Озеленение города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Озеленённые территории - неотъемлемая часть городской застройки, её архитектурных ансамблей и имеют большое санитарно-гигиеническое, рекреационное, ландшафтно-архитектурное, и научное значение.
Основным компонентом озеленённых территорий является растительность в виде массивов, куртин, групп деревьев и кустарников, газонов и цветников.
Озеленённые территории города - бульвары и скверы, парки и сады, лесопарки, территории жилой и промышленной застройки - находятся в сложных экологических условиях среды, постоянно испытывают на себе воздействие высоких концентраций выхлопных газов, пыли, сажи от транспорта, повышенные рекреационные нагрузки, перепады температуры воздуха.

Содержание

Введение 3
1.Краткий исторический обзор садово-паркого строительства 4
2.Зеленые насаждения, нормы озеленения 8
2.1 Классификация городских зеленых насаждений 18
2.2 Балансы территорий городских назначений 27
2.3 Значение зеленых насаждений для охраны окружающей среды 30
2.4 Уход за городскими зелеными насаждениями 31
3.Зеленые насаждения города Перми 35
4. Организация объектов садово-паркового строительства 39
Заключение 42
Список использованных источников 43

Вложенные файлы: 1 файл

ГОРОДСКОЕ ЗЕЛЕНОЕ ХОЗЯЙСТВО,его состав и значения для развития города.docx

— 79.65 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение            3

1.Краткий исторический  обзор садово-паркого строительства   4

2.Зеленые насаждения, нормы  озеленения      8

2.1 Классификация городских  зеленых насаждений            18

2.2 Балансы территорий  городских назначений                                                 27

2.3Значение зеленых насаждений  для охраны окружающей среды                 30

2.4 Уход за городскими  зелеными насаждениями                                             31

3.Зеленые насаждения города Перми                                                                  35

4. Организация объектов садово-паркового строительства                              39

Заключение                                                                                                            42

Список использованных источников                                                                43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Озеленённые территории - неотъемлемая часть городской застройки, её архитектурных ансамблей и имеют большое санитарно-гигиеническое, рекреационное, ландшафтно-архитектурное, и научное значение.

 Основным компонентом  озеленённых территорий является  растительность в виде массивов, куртин, групп деревьев и кустарников, газонов и цветников.

Озеленённые территории города - бульвары и скверы, парки и сады, лесопарки, территории жилой и промышленной застройки - находятся в сложных экологических условиях среды, постоянно испытывают на себе воздействие высоких концентраций выхлопных газов, пыли, сажи от транспорта, повышенные рекреационные нагрузки, перепады температуры воздуха.

Зеленые насаждения издавна считаются надежной и проверенной защитой от загрязнения воздуха, их справедливо называют “легкими города”. Конечно, зеленые насаждения и украшают город, но прежде всего они играют важную роль в деле оздоровления окружающей среды. Во время вегетационного сезона их растительность обогащает воздух кислородом и поглощает углекислый газ. С каждого гектара, занятого деревьями, выделяется в год до 30 кг полезных для человека эфирных масел. 1 га деревьев и кустарников только за один час поглощает весь углекислый газ, выделяемый за это время 200 людьми.

Растительность на озелененных территориях города, как живой компонент природы, постоянно трансформируется в пространстве и во времени. В процессе роста и развития древесные растения постепенно стареют, теряют свои полезные качества, гибнут. В настоящее время значительная часть насаждений на озелененных городских территориях требует осуществления тех или иных форм восстановления - капитального ремонта и полной реконструкции.

1.Краткий исторический обзор садово-паркового строительства

 

Сады и парки, как форма синтеза природы и различных искусств, были связаны с историческими стилями, развивались во взаимосвязи с развитием философии, литературы, с эстетикой быта, живописью, архитектурой, музыкой и выражали изменяющееся в каждую эпоху отношение человека к природе.

Садово-парковое искусство в рабовладельческую эпоху возникло при культовых сооружениях, дворцах правителей и усадьбах знати. С одной стороны, в дохристианскую эпоху формировалось представление о загробном царстве как самом прекрасном месте, необыкновенном саде. С другой стороны, сад трактовался как модель мира.

В Древней Греции классического периода симметрично посаженными деревьями нередко окружались храмы (Гефестейон в Афинах, вторая половина V в. до н. э.), иногда и центры городской жизни (например, афинские агоры). Регулярные сады - герооны, украшенные колоннадами и скульптурой, предназначались для спортивных состязаний в память погибших героев. Сады и парки были не украшением царских дворцов, а общественным достоянием, местом спортивных состязаний и занятий, бесед и общения граждан.

Древнеримские сады, обычно окруженные колоннадами, выделялись взаимосвязью природных и архитектурных форм. Большую роль играли искусственные водоемы, фонтаны, подстриженные деревья и кустарники, а также малые формы - легкие трельяжные изгороди, беседки и перголы, декорированные вьющимися растениями. Типичными были садики перистилей - прямоугольных дворов, окруженных крытой колоннадой, которые служили составной частью многих античных жилых и общественных зданий.

На формирование садов оказали влияние известные в то время труды античных авторов. Крестовые походы познакомили средневековую Европу с чрезвычайно богатым культурным достоянием Ближнего Востока - Византии, Египта и арабских стран (шахский «рай» в Персии, мавританские сады в Испании). Путешествия Марко Поло (1260-е годы) открыли Европе садово-парковое искусство Пекина.

На завоёванном арабами Иберийском (Пиренейском) полуострове в VIII-XII вв. сложился тип испано-мавританского сада. Главный архитектурный ансамбль Гранады - Альгамбра, основная часть построек которого относится к XIV в., поражал богатством интерьеров. В архитектуру дворца органически входили вода и растения: бьющие из фонтанов сверкающие cтpyи оживляли и дополняли ритм колоннад, которые отражались в зеркальной поверхности водоемов.

В Китае в Х-XIII вв. были распространены маленькие декоративные сады, воспроизводившие мир естественной скромной природы состоявшие из искусственных тихих водоем, заросших лужаек и скал с будто случайно приютившимися в живописных местах легкими деревянными беседками. Самый значительный ансамбль XV-XVII вв. - это Императорский двор в Пекине с садами и парками.

Оформление многообразных декоративных садов Японии в XIV-XV в.в., в том числе «сухих» (из гальки и камней), стало своеобразным видом искусства. В соответствии с буддийским учением они воспроизводили на маленьком клочке земли картину большого мира: океаны с островами, горные потоки, леса, долины и ущелья.

Гуманистическая культура европейского Возрождения (XIV-XVI вв.) носила светский характер. В искусстве появились историческая и пейзажная живопись, самостоятельная «круглая скульптура». Творчество А. Палладио (вилла Тонда близ Виченцы, 1551-1567 гг.) и его трактат «Четыре книги об архитектуре» (1570 г.) оказали огромное воздействие на развитие архитектуры классицизма в Англии, Франции и России.

Эпоха возрождения и барокко ознаменовали расцвет садово-паркового искусства. Максимально использовались особенности природы и климата, архитектура и планировка садов повторяли архитектуру и планировку роскошных вилл и дворцов. Получили распространение террасированные сады, искусная обработка рельефа, сложные водные системы, смелое использование всех форм растительного материала как «зелёной архитектуры», стрижка и формовка растений на основе знания их свойств.

В XVIII веке, в эпоху Просвещения, целью искусства было подражание природе, но природе идеальной, упорядоченной и усовершенствованной в духе античности. В восприятии пейзажа ориентировались на классическую пейзажную живопись.

Пейзажные сады, получившие распространение ещё в эпоху Ренессанса, существовали в Англии как чисто духовное явление. У его истоков стояли поэты, художники, философы.

На становление пейзажного парка оказали влияние и археологические исследования, и изучение античных памятников. Таким образом, пейзажный парк возник на фоне английского классицизма.

В России возрождение и открытие античности переживалось с удвоенной силой и глубиной. Русское садово-парковое искусство, развиваясь в рамках общеевропейского стиля, в то же время отличалось неповторимым своеобразием, специфика которого состояла в ускорении прохождения стилевых этапов.

Развитие классицизма в России привело к более сложной планировочной структуре сада. В природе выше всего ценились не тронутые рукой человека романтизированные «устрашающие» черты: скалы, пропасти, водопады, камни, «дикие пейзажи». Садово-парковое искусство XIX века дало принципиально новые формы - натуральные сады и городские и загородные общественные сады и парки. Их развитие было связано с архитектурными решениями мест народных гуляний и выставочных комплексов.

В России общественные сады и парки возникли ещё в XVIII веке. Они стали единственным местом отдыха небогатого городского населения и наряду с выставками способствовали созданию праздничной среды.

В XX веке появляются новые объекты садово-паркового искусства - это спортивные и развлекательные парки, луна-парки, парки-выставки, исторические и т. д.

В современном садово-парковом искусстве преобладают свободные пейзажные построения, основанные на художественной интерпретации естественных ландшафтов с включением регулярно спланированных фрагментов территорий. Идея и форма осмысления паркового пространства по-прежнему зависят от системы взглядов на природу и её восприятия, образа жизни современного человека, от масштабности всей территории, композиции её внутреннего пространства.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Зеленые насаждения

Нормы озеленения

 

При проектировании любого города пользуются нормами озеленения, которые дифференцируют в зависимости от размера города и климатических условий. Города с населением более 500 тыс. чел. относятся к крупнейшим городам, от 250 до 500 тыс. чел. - к крупным, от 100 до 250 тыс. - к большим, от 50 до 100 тыс. - к средним и с населением до 50 тыс. - к малым городам.

Парки общегородские и районные. Нормы посадки древесно-кустарниковых пород в парковых насаждениях определялись отдельно для центральной и прогулочной части парка.

Центральная зона парка предназначена для проведения культурно-просветительных мероприятий. С учетом функционального назначения центральная часть решается, как правило, в регулярном стиле, т.е. в планировке этой зоны парка преобладают рядовые и аллейные посадки деревьев, допускается довольно высокий процент живых изгородей и кустарников. Исходя из композиционных особенностей построения центральной части парка наиболее оптимальные нормы посадки деревьев на 1 га составляют 90 - 150 шт. для Нечерноземной зоны, 120 - 170 шт. - для лесостепной и 180 - 220 шт. - для степной зоны. Соотношение деревьев и кустарников в этих условиях колеблется от 1:10 до 1:20.

Объемно-транспортная организация прогулочной части парка в соответствии с функциональным назначением решается, как правило, в ландшафтном или пейзажном стиле. Количество деревьев и кустарников в этой части парка определяется композиционными решениями. Характерным является преобладание плотных групп посадок и уменьшения доли свободных открытых пространств с целью создания затененных участков для отдыха. Поэтому плотность посадки деревьев и кустарников в этой части парка выше, чем в центральной части, и составляет (шт/га): 170 - 250 - в Нечерноземной зоне, 280 - 350 - в лесостепной, 350 - 420 - в степной и полупустынной. Соотношение деревьев и кустарников в этих условиях уменьшается и составляет 1:4 - 1:6.

Для создания густых парковых массивов используются в основном саженцы деревьев I группы с размещением их на расстоянии 5 ´ 5 м (400 шт/га). Изреженные (рыхлые) посадки выполняются саженцами II группы с увеличением расстояния между растениями до 6 ´ 8 м (230 шт/га). Открытые ландшафты формируются одиночными посадками III группы деревьев из расчета 50 шт/га.

Для парковых насаждений разработаны усредненные нормы посадки по видам насаждений для всех климатических зон РСФСР. Они представлены в табл. 1. Соотношение деревьев и кустарников принято в пределах 1:4 - 1:10.

 

Плотность посадки деревьев и кустарников на 1 га озеленяемой площади городских объектов зеленого строительства в различных природно-климатических зонах РСФСР

Табл.1

Вид насаждений

Нечерноземная зона

Лесостепная зона

Степная зона

Сухая степь, полупустыня

Северный район

Центральный район

Восточный район

Европейская часть

Азиатская часть

Европейская часть

Азиатская часть

Парки общегородские и районные

Деревья

120-150

120-170

170-200

200-230

220-250

290-300

300-330

300-330

Кустарники

1200-1500

840-1190

1360-1600

1000-1150

1760-2000

1160-1200

2400-2640

2400-2640

Сады жилых районов и микрорайонов

Деревья

100-120

130-150

150-180

180-200

210-240

280-300

280-300

300-330

Кустарники

1000-1200

1040-1200

1200-1440

1440-1600

1680-1920

1400-1500

2520-2700

1200-1320

Скверы

Деревья

80-100

100-130

130-150

150-170

170-190

200-220

200-220

200-240

Кустарники

900-1200

1000-1300

1300-1500

1200-1360

1700-1900

1400-1540

2000-2200

2000-2400

Бульвары

Деревья

280-300

300-330

300-330

300-330

330-360

380-410

380-410

380-440

Кустарники

1680-1800

1200-1320

1200-1320

1200-1320

1980-2160

1600-1680

2400-2528

2280-2520

Улицы

Деревья

240-280

280-300

280-300

300-330

330-360

380-410

360-410

380-410

Кустарники

960-1120

840-900

840-900

900-990

1320-1440

1140-1230

1520-1640

1520-1720

Набережные

Деревья

280-300

300-330

300-330

300-330

330-360

380-410

380-410

380-440

Кустарники

1400-1500

1500-1650

1500-1650

1320-1440

2280-2460

1520-1640

2280-2460

2280-2460

Жилые территории

Деревья

80-100

100-120

100-120

150-170

170-190

170-200

200-230

200-230

Кустарники

800-1000

800-960

900-1080

750-850

1190-1330

1020-1200

1600-1840

1600-1840

Участки детских садов и яслей

Деревья

100-120

140-160

140-160

180-220

180-220

220-250

220-250

220-250

Кустарники

1200-1440

1400-1600

1400-1600

1440-1760

1800-2200

1760-2000

2200-2500

2200-2500

Участки школ

Деревья

100-120

110-140

110-140

130-160

130-160

170-200

170-200

170-200

Кустарники

1000-1200

880-1120

880-1120

1040-1280

1300-1600

1360-1600

1700-2000

1700-2000

Спортивные комплексы

Деревья

100-120

100-130

100-130

110-130

110-130

120-150

120-150

120-150

Кустарники

600-720

500-650

500-650

440-520

660-780

480-600

720-900

900-1020

Больницы и лечебные учреждения

Деревья

120-140

140-150

140-150

140-150

140-150

150-170

150-170

150-170

Кустарники

720-840

700-750

560-600

700-750

700-750

750-850

900-1020

960-1140

Участки промышленных предприятий

Деревья

120-140

150-180

150-180

170-200

170-200

200-230

230-260

270-300

Кустарники

720-840

750-900

750-900

680-800

1020-1200

1000-1150

1380-1560

1620-1800

Санитарно-защитные зоны

Деревья

730-1100

730-1100

730-1100

730-1100

500-600

500-600

500-600

500-600

Кустарники

104-157

104-157

104-157

104-157

100-120

100-120

100-120

100-120

Лесопарки

Деревья

300-330

330-360

350-370

370-400

370-400

400-430

400-430

400-430

Кустарники

900-990

990-1080

1050-1110

1110-1200

1480-1600

1600-1720

1600-1720

1600-1720

Информация о работе Озеленение города