Банковская система РБ. Переспективы её развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 11:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение сущности коммерческих банков, структуры банковской системы Республики Беларусь, анализ деятельности коммерческих банков Республики Беларусь и определение перспектив их развития.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и роль коммерческих банков;
- детально рассмотреть структуру банковской системы Республики Беларусь;
- проанализировать деятельность коммерческих банков Республики Беларусь за первое полугодие 2013 года;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ, ИХ РОЛЬ НА МАКРОУРОВНЕ…………………………………………………………………6
1.1 Сущность и роль коммерческих банков……………………6
1.2 Банковская система Республики Беларусь…………………….12
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В БЕЛАРУСИ………………………………………………………………………15
2.1 Анализ деятельности коммерческих банков Республики Беларусь за 2013 год………………………………………………...15
2.2 Задачи банковской системы по реализации основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь……………………………………………………………..21
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ЗАРУБЕЖНОМ ОПЫТЕ………………….26
3.1 Международный опыт: банковская система Швеции………26
3.2 Стратегия развития банковского сектора Республики Беларусь на 2011-2015 гг……………………………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….46
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая БО 2014.docx

— 110.54 Кб (Скачать файл)

С учетом укрепления на мировом валютном рынке доллара США и евро к российскому рублю обменный курс белорусского рубля в январе - июле 2013 г. снизился по отношению к доллару США на 3,6%, к евро - на 3,9% и укрепился по отношению к российскому рублю на 4,3%. Обменный курс белорусского рубля по отношению к корзине иностранных валют снизился на 1% .

В истекшем периоде 2013 г. проведение процентной и эмиссионной политики было направлено на сохранение монетарной стабильности.

Национальный банк с учетом замедления инфляционных процессов на фоне сохранения положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами, а также относительно устойчивой ситуации на внутреннем валютном и депозитном рынках в январе - июне 2013 г. осуществлял постепенное снижение ставки рефинансирования. С начала года она была снижена на 6,5 процентного пункта и на 1 июля 2013 г. составила 23,5% годовых. Значение ставки рефинансирования находится на положительном уровне в реальном выражении.

Вместе с тем, учитывая ситуацию, сложившуюся в июне 2013 г. на кредитно-депозитном и валютном рынках, Правление Национального банка 9 июля 2013 г. приняло решение о неизменности ставки рефинансирования в июле 2013 г. При этом процентные ставки по постоянно доступным и двусторонним операциям поддержки ликвидности с 22 июля 2013 г. повышены до 40% годовых.

Динамика ставки рефинансирования и ставок по инструментам регулирования ликвидности (см. Приложение 5) , а также ситуация с банковской ликвидностью в основном определяли динамику ставок межбанковского и депозитно-кредитного рынков.

Среднедневная процентная ставка межбанковского кредита в национальной валюте снизилась с 27,6% годовых в декабре 2012 г. до 17,8% годовых в июне 2013 г.

Средняя процентная ставка по новым срочным банковским вкладам (депозитам) в национальной валюте в июне 2013 г. сложилась на уровне 20,9% годовых, снизившись с начала года на 12,6 процентного пункта.

Средняя процентная ставка по новым срочным банковским вкладам (депозитам) физических лиц в национальной валюте в июне 2013 г. сложилась на уровне 24,3% годовых, снизившись с начала года на 18.1 процентного пункта. 
Средняя процентная ставка по новым кредитам банков в национальной валюте в июне 2013 г. составила 29,2% годовых, снизившись сначала года на 10.2 процентного пункта. 
      Банки во второй половине июля увеличили ставки по краткосрочным депозитам населения в белорусских рублях.

Предоставление и изъятие ликвидности осуществлялось Национальным банком на основе стандартных инструментов регулирования ликвидности.

Первая половина 2013 г. характеризовалась ростом основных денежных показателей (см. Приложение 6).

Широкая денежная масса за январь - июнь 2013 г. увеличилась на 8,8%, рублевая денежная масса - на 17,6%.

Основным фактором увеличения рублевой денежной массы стал рост рублёвых депозитов населения и наличных денег в обращении при снижении рублевых депозитов предприятий. За январь - июнь 2013 г  рублевые депозиты населения выросли на 46%, или на 11,2 трлн. руб., в том числе срочные - на 50,7%, или на 7,7 трлн. руб. Наличные деньги в обороте увеличились на 2,5 трлн. руб., или на 22,4%. Рублевые депозиты субъектов хозяйствования снизились на 1,7 трлн. руб., или на 5,6% .

Увеличение девальвационных ожиданий на фоне ускоренного роста заработной платы и снижения в номинальном выражении процентных ставок на рынке рублевых депозитов обусловило снижение срочных рублевых депозитов в июне - июле 2013 г. и их перевод в срочные валютные вклады

Вместе с тем принятые Национальным банкой в июле меры, прежде всего в области процентной политики, позволили в целом стабилизировать ситуацию на депозитном рынке. Возобновился приток срочных рублевых депозитов населения в банки. С 22 по 31 июля 2013 г. их прирост составил 411,1 млрд. руб.

В первом полугодии 2013 г. наблюдалось активное кредитование банковской системой экономики, создающее предпосылки для превышения прогнозного показателя по приросту требований банков к экономике в 2013 г. и, соответственно, ускоренного роста внутреннего спроса. Требования банков к экономике за 6 месяцев 2013 г. возросли на 26,3 трлн. руб., или на 11,9%, в том числе в национальной валюте - на 9,8 трлн. руб. (на 8%), в иностранной валюте-на 1,6 млрд. долл. США (на 13,8%). Их среднемесячный прирост за январь - нюнь 2013 г. составил 1,9% при предусмотренном Основными направлениями денежно-кредитной политики росте на 1,3-1,5%.

Рост средних требований банков к экономике в реальном выражении за январь - нюнь 2013 г   по сравнению с соответствующим периодом 2012 г. (122,3%) существенно опережает рост реального ВВП (101,4%). Такое интенсивное увеличение кредитования нельзя назвать недостаточным для нормального экономического роста (см. Приложение 7).

Резервы для ускорения темпов экономического роста лежат в наращивании экспорта и повышении эффективности экономики, что предполагает проведение глубоких структурных реформ, как это и предусмотрено программными документами.

Кредитование экономики является одной ив важнейших задач, стоящих перед банковским сектором. Однако обеспечение устойчивых темпов экономического роста, повышение конкурентоспособности экономики возможно только при условии сохранения макроэкономической сбалансированности.

Важным условием для обеспечения экономического роста должно стать не столько наращивание объемов кредитования, сколько повышение его эффективности. Именно на рациональное использование имеющегося ресурсного потенциала и повышение эффективности кредитования экономики должна быть направлена кредитная политика банков. В этой связи должное внимание необходимо уделять качеству кредитного портфеля.

Доля проблемных активов банков в активах, подверженных кредитному риску, с начала года сократилась на 1 процентный пункт и на 1 июля 2013 г. составила 4,5%, в том числе в национальной валюте - 3,5%, в иностранной валюте - 5,5%. На 01.07.2012 проблемная задолженность составляла 3,9%, то есть прирост относительно аналогичного периода 2012 г. составил 0,6 процентного пункта.

Существенный рост кредитов, предоставляемых банками экономике в иностранной валюте, генерирует кредитные риски для банков и валютные риски для категории заемщиков, не имеющих достаточных и устойчивых поступлений валютной выручки. Помимо этого, необходимость погашения валютных кредитов при недостаточности собственных источников поступления иностранной валюты приводит впоследствии к существенному повышению спроса на иностранную валюту, что усиливает давление на внутренний валютный рынок и оказывает дополнительное воздействие на инфляционные процессы[5, с.5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Задачи банковской системы  по реализации основных направлений  денежно-кредитной политики Республики  Беларусь

В целях ограничения реализации рисков (упомянутых в пункте 2.1) Правлением Национального банка было принято решение о внесении изменений в расчет показателей достаточности нормативного капитала. В соответствии с данными изменениями при расчете показателей достаточности нормативного капитала предусматривается использование банками весового коэффициента риска 150% (вместо ранее установленных 100%) для активов, номинированных в иностранной валюте. Данное решение согласуется с подходами соглашения по капиталу Базель Пи направлено на обеспечение более консервативной оценки банками рисков по активам в иностранной валюте.

В свою очередь, работа банков должна быть направлена на эффективное и рациональное использование имеющегося ресурсного потенциала. Следует обеспечить контроль со стороны банков на всех стадиях кредитования проектов, в первую очередь с государственной поддержкой, за эффективностью и целевым использованием кредитных ресурсов. Валютные кредиты целесообразно направлять, как правило, на валютоокупаемые и импортозамещающие проекты.

Необходимо принять исчерпывающие меры по оказанию поддержки развитию экспорта, в том числе посредством кредитования экспортоориентированных проектов, предэкспортного кредитования, развития финансовых механизмов экспортного кредитования и международного лизинга с привлечением иностранных инвесторов.

Еще одним направлением в деятельности банков должно стать повышение качества предоставляемых услуг. Клиент с его потребностями должен быть в центре внимания банковского сообщества, особенно это касается физических лиц. Мониторинг процентных ставок по кредитам физическим лицам показал, что некоторые банки установили необоснованно высокие процентные ставки по потребительским и экспресс-кредитам физическим лицам.

Внимание руководителей банков должно быть обращено также на наиболее уязвимую группу - субъектов малого и среднего бизнеса. Развитый малый и средний бизнес является обязательным условием развития реального сектора экономики. Активно работая с данной категорией клиентов, банки должны стать их надежными партнерами по ведению бизнеса, необходимо оказание всесторонней помощи и содействия, в том числе по сопровождению инвестиционных проектов и оказанию кредитной поддержки.

Одним из проблемных аспектов является также формирование устойчивого ресурсного потенциала банков. Важнейшее условие эффективного и безопасного функционирования банковского сектора, а также его динамичного развития - поддержание банками нормативного капитала на уровне, достаточном для покрытия принимаемых банками рисков. При осуществлении банковского надзора пристальное внимание уделяется не только величине, но и качеству нормативного капитала банков.

Объем нормативного капитала банковского сектора по состоянию на 1 июля 2013 г. составлял порядка 50 трлн. руб., увеличившись сначала года на 4,4 трлн. руб., или практически на 10% .

   В целях создания благоприятных условий по наращиванию нормативного капитала Национальным банком принято решение о неприменении до 1 января 2016 г. мер надзорного реагирования за нарушения нормативов ограничения валютного риска в части превышения длинных позиции в пределах размеров денежных вкладов акционеров, внесенных в уставный фонд соответствующего банка в свободно конвертируемой валюте с 13 мая 2011 г.

Во второй половине 2013 г. для достижения целевого параметра по инфляции (не более 0,8% в среднем за месяц), обеспечения стабильной ситуации на валютном и депозитном рынках и в целом для поддержания сбалансированности экономики Национальный банк продолжит проведение жесткой монетарной политики.

Процентная политика будет направлена на поддержание положительных в реальном выражении процентных ставок в экономике, обеспечивающих устойчивый приток рублевых депозитов в банковский сектор. В этих целях банкам следует проводить более гибкую процентную политику путем формирования привлекательных условий по вкладам, внедрения новых инструментов. Банкам также важно усилить разъяснительную работу с клиентами о преимуществе сбережений в белорусских рублях. Вместе с тем полагаем необходимым обратить внимание банков на недопустимость подогреваний спекулятивных настроений на депозитном рынке и на необходимость взвешенно подходить к определению уровня процентных ставок по линейке депозитов, предлагаемых клиентам. Необходимо отметить, что ряд банков в конце июля 2013 г. значительно повысил процентные ставки по депозитам населения. Национальный банк был вынужден отреагировать на это. Так будет и впредь.

Будут сохранены жесткие подходы Национального банка в части предоставления банкам денежных средств. В этой связи банкам следует ориентироваться на решение проблем с ликвидностью преимущественно путем более активного привлечения средств от клиентов, продажи собственной валюты, которая у многих банков сегодня размещена в иностранных банках, то есть поддерживает экономику других стран.

Национальный банк и Правительство будут предпринимать меры, направленные на недопущение снижения международных резервных активов, учитывая необходимость выполнения ими внешних и внутренних обязательств в иностранной валюте. Одним из источников пополнения золотовалютных резервов  должны стать валютные облигации Министерства финансов, при приобретении которых для банков созданы привлекательные условия. Предполагается, что банки для покупки валютных государственных долгосрочных облигаций (далее - БГДО) будут привлекать иностранные ресурсы своих материнских компаний.

В целях повышения привлекательности рублевых сбережений и стимулирования покупки банками валютных облигаций Министерства финансов, выпускаемых на внутренний рынок, Правлением Национального банка приняты решения:

-    о  внесении БГДО в ломбардный  список ценных бумаг, принимаемых  Национальным банком в залог  при рефинансировании банков;

-     о  включении БГДО в размере 50%  от суммы требований при расчете максимального риска на одного должника;

-      об освобождении средств банков, направленных на покупку БГДО, от формирования фонда обязательных резервов.

     Вместе с тем, чтобы освобождение государственных валютных облигаций от обязательного резервирования не привело к ослаблению денежно-кредитной политики за счет возврата банкам значительных сумм ликвидных средств, одновременно принято решение повысить нормы обязательного резервирования от валютных привлеченных средств на два процентных пункта (с 12 до 14%).

Отдельно стоит остановиться на вопросах, которые не имеют прямого отношения к денежно-кредитной политике, однако имеют важное значение для работы банковской системы.

Рассмотрение и принятие решений по заявлениям, жалобам и предложениям граждан является неотъемлемой и весьма значимой частью деятельности как Национального банка, так и банков. Информация, содержащаяся в таких обращениях, выявляет наиболее острые проблемы, которые возникают в деятельности банковской системы и волнуют население. Так, проведенный анализ тематики обращений показывает, что их наибольшее количество поступает в Национальный банк по вопросам кредитования, несмотря на тенденцию снижения количества таких обращений.

Информация о работе Банковская система РБ. Переспективы её развития