Софийский собор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 17:18, реферат

Краткое описание

Собор Святой Софий— бывший патриарший православный собор, впоследствии — мечеть, ныне — музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Айя-Софья .
Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом

Вложенные файлы: 1 файл

Собор Святой Софий.docx

— 3.64 Мб (Скачать файл)

Собор Святой Софий— бывший патриарший православный собор, впоследствии — мечеть, ныне — музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Айя-Софья .

Во времена Византийской империи  собор находился в центре Константинополя  рядом с императорским дворцом. В настоящее время находится  в историческом центре Стамбула, район  Султанахмет. После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Более тысячи лет Софийский собор  в Константинополе оставался  самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора — 55,6 метров, диаметр купола 31 метр.

Вид на Софийский собор

 

Первые постройки

Собор был построен на рыночной площади  Августеон в 324—337 годах при византийском императоре Константине I. У Сократа Схоластика строительство первого храма, называемого Софией, относится к правлению императора Констанция II]. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина.

Этот храм сгорел во время народного восстания в 404 году. Построенная вновь церковь была уничтожена пожаром 415 года. Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику, что было выполнено в том же году. Базилика Феодосия сгорела в 532 году во время восстания «Ника». Её руины были обнаружены лишь в 1936 году во время раскопок на территории собора.

Константиновский и Феодосиевский храмы были большими пятинефными базиликами. Скудное представление о ней дают только археологические находки, которые позволяют судить только о её внушительных размерах и богатом мраморном убранстве. Также, основываясь на её древних описаниях, делают вывод, что над её боковыми нефами располагались двухъярусные галереи, подобные построенной одновременно с ней базилики Святой Ирины.

История строительства

На постройку был употреблён лучший строительный материал. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя. Также в Константинополь по императорскому циркуляру свозились архитектурные элементы древних построек (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора). Кроме мраморных украшений Юстиниан, с целью придать возводимому им храму небывалый блеск и роскошь, использовал на его украшение золото, серебро, слоновую кость. Русский паломник Антоний Новгородец, составивший описание Константинополя перед его разграблением крестоносцами в 1204 году, даёт следующее описание алтаря собора.

Ангел показывает Юстиниану  модель Собора Святой Софии.

Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая». Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь. Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он(икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей». На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора». Штат церковно и священнослужителей собора при Юстиниане был рассчитан на 525 человек: 60 священников, 100 диаконов, 40 диаконис, 90 иподиаконов, 110 чтецов, 25 певчих и 100 привратников. При императоре Ираклии он доходил до 600 человек. Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии.

Архитектурные особенности

В плане собор представляет собой  продолговатый четырёхугольник (75,6 м длины и 68,4 м ширины), образующий три нефа: средний — широкий, боковые  — более узкие. Это базилика с  четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня.

 

Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам  четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 31 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м  от пола[28]. Купол состоит из сорока радиальных арок; в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса. Купол связан с перекрываемым прямоугольным в плавне пространством с помощью сферических треугольников — парусов — которые в дальненйшем получили большое распространение в мировой архитектуре[28]. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами.

Вид собора в разрезе


1. Вход

2. Императорские ворота   3. Плачущая колонна

4. Алтарь. Михраб

5. Минбар

6. Ложа Султана  

7. Омфалос («пуп мира») 

8. Мраморные урны  из Пергама

  a.) Баптистерий византийской эпохи, гробница султана Мустафы I

  б.) Минареты султана Селима II 

Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых порфировыми и малахитовыми колоннами, вывезенными их храмов Малой Азии и Египта[28]; под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея, а ещё выше — громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах.

Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и  отличалась особой роскошью (мозаики  на золотом полу, 8 зеленых яшмовых  колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма также были полностью  покрыты мозаиками (как сюжетные композиции, так и орнаменты). Благодаря  своей величественной архитектуре  и убранству

 

К достопримечательностям Святой Софии  относится «плачущая колонна», покрытая медью (существует поверье, что если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно  сбудется), а также «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок.

В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время  на стенах храма можно видеть и  изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы.

На перилах верхней галереи  храма можно обнаружить граффити, оставленные на протяжении всей истории  его существования. Наиболее древние  из них покрыты прозрачным пластиком  и считаются одной из охраняемых достопримечательностей.

Центральный неф собора, алтарная часть и главный купол

Мозаичный цикл

Мозаики Святой Софии представляют собой пример византийского монументального  искусства периода Македонской  династии. Мозаики показывают все  три этапа развития столичного неоклассицизма, так как были выполнены в три  периода: около середины IX века, на рубеже IX—X веков и в конце X века.

 
Мозаики южного вестибюля и северного  тимпана

К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения  в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем собора. Входная стена была украшена деисусом (фигура Иоанна Крестителя не сохранилась). На своде были помещены 12 фигур из которых сохранились и могут быть идентифицированы только пророк Иезекииль, первомученик Стефан в позе оранта и император Константин. В люнетах боковых стенах помещены полуфигуры двенадцати апостолов и четырёх святых константинопольских патриархов периода иконоборчества: Германа, Тарасия, Никифора и Мефодия. В. Н. Лазарев отмечает низкий уровень данных мозаик и предполагает, что их создали мастера из монашеских кругов, а сам их период создания сразу после окончания периода иконоборчества обуславливает влияние на них народного творчества.

Около 878 года в северном тимпане  собора были созданы мозаики с  изображением шестнадцати ветхозаветных  пророков и четырнадцати святителей. Из них сохранились мозаики с  изображением Иоанна Златоуста, Игнатия  Богоносца и четырёх других святителей. Уровень мозаичистов, работавших над  их созданием, В. Н. Лазарев оценивает  как невысокий

Иоанн Златоуст

Кампания за освобождение храма

В 2007 году ряд влиятельных американских предпринимателей и политиков возглавили движение за возвращение первоначального  статуса Святой Софии[42] — «Совет по освобождению Святой Софии». На общественных слушаниях комитета по правам человека Конгресса, прошедших 20 июня 2007 года под  председательством главы комитета по внешней политике Конгресса США  Тома Лантоса, президент Демократической партии штата Нью-Гэмпшир Реймонд Бакли сказал, в частности: «Неприемлемо лишать людей права молиться в их Церкви-Матери <…> Неприемлемо терпеть ежедневное надругательство над этим священным местом, которое используется для торговых ярмарок и концертов. Неприемлемо позволять далее такое открытое неуважение к православному христианству да и всему христианству».


Информация о работе Софийский собор