История русской Архитектуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2015 в 18:04, доклад

Краткое описание

В конце IV столетия после разделения Римской империи и переноса императором
Константином своей резиденции в греческую Византию ведущая роль в
политической, экономической и общественной жизни переходит в восточную
часть. С этого времени начинается эпоха византийского государства, центром
которого стала его новая столица — Константинополь. История архитектуры
Византии делится на три периода: ранне-византийский (V—VIII .вв.), средне-
византийский (VIII—XIII вв.) и позд-невизантийский (XIII—XV вв.). Временем
высшего расцвета был первый период, особенно время царствования Юстиниана
(20—60 гг. VI в.), когда Византия превратилась в могущественную державу,
покорившую помимо Греции и Малой Азии народы Передней Азии, южного
Средиземноморья, Италии и Адриатики.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад.docx

— 77.00 Кб (Скачать файл)

взаимодействующая система купольного и полукупольных пространств, сливающихся

в одно огромное пространство  главного нефа площадью 1970 м2

(площадь зала Пантеона 961 м""'). Сравнительно тонкие  кирпичные «оболочки» этих

форм обладают прекрасной пространственной жесткостью. Объемы каждого из малых

полукуполов служат своеобразными «контрфорсами» по отношению к объемам больших

полукуполов. Такова же роль последних по отношению к куполу.

Значительно более узкие боковые нефы имеют два яруса, отделенных от главного

нефа аркадами на колоннах. Сравнительно тонкие стены храма (1,1—1,5 м)

выложены из кирпича с широкими слоями цемяночного раствора. Кровля была

покрыта свинцовыми листами.

Интерьеры отличались богатством форм и отделки. Здесь пространственность и

воздушность сочетаются с гигантским масштабом. Однако несмотря на

грандиозные размеры, архитектурные формы не подавляют человека.

Важнейшей особенностью интерьера является его тектоническая ясность,

подчеркнутая всем строем членений, отделкой и освещением. Пространственная,

пластичная и уравновешенная конструкция—основа выразительности. Система

сферических поверхностей — купол, паруса, полукупола и конхи экседр —

акцентированы мозаичными изображениями на золотом фоне. Световое решение

композиции также подчеркивало значение сферических форм, особенно купола.

Этой цели служат многочисленные проемы, устроенные в нижней части купола и

полукуполов, а также нарастающая от периферии к центру интенсивность световых

потоков, которая достигает своей кульминации в обильном освещении

подкупольного пространства из-под сферы через 40 проемов в ее основании.

Залитый светом купол как бы парит над всем интерьером, подчеркивая его

воздушность и пространственность

В тектонике интерьера здания важную роль играют аркады на колоннах. Они не

противопоставляются стене, а являются их органической частью в местах

раскрытия боковых галерей в основной неф. Цельные стволы колонн имеют

энтазис, сложную базу с классическими профилями и конструктивно

целесообразную форму капители с плоской резьбой, подчеркивающей цельность

блока. Нагруженные аркады точно следуют в плане очертаниям главных

конструктивных форм. Вместе с тем они выполняют существенную роль в

масштабности интерьера, связывая грандиозные формы с размерами человека.

Собор Софии в Константинополе оказал огромное влияние на последующее развитие

архитектуры. И хотя ни одно здание уже не достигало размеров и великолепия

этого храма, его композиция являлась образцом, которому подражали и на

котором учились многие поколения строителей.

    

Архитектура Древней Руси X – первой половины XIIIв.

 

К Xв. на территории Восточной Европы сложилось Древнерусское государство,

объединившее восточных славян и некоторые соседние угро-финские племена.

Утверждением феодальных отношений сопровождалось восприятие от Византии

православия, способствовавшего укреплению связей с ней, освоению достижений

византийской культуры. Наряду с этим Древняя Русь находилась в постоянном

контакте с южными славянами черноморья, странами Западной и Центральной

Европы и другими, осваивая достижения их культур, а в последующем и сама

воздействуя на них.

В Х—XI вв. на основных водных путях возникают многочисленные русские города,

укрепляемые деревянными стенами или тыном, земляными валами, естественными

и искусственными водоемами; основываются монастыри. Строятся жилые дома и

княжеские палаты — в подавляющем большинстве  из дерева. Дерево широко

используется в хозяйственных постройках, для мощения дорог, в городском

благоустройстве. Дубовая клеть была основой и при создании храмов, о сложной

структуре которых можно судить по сохранившимся иконописным изображениям. Из

дерева строились и крупнейшие здания — соборы в Новгороде, Ростове и других

городах. Есть основания предполагать, что типы деревянных храмов уже на

первых этапах строительства каменных зданий оказывали существенное влияние

на их композицию. Первые сохранившиеся до нашего времени каменные постройки

— храмы относятся к середине XI в.

Конец Х — XI в. — время развития культуры Киевской Руси, достигшей своего

наивысшего расцвета в период правления Ярослава Мудрого (1019—1054). За

1036—1052 гг. в крупнейших  русских городах были построены  самые

величественные храмы домонгольской Руси: собор Софии в Киеве (1037 г.),

Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036 г.) и собор Софии в Новгороде

(1045— 1052 гг.). По своим размерам (особенно Софийские соборы Киева и

Новгорода) они относятся к крупнейшим культовым сооружениям эпохи. За

периодом централизации русских земель в эпоху Киевской Руси последовала

феодальная раздробленность, когда центр тяжести в развитии архитектуры

переносится на отдельные феодальные княжества. В период развития архитектуры

домонгольской Руси,  охватывающей  в  основном XII—начало XIII  в.,

выделяется зодчество трех регионов: северо-западного (Новгород и Псков), юго-

западного (Приднепровье, Рязанская и Галицко-Волынская земли, Западная Русь)

и северо-восточного (Владими-ро-Суздальское княжество).

Возведение столь крупных сооружений, как главные соборы периода Киевской

Руси, говорит о высоком уровне строительного искусства того времени. Тип

храма развивался на основе унаследованной от Византии крестово-купольной

системы с пятью или тремя нефами с куполами на парусах (табл. VI I).

Основной крест перекрывался цилиндрическими сводами, боковые ячейки —

цилиндрическими, сферическими (реже сомкнутыми) с выступающими подпружными

арками. Система подпружных арок представляла собой развитую во все стороны

пространственную систему взаимного погашения усилий. Соответственно и столбы,

поддерживающие арки, в плане крестообразного сечения. На стенах, как правило,

делались пилястры, усиливающие место опирания арок. Пилястры фасадов,

совпадающие с утолщениями стен внутри, также включались в работу системы. С

востока здание «подпирали» полукруглые объемы апсид, а с трех других сторон

— более низкие открытые галереи. «Каркас» являлся структурной основой,

определяя членения интерьера и фасадов. Тектоника основывалась на единстве

конструктивных и основных пластических средств.

В кладке стен применялись кирпич, камень и известковый раствор. В

сравнительно ранних постройках Киевской Руси (Софийский собор в Киеве)

использовалась византийская смешанная кладка из плинфы  и камня на

цемяночном растворе: каждый ряд камня чередовался с двумя-тремя рядами

кирпича, служившими как бы выравнивающим слоем. Применялась и скрытая

кладка с «утопленными» рядами кирпича. Византийская кладка постепенно

уступает место самобытным приемам. Уже в Софийском соборе Новгорода стены

сложены из местного грубо околотого с лицевой стороны и подтесанного лишь со

стороны постелей камня на цемяночном растворе, но без кирпичных прослоек

(табл. VI I, 5 в).

Фундаменты под стены возводились обычно из колотого песчаника или известняка

на растворе на глубину 90—120 см no деревянным сваям. При возведении стен

использовались леса в виде заложенных в кладку бревен, по которым настилались

подмости. Арки, своды и купола также выкладывались из кирпича по деревянной

опалубке обычно толщиной в один кирпич. Для облегчения стен и сводов нередко

в их толщину закладывали керамические сосуды — «голосники», служившие и

акустическим целям как резонаторы.

В XII—первой половине XIII в. продолжает развитие крестово-купольная система

храма, но размеры зданий уменьшаются, преобладающим становится трехнефный тип

композиции с одним куполом на высоком световом барабане (см. табл. VIII).

Структура храмов упрощается: уменьшаются размеры галерей-хор, постепенно

исчезают внешние галереи и ' двухэтажный западный притвор; вместо них иногда

делаются одноэтажные притворы со стороны входов на западной, южной и северной

сторонах (церковь Михаила Архангела в Смоленске, 1194 г.).

Характерное для XI в. единство опор и системы подпружных арок в наибольшей

степени сохраняется во Владимиро-Суздальских храмах. В постройках других

княжеств пилястры на внутренних стенах часто отсутствуют, в некоторых

зданиях Новгорода, Пскова и других городов крестообразные в сечении столбы

заменяются квадратными или круглыми. Однако пилястры фасадов еще, как

правило, совпадают с направлениями подпружных арок.

Существенное развитие в этот период получает система сводов и отвечающих им

на фасадах закомар. Боковые пролеты трехчефных храмов иногда перекрываются

половинками цилиндрических сводов,  которые вместе с цилиндрическим сводом

главного нефа составляют трехлопастное завершение (Пятницкая церковь в

Чернигове, конец XII в.; церковь Архангела Михаила в Смоленске, 1194 г.),

отвечающее новой структуре.

    

Здания и архитектурные комплексы.

 

Одним из древнейших и самым значительным зданием Руси Х—XIII вв. является

собор Софии в Киеве (1037 г., табл. VII, 4). Его большие размеры

соответствовали значению храма, бывшего не только центром русского

православия, но и крупнейшим общественным зданием Руси, в котором нередко

происходили народные собрания. Тип здания, первоначально имевшего пять

нефов с открытыми галереями-гульбищами, близок к современным ему пятинеф-ным

крестово-купольным храмам константинопольской школы, что говорит еще (как и

само посвящение храма Софии в подражание Софии Константинопольской) об

известной зависимости от византийского зодчества. Однако общая

композиция—многообъемная,  ярусная, динамичная — не имеет прототипов ни в

Византии, ни в европейских странах и, по-видимому, в значительной степени

навеяна предшествующими образцами русских деревянных храмов.

Ступенчатость была одинаково выражена как во внешнем построении, так и в

интерьере. На фасадах она сочеталась с системой пилястр и закомар,

выражавших  внутреннюю структуру. В интерьере значение центрального

подкупольного пространства подчеркивалось вертикальным строем пропорций и

обширными хорами, отделенными от него тройными аркадами на граненых

колоннах. Все стены и своды покрыты фресками, зрительно увеличивающими

внутреннее пространство. Наиболее важные места интерьера (главный купол,

паруса, под-пружные арки, центральная апсида)

украшены мозаикой. В этих приемах зодчие в значительной степени основывались

на византийских тради-,циях.

Собор Соф);и в Новгороде (1045— 1052 гг.) отличается от киевского большей

массивностью, строгостью и лаконизмом (рис. 42 а, табл. VII, 5). Основной

пятинефный объем завершен лишь пятью куполами;' шестой купол над круглой,

ведущей на хоры лестницей вносит в композицию живописную асимметрию,

несколько смягчая общую суровость. Наряду с увеличением на фасадах значения

пилястр, прясла (участки стен между пилястрами) полностью освобождены от

неконструктивных деталей и лишь верх барабанов украшен арочным поясом —

своеобразным отзвуком . выявленных на фасадах арочно-свод-чатых  конструкций.

Соответствие внешних форм конструктивной структуре доведено в новгородском

соборе до предела. Выявленная на фасадах кладка из грубооколотых камней

соответствует монументальному облику здания.

Из новых конструктивных приемов нужно отметить выраженные на южном и северном

фасадах двускатные формы покрытия малых нефов по одному с каждой стороны и

особенно половинки цилиндрических сводов (четверти цилиндров), которыми

перекрыты восточные угловые ячейки. Этот прием нашел развитие в

новгородском зодчестве.

В XII—первой половине XIII в. одновременно с уменьшением размеров каменных

храмов растет их число и многообразие.  Местные школы вносят свою трактовку в

крес-товокупольную композицию и на основе типов, сложившихся в XI в.,

создают новые варианты (табл. VIII). Для дальнейшего развития русской

архитектуры особое значение имели две тенденции: первая — развитие

тектонического типа путем введения новых конструктивных приемов и

изменения объемно-пространственной структуры (некоторые храмы Приднепровья,

Западной Руси); вторая — совершенствование крестово-куполь-ного, храма путем

сохранения сложившегося типа, видоизменяя в основном детали и элементы

(храмы Вла-димиро-Суздальского  княжества).

Пятницкая церковь в Чернигове (конец XII—начало XIII в.) — яркий пример

первой тенденции. Трехнефное однокупольное здание имеет устремленную ввысь

башнеобразную композицию, в которой главный объем в своей верхней части

перерастает в ярусную .структуру, основанную на развитии двух зародившихся

ранее приемов:

ступенчатого расположения закомар, отвечающего приподнятым подпружным аркам,

и применения для перекрытия крайних ячеек половинок цилиндрического свода,

давших вместе с центральной закомарой трехлопастную форму завершения

фасадов. Образ здания приобрел черты динамичности, праздничности и

известной триумфальности.

В интерьере, отличающемся стройностью и динамичностью, господствует

центральное подкупольное пространство. Внутренняя структура отражена в

членениях фасадов, но в отдельных элементах наметились и отклонения,

говорящие 6 зарождении декоративных тенденций.

В постройках Владимиро-Суздальского княжества интерьер еще сохраняет четкое

разделение пространства с помощью конструктивных элементов, которые'

Информация о работе История русской Архитектуры