Периоды Неоклассицизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 21:01, реферат

Краткое описание

В первый период логика организации классической формы и её лаконизм были выдвинуты как антитеза стилистическому произволу и избыточной декоративности архитектуры эклектизма и стиля "модерн". В ряде стран неоклассицизм этого периода использовал новые конструктивные приёмы, выработанные "модерном", и содержал в себе определенные рационалистические тенденции (творчество О. Перре и Т. Гарнье во Франции, П. Беренса в Германии, А. Лоза и О. Вагнера в Австрии, Г. Асплунда в Швеции и др.). В русской архитектуре 1910-х гг. преобладающим было стремление утвердить основные принципы архитектурной классики, хотя в те же годы к стилизации классических мотивов обратились и представители русского "модерна" (Ф. О. Шехтель, Ф. И. Лидваль, С. У. Соловьёв и др.).

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад Неоклассика.docx

— 158.40 Кб (Скачать файл)

Неоклассицизм         

неоклассика, термин, принятый в современном искусствознании  для обозначения различных по социальной направленности и идеологическому  содержанию художественных явлений  последней трети XIX-XX вв., которым  присуще обращение к традициям  античного искусства, искусства  эпохи Возрождения или классицизма. Термин "неоклассицизм" употребляется  также (как правило, в зарубежном искусствознании) для обозначения  классицизма в искусстве второй половины XVIII - первой трети XIX вв., в  отличие от классицизма XVII - первой половины XVIII вв. Возникновение неоклассицизма (как программного обращения к  искусству прошлого) обусловлено  стремлением противопоставить некие "вечные" эстетические ценности тревожной  и противоречивой реальности. Идейному и формальному строю течений, основанных на поисках непосредственного  соответствия художественных произведений действительности, в неоклассицизме противостоят идеальность и величавость  форм и образов, "очищенных" от конкретно-исторического содержания.         

Периоды Неоклассицизма

В архитектуре выделяются 3 периода  наиболее широкого распространения  неоклассических течений, связанных  большей частью с традициями классицизма: первый, начавшийся около 1910 и в ряде стран продолжавшийся до середины 20-х  гг.; второй, захвативший в основном 30-е гг.; третий, начавшийся в конце 50-х гг.

1910-сер.1920-х  гг.

В первый период логика организации классической формы и её лаконизм были выдвинуты  как антитеза стилистическому произволу  и избыточной декоративности архитектуры  эклектизма и стиля "модерн". В  ряде стран неоклассицизм этого  периода использовал новые конструктивные приёмы, выработанные "модерном", и содержал в себе определенные рационалистические тенденции (творчество О. Перре и Т. Гарнье во Франции, П. Беренса в Германии, А. Лоза и О. Вагнера в Австрии, Г. Асплунда в Швеции и др.). В русской архитектуре 1910-х гг. преобладающим было стремление утвердить основные принципы архитектурной классики (И. А. Фомин, И. В. Жолтовский, В. А. Щуко и др.), хотя в те же годы к стилизации классических мотивов обратились и представители русского "модерна" (Ф. О. Шехтель, Ф. И. Лидваль, С. У. Соловьёв и др.). В США, Франции и Великобритании неоклассицизм 1910-30-х гг., развивался преимущественно в официальной архитектуре и отличался парадной представительностью и подчёркнутой монументальностью. Принципы неоклассицизма оказали также известное влияние на развитие советской архитектуры второй половины 30-х - начала 50-х гг., а также архитектуры стран Скандинавии, Польши, Чехословакии, Болгарии, Венгрии, где они нередко сочетались с обращением к мотивам национального зодчества.      

1930-е  гг. 

В 1930-е гг. средства неоклассицизма, в  их гипертрофированно монументальных, подчёркнуто огрублённых формах, широко использовались в архитектуре  Италии (М. Пьячентини и др.) и Германии (П. Л. Трост и ряд других) для создания сооружений, служивших целям пропаганды фашистской идеологии.

Конец 1950-х гг.

С конца 50-х гг. неоклассицизм развивался преимущественно в архитектуре  США; среди наиболее значительных сооружений этого направления в официальном  и коммерческом строительстве - Линкольн-сентер в Нью-Йорке (1960-е гг., архитекторы Ф. Джонсон, У. Харрисон, М. Абрамовиц, Э. Сааринен), здания которого образуют строгое и симметричное обрамление прямоугольной площади.   (Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

Цели  и задачи неоклассицизма

Наглядным  примером «масштабного вмешательства» неоклассики в архитектуру  предшествующих эпох является Санкт-Петербург.

 Неоклассика ставила широкомасштабную задачу: возродить и утвердить ансамблевую и стилевую целостность  столицы, продолжить ее развитие на уровне новейших достижений, но согласно заветам старины. Это содействовало подъему градостроительных идей, носивших преимущественно историческую окраску.

 В таком характере  были выдержаны грандиозный план  жилого района «Новый Петербург»  на острове Голодай (И. А. Фомин, Ф. И. Лидваль) и конкурсные проекты монументального ансамбля общественных зданий на Тучковом буяне (И. А. Фомин, О. Р. Мунц, М. Х. Дубинский, С. С. Серафимов).

 «Проект преобразования  С.-Петербурга» Ф. Е. Енакиева  и Л. Н. Бенуа, сравнимый с генеральным планом, предусматривал всестороннюю реконструкцию города и его инфраструктуры с прокладкой новых улиц и транспортных артерий. Осуществлению этих предложений помешала Первая мировая война.

Здание управления Свердловской железной дороги (1925—1928) — редкий пример неоклассицизма 1920-х годов

В начале XX века были почти полностью заново застроены вся Петроградская сторона, многие кварталы на Васильевском острове и в левобережных районах. Образцовой улицей этого времени стал Каменноостровский проспект— «экспозиция» лучших произведений модерна и неоклассицизма. На Невском проспекте и в прилегающих кварталах окончательно сформировался район «петербургского сити». Город обретал новые черты столичной импозантности и европейского лоска. Но революционные потрясения трагически разломили его судьбу.

Неоклассицизм — по сути дела, первое в истории петербургской  архитектуры крупное стилевое направление, основное на собственном наследии —  перешагнул через рубеж 1917 г. и продолжал развиваться в совершенно иных условиях вплоть до середины 1920-х гг., когда ненадолго уступил место конструктивизму. Уроки неоклассики начала столетия оказались чрезвычайно плодотворными и перспективными не только для советской традиционалистской архитектуры 1930—1950-х гг.; они вновь обрели актуальность в настоящее время.

 

Неоклассицизм в Иваново

 

 

Здания  для анализа. Краткая справка  об архитекторах

В качестве примеров для  рассмотрения в ходе данной работы мной были выбраны особняк А.И. Соколова (арх. И.Е. Бондаренко) и особняк И.Д.Бурылина (П.А.Трубников).

Илья Евграфович Бондаренко (1870-1946) – известный московский архитектор и искусствовед. Ведущий архитектор старообрядческого храмостроения. Автор трудов по истории творчества М. Ф. Казакова, Д. Жилярди, А. Г. Григорьева. 

 

Учился в МУЖВЗ. В 1894 окончил  Политехникум в Цюрихе. Работал помощником Ф.

     

О. Шехтеля на строительстве особняка З. Г. Морозовой (ул. Спиридоновка, 17). В 1900 году получил свидетельство ТСК МВД на право производства работ по гражданской строительной и дорожной части, что дало ему возможность построить по рисункам К. А. Коровина павильон кустарного отдела на Парижской выставке. 

 

Прославился как мастер неорусского стиля после сооружения старообрядческих церквей Воскресения и Покрова в Токмаковом пер., 17 (1907-1908), Покрова в М. Гавриковом пер., 29 (1911-1912), Николы на М. Андроньевской ул., 15 (1910). 

 

 

 

После революции И. Бондаренко полностью переключился на научную  деятельность. Однако уже с 1926 года, с началом подъёма строительства, он вновь востребован как практический архитектор. Работает главным архитектором Исторического музея в Москве, затем, до 1939 года - в структурах Моссовета и Мосэнерго. В годы ВОВ работал архитектором Ваганьковского кладбища.

Трубников Павел  Алексеевич.1877-1936

Родился в с. Большие Соли Костромской губ. Отец - столяр-резчик. Из семерых его детей трое стали архитекторами. В 15 лет П.А.Трубников был принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Одновременно он работал помощником известного тогда в Москве архитектора С.У. Соловьева. Был удостоен Малой, затем Большой серебряной медали. В 24 года поступает, заслужив звание "классный архитектор", в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. С 1906 года работает в провинции - Ростове Великом, Сарапуле и др. С 1911 по 1912 совершенствует мастерство за границей. После возвращения поселяется в Иванове-Вознеснске. В 1914 мобилизован. Возвратившись в Иваново-Вознесенск, преподает на кафедре "Строительное искусство" в политехническом институте.


 

 

 

 

 

 

Типология выбранного здания. Городской особняк

В начале архитектурного анализа  хотелось бы остановиться на типологической принадлежности выбранных сооружений.

Оба здания можно классифицировать как тип городского особняка.

Особняк— исконно российское явление. В конце XIX — начале XX в. в России на смену усадьбам пришел новый тип жилья — городской особняк. Как правило, строились особняки в центре города на тихих улицах и располагались на отдельных участках. Роскошь подобного рода могли себе позволить лишь немногие состоятельные люди, главным образом купцы.

Особняк А.И.Соколова

Дом расположен на пересечении улиц III Интернационала и Марии Рябининой с отступом от красной линии. Кирпичный и оштукатуренный особняк отделён от улицы оградой с металлической решёткой на высоком каменном постаменте и монументальными парадными воротами со спаренными дорическими колоннами по сторонам. Построен в 1911 году по проекту московского архитектора И.Е.Бондаренко для А.И.Соколова - сына главы торговой фирмы "Соколов Иван и сыновья". Это одна из лучшых построек в стиле неоклассицизма в городе, не уступающая по своим художественным качествам столичной архитектуре.

Здание имеет Г-образную в плане  форму со срезанным углом. Композиция ярко выраженная диагональная, подчёркнутая большим выносом развитого входного дорического портика в антах, на стыке крыльев, и соотвествующей ему глубокой лоджией во внутреннем углу двора. Двухэтажный с полуподвалом и маленькой антресолью над частью южного фасада дом перекрыт вальмовой кровлей, над которой возвышаются фронтоны ризалитов и сложная двухярусная балюстрада портика. Линии фасадов усложнены террасой с дорической колоннадой на востоке и ризалитами, трактованными как пилястровые портики с фронтонами. Каждый фасад имеет симметричное построение и расчленён прямоугольными окнами с треугольными или лучковыми сандриками. В декоре использованы характерные для классицизма элементы, заимствованные из античной архитектуры: дорические колонны, поддерживающие перекрытия лоджий; спаренные каннелированные пилястры того же ордера, фланкирующие ризалиты; ленты рельефного миандра разных масштабов над окнами; триглифнометопные фризы; сильного выноса карниз с мутулами.

Фото 1987 г.

В решении интерьера нашли отражение  принципы модерна с его сложными пространственными связями между  помещениями. За главным входом по диагональной оси юго-восток-северо-запад, на стыке короткого и длинного крыльев дома последовательно расположены: парадный вестибюль, соединяющийся с ним широкой мраморной лестницей овальный зал, двери из которого ведут в парадные помещения короткого восточного крыла и в коридор удлинённой западной части, и, наконец, многоугольный зал сложной конфигурации, с выходом через глубокую лоджию в сад. Колонные вестибюля, лестницы и овального зала акцентируют диагональную ось композиции, в то время как продольные оси крыльев перпендикулярны ей. Западное крыло особняка, имеющее самостоятельный вход, состоит из ряда комнат, выходящих в коридор, который соединяет эту часть дома с парадной северо-восточной. В залах местами сохранились вытянутые карнизы, полы из дубового паркета, кафельные печи.

В советские времена в здании распологались различные медицинские учреждения: кожно-венерологический диспансер, отделение радиологии онкологического диспансера. В конце 1980-х годов здесь разместилась кафедра анатомии ИГМА.

Адрес

ул. III Интернационала, 37/28

Источники информации

  1. ГАИО, ф. 2, оп. 1, д. 4579, 4815.
  2. РГАЛИ, ф. 954, оп. 3, д. 70, л. 19.
  3. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. - Ч. 1. - М.: "Наука", 1998. - С. 206-207.

 

 

Особняк И. Д. Бурылина

Особняк И. Д. Бурылина – главный дом расположенной на ул. Батурина в Иванове усадьбы.

  Усадьба расположена рядом с  усадьбой Д.Г.Бурылина, к востоку от нее, на большом участке, обращенном к ул.Батурина. В 1915 г. владельцем Куваевской мануфактуры, Н.Г.Бурылиным, для своего племянника, И.Д.Бурылина - сына Д.Г.Бурылина, по проекту московского архитектора П.А.Трубникова был построен большой одноэтажный дом (т.н. «дом сына»). Иван Дмитриевич Бурылин - инженер, с 1910 г. заведующий технической частью «Товарищества Куваевской мануфактуры» и совладелец отцовских предприятий «Товарищества мануфактур Д.Г.Бурылина» и Шуйско-Егорьевской мануфактуры. В угловой, северо-западной части территории участка находится Г-образно примыкающие друг к другу жилой флигель и конюшня, построенные также в 1915 г. и соединенные глухими задними фасадами с гаражом усадьбы Д.Г.Бурылина. Усадьбы разделены кирпичной стеной с ажурной решеткой традиционного рисунка.

ГЛАВНЫЙ ДОМ - незаурядный пример богатого купеческого  особняка в стиле неоклассицизма, отличающийся своеобразием планировки и частично сохранивший первоначальные интерьеры. Одноэтажный, с высоким  цокольным этажом, кирпичный и  оштукатуренный, в плане он близок к квадрату, с ризалитами на всех фасадах. Заглубленный и срезанный  юго-западной угол, где находится  парадный вход, ориентирован на въездные ворота. Вход фиксирует главную композиционную ось здания, проходящую по его диагонали. Над порталом устроен лучковый козырек-фронтон  на консолях, а выше расположено арочное окно, обрамленное рустом и фланкированное стоящими на цоколе ионическими полуколоннами. Они поддерживают треугольный фронтон, вписанный в аттик с волютами по краям. Аттиками завершены также ризалиты западного и южного фасадов; они возвышаются над ажурным каменным парапетом, ограждающим кровлю. Ритмичная расстановка прямоугольных и арочных окон, симметрия композиции, повторяемый набор элементов декора придают неоклассическую целосность фасадам. В завершении здания частично сохранилась необычная композиция из восьмигранных объемов, напоминающих барабаны церковных главок. Два из них объединены сквозным арочным пара-петом, третий - отдельно стоящий - сохранил остатки венчающей конструкции. В интерьере движение эффектно развивается по диагонали, от главного входа к центру дома: через вестибюль, на уровне цокольного этажа, и далее, вверх, по широкой лестнице - в холл основного этажа, напоминающий в плане форму растянутого в стороны восьмиугольника. Из него высокие арочные проемы ведут в прямоугольный зал, находящийся в восточной части, и в помещения, расположенные по периметру дома. Только с северо-востока восьмиугольный холл замкнут небольшим помещением с трапециевидным планом (предположительно старообрядческая молельня). В северной части здания имеется еще одна лестница. Лепное убранство интерьера, выполненное одновременно с постройкой дома, характерно для неоклассицизма. В зале, в центре плафона, ограниченного карнизом с модульонами, помещена крупная розетка, заполненная лепным растительным орнаментом. Карниз дополнен широким изящным фризом, с изображениями ваз, гирлянд и венков, обходящих стены серого цвета, которые декорированы ложной аркадой из зеркал и неглубоких ниш, обрамленных довольно разреженным плоским лепным орнаментом в виде стилизованных ветвей лавра, раковин и лир. Отражения зеркал, расположенных друг против друга, создают эффект уходящей в бесконечность анфилады, что зрительно расширяет пространство зала. В доме сохранились филенчатые двери и паркетные полы. Витражи на окнах выполнены из матового белого, желтого и коричневого стекла. На крыше, со стороны восточного фасада металлическая кровля пропаяна свинцом, который по каким-то причинам не сняли во время Великой Отечественной войны для отливки пуль.

Информация о работе Периоды Неоклассицизма