Особенности готического стиля в архитектуре Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение готического стиля в архитектуре Великобритании.
Для достижения поставленной цели необходимо решить комплекс задач:
Изучить географическое и геополитическое положение Великобритании;
Ознакомиться с историей развития страны;
Рассмотреть и изучить население Великобритании;
Изучить основные отрасли страны;
Выявить особенности готического стиля в архитектуре Великобритании.

Содержание

Введение 3
1 Характеристика географического и геополитического положения 5
2 Исторические особенности развития страны 12
3 Население 17
4 Основные отрасли производства 23
5 Особенности готического стиля в Великобритании 27
Заключение 40
Список литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Чечнева Дарья СТ-102.docx

— 653.56 Кб (Скачать файл)

В 1974 году возникла компания Бритиш Эйруйз. Кроме Хитроу и Гэтвика в стране 142 гражданских аэродрома. С 1970г. Британия участвует в проекте «Аэробус».

Товары на экспорт: промышленные товары, топливо, химические вещества, продовольствие, напитки, табак. [15]

 

 

 

 

5. Особенности готического стиля в архитектуре Великобритании

5.1 Градостроительство

Градостроительство средневековой  Англии, страны преимущественно сельскохозяйственной, с сильной централизованной властью, не достигло еще того уровня развития, который был характерен для многих городов континента; но общий процесс  роста городского строительства  охватил в XIII в. и Англию.

Отсутствие городского самоуправления и полная подчиненность городов  королевской власти наложили свой отпечаток  на их жизнь и архитектурный облик. Как правило, в них еще отсутствуют  ратуша и особая рыночная площадь. Однако с развитием товарного производства вместо обычного стихийного уширения участка главной улицы в планировочной структуре новых английских городов, возникающих в XIII в., появляется рыночная площадь.

Первая городская площадь  в Англии, причем расположенная эксцентрически, появилась в Солсбери (см. Приложение 5) — городе, основанном в 1217—1220 гг. в связи с решением перенести Старый Сарум, расположенный на безводном холме, на более благоприятную для жизни города территорию. Новый город, расположенный вдоль реки Эвон, был разделен на две обособленные, но связанные между собой главной улицей части: южную, епископальную, со зданием готического собора и домами каноников, и северную, светскую, с общественно-торговым центром и домами ремесленников. В основу планировки города была положена традиционная римская система, регулярность которой местами нарушалась спецификой территориальных условий. [14]

Новый город был обильно  обводнен сетью связанных с рекой  каналов, которые текли по середине улиц, необычно широких для средневекового города. Хотя основание Солсбери и явилось исключением для средневекового градостроительства Англии, в нем тем не менее отразились некоторые тенденции, характерные для ряда вновь построенных английских городов. В отличие от традиционной регулярности, плановое градостроительство велось с учетом местных природных особенностей.

К числу новых городов XIII в., возникших по предварительно намеченному плану, относится и  порт Гулль, или Кингстон-на-Гулле при слиянии рек Гулль и Хамбер. Для быстрейшего заселения Кингстона, заменившего старый порт Равенси, королевская хартия 1299 г. объявила город свободным и предоставила его жителям большие торговые привилегии. Расположенный близ границы с Шотландией, Кингстон был укреплен крепостными стенами и обводненными рвами. Для усиления обороны дока с противоположного берега реки был сооружен широкий канал, укрепленный стеной и фортами.

Типичная для английского  города регулярность местами нарушена особенностями местных условий. Так, направление двух главных улиц, связанных между собой поперечными, отвечало изгибам реки. Далеки от прямоугольных и очертания кварталов. В отличие от Солсбери, здесь роль рыночной площади выполняет обычное для Англии уширение одной из улиц. Этим Кингстон, при общем сходстве, отличается от французских бастид, где между двумя главными артериями располагалась торговая площадь.[5, c.196]

5.2 Замки

К XIII в. в результате особых мер, предпринятых укрепившейся королевской властью, стихийное строительство замков феодалов было вовсе прекращено. В дальнейшем фортификационное строительство Англии преследовало общегосударственные цели и благодаря опыту крестоносцев поднялось на более высокую ступень.

С этого времени больше внимания начинают уделять местоположению замка стратегической целесообразности размещения его оборонительных сооружений и крепостных дворов. Так, замок Пемброк (см. Приложение 1), поставленный на вершине утеса при слиянии рек, был укреплен в начале ХIII в. с южной, наиболее уязвимой стороны внешним крепостным двором с мощной системой оборонных сооружений.

В замке Бестон (около 1225 г.), где повторялась та же планировочная схема, неприступность верхнего двора — главной части цитадели — была усилена широким (10,65 м) и глубоким (8,52 м) рвом, прорубленным в скале, что было для того времени значительным достижением инженерного искусства.

Замки, расположенные на относительно ровном месте (Тауэр в  Лондоне), обносились дополнительно  одним или двумя концентрическими рядами крепостных стен, усиленных  башнями. Донжон постепенно теряет свое первенствующее оборонное значение и в английских постройках конца XIII — начала XIV в. уже, как правило, не возводится.

Центр тяжести обороны  переносится на крепостные башни, соединенные  куртинами, причем важнейшей из башен  становится надвратная, снабженная подъемным  мостом и герсами (герсы — железная подъемная решетка в крепостных воротах).

Прямоугольные крепостные башни  уступают место полукруглым, цилиндрическим или многоугольным в плане, стратегически более надежным. Характерна и общая регулярность планов этих сооружений, прямоугольных или треугольных. Таковы замки Харлех, Бомари и Кэрляверок.

Замки Инверлок и Бернуэлл (середина XIII в.) — предшественники этого типа. Это нашло свой отклик и в более поздних постройках XIV в. (круглый в плане замок Квинборо, 1361—1377 гг., и замок Бодиэм, 1386—1390 гг., прямоугольный в плане с круглыми башнями по углам).

Но строители этого  времени не всегда следовали регулярным схемам и, в зависимости от места  и назначения замка, придавали ему  соответствующую форму. Таков иррегулярный в плане замок королевской бастиды в Уэльсе, Карнарвон, с его мощными укреплениями, надежно прикрывающими город со стороны пролива.

Наряду с совершенствованием оборонительных сооружений замков в  Англии намечается новая тенденция  в организации жилища феодала, ранее  расположенного в башне. Так, внутренний двор Дерхемского замка застраивается в конце XII—XIII в. зданиями дворцового типа. То же имело место и в замке Лэдлоу в 1330 г. (см. Приложение 2)

Эти тенденции особенно рельефно выступают в королевском замке  Виндзор, основанном в 1096 г. в 30 км от Лондона на берегу Темзы. Здесь в конце XII столетня у северной стены внутреннего двора был заложен новый дворцовый комплекс. Реконструированные планы дворца свидетельствуют о развитии дворцовых помещений к концу XIV в., что отвечало постоянно возраставшим требованиям придворной жизни.

Новые веяния сказались и  на композиции обширного дворцового холла Вестминстерского дворца, конца XI в., перестроенного в 1394—1402 гг., когда  были надстроены внешние стены, устранены  внутренние опоры и бесстолпный зал был перекрыт деревянными стропильными фермами пролетом около 21 м.

5.3 Жилища и хозяйственные постройки

В средневековой Англии сельское жилище оставалось и в XIII—XIV вв. определяющим в жилищном строительстве страны.

От фахверковых и глинобитных  хижин беднейших крестьян ничего не сохранилось. Однако решающее значение для дальнейшего развития английского  жилища имел усадебный дом средней  руки.

Хозяйственные и бытовые  постройки группировались здесь  вокруг центрального двора, причем ядром  всего комплекса, как и в романскую  эпоху, оставался холл. К «верхнему» его концу примыкала вся жилая  часть я к противоположному, «нижнему» - кухня и кладовые. Усовершенствование коснулось главным образом внутренней отделки. Большое распространение в верхнем конце холла получил эркер (главное его украшение).

Постепенно вошли в  практику дубовая обшивка стен и  вымостка полов керамическими плитками. С возрождением кирпичного производства камин вытеснил прежние центрально расположенные очаги, а усовершенствование конструкции деревянных стропильных форм в XIV в. позволило делать обширные холлы бесстолпными. Такие перекрытия, типичные для средневековой Англии, нередко представляют высокую архитектурно-художественную ценность.

Сохранилось несколько крупных  холлов и домов XIV—XV вв. Типичным примером может служить усадебный дом Лоуэр Брэкхемптон XIV в.

Дом Окуэллс в Беркшире — хороший образец фахверкового жилища XV в., где старое заполнение (оштукатуренная ивовая плетенка) заменено кирпичным, но дубовый каркас и окна с переплетами, украшенными геральдическим рисунком, сохранились.

В позднее средневековье  ядром английского жилища продолжает оставаться холл. Довольно хорошо сохранился усадебный дом XIV в, средней величины — Пенсхёрст Плейс в графстве Кент. Его типичный план воспроизводит принятую в средневековой Англии схему расположения помещений по сторонам центрального ядра— холла. В центре холла — открытый очаг с козырьком для вывода дыма и особое вытяжное устройство в кровле («лувр»).

В Эльтхеме сохранился большой холл епископского дворца XV в. , входившего в свое время в состав обширного комплекса сооружений. Главный фасад холла воспроизводит некоторые приемы позднеготического храмостроения (членения, форма и расположение окон и т. д.).

От готической эпохи дошли  до нас и хозяйственные постройки, в которых архитектурные формы  хорошо отвечают функциональному назначению. К ним относится, например, кухня аббатства в Гластонбери (около 1440 г.). В этом центрическом здании развит прием, положенный в основу аналогичных более ранних сооружений (например, кухни в Фонтевро во Франции). Основная, кубическая часть здания с четырьмя очагами во внутренних углах покрыта восьмигранным шатром с двухъярусным световым фонарем и вытяжным устройством над ним. Переход от куба здания к восьмиграннику шатра осуществлен при помощи диагональных стрельчатых арок над кухонными очагами, где снаружи ранее поднимались дымовые трубы. В этом сооружении по существу нет декоративных элементов, но каждое членение фасада тектонически оправдано и художественно осмысленно. Все части здания соразмерны и построены на простых отношениях квадрата и его диагонали.

Теми же принципами руководствовались  и мастера, строившие здание каменного  амбара аббатства в Гластонбери XIV в.. Прямоугольное в плане здание с выступами и проездом по осям симметрии южного и северного фасадов хорошо отвечало своей несложной технологии, обеспечивая удобную загрузку амбара. А щелевидные проемы-продухи, похожие на крепостные бойницы, скупо освещая помещение, создавали режим, необходимый для хранения сельскохозяйственной продукции.

Конструктивная система  здания повторяет схему, общую для  зальных помещений того времени. Стены амбара, как и в холлах, усилены в углах и местах опирания деревянных арочных ферм контрфорсами. Особенно интересен западный фасад, умело вписанный в треугольник, чему отвечает и расположение бойниц, контрфорсов и окон. Любопытно, что треугольное окно в вершине щипца напоминает окна трифория собора в Личфильде.

Интересным примером хозяйственных  построек является здание водохранилища  при епископском дворце в Уэльсе — простой кубический объем с пирамидальной кровлей (в интерьере — ротонда). Диагонально расположенные контрфорсы с крупно моделированными профилями усиливают углы здания и наряду с лаконичной обработкой фасадов и удачно найденными пропорциями придают небольшому сооружению известную монументальность. Ее подчеркивают и тонко разработанные наличники, хорошо контрастирующие с крупной кладкой стены.

5.4 Общественные сооружения

В связи с развитием  общественной жизни в Англии в XIII—XIV вв. возникают новые типы сооружений: колледжи, гостиницы, госпитали. В это  время и здесь, как во всей Европе, начинают складываться первые крупные  центры средневековой культуры. В  Оксфорде в 1249 г. и в Кембридже в 1284 г. были основаны первые колледжи; число их непрерывно возрастало. Вся культурная жизнь средневековой Англии в основном сосредоточивалась в этих колледжах-университетах, соперничавших с прославленными университетами Парижа и Болоньи.

По своему устройству колледжи внешне напоминали монастырские постройки  с холлом и помещениями, сгруппированными вокруг прямоугольного двора (клуатра). Тот же принцип был положен в основу планировки наиболее значительного в Оксфорде Модлин-колледжа (св. Магдалины), начатого постройкой в 1474 г.. Как и в более раннем Нью-колледже, Т-образная в плане капелла и холл образуют здесь единый блок с обширным клуатром, крытыми галереями и жилыми комнатами над ними.

В Куин-колледже (начат в 1440 г.) в Кембридже, повторившем ту же общую схему, капелла связана в единый блок с библиотекой, а холл, расположенный под прямым углом к последней, находится, как и в средневековом жилом доме, на стороне двора, противоположной парадному входу, который в XV—XVI вв. все еще трактовался в виде надвратной башни.

Особо выделялась и общественная часть колледжа (холл и капелла). В Модлин-колледже она подчеркнута значительными по сравнению с жилым комплексом размерами, ритмическим чередованием больших оконных проемов со стройными контрфорсами и противопоставлением того же мотива в галерее, в более приземистых пропорциях. Единство двух разномасштабных частей комплекса - жилой и общественной - было в значительной мере достигнуто благодаря единому ритму вертикальных членений всей галереи клуатра и включению в композицию фасада надвратной башни крупных мотивов - сплошь остекленного эркера и входного проема под ним.

К числу зданий, строившихся  с благотворительной целью, относится  госпиталь св. Марии в Чичестере (конец XIII в.), включающий собственно госпиталь с двумя рядами комнат, открывающихся в общий холл и церковь. Открытые деревянные стропила искусной работы английских плотников опираются на наружные стены и деревянные стойки, скрытые в перегородках, отделяющих комнаты от холла.

Информация о работе Особенности готического стиля в архитектуре Великобритании