Флорентийский архитектор - Брунеллески Филиппо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 23:31, реферат

Краткое описание

Перед Филиппо была поставлена новая задача — создать храм, отвечавший гуманистическим идеям, в нем не должно было быть ничего таинственного, трансцендентного. Ровный свет, четкие пространственные границы, ясный пропорциональный строй, гармония плоскости, линии и цвета — все то, что пришло на смену готике и что Филиппо первым воплотил в церковном зодчестве. Перестройка церкви Сан Лоренцо растянулась на долгие десятилетия. Первоначальную базилику середины XI века и колокольню (1278-1279) сносили постепенно, дабы не нарушать ход церковной службы.

Вложенные файлы: 1 файл

Брунеллески Филиппо.docx

— 18.20 Кб (Скачать файл)

  Брунеллески Филиппо (Brunelleschi Phillipi) (1377-1446) - один из величайших итальянских зодчих XV столетия. Флорентийский архитектор, скульптор, ученый и инженер работал во Флоренции в первой половине XV века – в период Раннего Возрождения.

Фактически Брунеллески  был главным архитектором Флоренции; он почти не строил для частных  лиц, выполнял преимущественно правительственные  или общественные заказы. В одном  из документов флорентийской Синьории, который датируется 1421 годом, его  называют: ":муж проницательнейшего ума, одаренный удивительным мастерством  и изобретательностью:".

Церковь Сан Лоренцо

 Перед Филиппо была  поставлена новая задача —  создать храм, отвечавший гуманистическим  идеям, в нем не должно было  быть ничего таинственного, трансцендентного. Ровный свет, четкие пространственные  границы, ясный пропорциональный  строй, гармония плоскости, линии  и цвета — все то, что пришло  на смену готике и что Филиппо  первым воплотил в церковном  зодчестве. Перестройка церкви  Сан Лоренцо растянулась на  долгие десятилетия. Первоначальную  базилику середины XI века и колокольню (1278-1279) сносили постепенно, дабы  не нарушать ход церковной  службы.

 

 

 

Купол Флорентийского собора - одно из самых грандиозных архитектурных свершений эпохи Возрождения - был воздвигнут архитектором, не получившим специального образования, архитектором-дилетантом, ювелиром по профессии. Для XV века, во всяком случае, для первой половины его, это было обычным. Специального архитектурного образования не существовало, так же, как до середины кватроченто не существовало и самого термина - архитектор. Авторами архитектурных проектов становились скульпторы, живописцы и ювелиры, как Брунеллески.

В средневековой Европе совершенно не умели возводить большие купола, поэтому итальянцы той поры взирали  на древнеримский Пантеон с восхищением  и завистью. И вот как оценивает  Вазари воздвигнутый Брунеллески купол  флорентийского собора Санта Мария  дель Фьоре: «Можно определенно утверждать, что древние не достигали в  своих постройках такой высоты и  не решались на такой риск, который  бы заставил их соперничать с самим  небом, как с ним, кажется, действительно  соперничает флорентийский купол, ибо он так высок, что горы, окружающие Флоренцию, кажутся равными ему. И действительно, можно подумать, что само небо завидует ему, ибо постоянно  и часто целыми днями поражает его молниями».

 

Капелла Пацци

Отличается и от римских  храмамов, и от готичесих соборов, при этом ей присуща конструктивная ясность, античная простота и гармония. Элементы классической архитектуры - колонны, пилястры, арки, составлены в совершенно новые комбинации, создавая впечатление  необыкновенной легкости и грации.

Для строительства капеллы  архитектор использовал металлические  модули и проектировал ее с помощью  геометрических формул, как и для  Сан-Лоренцо, но организация пространства в поздних работах архитектора  становится более компактной и рациональной. Полукруглый купол покрывает  центральную часть, но она является и центром прямоугольника. Открытое пространство меньшей стороны выходит  на главную площадь и связано  апсидой, включающей алтарь.

Фасад этого небольшого крытого  куполом здания с портиком, открывается  во двор шестиколонным портиком с  большим арочным проемом в  центре. Причем полукружие арки срезается  пилястрами верхнего яруса. Кремовая поверхность  капеллы снаружи подчеркнута  геометрическими формами из темного  камня. Гармоническая соразмерность, легкость и изящество, присущие стилю  Брунеллески, особенно заметны в  этом небольшом шедевре.

Недавние архивные находки  и реставрационные работы показали, что капелла была закончена не ранее 1461 года и что скрытая портиком внешняя ее стена первоначально  была задумана как плоский фасад. Поэтому ряд исследователей полагает, что шестиколонный портик с легким аттиком, прорезанным аркой, был  добавлен уже после смерти Брунеллески.

Капелла Пацци остается одним  из выдающихся образцов Раннего Возроджения  и высочайших достижений не только Брунеллески, но и всей итальянской  архитектуры эпохи Возрождения, реализованный зодчим ордер на многие десятилетия определила пути развития ренессансного зодчества.

 

Палаццо Питти

 

По представлению Брунеллески  настоящий ренессансный дворец должен быть трехэтажный, квадратный в плане, с кладкой из флорентийского тесаного камня, с тремя огромными входными дверями на первом этаже. На двух верхних  этажах располагаются семь окон на каждой стороне, по всей длине фасада проходит линия балконов.

В 1440 году Брунеллески начал  строительство дворца для богача Луки Питти, соревнующегося с семейством Медичи богатством и властью. Чтобы  показать свое превосходство над  конкурентами, Питти заказал дворец «такого размера, чтоб окна были, как двери во дворце Козимо Медичи, а внутренний двор вмещал бы весь его дворец».. Возмжно, именно постройка такого грандиозного сооружения и привела к банкротству заказчика в 1465 году, еще до завершения строительства. По иронии судьбы сто лет спустя, в 1549 году резиденцию выкупили Медичи, достроили его и сделали своей новой резиденцией.

Все интерьеры дворца были сохранены. Окна высотой 8 м и шириной 3 м. Дворец напоминает средневековый  замок, рустовка оживляет плоскость  стены игрой светотени, создает  впечатление мощи, массивности здания.

Здание, спроектированное и  построенное Брунеллески занимает по площади лишь половину его теперешнего  фасада. Ему принадлежат лишь семь средних осей в трехэтажной средней  части фасада. Три остальные оси  слева и справа и двухэтажные  флигели, увеличившие ширину фасада со 107 до 205 метров, были созданы в XVII и XVIII веках. Мощный, выложенный из грубо  отесанных блоков, этот дворец был  в 1558-1570 годах перестроен и расширен архитектором Бартоломео Амманнати, а  также был разбит великолепный парк (Сады Боболи). В 1783-1820 годах Джузеппе Руджери, Гаспаре Мария Паолетти и Паскуале Поччианти добавили два  полукруглых крыла-«рондо».

Вилла в Рушано 30-е годы была перестроена Брунеллески для  Луки Питти, в дальнейшем была так  сильно перестроена, что следы работы Брунеллески прослеживаются лишь по отдельным фрагментам.

 

Ораторий Санта  Мария дельи Анджели,

Подкупольное пространство было спланировано Брунеллески в  форме восьмиугольника, ставшего основой  центрического плана церкви. К  его сторонам примыкают восемь капелл квадратной планировки, причем они  удлинены за счет апсид с узкими проходами, так, что через них  все капеллу можно обойти по кругу. По низу капелл идет широкий простой  цоколь из темного песчаника, и продолжается в обрамлениях проходов и стен капелл.

В часовне Санта Мария  дельи Анджели восьмиугольник интерьера перетекает в шеснадцатиугольник фасада, именно шеснадцатигранная форма придана снаружи церкви. Его стороны были украшены чередующимися широкими нишами (около 3 м шириной) и окнами, стороны фасада и ниши четко обрамлены. По низу расположен цоколь, углы закреплены трехступенчатыми гуртами.

Ранее предполагалось, что  идея планировки этого храма была позаимствована у римских памятниках античного периода, сейчас же исследователи  преимущественно склоняются к мнению, что она была навеяна образцами  современной ему флорентийской  архитектуры, в частности баптистерием и собором Санта Мария дель Фльоре, с которыми он вплотную соприкасался в своей строительной деятельности.

Удивительно, но прямолинейные  и изогнутые плоскости стен капеллы  сохраняют присущую храмам Брунеллески  легкость, внутренние и наружные членения тяготеют к плоскости, плоским пилястрам  отдается предпочтение перед полуколоннами, благодаря чему маскируется массивность  скрытых за ними столбов. Но самое  главное — это создание идеально уравновешенного центральнокупольного пространства со своим сложным ив то же время ясным и изящным  планом. С фронтальной стороны  восьми мощных столбов поставлены под  углом друг к другу и не вплотную по два коринфских пилястра, на которые  должны были опираться архивольты аркады. Над аркадой шел антаблемент, а над ним возвышался восьмигранный  барабан с круглыми окнами, вписанными в декоративные люнеты. Здание увенчивалось куполом и фонарем. Широчайшее распространение в ренессансной архитектуре найдут стенные ниши, которые использовал зодчий в храме.


Информация о работе Флорентийский архитектор - Брунеллески Филиппо