Основатели советского конструктивизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 13:37, реферат

Краткое описание

Конструктиви́зм — советский авангардистский метод (направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — первой половине 1930 годов. Конструктивизм принято считать русским (точнее говоря, советским) явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не может быть ограничен рамками одной страны

Содержание

1. Введение
2. Братья Веснины
3. Гинзбург Моисей Яковлевич
4. Заключение
5. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Основатели советского конструктивизма.docx

— 92.98 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Республики Казахстан

                                         

 

                                           

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему: «Основатели советского конструктивизма»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

  1. Введение
  2. Братья Веснины
  3. Гинзбург Моисей Яковлевич  
  4. Заключение
  5. Литература

 

Введение

Конструктиви́зм — советский авангардистский метод (направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — первой половине 1930 годов. Конструктивизм принято считать русским (точнее говоря, советским) явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не может быть ограничен рамками одной страны. Так, провозвестником этого стиля в архитектуре явилась ещё Эйфелева башня, сочетающая в себе элементы как модерна, так и оголённого конструктивизма. Конструктивизм храктеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В архитектуре принципы конструктивизма были сформулированы в теоретических выступлениях А. А. Веснина и М. Я. Гинзбурга, практически они впервые воплотились в созданном братьями А. А., В. А. и Л. А. Весниными проекте Дворца труда для Москвы (1923) с его чётким, рациональным планом и выявленной во внешнем облике конструктивной основой здания (железо-бетонный каркас). В 1926 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — ОСА (общественная организация, основанная в 1924 году членами ЛЕФа). Данная организация являлась разработчиком так называемого функционального метода проектирования, основанного на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны.

 

Братья Веснины

Творческий коллектив братьев Весниных — Леонид Александрович (1880—1933), Виктор Александрович (1882—1950) и Александр Александрович (1883—1959) — сыграл большую роль в становлении советской архитектуры.

 
 

По отношению к дореволюционному творчеству Весниных трудно говорить о каком-то едином почерке братьев. Как авторы проектов они выступают и по одному, и вдвоем, и все трое вместе. Причем не все их работы этого периода равноценны по своему художественному качеству. С большим мастерством выполнены те проекты и постройки, где использованы традиции русского классицизма (дом Сироткина в Нижнем Новгороде, 1913—1916 гг.); с меньшим успехом работали Веснины в других «стилях». Ряд предреволюционных работ Весниных носил определенные черты так называемой «рациональной архитектуры» — новая пространственно-функциональная структура и современные конструкции (каркас, большие остекленные поверхности) все более явно просвечивали сквозь традиционные формы, особенно в проектах и постройках конторских, торговых и промышленных зданий (банк на Кузнецком мосту — 1913 г., универмаг акционерного общества «Динамо» в Москве — 1917 г. и др.).

В первые годы Советской власти братья чаще выступали раздельно. Причем их творческая судьба в этот период сложилась так, что они работали в тех областях архитектуры, на стыке которых и зарождались в 20-е годы новые творческие принципы советской архитектуры: массовое жилье (Л. Веснин), промышленные сооружения (В. Веснин), художественные поиски (А. Веснин).

Творческий коллектив Весниных окончательно сложился к 1923 году, и в течение десяти лет братья были признанными лидерами нового направления в советской архитектуре. Сила творческого коллектива Весниных заключалась в том, что это было органичное сообщество талантливых, единых по творческим устремлениям, но в то же время и во многом разных архитекторов. Братья удачно дополняли друг друга не только различными сторонами своего таланта, но и своим опытом.

Произведения Весниных 1923—1932 годов характерны для конструктивизма, сторонники которого в вопросах формообразования отдавали предпочтение выявлению функционально-конструктивной основы здания. При этом для работ 1923—1925 годов было характерно подчеркивание конструктивной целесообразности новой архитектурной формы (творческие принципы раннего конструктивизма сформулированы в «кредо» А. Веснина).

В конце 1925 года была создана творческая организация конструктивистов — Объединение современных архитекторов (ОСА, председатель — А. Веснин, заместители — В. Веснин и М. Гинзбург). Печатным органом конструктивистов стал журнал «Современная архитектура» (СА, ответственные редакторы — А. Веснин и М. Гинзбург).

Во второй половине 20-х годов конструктивисты больше внимания начинают уделять обоснованию функциональной целесообразности новой архитектурной формы (характерны в этом отношении мысли, высказанные А. Весниным на заседании в РАХН в 1929 г.). Был разработан и получил распространение так называемый функциональный метод — учет требований функционального процесса (взаиморасположение отдельных помещений, график движения и т. д.), разработка рациональной планировки и оборудования здания. Функциональный метод представлял собой развернутую творческую программу конструктивизма. Он требовал от архитектора участвовать в выработке новых типов зданий, бороться с эклектикой, внедрять в архитектуру новейшие научно-технические достижения, выявлять эстетические возможности новой архитектуры, бороться за индустриализацию строительства, типизацию, заводское изготовление элементов и превращение строительства в монтаж строительных деталей и т. д.

Причем важно отметить, что в функциональном подходе к проблемам формообразования конструктивисты подчеркивали значение социальной функции сооружения. Широко использовалась павильонная композиция — деление сооружения на отдельные, различные по назначению корпуса, соединенные между собой в соответствии с требованиями общего функционального процесса переходами и коридорами. Характерны в этом отношении произведения Весниных: конкурсный проект Библиотеки им. В. И. Ленина (1928—1929), Дом Общества политкаторжан (1930), проекты домов-коммун для Сталинграда и Кузнецка (1929 — 1930), рабочие клубы в Баку (1928—1932), Дворец культуры Пролетарского района в Москве (1931 —1937). В этот же период созданы: универмаг на Красной Пресне (1927), Днепровская гидроэлектростанция (1929—1930), конкурс-тис проекты—театр в Харькове (1930), Дворец Советов (1931 — 1932) и др.

В начале 30-х годов в советской архитектуре происходил процесс творческой перестройки с ориентацией на использование традиций прошлого. В изменившихся творческих условиях Веснины не могли работать с полной отдачей своего таланта. Но и среди проектов, созданных братьями Весниными после 1932 года, есть весьма значительные работы; среди них — конкурсные проекты для Москвы: театр им. Вл. И. Немировича-Данченко (1933), Наркомтяжпром (1934), второй дом Совнаркома в Зарядье (1940).

В 1933 году умер Л. А. Веснин, и в последующем продолжали совместно работать А. А. и В. А. Веснины.

В начале 30-х годов, как и в первые годы Советской власти, в центре творческих поисков советских архитекторов оказались художественные проблемы формообразования. Резкой критике подвергались работы конструктивистов за их отказ от традиционных архитектурных форм и декора.

Творческие дискуссии 1933—1934 годов проходили под знаком поисков новых путей развития советской архитектуры, причем в центре внимания оказалась проблема наследия. Обсуждение творческих проблем продолжалось и в последующие годы. В вопросе об отношении к наследию происходили наиболее острые столкновения между сторонниками различных творческих концепций. Лидеры конструктивизма (Л. Веснин, М. Гинзбург, В. Веснин) активно выступали на совещаниях и дискуссиях и на страницах печати, резко критикуя явно обозначившуюся тогда тенденцию использования форм прошлого. Они не отрицали необходимости изучения архитектурного наследия, но считали, что это надо делать не для того, чтобы использовать формы прошлого в современных сооружениях, а чтобы понять закономерности создания художественного образа.

В 1934 году лидеры конструктивизма выступили с совместной программной статьей «Проблемы современной архитектуры», в которой в развернутой форме изложили свои теоретические взгляды и отношение к происходившей тогда в советской архитектуре творческой перестройке.

С 1933 года А. А. и В. А. Веснины возглавляли одну из созданных тогда проектных мастерских Моссовета (переданную вскоре в систему Наркомтяжпрома, а затем в Наркомат нефтяной промышленности).

В послевоенные годы Веснины постепенно отходят от активной практической и теоретической работы.

Теоретическое наследие Весниных невелико. Леонид Александрович не выступал как теоретик, Александр Александрович и Виктор Александрович, активно участвуя в творческой жизни и теоретических дискуссиях, писали мало и неохотно. Особенно мало выявлено текстов, относящихся к наиболее активному периоду творческой деятельности братьев Весниных — к 1923— 1932 годам.

 

 

 

 

 

 

 

Гинзбург Моисей Яковлевич

Один из основоположников советского конструктивизма в архитектуре — начал свою деятельность в период зарождения архитектуры XX века. Его имя связано с эпохой становления советской архитектуры.

Гинзбург соединял в себе талант ученого, писателя и архитектора-практика. Проникновение в вопросы теории органически связано со всем его творчеством. В своих выступлениях он призывал бороться за архитектуру, которая должна быть гуманистическим искусством, за архитектуру, отвечающую потребностям социалистического общества. Его книги, статьи, архитектурное творчество широко известны советским и зарубежным зодчим. Идеи, освещавшие его творческий путь, многие из которых не были приняты современниками, в дальнейшем прочно вошли в жизнь и завоевали ему одно из первых мест в архитектуре XX века.

Моисей Яковлевич Гинзбург родился в 1892 году в Минске. Его отец-архитектор способствовал развитию в сыне любви к рисованию и живописи, со школьного возраста привлекал его к участию в своих работах. Архитектурное образование Гинзбург получил в Италии. В 1914 году он окончил архитектурный факультет Академии художеств в Милане, получив диплом архитектора-художника. В этом же году, возвратившись на Родину, он поступил на архитектурное отделение Рижского политехникума (находился тогда в Москве) и через три года получил второй диплом.

В 1917 году Гинзбург уезжает в Крым, где по его проекту (совместно с Н. Копелиовичем) строится особняк в Евпатории. Одновременно он изучает народное творчество Крыма, делает обмеры, зарисовки, пишет книгу «Татарское искусство в Крыму». В Крыму он провел четыре года. Это годы серьезной научно-исследовательской работы, когда окончательно начинают формироваться его взгляды на современную архитектуру.

В 1921 году Гинзбург переезжает в Москву, где проходит вся его дальнейшая жизнь и работа. В 1922 году молодой архитектор становится профессором Московского института гражданских инженеров по кафедре истории архитектуры и профессором Вхутемаса, где читает курс архитектурной композиции.

Начало 20-х годов Гинзбург посвятил научным исследованиям в области теории композиции современной советской архитектуры. В книге «Ритм в архитектуре» (1923) он вскрывает законы ритма, определяющие, по его словам, подлинную сущность всякого архитектурного произведения. В заключение он подводит читателя к необходимости отыскать в современной архитектуре те формы и законы их сочетаний, в которых проявится ритмическое биение наших дней.

В следующей книге, названной им «Стиль и эпоха» (1924), он призывает архитектора стать не декоратором жизни, а ее организатором, доказывает необходимость освобождения от формальных элементов отживших классических систем и различных «стилей». Здесь Гинзбург рассматривает современный конструктивизм — идеологом и выразителем которого он стал вместе с братьями Весниными, — как художественное явление. Он показывает, какое влияние оказала на искусство новая техника, рациональная организация машины, строительство крупных инженерных сооружений и как в связи с этим изменился характер эстетических представлений. Характерные черты будущего стиля он видит в простоте и ясности архитектурного решения, в стандартизации строительного производства, в новом градостроительном размахе.

Книга «Стиль и эпоха» вызвала различные отклики современников. Для многих она стала своеобразным манифестом раннего конструктивизма, у противников вызвала бурную реакцию своими заостренными формулировками.

После создания ОСА и журнала «Современная архитектура», ответственным редактором которого он был совместно с А. А. Весниным, Гинзбург опубликовал ряд теоретических статей. Он выступает на страницах журнала «СА» со статьями, в которых последовательно объясняет сущность архитектурного конструктивизма, разрабатывает методы функционального творчества, многократно возвращаясь к одним и тем же темам, вновь и вновь развивая их.

В статье «Новые методы архитектурного мышления» (1926) Гинзбург говорит о необходимости в связи с современными социальными условиями прежде всего обращать внимание на проблему создания новых рациональных типов сооружений. В 1927 году в статье «Итоги и перспективы «СА» он развивает эту мысль и говорит о необходимости поднять вопросы архитектурного творчества, повысить квалификацию работы архитектора, его культуру. Он подчеркивает, что совершенное по выразительности архитектурное решение получается в процессе функционально-конструктивного становления не механически, не само собой, а в результате максимального овладения архитектурным материалом, в результате умения использовать и подчинить себе все особенности и свойства плоскости, объема, пространства. В своих последующих статьях Гинзбург неоднократно возвращается к вопросам архитектурной выразительности, художественного образа, формы в архитектуре. В связи с обвинением конструктивистов в художественном нигилизме, в отрицании формы, он в статье «Конструктивизм в архитектуре» решительно отводит эти обвинения, указывая на то, что конструктивизм отыскивает самый верный путь к форме, что форма для конструктивистов находится в стадии постоянного искомого, каждый раз заново определяемого четко и революционно очерченной целью.

Выдающийся архитектор-новатор, Моисей Яковлевич Гинзбург в своем творчестве становится мастером новой художественной формы. Вдохновленный социальным переворотом в стране, он ищет рациональные типы сооружений, отражающие современный быт, отвечающие социальным потребностям советского общества, потребностям советского человека. Новатор в использовании технических средств в архитектуре, в применении стандартных элементов, он находит отвечающие им средства архитектурной композиции, добивается яркой художественной выразительности. 
В конкурсном проекте на «Дом текстилей» в Зарядье в Москве, выполненном в 1925 году (совместно с арх. В. Владимировым), Гинзбург ищет новый тип советского административного здания. В проекте этого сложного по составу помещений сооружения (конторы, гостиница для приезжающих, ресторан, универмаг, гараж и др.) он показал возможность создания художественного произведения самыми лаконичными средствами.

Информация о работе Основатели советского конструктивизма