Экспрессионизм в искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 13:30, реферат

Краткое описание

В изобразительном искусстве экспрессионизм отличается необычной силой, мощью и энергией в работе с различными материалами и техникой, а также яркими, резко контрастирующими друг с другом цветами, использованием грубой, шероховатой поверхности, искажением естественных форм и пропорций предметов и человеческих фигур. До 20 в. художники не стремились специально работать в такой манере, но тем не менее значительное число произведений прошлого могут быть названы экспрессионистическими. Среди них, например, создания первобытного и примитивного искусства, в т.ч. фигурки, связанные с культом плодородия и имеющие нарочито преувеличенные половые признаки, или средневековая скульптура, особенно отталкивающие изображения чертей и нечистой силы, и т.п.

Вложенные файлы: 1 файл

Expressionizm (1).docx

— 75.75 Кб (Скачать файл)

 

В фоновом пейзаже «Крика»  угадывается вид Осло-фьорда с холма Экеберг в Христиании. Изначальное название на немецком, данное Мунком картине, было «Der Schrei der Natur» («Крик природы»). На страницах своего дневника в записи «Ницца 22.01.1892», Мунк так описывает источник своего вдохновения:

Я шёл по тропинке с двумя друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о  забор – я смотрел на кровь  и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом – мои  друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный  крик, пронзающий природу.


В литературе нет недостатка в спекуляциях относительно обстоятельств  создания «Крика». В 1978 году искусствовед Роберт Розенблюм высказал курьёзное мнение, что бесполое существо на переднем плане могло быть навеяно видом перуанской мумии, которую Мунк, возможно, видел на всемирной выставке в Париже в 1889 году. Мумия, скрюченная в позе эмбриона, с прижатыми к щекам руками, также поразила воображение Поля Гогена, она послужила прообразом для центральной фигуры на картине «Человеческое горе» и старухи в левой части картины «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?». Недавно итальянский антрополог высказал мнение, что Мунк, возможно, видел другую мумию в флорентийском музее, ибо она больше напоминает фигуру на картине[7].

Существует также версия, что картина эта частично — плод психического расстройства; в самом деле, есть сведения, что художник страдал маниакально-депрессивным психозом. «Мунк неустанно воспроизводил „Крик“, словно таким образом пытаясь избавиться от него, — до тех пор, пока не прошёл курс лечения в клинике. С победой над психозом он утерял способность (или необходимость) делать это»

Описание 


Фигура кричащего примитивизирована до такой степени, что напоминает различным комментаторам скелет[2], эмбрион или сперматозоид[1]. Волнообразные линии пейзажа, будто эхо, повторяют закруглённые контуры головы и широко раскрытого рта — как если бы звук крика отдавался повсюду[2]. Негативная эмоция субъекта, таким образом, подминает под себя окружающий мир, приобретая вселенский размах[1]. Но возможно и обратное прочтение: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы».

«Мадонна».

Мадонна (норв. Madonna, известна также как «Зачатие» и «Любящая женщина» [1]) — картина норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка. Первый вариант «Мадонны» был нарисован в 1893—1894 годах, в 1895 году была исполнена литография, всего Мунк создал пять вариантов картины[2].

Мадонна изображена молодой  обнажённой женщиной с полузакрытыми  в экстазе глазами и распущенными чёрными волосами. От канонического  образа Мадонны остался только нимб вокруг головы. Литография отличается от варианта маслом оформлением в виде рамы с изображениями сперматозоидов и маленькой фигуркой в позе эмбриона в левом нижнем углу.

Натурщицей для одной  из версий картины была Дагни Юль, жена писателя Станислава Пшибышевского и близкая подруга Мунка[3][4].

Разные версии «Мадонны»  в настоящее время находятся  в музее Мунка и Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна в Осло, а также в Кунстхалле в Гамбурге. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам[2].

В 2004 году два вооружённых  грабителя вынесли из музея «Мадонну»  и «Крик»[5]. В мае 2006 года, когда картины ещё не были обнаружены, над предполагаемыми похитителями состоялся суд. Три человека получили от четырёх до восьми лет тюрьмы, два из них также были приговорены к крупным штрафам, ещё трое были оправданы[6]. Полиция нашла похищенные картины в августе того же года[7].

«Больна́я де́вочка» (норв. Det syke barn) — картина норвежского художника Эдварда Мунка, написанная им в 1886 году. Хранится в Национальной Галерее Осло.

В основе картины лежат  воспоминания художника о болезни  и смерти его сестры, Софи Мунк. Она скончалась в 1877 году от туберкулеза, через девять лет после кончины матери; ей было всего пятнадцать лет. Девушка умирала долго и мучительно, в горячке, сопровождаемой галлюцинациями, и всё время умоляла спасти её. Смерть сестры произвела неизгладимое впечатление на Эдварда; вскоре после трагедии он разочаровался в религии и в поисках смысла жизни пришёл к искусству. Всего им было создано пять вариантов «Больной девочки» (последняя была написана в 1926 году) и несколько литографий на ту же тему.

«Больная девочка» исполнена  в более реалистической манере, нежели поздние работы Мунка; в ней чувствуется  влияние импрессионизма, однако по настроению и колоритуона, скорее, ближе к экспрессионизму. Позировала для полотна 11-летняя Бетси Нильсен, с которой Мунк познакомился через своего отца — военного врача. Позднее он признавался, что картина эта стала важной вехой в его творчестве: «…Работа над картиной „Больная девочка“ открыла мне новые пути, и в моём искусстве произошёл выдающийся прорыв. Большинство моих поздних произведений обязано своим происхождением этой картине». Однако критики приняли её недоброжелательно: Мунка обвинили в излишнем натурализме, в неумении владеть кистью. Сейчас же «Больная девочка» считается одним из величайших живописных произведений Норвегии.

 

«Ночное кафе».

«Ночное кафе» — картина художника Винсента Ван Гога, написанная в сентябре 1888 года в Арле .

На картине изображено привокзальное кафе города Арля, хорошо знакомое художнику. Хозяева кафе, Жозеф-Мишель и его жена Мари Жино часто позировали Ван Гогу. Так, мадам Жино изображена и на другой картине художника — (Название картины можно перевести, как «Арлежанка», то есть жительница Арля).

Ван Гог хорошо знал «ночную жизнь» и подобные заведения. В своём письме к брату Тео он писал об идее этой картины:

«В „Ночном кафе“ я попытался  изобразить место, где человек губит  самого себя, сходит с ума или  становится преступником. Я хотел  выразить пагубную страсть, движущую людьми, с помощью красного и зелёного цвета»

В сентябре 1888 Ван Гог три ночи подряд работал над картиной. Спал при этом художник днем.

Позже он повторил работу в акварели, работа в настоящее время находится в частной коллекции.

Картина была названа одним  из шедевров Ван Гога и получила высокую оценку критиков. В отличие от импрессионизма, в этой картине художник не восхищается красотой природы или состояния, Ван Гог передает свои эмоции и чувства, в том числе и с помощью цветового решения. Картина проникнута теплыми цветами с преобладанием жёлтого, который передает душную и прокуренную атмосферу заведения. Зелёный цвет потолка и бильярдного стола скорее передает болезненное ощущение, дополняет картину обилие красного — цвета тревоги и страсти.[2] Стиль, в котором выполнена эта работа Ван Гога, позже будет назван экспрессионизмом.

Эрнст Людвиг Кирхнер (нем. Ernst Ludwig Kirchner; 6 мая 1880, Ашаффенбург — 15 июня 1938, Фрауенкирх-Вильдбоден возле Давоса) — немецкий художник, представитель немецкого экспрессионизма.

Родился 6 мая 1880 года в Ашаффенбурге в семье инженера-химика Эрнста Кирхера. В 1901 году окончил гимназию в Хемнице. Потом учился на факультете архитектуры Высшей технической школы в Дрездене, посещал Учебно-экспериментальную мастерскую свободного и прикладного искусства в Мюнхене. В это время он познакомился с Блёйлем. В 1903—1904 годах учился в художественной школе фон Дебшица и Обриста в Мюнхене, затем продолжил изучения архитектуры в Дрездене. В 1905 году получил диплом архитектора.

В 1905 году он вместе с Блёйлем, Эрихом Хеккелем и Карлом Шмидт-Ротлуфом образует группу «Мост» (Die Brücke), с которой началось становление немецкогоэкспрессионизма. 7 июня считается днем основания группы. Позднее к ней присоединились Василий Кандинский, Август Маке, Алексей фон Явленский. Название было предложено Хеккелем, идеологом группы стал Кирхнер.

В 1906 году Кирхнер пишет программу группы. Летом 1907 года вместе с Максом Пехштейном едет в Гоппельн возле Дрездена, где много рисует. В 1908 году работает на острове Фемарн. В 1909—1911 годах ездит рисовать на Морицбургские пруды.

В 1910—1911 —годах состоит в  группе художников «Новый сецессион[de]». В октябре 1911 года переезжает в Берлин, знакомится с Эрной Шиллинг, впоследствии ставшей гражданской женой Кирхнера. Тогда же основывает с Максом Пехштейном институт «МИУМ» (современного преподавания в живописи).

В 1913 написанная Кирхнером «Хроника художественной группы „Мост“» приводит к распаду группы.

В 1914 году участвует в художественной выставке в Кёльне, с началом Первой мировой войны уходит добровольцем на фронт. В 1915 был комиссован из армии по болезни лёгких, направлен на лечение в санаторий в Кёнигштейне. В 1917 переезжает на жительство и лечение в Швейцарию, живёт в Штафельальпе возле Давоса, до октября 1918 года лечение в санатории в Кройцлингене. 1922 стал началом совместной работы с Лизой Гуйер.

В 1923 переезжает в Вильдбоден, где делает большую выставку работ в Базеле. В это время работает над иллюстрациями к книге поэта Георга Гейма «Umbra Vitae». В 1925/26 совершает большое путешествие по Германии (Франкфурт-на-Майне, Хемниц, Дрезден, Берлин). В 1929 году едет в Эссен, Берлин и Франкфурт-на-Майне. В 1933 году делает большую выставку в Берне. В 1937 художник был причислен нацистами к представителям «дегенеративного искусства», 639 его работ были удалены из немецких музеев.

В 1938, измученный болезнью и пристрастившийся к наркотикам, художник совершает самоубийство, его гражданская жена Эрна Шиллинг получает разрешение до самой смерти (2 октября 1945 г.) носить фамилию Кирхнер.

Кирхнер первый из участников «Моста» определил новый образ цветов, линий и плоскостей, их тяготение друг к другу в экспрессионистском понимании. Картины, по его мнению, суть не просто изображения определенных предметов, а самостоятельные существа из линий и красок, которые похожи на их прототипы настолько, чтобы сохранялся ключ к пониманию изображенного. По-другому Кирхнер понимал и природу: под природой он понимал все, что можно увидеть или ощутить, в том числе и то, что создал сам человек.

На творчество Эрнста Людвига  оказала влияние не только живопись Ван Гога, но и анализ более старого искусства (гравюры Альбрехта Дюрера) вплоть до народного примитивизма(искусство народов Африки).

В живописи Кирхнера характерна некоторая «смазанность» женских фигур и удлиненные пропорции («Улица с красной кокоткой», 1914). Художник попробовал себя и в деревянной скульптуре.

Он распространял новые  идеи не только в рамках группы «Мост», но и публиковал статьи об импрессионизме в прессе.

Художник переезжает в  Берлин, что отражается на характере  творчества группы. После издания  Хроники «Моста» и распада  группы художник продолжил работать самостоятельно. Главной картиной того времени была «Уличная сцена в  Берлине». Цвета резки и диссонируют  друг с другом. Создается впечатление, что мазки нанесены как будто  в лихорадке, и это придает  картине тревожные ноты.

Пребывание в армии, куда Кирхнер пошел добровольцем, тяжело сказалось на его психике, результат чего выплеснулся в «Автопортрет в солдатской форме».

 
В 1917 художник переехал в Фрауэнкирхе близ Давоса, и Швейцария немного излечила его. Городские сцены сменились горными пейзажами, картины стали более позитивными. В 1922 году он переехал на виллу под названием "Дом на дикой земле", где и закончил свои дни. В конце 20-х годов работы Эрнста Людвига Кирхнера получают признание, выставляются в музеях, о нем выпускают монографии, в 1928 он принимает участие в Венецианской биеннале. В 1933 году к власти в Германии пришли нацисты, и Кирхнер — член Прусской академии искусств и активный творческий деятель — был изгнан из академии, а 639 его работ — изъяты из музеев по всей Германии и включены в показательную выставку "Дегенеративное искусство". Унижение и панический страх перед войной снова привели Кирхнера к злоупотреблению алкоголем и морфием.  
 
У него началась паранойя, ему казалось, что нацисты доберутся до него даже на территории нейтральной Швейцарии. Под влиянием маниакальной депрессии он застрелился в своем доме в Фрауэнкирхе в 1938 году в возрасте 58 лет. 

 

Эрих Хеккель (нем. Erich Heckel; 31 июля 1883, Дёбельн, Саксония — 27 января 1970, Хемменхофен близ Радольфцелля) — выдающийся немецкийхудожник-экспрессионист.

Родился в Дёбельне (Саксония) 31 июля 1883 в семье инженера-железнодорожника. Посещал Высшую техническую школу в Дрездене (1904–1905), где занимался архитектурой. Как живописец и график был в значительной мере самоучкой. В 1905 стал одним из основателей группы «Мост». В 1909–1936 много путешествовал по Европе. Как и большинство других экспрессионистов, испытал большое влияние В. ван Гога и П.Гогена. С 1911 жил в основном в Берлине.

Работая крупными, контрастными цветами и угловатыми формами  – с эффектами динамичных внутренних надломов и сдвигов, – писал пейзажи, жанры, обнаженную натуру (Дом в Дангасте, 1908, частное собрание, Лугано; Канал в Берлине, 1912, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн;Женщины у озера, 1913, Музей В.Лембрука, Дуйсбург). Плодотворно занимался гравюрой на дереве и скульптурой, проявляя глубокий интерес к традиционному африканскому искусству. В картине Двое мужчин у стола (1912, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн) создал самобытную иллюстрацию к ключевому эпизоду романа Ф.М.Достоевского Идиот(разговор князя Мышкина с Рогожиным в доме последнего). Потрясения Первой мировой войны – в 1914–1916 Хеккель, уйдя добровольцем на фронт, служил в санитарном поезде во Фландрии – отразились, в частности, в Автопортрете 1919 (Новая национальная галерея, Берлин). В 1920-е годы в его искусстве возобладали более гармоничные, лирико-созерцательные настроения (цикл символических фресок Становление человека, 1922, Музей Ангер, Эрфурт).

Информация о работе Экспрессионизм в искусстве