Русское деревянное зодчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 17:17, реферат

Краткое описание

На большей территории Древней Руси именно из дерева, как из наиболее доступного строительного материала, были выработаны многие архитектурные формы еще до появления каменных построек. Леса покрывали большую часть земель Киевской Руси и все земли Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского, Тверского и Московского княжеств. Это и предопределило главенствующую роль дерева как строительного материала, легко обрабатываемого и доступного самым широким слоям населения Руси.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………3
2. Церковь Преображения Господня (1714 г.)..…………...…………………..5
3. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (1774 г.)…………………….….6
4. Троицкая церковь(1720 г.) ..............................................................................7
5. Заключение …………………………………………………………………...8
5. Литература…………………………………………………………………….9

Вложенные файлы: 1 файл

Ministerstvo_obrazovania_i_nauki_Rossyskoy_Fed.doc

— 1.34 Мб (Скачать файл)

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Набережночелнинский институт (филиал) федерального

государственного автономного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Казанский (Приволжский) федеральный университет

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему: «Русское деревянное зодчество»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент группы № 3111105

            Минеханова З.Ф.         ( Ф.И.О.)


 

 

Проверил:   

                 Карамова К.Х.         (Ф.И.О.)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Набережные Челны

                                                    2014г.

 

Содержание

 

1. Введение………………………………………………………………………3

2. Церковь Преображения Господня (1714 г.)..…………...…………………..5

3. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (1774 г.)…………………….….6

4. Троицкая церковь(1720 г.) ..............................................................................7

5. Заключение …………………………………………………………………...8

5. Литература…………………………………………………………………….9

6. Приложения………………………………………………………………….10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  На большей территории Древней Руси именно из дерева, как из наиболее доступного строительного материала, были выработаны многие архитектурные формы еще до появления каменных построек. Леса покрывали большую часть земель Киевской Руси и все земли Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского, Тверского и Московского княжеств. Это и предопределило главенствующую роль дерева как строительного материала, легко обрабатываемого и доступного самым широким слоям населения Руси.

  На протяжении многих веков русской истории дерево оставалось основным материалом и тогда, когда появились постройки из природного камня и кирпича. Именно в деревянной архитектуре были выработаны многие строительные и композиционные приемы, отвечавшие природно-климатическим условиям и художественным вкусам народа, оказавшие позднее немалое влияние на формирование каменного зодчества. Все типы построек, соответствовавших русскому бытовому укладу, первоначально сложились в дереве, а многие из них, в частности постройки сельских поселений (жилые дома, амбары, бани, мельницы, мосты и др.), возводились только из дерева вплоть до XIX в.

  Дереву как материалу сухому и теплоемкому справедливо отдавалось предпочтение и при возведении городских жилых построек до XVIII в. Сельские поселения и города, существовавшие на Руси согласно летописям начиная с IX в., крестьянские, посадские и княжеские дворы – все строилось из дерева. Лишь два отрицательных качества дерева как строительного материала – его недолговечность и горючесть – не позволяют заглянуть в древнейшие периоды развития русского деревянного зодчества. Поэтому редкие жилые дома имеют возраст свыше 100 лет, а неотапливаемые храмы – более 300 лет. Облик древних деревянных сооружений – жилых, хозяйственных и культовых – мы можем предположительно восстановить по различным историческим источникам: летописям, писцовым книгам, миниатюрам, иконам, описанием и зарисовкам иноземных путешественников.

  Кроме того, представить характерные черты более ранних периодов развития деревянной архитектуры нам помогает традиционность строительных и художественных приемов. Наибольшая устойчивость народных традиций в деревянной архитектуре присуща районам Русского Севера, прежде всего благодаря способствовавшим этому историческим условиям: незатронутости монголо-татарским нашествием в XIII – XV вв., отсутствию крепостничества в XVIII – XIX вв., удаленности от промышленно развитых районов. Все это, несомненно, благоприятствовало развитию народного творчества. Поэтому здесь, на Севере, уцелели не только отдельные памятники народной архитектуры, но даже целые селения в относительно хорошо сохранившейся природной среде. Немалое значение имело и то, что поселения на Русском Севере не подвергались позднейшим пореформенным перестройкам, в наибольшей мере сохранив первоначальную природную основу и сложившиеся традиции. По этим причинам здесь можно полнее проследить становление и развитие основных типов жилых, хозяйственных и культовых построек деревянного зодчества, а также композиционных и планировочных приемов, которые совершенствовались в ходе естественного отбора самим народом. И, наконец, здесь можно уяснить народные принципы взаимосвязи природы и архитектуры.

  Еще большей бедой для деревянных построек, чем недолговечность дерева, были частые пожары – причина гибели селений и городов. Частые пожары, особенно в городах, где застройка была весьма плотной, обусловили своеобразные условия строительства, основанные на плотницком мастерстве и высоком качестве ведения работ. Кроме того, в предвидении пожаров срубы и части жилых домов заготавливали впрок. Сборность деревянных построек широко использовалась и при строительстве крепостей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Церковь Преображения Господня

  Церковь Преображения Господня основана в 1714 году на острове Кижи и относится к типу восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб — «восьмерик» — с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). На нижний восьмерик последовательно поставлены еще два восьмигранных сруба меньших размеров.

  Церковь Преображения Господня увенчана двадцатью двумя главами, размещенными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придает своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трехскатной крышей. Вход в Преображенскую церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях. Верхняя и нижняя площадки крыльца перекрыты двускатными крышами на резных столбах. Верхние восьмерики опираются на перекрещивающиеся балки нижележащих восьмериков — «переходные четверики» — и раскреплены бревенчатыми подкосами.

  Среди некоторых исследователей деревянного зодчества Поморья, существует мнение, что одним из прообразов кижинской церкви явился Храм Покрова Божией Матери расположенный в Заостровье в четырёх километрах от города Архангельска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

  Це́рковь Успе́ния Пресвято́й Богоро́дицы (Успе́нская церковь) — православный храм в городе КондопогаКондопожского района Республики Карелия. Церковь расположена в исторической части города, в бывшем селе Кондопога, на берегу Кондопожской губы Онежского озера на мысе, вдающемся в Чупа-губу.

  Успенская церковь является памятником заонежской деревянной архитектуры и филиалом Кондопожского городского краеведческого музея. Во время православных праздников в церкви проводятся службы, в основном в летнее время[1]. Регулярные богослужения проходят в Сретенской церкви, которая была перестроена местным архитектором из трансформаторной будки[2].

  Храм был построен в 1774 году — уже на закате деревянного зодчества. Принадлежит к прионежской школе шатрового зодчества. Церковь была построена в память о погибших участниках Кижского восстания 1769-1771 г., в котором принимали участие и крестьяне Кондопожской волости.

  Шатровая деревянная церковь. Основной объём — два восьмерика с повалом, поставленные на четверик, с прямоугольным алтарным прирубом и двумя висячими крыльцами.

  Высота церкви — 42 метра. Высота шатра и сруба башни, двух восьмериков и четверика, а также высота четверика и его ширина находятся в отношении примерно 1:2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Троицкая церковь 

 В деревянной шатровой архитектуре известны случаи использования нескольких шатровых конструкций. Единственный в мире пятишатровый храм — Троицкая церковь в селе Нёнокса.

  Большая деревянная церковь, построенная в 1720-х и освященная в 1730 вместо прежде бывшей Петропавловской. Здание обладает уникальной пятишатровой композицией. К восьмерику основного объема, увенчанному шатром, примыкают по странам света четыре кубических прируба алтаря, приделов и притвора, завершенные восьмериками под шатрами. Приделы Петропавловский и Успенский. Отдельно стоящая колокольня сооружена в 1834, каменный фундамент подведен в 1870. Окончательно закрыта, видимо, в 1960-х, в нач. 1990-х возвращена верующим. В 1989-1993 колокольня отреставрирована методом переборки, в кон. 2000-х начата реставрация методом полной переборки самого храма.

 

 

Заключение

 

  Связь архитектуры с природой – одна из самых главных особенностей всего русского народного зодчества. Собственно, талант строителей, их безупречный вкус и тонкое художественное чутьё проявляются ещё до того, как срублено первое дерево и заложен первый камень в фундамент. Выбор места для будущего здания всегда был для них глубоко творческим действом: от него часто зависел и характер постройки, и её композиция, силуэт, высота. Эта связь архитектуры и природы осуществлялась самыми разнообразными средствами. Иногда здание – будь то церковь, часовня или изба – как бы сливается с природным окружением; иногда словно повторяет силуэты и очертание ближних деревьев или холмов; нередко, наоборот – в резком, обнажённом контрасте архитектуры и природы подчиняет себе окружающее пространство, утверждая всемогущую власть искусства – создание сердца и рук человеческих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Бирюкова Н.В. История  архитектуры: Учеб. пособие. – М.: ИНФПА-М, 2009. – 367 с.

2. Вернадский Г.В. Киевская Русь. - Тверь: ЛЕАН, Москва:, 1999. - 448 с.

3. Емохонова Л.Г. Мировая художественная  литература. - М.: академия, 2000. - 448 с.

4. История русской культуры 9-20 вв./ Под ред. Л.В. Кошман. - М.: Дрофа, 2002. - 480 с.

5. Любимов Л. Искусство  Древней Руси. - М.: Просвещение, 1981. - 336 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Успенская церковь в Кондопоге

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преображенская церковь на острове Кижи


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вознесенская кубоватая церковь, 1669 г. Село Кушерека Онежского района

На побережье Белого моря тип кубоватого храма был широко распространен. Кубом называют сложную форму покрытия, напоминающую четырехгранную луковицу. Отличительная особенность архитектурного облика северных кубоватых церквей - их красота, изящество и гармония.

 

Дом-двор Русиновой. Деревня Кондратьевская.

Русиновы - богатая купеческая семья XVII века. Точное время постройки сохранившихся палат неизвестно; предположительно, они были поставлены в середине XVII столетия.

 

Часовня Трех Святителей, XVII в. Деревня Кавгора

На самом высоком холме лесистой местности в Кондопожском районе Карелии когда-то располагалась деревня Кавгора. Здесь, окруженная кольцом валунов, в соседстве с елями-великанами высилась часовня Трех святителей: Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова.

 

 

 

Часовня Святого Макария, XVIII в. Деревня Федоровская.

Большое распространение на Русском Севере получили часовни, которые часто строились без разрешения церковных властей. Такая особенность обусловила большое влияние крестьянских вкусов на архитектуру этих сооружений.

 

 

Дом Ошевнева (фрагмент веранды), 1876. Деревня Ошевнево

Один из наиболее распространенных в Заонежье домов-комплексов, получивших название "кошель". Под одной крышей объеденены избы, кладовые, сараи, скотные дворы с хлевом и сеновалы. Нарядная часть дома, обращенная к озеру, отводилась под жилье.

 

Деревянная дорога-настил, XIX век.

 

 

Часовня Петра и Павла, XVII-XVIII вв. Деревня Насоновщина.

Часовня стоит на открытом ровном пространстве. К ней в летний день на часовенный праздник съезжалась вся Кижская волость. Гостей принимали жителм деревни Волкостров, или, точнее - куста деревень: Насоновщины, Посада, Шлямино... Часовня была центром и украшением Волкострова.

 

Церковь Собора Богоматери из села Холм, XVI в. Кострома.

Согласно некоторым древним письменным источникам, была выстроена в 1552 году. Самый старый дошедший до наших дней памятник деревянного зодчества Костромской области. Церковь дошла до нас в перестроенном виде, изменения коснулись верхней, венчающей части здания, и частично его основания.

 

Фасад деревенского дома. Суздаль.

Жилые дома 19 в дают нам представление о жизни разных слоев крестьянства в России после реформы 1961 г. Дом имеет обычную для XIX в. планировку: изба - сени - клеть. В избе (теплой части дома) стоит большая русская печь. Она служит для отопления дома, приготовления пищи, кроватью и даже баней.

 

 

Деревенский дом. Резные наличники.

 

 

Колодец с воротом. Суздаль (Музей деревянного зодчества).

 

Деревенский дом (фрагмент резьбы). Суздаль (Музей деревянного зодчества).

 

 

 

 


Информация о работе Русское деревянное зодчество