Монопрофильные города. Проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 22:36, курсовая работа

Краткое описание

С кризисом в России опять возникла старая проблема. Что делать с так называемыми градообразующими предприятиями и монопрофильными городами. В СССР очень часто города строились вокруг заводов, скважин, месторождений и так далее. Планировщики того времени не видели необходимости в диверсификации местных экономик, но в рыночных условиях, когда возможны резкие скачки цен на выпускаемую ими продукцию, «моногорода» оказались крайне уязвимы.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………...1
2. Определение «монопрофильного города», его признаки и критерии………4
3. История возникновения моногородов…………………………………….......7
4. Проблемы «монопрофильных городов»…………………………………….11
5. Решение проблемы и перспективы развития монопрофильных городов……………………………………………………………………………16
6. Заключение…………………………………………………………………….19
7. Список используемой литературы…………………………………………...20

Вложенные файлы: 1 файл

24.docx

— 152.00 Кб (Скачать файл)

- налогово – кредитные  льготы для монопрофильных городов,  в которых градообразующее предприятие работает неэффективно, но рыночные возможности для сбыта его продукции благоприятны;

- содействие развитию  малого бизнеса.

В настоящее время поддержка  монопрофильных территорий на федеральном уровне осуществляется в рамках целевых программ: «Развитие транспортной системы России 2010-2015 гг.», «Жилище», «Реформирование жилищного коммунального хозяйства», «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 – 2015 гг.».

Основная задача сегодня  создать механизм изменения ситуации в моногородах, адекватной рыночной экономической системе и потому обеспечивающие возможность саморазвития этих населенных пунктов и их гибкой адаптации к изменениям окружающей среды без постоянного обращения  к ресурсам государства. С целью  решения данной задачи каждый из регионов должен представить в Министерство регионального развития комплексный инвестиционный план (КИП) развития территории.

КИП является главным основанием государственной поддержки и  обеспечивает возможность координации  развития моногородов субъектов  РФ; позволяет в ходе реализации сконцентрировать возможности федеральных, ведомственных и региональных целевых программ и стратегии развития; дает возможность определить оптимальный путь развития города; создаёт условия для реализации проектов на принципах государственно – частного партнерства.

Реализация КИПов развития моногородов должна привести к переходу моногорода в зону управляемого риска, переходу от индустриального к инновационному пути развития, росту качества жизни населения, увеличения эффективности бюджетной сферы и бизнеса, созданию альтернативных производств, развитию малого и среднего предпринимательства, ориентированного на модернизацию.

Претендующие на государственную  поддержку КИПы должны быть увязаны  с планами развития региона, отраслевыми  стратегиями, прогнозами развития миграционных потоков, строительства дорожной и инженерной инфраструктуры, однако реализация КИПов в регионах сталкивается со следующими проблемами:

- большая часть моногородов  – это небольшие населенные  пункты с низкой бюджетной  обеспеченностью, недостаточностью  средств даже на предпроектное финансирование,

- дефицит кадров для структур занимающихся разработкой КИПов и, соответственно, дефицит проектов, отвечающих банковских стандартам инвестирования,

- дефицит квалифицированных  кадров для вновь созданных  производств,

- отсутствие необходимой  инфраструктуры для реализации  проектов,

- длительные процедуры  формирования технической и разрешительной  документации по реализации проектов

Во избежание этих проблем  правительство должно позаботиться о создании механизмов по оказанию не только финансовой, но еще и креативной помощи (разработки эффективных и  экономически оправданных проектов по перепрофилированию и диверсификации экономики каждого конкретного  моногорода)

Вывести российские моногорода из социально – экономической  депрессии можно лишь способом диверсификации экономики.

Диверсификация экономики  может осуществляться в зависимости  от териториальных, природных особенностей региона за счет сферы туризма, строительной индустрии, агро – промышленного комплекса, инновационных технологий. При этом задачами диверсификации моногородов является разработка и реализация стратегии развития градообразующего предприятия, предприятий малого и среднего бизнеса, новых для города видов деятельности, привлечение инвестиций в разработанные направления.

Необходимо разработать  систему льгот, которая должна носить характер налогового инвестиционного  кредита (например, в виде компенсации  части процентной ставки по кредитам).

В целом надо отметить, что  государственная поддержка процессов  модернизации экономики моногородов  должна представлять комплексный план действий, направленных на улучшение  инвестиционного климата в моногородах, создании институтов управления инвестиционными  проектами, развития среднего и малого бизнеса, конкуренции и снижения зависимости экономики моногородов  от результатов деятельности градообразующих  предприятий.

 

Заключение.

В русском языке появилось  новое слово «пикалевщина». Так  теперь называют проблему российских моногородов.

В нашей стране около 500 городов, жизнь которых полностью зависит от состояния дел на градообразующем предприятии. В моногородах живет около 25 млн. человек — четверть всех горожан страны. Иногда таких предприятий в городе два или три, но они связаны друг с другом, так что трудности одного тут же создают проблемы остальным.

Что же делать с моногородами?

Теоретически, на бумаге, все  очень правильно, логично, возможно идеально. И все, кажется прекрасно, если бы только не одно «но» - все эти планы возможно осуществить в первоначальном виде только в теории, в современных же российских условиях это очень сложно, практически невозможно.

Сделать моногорода процветающими  быстро не получится. Точно так же, как и переселить четверть населения  российских городов в другие города. Но у России есть успешный опыт реструктуризации угольной отрасли и перепрофилирования угольных регионов. Не говоря уже об обширном опыте зарубежных стран, которые  тоже сумели решить проблему моногородов. Поэтому шансы на успех есть.

 

 

Список используемой литературы.

    1. Ивашина Н.С., Улякина Н.А. Монопрофильный город: теоретические аспекты. Магнитогорский государственный университет. УДК 332.146. ИнВестРегион № 1 / 2012
    2. . Ишимов В. М., Капицын В.М.  Монопрофильные города: устойчивое развитие и социальная ответственность. УДК 316.334.56.
    3. Институт региональной политики. Моногорода России: Как пережить кризис?  Москва-2008
    4. Общероссийская конференция: Моногорода – современные решения. Аналитическое агентство RWA.
    5. Монопрофильные города и градообразующие предприятия http://www.unioninvest.ru/city_mong.html
    6. Как спасти российские моногорода? - пресс-конференция Натальи Зубаревич на Ленте.ру, 19 июня 2009 года.
    7. Как спасти моногорода? И надо ли? Качканарский Четверг, 24 августа 2009.
    8. Москаленко И. О. Общие черты, проблемы и перспективы развития моногородов России [Текст] / И. О. Москаленко // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. II.  — М.: РИОР, 2011. — С. 157-160.

 


Информация о работе Монопрофильные города. Проблемы и перспективы развития