Памятники архитектуры XVIII – первой половины XIX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 09:05, реферат

Краткое описание

Представление о жилищах сибиряков дает рисунок города Тары, исполненный в 1734 году. На нем преобладают однокамерные жилища, избы. Из 60 строений, контуры которых четко обозначены, лишь пять домов двухкамерные. Большинство строений показаны высокими, пристроенные сени – ниже уровня волоковых окон. Очевидно, избы стояли на подклетях, о чем сообщается и в описаниях. На рисунке Тары лишь на воеводском доме показаны три дымовые трубы. На остальных домах и избах труб не показано, но на всех обозначены по одному или по два волоковых окна под крышей с вырубом в 1 – 2 ряда. Курные избы преобладали в деревнях.

Содержание

Глава 1: «Памятники архитектуры XVIII – первой половины XIX вв.»

Глава 2: «Памятники архитектуры конца XIX – начала XX вв.»

Вложенные файлы: 1 файл

архитектура.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

В конце XVIII в. для сибирских городов было разработано три варианта фасадов кирпичных и деревянных двухэтажных домов с лавками на первом этаже. По этим проектам в Таре, а позже ив Омске возводились каменные, а более – первые этажи каменные, а вторые – деревянные, здания. В Таре сохранилось много домов постройки конца 18 – начала 19 века. Дома эти, как правило, украшены деревянной резьбой и представляют собой определенную ценность. 15 таких домов в Таре взяты на учет как памятники деревянного зодчества. В Омске слабее была развита торговля и было меньше богатых купцов. Лишь во второй половине 19 века здесь появляются богатые купеческие особняки. Некоторые из них сохранились и также взяты под охрану как архитектурные памятники.

 

Глава 2: «Памятники архитектуры конца XIX – начала XX вв.»

 

В Таре и Омске сохранилось много  архитектурных памятников XIX – начала XX вв., представляющие ценные достижения зодчества и народного мастерства. Это общественные и частные здания, каменные и деревянные сооружения с эффектными, затейливыми деталями в отделке.

С упразднением Омской крепости как  военного укрепления застраивается  территория бывшей эспланады – центральная  часть города. Севернее крепости в 1874 году возводится двухэтажное здание мужской гимназии. В 30-е годы над зданием был надстроен третий этаж. В 1879 году вдоль восточной стороны крепостного рва строится здание женской гимназии. В 1883 году к ней пристроено помещение пансионата. Тогда же возводится двухэтажное здание фельдшерской школы (ул. Тарская, 3). В эти же годы южнее Главного управления застраивается целый квартал общественными зданиями: казенная и контрольная палаты, госбанк.

Значительно расширяется кадетский  корпус. К двухэтажному зданию с  колоннами по проекту Вершинина  пристраиваются трехэтажные корпуса.

Недалеко от Главного управления было построено двухэтажное здание Пограничного управления для сношений с феодальной верхушкой северо-восточных и центральных уездов Казахстана, решения административных вопросов.

В 1874 году торговая площадь от устья Оми переносится в нагорную часть эспланады (ныне – пл. им. Дзержинского). Начинается застройка центральной части города. Но еще долгие годы Омск остается небольшим провинциальным городишком с ветхими деревянными постройками. К 70-м  годам при наличии в Омске более шести тысяч разного рода построек имелось лишь 74 каменные дома  и 100 домов в два и три этажа.

С середины XIX в. начинается застройка каменными двухэтажными домами восточной стороны Любинской улицы. Первое из них на углу возле берега Оми уже стояло к началу 60-х годов. В 70-е годы здесь появилось еще два дома. Они и положили начало современному ансамблю улицы Ленина.

Развитие пароходства и особенно строительства железной дороги дали мощный толчок развитию Омска. С 7 мая 1892 года началась укладка пути на запад и восток от города. Омск становится важным центром строительства железной дороги. Сюда пароходами из Тюмени завозили рельсы, оборудование, стройматериалы. Строятся вокзал, железнодорожные мастерские, депо. Интенсивно сооружается мост через Иртыш по проекту профессора Н. А. Белолюбского. В 1896 году прошло успешное опробование моста и началось беспересадочное движение по линии Челябинск-Омск-Обь.

На центральных улицах  Омска возводятся капитальные каменные здания. В Ильинском форштадте на бывшей торговой площади строится Коммерческий клуб. Недалеко от него возводится здание Русского банка. На Дворцовой улице строится гостиница «Европа» (ныне – «Сибирь»). Южнее по той же улице возникают здания второй мужской гимназии, частной гимназии «Каёш», реального училища Лимоновых. Трехэтажное здание с богатыми украшениями западного фасада строится на Костельной улице. К ранее построенным домам Любинской улицы делаются пристройки и вставки, в них размещаются конторы, банки, магазины. На месте снесенных ветхих складов строятся магазин и мастерские купчихи Шаниной.

К концу XIX в. еще сохраняется эклектический стиль в архитектуре. В то же время происходит возрождение классицизма, древнерусского стиля, появляется стиль «модерн». Новые стилевые направления в Сибирь доходили с опозданием и не всегда в чистом виде.

Некоторые из домов постройки конца  XIX – начала XX вв. можно отнести к эклектическому стилю. Здесь заметна увлеченность народным искусством, излишним декором, отождествление красивого с богато украшенным. Архитектурное оформление трехэтажного здания бани Колокольникова представляет определенный интерес. Необычное для Омска крыльцо с двумя точеными колоннами розового гранита. На фронтоне дата постройки «1910». Богато орнаментирован карниз. Венецианские окна членятся скульптурными изображениями нимф, играющих на арфах. Всего на здании 8 скульптур.

В конце XIX в. в северной части эспланады за Тарскими воротами началось строительство кафедрального собора, консистории и архиерейского дома. В этот период развивается стремление к возрождению русского национального в архитектуре. Эти идеи нашли отражение в архитектуре кафедрального собора и консистории. Собор возводился одноэтажным. Основной объем завершался приподнятым куполом с вытянутым центральным шпилем и четырьмя боковыми главками. Фигурная кладка входных крылец, паперти, узорчатое оформление оконных проемов, шпиля и боковых главок придавали собору праздничный вид. Через дорогу от собора стояли консистория  и архиерейский дом. Здание собора было разобрано в 30-е годы. Двухэтажное здание консистории и архиерейского дома вошли в ансамбль административных зданий в начале улицы Ленина. По очертаниям венецианских окон старые дома можно вычленить из современных четырехэтажных зданий.

В 1901 году в северо-восточной части эспланады между мужской и женской гимназиями началось строительство театра с ярусным залом на 829 мест (проект инженера И. Г. Хворинова). Здание размельчено многочисленными выступами и пристройками со сложными силуэтами и фигурными куполами и отдельных объемов. Двухкратное расширение сцены и подсобных помещений еще более усложнили его архитектуру. Здание драматического театра – ценный архитектурный памятник Омска.

В начале XX в. завершается формирование архитектурного облика торгового центра Омска, от моста до театра. Между первыми зданиями по восточной стороне строятся новые дома, заполняются промежутки вставками. Устраиваются арочные проезды во двор. Эти разностилевые строения сохранились и создают определенный архитектурный аромат старого торгового Омска.

До начала XX в. западную сторону улицу занимала Любина роща, небольшой сквер от Омских ворот до проезжей дороги с моста через Омь. В 1903 году часть Любиной рощи городской думой отведена для строительства торгового здания Московских рядов. В 1905-1906 годы южнее Московских рядов возводится гостиница, а севернее вдоль остатков  крепостного вала строится торговый дом Ганьшиных (ныне – мединститут). Возведением этих домов закончилось архитектурное оформление улицы.

В начале XX в. получает распространение новый стиль – «модерн». Зданиям, построенным в этом стиле, присуща иная функционально-конструктивная и декоративная система, утверждение союза пользы, прочности и красоты. Эти здания отличают вычурность оконных проемов, обилие орнамента, детали конструкций создают выразительный внешний облик сооружения. Индивидуальная особенность некоторых зданий стиля «модерн» - асимметрия в размещении балконов, в декоре фасадов. Стиль «модерн» выносит живопись на стены домов. Это характерно для здания конторы Кузнецких копей. На угловом эркере над входной дверью хорошо сохранилось панно из керамических плиток, изображающих погрузку угля на баржу.

В стиле «модерн» построено здание №5 по улице Ч. Валиханова. На фронтоне северной стороны – даты: «1915», «1916». Здание четырехэтажное в виде правильного четырехугольника. Один угол срезан и украшен балконами на втором и третьем этажах. Стены скупо орнаментированы. Всю красоту зданию придают оконные проемы и фигурчатые рамы.

В эти же годы велось сооружение еще  двух значительных зданий Омска – дома судебных установлений и управления Омской железной дороги. Место для дома судебных установлений отвели на бывшей эспланаде против кафедрального собора. Здание строилось по проекту академика архитектуры Прусакова. Строительство началось в ноябре 1914 года и закончилось к осени 1916. Мощный компактный объем здания был отодвинут в глубину участка. Близкий к квадрату, замкнутый прямоугольник корпусов окружает парадный двор. Сдержанность форм и хорошая прорисовка архитектурных деталей трехэтажного на высоком цоколе здания, обогащенного выступами угловых и центральных частей на всех четырех фасадах, создают пластически богатую форму, а главный портик с аркой, фронтоном и куполом акцентируют вход в здание.

Здание управления Омской железной дороги заложено в июне 1914 года и закончено в марте 1916. Здание пятиэтажное, по форме – вытянутый прямоугольник с двумя поперечными соединениями и угловыми выступами. Фасад, члененный по вертикали на два и три этажа, в центральной части имеет большую входную арку и над ней трехэтажную приставленную к стене, колоннаду. На фоне глухого парапета над каждой из колонн поставлены скульптуры символических изображений служб железной дороги.

В 1914 году напротив театра было построено  здание городского торгового комплекса. На восточной стороне торговой площади возводится Дом контор. Торговый корпус возводится по проекту архитектора Крячкова. Пластика фасадов сдержана: легкие венки, гирлянды, мужские маски в шлемах Меркурия – покровителя торговли – раскрывают назначение здания.

Более сложная и выразительная  архитектура Дома контор. Фасад четырехэтажного здания богато украшен архитектурными деталями. У входной двери в центре фасада – скульптуры Атланта и Кариатиды. Четыре полуколонны соединяют второй и третий этажи.

Накануне первой мировой войны  была окончательно снесена Любина роща. Ее участки отвели для постройки  коммерческих учреждений – конторы торгового дома «Треугольник», страховой компании «Саламандра» и торгового общества Тверские мануфактуры. Эти три здания с коммерческим училищем, Московскими рядами и домом Ганьшина составили интересный архитектурный ансамбль неоклассического стиля.

Проекты контор «Треугольника» и «Саламандры» принадлежат известному петербургскому архитектору Н. Н. Веревкину. Художественное решение этих зданий отличается строгостью и чистотой классических форм.

Рядом с «Треугольником» находится  монументальное здание торгового общества Тверская мануфактура (архитектор Крячков). Мощные трехчетверные колонны ионического  ордена, соединяющие три этажа, придают монументальное звучание этому зданию.

По проекту Крячкова в 1912 году было возведено трехэтажное здание механико-технического училища (ныне – завод «Электроточприбор»).

В конце XIX в. построены спиртоводочный и пиводрожжевой заводы компании Козелл-Поклевского. Несколько позднее возведены здания суконной и обувной фабрик, табачной фабрики Серебрякова, ТЭЦ-1. Все эти краснокирпичные здания представляют архитектурную ценность, особенно пивзавод, расположенный по улице Волочаевской. Это неоштукатуренное трехэтажное здание со специфическим декором, полностью подчиненным кирпичной кладке, имеет многие архитектурные достоинства.

Краснокирпичные сооружения в Омске  стали появляться с 70х годов прошлого столетия. Первым таким зданием стала городская дума.

Особенно интенсивно возводятся краснокирпичные  здания в конце XIX – начале XX вв. Наиболее обширное из них – трехэтажное здание бывшего епархиального женского училища. Построенное по проекту инженера А. И. Хмары, здание возводилось строительной артелью вятских каменщиков. Центральный вход венчают колонны второго и третьего этажей. Около епархиального училища в 1915 году возведено двухэтажное здание городского училища.

На улице Сенной был построен «Деловой двор» - двухэтажное здание с богато декорированным фасадом и фронтоном.

Дома краснокирпичной кладки, кроме  Омска, имеются в Таре (дом милиции), Тюкалинске (бывшее здание офицерского  собрания), Называевске (здание вокзала), в селах.

Конец XIX в. характерен для Омска также расцветом деревянного зодчества. С особенным вниманием украшались наличники окон и парадные крыльца, выходящие на улицу. Резьбой украшались карнизы и фронтоны. Наличники и карнизы одного дома не повторяли узор соседнего, хотя часто их выполнял тот же мастер.

Многие детали декора, созданные безвестными мастерами, поднимаются до уровня подлинных художественных произведений.

28 жилых домов с оригинальными  резными наличниками, карнизами, фронтонами и входными крыльцами взяты на учет как памятники деревянного зодчества. Решено сохранить отдельные детали (наличники, карнизы, входные двери, кронштейны входных крылец) 26 домов.

Из сохранившихся и реставрированных памятников деревянного зодчества особенного внимания заслуживает церковь села Екатериновка Тевризского района. Она построена артелью вятских мастеров в 1899-1900 годы в отличие от старых храмов основной объем Екатериновской церкви увеличен не только за счет пристройки алтаря, но и боковых приделов. Здание украшено резным наличниками, пропильными карнизами и имеет красивое завершение главой основного объема и колокольни.

Сохранение построек того времени  в старинных старожильческих селениях и в переселенческих деревнях важны для истории, для воспитания молодежи.

 

Литература.

 

 

1. А. Д. Колесников, «Памятники и памятные места  Омска и Омской области», Омск, 1987.


Информация о работе Памятники архитектуры XVIII – первой половины XIX вв