Особенности эволюции русского барокко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:43, курсовая работа

Краткое описание

В 1880- х гг. исследователь древнерусского зодчества Н. Султанов ввел термин «русский барокко», обозначив им допетровскую архитектуру Руси XVII в. С тех пор существует устойчивая концепция, согласно которой первая фаза стиля «русского барокко» сложилась в 1640- х гг. и этот стиль развивался «в непрерывной последовательности, вплоть до завершивших его произведений В. И. Баженова». По определению Д. Лихачева, «русское барокко приняло на себя многие из функций Ренессанса, поскольку настоящий Ренессанс ранее так и не сумел достаточно полно проявиться на Руси». Этот вывод следует из «особенной уплотненности» развития художественных стилей на Руси, в корне отличающих их духовное содержание от западноевропейских прототипов. «Русское барокко в целом, выполняя свою возрожденческую функцию, исторически противостояло средневековью, а не Ренессансу. Отсюда его жизнерадостность и его умеренность, чуждая патетичности западного барокко».

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности эволюции русского барокко.docx

— 64.74 Кб (Скачать файл)

     Летний  дворец (приложение 5) был построен в стиле барокко по проекту Доменико Трезини в 17101714 годах. Это одно из старейших зданий города. Двухэтажный дворец достаточно скромен и состоит всего из 14 комнат.

     Фасад дворца украшен 29-ю барельефами, на которых в аллегорической форме  изображены события Северной войны. Барельефы выполнены немецким архитектором и скульптором Андреасом Шлютером.

     Отделка помещений была создана художниками  А. Захаровым, И. Заварзиным, Ф. Матвеевым.

     Первым  зданием на набережной Васильевского  острова, которое своими масштабами и архитектурной обработкой значительно  отличалось от "образцовых" домов, был каменный дворец Меньшикова (1710-1716 гг.) Этот дворец, с выступающей средней частью, украшенной аттиком со скульптурами, не имел замкнутого характера московского Лефортовского дворца. Его главный фсасад, обращенный на юг, к Неве, включался в общий ансамбль застраиваемой набережной. Противоположный фасад дворца с небольшим прямоугольным двором выходил в регулярный сад. Фасады дома были поэтажно обработаны пилястрами ионического и коринфского ордеров; ризалиты главного фасада имели сложное по форме завершение. Просторный вестибюль, широкая лестница во второй этаж, подчеркнуто осевая композиция фасада, колоннада портика и богато разработанный спуск к реке придавали зданию новый в русской архитектуре облик парадного городского дворца. Дворец строили архитекторы М. Фонтана и Г. Шедель.

     2.4. Кикины палаты 

     Кикины палаты (приложение 6)  — памятник архитектуры петровского барокко, находящийся в Санкт-Петербурге по адресу Ставропольская улица, дом 9.

     Это единственный сохранившийся до нашего времени дом адмирала-советника  и одного из сподвижников Петра I Александра Кикина. Он был построен в 1711720 годах неизвестным архитектором Смольного (возможно, Андреасом Шлютером). В 1718 году Кикин был казнён за организацию побега из России царевича Алексея Петровича, а его дом взят в казну. В 1719—1727 годах здесь находилась коллекция петровской Кунсткамера и личная библиотека Петра I. В 1720-х годах Кикины палаты были перестроены неизвестным архитектором. С 1733 года здесь разместились канцелярия, лазарет и церковь лейб-гвардейского Конного полка. В 1829 году здание было перестроено по проекту архитектора Александра Штауберта, а декор в стиле барокко уничтожен. Во время Ленинградской блокады Кикины палаты сильно пострадали, но в 1952—1956 годах были восстановлены в первоначальном виде архитектором Ириной Бенуа. В настоящее время в здании размещается музыкальный лицей. 

     2.5. Петровские ворота

     Каменные  Петровские ворота (приложение 7) с деревянным резным убранством были построены в 1708 году (в 1716—1717 годах перестроены) по проекту Доменико Трезини. Арку венчает мощный аттик с полукруглым лучковым фронтоном, украшенный деревянным резным панно «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» скульптора Конрада Оснера (перенесено с ворот 1708 года). Это панно символизирует победы России в Северной войне (Симон отождествляется со шведским королём Карлом XII, апостол Пётр — c Петром I). Ширина деревянного барельефа составляет 4.9 м, высота — 3.35 м.

     На  фронтоне аттика выполнен горельеф бога Саваофа, держащего в руке сферу — символ вселенской власти. В нишах справа и слева расположены аллегорические фигуры Осторожности и Стойкости.

     В августе 1720 года над аркой установлен российский двуглавый орёл, выполненный  в свинце мастером Франсуа Вассу (до этого ворота украшал лепной алебастровый герб, раскрашенный «под дуб»). Помимо перечисленного скульптурное убранство Петровских ворот включало ещё семь несохранившихся статуй, среди которых центральное место занимала фигура апостола Петра с ключами.

     В 1941 году Петровские ворота были повреждены артиллерийским обстрелом. В 1951 году архитекторами А.А. Кедринским, А.Л. Ротачом была произведена реставрация.

     В апреле-мае 2008 года в крепости проводились  ремонтные работы, коснувшиеся и Иоанновского равелина. 

     2.6. Благовещенская церковь Пресвятой Богородицы

     Двухэтажная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, построенная в 1717–1722 гг. по проекту Д. Трезини, расположена в северо-восточном углу монастыря. Это первая каменная церковь лавры. В 1724 г. из владимирского Боголюбского Рождественского монастыря в Благовещенскую церковь были перенесены мощи святой князя Александра Невского. Верхний храм Благовещенской церкви был освящен 30 августа 1724 г. во имя святой благоверного князя Александра Невского. Нижний храм, освященный 25 марта 1725 г. архиепископом Феодосием в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, служил усыпальницей для особо царствующего дома (императора Петра III Феодоровича, Анны Леопольдовны, царицы Параскевы Феодоровны, царевича Петра Петровича, дочерей Александра I великих княжон Марии и Елисаветы) и государственных деятелей (А.М. Голицына, А.А. Безбородко, И.И. Панина, А.В. Суворова, И.И. Бецкого). Решением Леноблисполкома от 15 февр. 1933 г. храм был закрыт, в 1948 г. передан Музею городской скульптуры. С 1988 г. в Благовещенской церкви ведется комплексная реставрация. 

     2.7. Кунсткамера

     Здание  Кунсткамеры, строившееся с 1718 по 1734 год, принадлежит к числу немногих хорошо сохранившихся памятников архитектуры первой четверти 18 века. Первоначальный проект здания был разработан архитектором Г. Матарнови, а осуществляли строительство архитекторы Н. Гербель, Г. Киавери и М. Земцов.

     Кунсткамера состоит из двух равных по внешнему облику трехэтажных корпусов, которые  соединены центральным корпусом сложной конфигурации. Над центральным  корпусом возведена многоярусная башня. Восточный корпус с двухэтажным  залом предназначался для библиотеки, западный с точно таким же залом - для музейных коллекций. В центральном  корпусе и башне, которую первоначально  венчала деревянная вышка, размещались  анатомический театр и обсерватория. В круглом зале третьего этажа  был размещен Готторпский глобус-планетарий. Этот уникальный глобус, созданный в 17 веке в Германии, был привезен в Петербург в 1717 году в качестве подарка Петру I. Диаметр глобуса составлял 3,1 метра. Снаружи были изображены все известные тогда страны, моря и реки, а внутри глобуса располагался первый в мире планетарий. 

     2.8. Здание Двенадцати коллегий

     Одна  из самых ранних построек на Васильевском острове - здание Двенадцати коллегий, возведенное в 1722-1742 годах. Оно предназначалось для размещения Сената, Синода и коллегий - высших органов государственного управления России, учрежденных Петром I в 1718 году. В начале 19 века коллегии были заменены министерствами. Проект здания был разработан Доменико Трезини; строительство велось под руководством Трезини и Т. Швертфегера, а завершили работы М.Г. Земцов и Джузеппе Трезини.

     Здание  представляет собой двенадцать одинаковых по размерам и архитектуре трехэтажных  корпусов, соединенных между собой. В 18 веке каждый корпус имел свой отдельный  вход. Архитектура здания глубоко  символична: она отражает самостоятельность  каждой коллегии и вместе с тем  подчеркивает их взаимосвязь при  решении государственных задач. 

     2.9. Петропавловский  собор

     Собор Святых Апостолов Петра и Павла  (Петропавловский) (приложение 8) построен в по проекту архитектора Доменико Трезини в честь небесного покровителя основателя города Петра I святого апостола Петра. В соборе похоронены все российские императоры, начиная с Петра I. Храм поражает посетителя своей стройной многоярусной колокольней, плавно переходящей в золоченый шпиль, который завершается флюгером в виде летящего ангела Купол, возвышающийся на легком барабане и увенчивающийся небольшой главкой, отличается скромностью. Во всем облике здания сказывается влияние композиционных приемов итальянской и североевропейской архитектуры. Петропавловский собор Петропавловской крепости в настоящее время является главной архитектурной доминантой города. 
 
 
 
 

3. Русское барокко  эпохи императрицы Елизаветы Петровны

По вступлении на престол императрица Елизавета  занялась полной перестройкой Петергофского и Царскосельского дворцов. Создание нового дворца в Петергофе началось в 1747 году и завершилось в 1752 году. Нарядное здание, протянувшееся на 300 метров, стоит на высоком берегу и фасадом обращено к бескрайним морским просторам. Известный историк искусства и художник XX столетия Александр Бенуа писал, восхищаясь творением Растрелли: "Петергоф как бы родился из пены морской. Петергоф - резиденция царя морей".

     Еще полным ходом шли работы в Петергофе, а нетерпеливая императрица уже  пожелала, чтобы обер-архитектор срочно принял участие в перестройке старого дворца в Царском Селе. Пять лет трудился Растрелли над самой роскошной загородной резиденцией русских царей. Помимо грандиозного дворца, протяженностью в 740 метров, он возвел вокруг него еще несколько нарядных павильонов: Эрмитаж, Грот, Катальную горку, Монбижу. Когда весной 1757 года Елизавета с гордостью показывала свою новую резиденцию иностранным послам, в общем хоре восторгов не был слышен голос посла Франции. Удивленная императрица обратилась к нему: "Что не понравилось господину послу, чего здесь не хватает?" И в наступившей тишине услышала ответ: "Я не увидел самого главного… Достойного футляра для столь великой драгоценности".

     Царскосельский  ансамбль по праву можно назвать  одной из вершин русского барокко (приложение 9). Стиля, в который Растрелли внес свои отличительные черты: он украшал все фасады здания, а не только главный, как на Западе; следуя традициям древнерусской архитектуры, успешно использовал цвет; очень активно применял рокайльные (в виде раковин) декоративные детали. Эти особенности позволили историкам искусства назвать стиль "елизаветинским", или "растреллиевским барокко".

     Из  дворцов, построенных Растрелли  для елизаветинских вельмож, сохранились  только два: графа Михаила Илларионовича  Воронцова и барона Сергея Григорьевича Строганова. Архитектура первого  в высшей степени типична для  Растрелли и представляет как  бы переход от плоской трактовки  Летнего дворца к рельефной, «скульптурной» манере его последних построек. Это  постепенное движение от плоскости  к архитектуре масс чрезвычайно  характерно для эволюции растреллиевских форм. Он начал с широких гладких стен, декорированных только слабо выступающими пилястрами, очень скромно профилированными – таков Митавский дворец. В Летнем дворце вынос пилястр и вообще лепной декорации уже решительнее и определеннее, а в Воронцовском – в его превосходно сочиненном центре, рядом с пилястрами играют светом и тенями приставные колонны. По благородству пропорций и смелому, своеобразному распределению масс главный вход дворца принадлежит к числу самых продуманных и удавшихся произведений мастера. Особенно неожиданно и прямо чудесно выдуман разрыв колонн второго этажа и замена их в средней части пилястрами. Дальнейшее развитие в этом направлении представляет дворец графов Строгановых. Особенно прекрасен фасад, выходящий на Невский проспект, с его удачным распределением групп тянутых колонн и красивой скульптурной декорацией. Образцом изумительного декоративного мастерства Растрелли может служить львиная маска над воротами дворца.

     В эти же годы Растрелли принимается  за чертежи дворца для императрицы  в Стрельне, возводит небольшой дворец на Средней Рогатке, создает проект нового Зимнего дворца, наблюдает  за работами в Царском Селе и в  Смольном монастыре (приложение 10), как стали называть женскую обитель по расположенному рядом с ней Смоляному двору. История его создания примечательна и тем, что раскрывает одну из черт характера Растрелли. Интересный собеседник, общительный и доброжелательный, он был хорошо принят в обществе. Правда, на службе архитектор становился жестким и даже деспотичным. Сохранилось немало его резких донесений с угрозами бросить работу из-за отсутствия опытных мастеров, необходимых материалов и лживых отписок чиновников с обещаниями "тотчас" все исправить. Но ради претворения в жизнь своих замыслов он умел быть терпеливым, дипломатичным и даже льстивым. Елизавета замучила его бесконечными требованиями достроек и переделок в старом Зимнем дворце и никак не соглашалась на сооружение другого. Растрелли безропотно выполнял все ее капризы, но исподволь внушал императрице, что возведение нового, пышного Зимнего дворца ее давняя и заветная мечта. И, в конце концов, Елизавета ему поверила.

     Дворец  заложили в 1753 году на месте прежнего, времен Анны Иоанновны, и прилегающих зданий. Как писала в своем Указе императрица Елизавета: «…строение того каменного дворца строится для одной славы всероссийской империи». Окончен он был уже после смерти Елизаветы, в 1762 году. Последнее и самое грандиозное творение Растрелли представляет четыре больших квадратных объема по углам, соединенным широкими галереями. Внутри — свыше тысячи нарядных помещений. Дворец стал главной доминантой в городе. И не случайно более ста лет запрещалось возводить здания выше Зимнего. Довольный император наградил обер-архитектора званием генерал-майора и орденом Св. Анны. Первые и единственные награды за 46 лет верной службы.

     При строительстве Старый Аннинский  дворец был сломан до основания, и  возник тот четвертый по счету  Зимний дворец, который снаружи в  общих чертах сохранился почти без  изменений. Нет только украшавших его  статуй, может быть, не слишком тонких, иногда даже порядком аляповатых, но все же, несомненно, отражавших эпоху, а главное очень декоративных в своей трактовке, как можно видеть на старинных фотографиях. Теперь их заменили сухими, «приличными», но совершенно недекоративными статуями.

     Все, что создал Растрелли на протяжении почти полувека, было сделано в  России и стало достоянием русской  культуры периода елизаветинского рококо. На формирование уникального «растреллиевского стиля» оказало влияние итальянское барокко, господствовавшее на родине архитектора более полутора столетий, французский классицизм «большого стиля» Людовика XIV, при дворе которого он начинал работать вместе с отцом, традиции древнерусской архитектуры, «нарышкинское», «галицынское» барокко и, конечно же, петербургский стиль.

Информация о работе Особенности эволюции русского барокко