится партнером ребенка, а значит равноправным участником общей работы, в результате меняются:

1.        -стиль поведения взрослого: от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному;

2.        -рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа: от отдельного места за «учительским» столом к месту за общим столом рядом с детьми;

3.        -отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы и т. п.

При организации образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности меняется и положение детей.

1.        Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим.

2.        Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости.

3.        Дети могут работать в разном темпе. Объем работы каждый ребенок может определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведет начатое дело до конца.

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы (т. е. портрет выпускника дошкольного учреждения):

1.             -физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

2.             -любознательный, активный;

3.             -эмоционально отзывчивый;

4.             -овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

5.             -способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

6.             -способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;

7.             -имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

8.             -овладевший необходимыми умениями и навыками.

Таким образом, соблюдения ФГТ позволит в целом повысить качество российского дошкольного образования, обеспечить преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основными общеобразовательными программами общего образования.

 

2.2 Формы работы с детьми дошкольного возраста по освоению образовательной области «Безопасность»

 

 

Освоение образовательной области «Безопасность» в дошкольном возрасте осуществляется в разнообразных формах. Остановимся на некоторых из них.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом.

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

С родителями, в частности предусмотрено проведение собраний, консультаций, семинары, открытые просмотры, вечера - развлечений и выставок художественно-продуктивной деятельности детей и взрослых.

В нашей группе наработан обширный материал по воспитанию навыков безопасного поведения дошкольников. Для этого мы на видном месте оформили стенд «Дошкольник - в безопасной среде», где разместила для воспитателей и родителей:

1.           памятки «Пользования электричеством для детей и взрослых», «Порядок действий при несчастном случае»;

2.           буклеты «Основа безопасности жизни детей», «Воспитываем грамотного пешехода», «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», «Доктор Айболит»;

3.           консультации «Знакомим детей с лекарственными растениями», «Роль семьи в снижении дорожно-транспортного травматизма», «Шалость детей с огнем» и т.д.

Мы по данному направлению деятельности, уделяем внимание в работе с детьми, начиная с II младшей группы, а для детей старшего дошкольного возраста она носит систематический, целенаправленный характер.

Цель профилактической работы по безопасности в детском саду заключается в повышении информированности сотрудников, детей и родителей о поведении в чрезвычайных ситуациях.

При организации методической работы с педагогами используются такие формы работы, как педсоветы, деловые игры, психологические тренинги.

Свою работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей мы начали с выявления уровня их знаний и интересов, которая проводилась в форме беседы, наблюдений, игр-занятий.

Данная работа ведется через:

1.           организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;

2.           совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;

3.           свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно – ролевые игры.

Дважды в году проводим диагностическую работу по определению уровня познавательного развития каждого ребёнка, по результатам которой планируется дальнейшая индивидуальная работа.

Эту проблему, связанную с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей и поддерживать тесную связь инспекторами ГИБДД и ПЧ.

В целом  в освоении образовательной области «Безопасность» используются следующие формы, отражённые в таблице 1, 2.

 

 

Таблица 1.

Формы работы с детьми по освоению образовательной области «Безопасность»

Формы образовательной деятельности

Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность детей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

групповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

подгрупповые

                 Совместные действия

                 Наблюдения

                 Беседа

                 Чтение

                 Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач

                 Экспериментирование

                 Совместные действия

                 Наблюдения

                 Беседа

                 Чтение

                 Рассматривание

                 Игра

                 Проектная деятельность

                 Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач

                 Создание соответствующей предметно-развивающей среды

Информация о работе Безопасность детей дошкольного возраста