Особенности творческого метода Алвара Аалто

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 13:07, реферат

Краткое описание

Аалто Алвар Хуго Хенрик (фин. Hugo Alvar Henrik Aalto, 3 февраля 1898, Куортане — 11 мая 1976, Хельсинки) — финский архитектор и дизайнер, “отец модернизма” в Северной Европе, представитель функционализма и органической архитектуры, один из основоположников современного дизайна.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………………………………………………………...3
2. Биография………………………………………………………….................................................................4
3. Особенности методов проектирования……………………………………………………..…….…………….6
4. Творчество………………………………………………………………………………………………………………………...9
5. Проекты Алвара Аалто (неполный перечень)………………………………………………………………..18
6. Звания……………………………………………………………………………………………………………………….……..20
7. Список литературы…………………………………………………………………………………………………………..21

Вложенные файлы: 1 файл

Алвар Аалто.docx

— 4.07 Мб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт архитектуры и строительства

 

 

 


Реферат

На тему

«Особенности творческого метода Алвара Аалто»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студентка 5 курса группв ДАС-09-1

\

Проверил:

 

Иркутск

2014

 

Содержание:

1. Введение…………………………………………………………………………………………………………………………...3

2. Биография………………………………………………………….................................................................4

3. Особенности методов проектирования……………………………………………………..…….…………….6

4. Творчество………………………………………………………………………………………………………………………...9

5. Проекты Алвара Аалто (неполный перечень)………………………………………………………………..18

6. Звания……………………………………………………………………………………………………………………….……..20

7. Список литературы…………………………………………………………………………………………………………..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Аалто Алвар Хуго Хенрик (фин. Hugo Alvar Henrik Aalto, 3 февраля 1898, Куортане — 11 мая 1976, Хельсинки) — финский архитектор и дизайнер, “отец модернизма” в Северной Европе, представитель функционализма и органической архитектуры, один из основоположников современного дизайна.

Девиз: «Задача архитектора – сделать жизнь удобнее”.

Род деятельности: архитектор, дизайнер, скульптор, живописец

Дата рождения: 3 февраля 1898

Дата смерти: 11 мая 1976

Место рождения: Финляндия, Куортане

Сайт: www.alvaraalto.fi

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биография

Алвар Аалто родился в Финляндии в семье лесника. В 1916 году поступил в Политехнический институт города Гельсингфорса, где учился у Армаса Линдгрена. В 1918 году его учёба была прервана войной за независимость Финляндии. Аалто принимал участие в этой войне как солдат финской армии. В 1921 году закончил институт и получил диплом архитектора.

После окончания Политехнического института в Хельсинки путешествует по Скандинавии и Европе, изучая архитектуру. В 1923 году Аалто открывает свою мастерскую. Первые работы Аалто (1923-27) выполнены в стиле северного неоклассицизма. Рабочий клуб в Ювяскюля (1923-25), первое крупное сооружение архитектора, является типичной неоклассической постройкой.

Испытал влияние неоклассицизма Гуннара Асплунда и эстетики европейского архитектурного авангарда, на основе которой стала складываться его индивидуальная манера. В поисках новых конструктивных форм отдавал предпочтение природным материалам (эксперименты с гнутой древесиной: мебель, беспредметные композиции).

Переезд Аалто в Турку (1927), повлиял на все дальнейшее творчество архитектора. Программным произведением финского функционализма стал спроектированный им санаторий в Паймио близ Турку, а европейскую известность ему принес проект здания городской библиотеки в Выборге (1930-35). В этом проекте проявились основные черты почерка архитектора: использование особенностей освещения и акустики. Форма потолка лекционного зала, набранного из сосновой рейки, корректирует распространение звуковой волны.

В 30-е годы Аалто занялся решением проблем массового жилища. Архитектор заложил основные принципы композиции жилого здания, базирующиеся на использовании “перетекающего” пространства. На них основана композиция известного произведения Аалто – виллы Майреа в Нормаркку (1938-39). Здание расположено на холме, центр композиции образует дворик с газоном и бассейном, окруженный с трех сторон галереей.

В 1933 году он переехал в Хельсинки, где открыл собственную фирму «Артек», которая начала выпуск предметов интерьера, становившихся образцами современного стиля и финского дизайна. Благодаря поддержке лесоперерабатывающих концернов продемонстрировал возможности деревянной архитектуры в проектах для Всемирных выставок в Париже (1937) и в Нью-Йорке (1939); гибко сочетал традиции народного зодчества с новизной авангардных приёмов, свободу пространственных композиции с красотой северного пейзажа (вилла). После успеха созданного для Нью-Йоркской выставки 1939 финского павильона Аалто был приглашен в США (1939), где преподавал архитектуру в Массачусетском технологическом институте (до 1947), там же осуществил ряд проектов, таких как общежитие MIT в Бостоне. В 1949 году умерла его супруга и постоянный партнёр по проектной работе Айно Марсио-Аалто. Вернувшись в Финляндию, Аалто сотрудничал с Элиссой Мякиниеми; они поженились в 1952 году.

Аалто осуществил ряд проектов крупных общественных зданий: муниципальный центр в Сяюнятсало (1950—1952), Управление пенсионного обеспечения (1952—1956), Дом культуры рабочих (1955—1958) и дворец «Финляндия» (1967—1971; (все в Хельсинки), Дом северных стран в Рейкьявике (1965—1968). Автор многих проектов церковной архитектуры, в том числе церкви Трёх крестов в Вуоксенниска (1958), приходских центров в Вольфсбурге (1963) и в местечке Риола под Болоньей (1966, построен в 1975—1980 годах). Создатель промышленных сооружений в Топпиле (1931), Суниле (1936—1939), Оулу (1951—1957), жилых домов в Бремене (1958—1963), вилл, выставочных павильонов. Выступал и как градостроитель в Рованиеми (1946—1948) и Сяйнятсало (1949—1952).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы проектирования

Метод архитектурного проектирования Аалто основан на внимательном изучении и выражении в пространстве внутреннего содержания зданий, когда отдельные их части, постепенно соединяясь, превращаются в единую сложную структуру. Его интересовали архитектура и дизайн в целом: от городской планировки до конструкции дверных ручек. Он проектировал как отдельные здания, жилые, общественные, учебные и производственные, так и целые комплексы, культовые сооружения и выставочные павильоны, разрабатывал дизайн интерьеров, мебели, светильников… Его метод базировался также на учете социальных условий, не теряя при этом из виду человеческую личность.

Алвар Аалто черпал вдохновение от самой природы, наверное это ему привил отец который работал лесорубом.

Вот пример знаменитая ваза Алвара Аалто основой которого послужили финские озера

 

Ведь Финляндия страна озер. Мы видим что эти озера по форме нам напоминают ту самую знаменитую вазу.

Так же Алвар Аалто использовал естественные природные материалы при проектирование мебели и зданий очень часто он использовал дерево.

 

Вот такой стул на котором видно все кольца дерева

Еще пример природного влияния на Алвара Аалто волны моря, и еще ведь с финского Алвар переводиться как волна. Пример этого мы видимо в библиотеке города Выборга

Постройки Аалто неотделимы от окружающей среды, будь то городской или природный ландшафт, составляющей частью которого они являются. Бережное отношение ко всему многообразию мира природы проявлялось у Аалто в различных формах. Он, к примеру, осознавая огромное значение психофизических качеств света, стремился всегда обеспечить помещения естественным освещением, мастерски используя его как средство эстетической выразительности. Здесь можно вспомнить уже упомянутую библиотеку в Выборге (1930-е). Библиотечный корпус, прямоугольный в плане, построен почти без перегородок. В потолке имеются 57 круглых конусообразных отверстий диаметром 1,8 метра, которые образуют осветительную систему. Главный принцип этой системы заключается в том, что в течение круглого года зал освещается естественным светом, при этом глубина конусов такова, что лучи солнца не могут прямо проникать в здание и в читальный зал попадает только рассеянный солнечный свет. А в лекционном зале потолок состоит из волнообразных деревянных пластин, которые обеспечивают равномерное распространение звука, и в первую очередь голоса, в большей части зала. Использование такого природного мотива, как волнообразная поверхность, будь то потолок или стена, является характерным для творчества Аалто (интересно, что «аалто» по-фински - «волна»).

Большое внимание Аалто уделял обработке поверхности земли, решая ее как самостоятельную значимую архитектурную тему. Например, террасные сады - излюбленные элементы ландшафтных композиций Аалто. В качестве иллюстрации можно привести здание муниципального центра в Сяюнятсало (1950-1952). Комплекс, расположенный на довольно крутом склоне, состоит из одно- и двухэтажных строений, сгруппированных вокруг двора. Двор приподнят, что было достигнуто использованием излишков земли, оставшихся после рытья котлована под фундамент.

Концепция единства архитектуры и природы наиболее полно проявилась в градостроительных проектах Аалто. Они базируются на целом ряде принципов, рассматривающих тесную связь построек и окружающего ландшафта как важное условие формирования современной городской среды, где человеку должна быть предоставлена возможность постоянного общения с природой. В основе планировочных решений Аалто лежат идеи формирования гибких городских структур, органично вписанных в природное окружение. Аалто требовал от городской планировки в первую очередь «эластичности», позволяющей управлять ростом города во всех его формах и создавать постоянную возможность обновления для окружения человека. Хорошим примером может послужить общественный центр индустриального города Сейняиоки (1960-е), расположенного в западной Финляндии. Сейняиоки также является крупным религиозным центром этой части страны. Именно поэтому городской центр образуют две связанные между собой площади - общественная и церковная. Одним из основополагающих принципов его функциональной организации было разделение автомобильного и пешеходного движения. Все автомобильное движение вынесено на периферию, что позволило создать большие свободные зоны для пешеходов. Здание церкви доминирует в застройке центра, а большой двор перед ней решен в виде террас, покрытых травой. Двор соединяется с пространством церкви при помощи широких раздвижных дверей, что позволяет присутствовать на службе многим тысячам людей.

Общественная часть центра состоит из зданий городского совета, театра и библиотеки. Несомненно, здание муниципалитета является главным на площади, оно огибает ее пространство, изолируя его от внешних воздействий. Земля, оставшаяся после рытья котлована, была использована для создания земляных ступеней, которые ведут сразу на второй этаж - в зал заседаний. Этот террасный сад - центр композиции всей муниципальной площади.

Творческие принципы Аалто на протяжении всей его жизни почти не претерпели кардинальных изменений и не зависели от преходящей моды. Каждое его новое произведение не отрицало уже созданного, а лишь развивало его. В течение своей многолетней практики Аалто выработал ряд композиционных приемов, способствующих гармоничному сочетанию постройки с природным окружением. Благодаря этому наиболее характерные и живописные фрагменты ландшафта стали неотъемлемой частью его сооружений.

Показательно в этом отношении здание проектной мастерской архитектора (1955). Как говорил сам Аалто: «Архитектура не может рождаться в помещениях конторы. Появилась необходимость создания архитектурной мастерской нового типа». И он ее создал, построив в тихом пригороде Хельсинки мастерскую со спокойной рабочей обстановкой и благоприятной атмосферой. В мастерской предусмотрена возможность как для самостоятельной работы архитектора, так и для необходимой коллективной. А небольшой внутренний дворик, поднимающийся амфитеатром, использовался в летнее время для отдыха, бесед, показа фильмов, а также как лекционный зал.

Постройкам Аалто свойственна не только тесная связь «внутреннего» и «внешнего», их взаимопроникновение и чередование, а также и индивидуальные особенности пространственных форм, пластическая гибкость их контуров. Сближению построек и природы способствовал и выбор строительных материалов - будь то дерево, кирпич, гранит или медь. Показательно, что Аалто никогда не применял алюминий, очень неохотно - пластмассу и другие полимерные материалы. «Материал требует проверки временем, - говорил Аалто, - и не все новые материалы созрели для того, чтобы использоваться в архитектуре».

Широкое распространение в самых разных по масштабу работах Аалто - от градостроительных комплексов до отдельной квартиры - получил прием формирования пространства вокруг центрального двора, служащего связующим звеном между интерьером и внешней средой. Здесь можно рассмотреть довольно известную работу архитектора - виллу «Майреа» (1938-1939). Центральную часть постройки образует дворик с газоном и бассейном. С трех сторон дворик окружен домом, включающим жилую зону, галерею и баню. Главную часть дома составляет единое большое помещение (около 250 кв. м), которое по желанию может быть разделено на комнаты скользящими перегородками.

Еще одно интересное здание с внутренним двориком - загородный дом самого Аалто в Мууратсало (1952-1953). Внутренний двор являлся также лабораторией мастера, там он пробовал найти идеальную форму кирпича или стандартной детали. В проекте своего дома Аалто применил нерегулярную систему опор: несущие опоры размещены в наиболее выгодных точках рельефа.

В короткой статье невозможно рассказать обо всех работах Аалто, но хотелось бы упомянуть еще о нескольких. Это и туберкулезный санаторий в Паймио (1929-1933), состоящий из нескольких корпусов, расположенных с учетом правильной ориентации по сторонам света, и собственный дом Аалто в Хельсинки (1934-1936), который был задуман и как жилой дом, и как мастерская с садом на террасе второго этажа, и университет в Ювяскюля (1951) с интересно решенными дворовыми пространствами. Конечно же, нельзя не упомянуть и церковь Трех крестов в Вуоксенниске (1956-1958), состоящую из трех залов, разделенных мобильными перегородками. Главная, акустическая проблема была решена здесь путем проектирования асимметричного пространства, дугообразных и изогнутых частей стен, наклонных окон.

Информация о работе Особенности творческого метода Алвара Аалто