История и строение капители

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:29, контрольная работа

Краткое описание

Трудно переоценить в этом роль сопутствующих дисциплин, которые дают большую и полезную информацию, знания и практические навыки. К этим дисциплинам относятся начертательная геометрия, теория конструкций, история искусств и архитектуры, живопись, скульптура и, конечно, архитектурное проектирование.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. История и строение капители………………………………......4
1.1 История капители………………………………………………….…..4
1.2 Дорическая капитель и ее строение…………………………………..4
Глава 2 . Построение капители. .………………………………………….5
2.1 Подробное описание построения. .…………………………………...5
2.2 Этапы построения капители...…………………………………….…..6
Заключение……...………………………………………………………….7
Список использованной литературы..…………………………………….8
Приложения….……………………………….………………………….....9

Вложенные файлы: 1 файл

капитель.docx

— 271.51 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление.

  1. Введение……………………………………………………………………3
  2. Глава 1. История и строение капители………………………………......4
  3. 1.1 История капители………………………………………………….…..4
  4. 1.2 Дорическая капитель и ее строение…………………………………..4
  5. Глава 2 . Построение капители. .………………………………………….5
  6. 2.1 Подробное описание построения. .…………………………………...5
  7. 2.2 Этапы построения капители...…………………………………….…..6
  8. Заключение……...………………………………………………………….7
  9. Список использованной литературы..…………………………………….8
  10. Приложения….……………………………….………………………….....9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Разнообразие форм архитектурных  сооружений, окружающая их среда —  все это может служить объектом для рисования. Изучая и рисуя  архитектуру, учащийся познает ее композиционно-художественные закономерности, ее стилевые особенности, конструктивно-художественную логику построения частей, деталей и целого архитектурного организма. В процессе рисования архитектуры происходит накопление художественных и технических  способов и приемов изображения. Но это не единственный источник приобретения этих качеств. Трудно переоценить в  этом роль сопутствующих дисциплин, которые дают большую и полезную информацию, знания и практические навыки. К этим дисциплинам относятся  начертательная геометрия, теория конструкций, история искусств и архитектуры, живопись, скульптура и, конечно, архитектурное  проектирование.

В данной экзаменационной  работе я расскажу о том, как правильно  строится капитель, из каких частей она состоит и что нужно  учитывать при ее построении. Капитель была выбрана, потому что ее построение и изображение для меня наиболее понятно выражено. В нашем учебном заведении мало рекомендаций как правильно изобразить капитель, и моя работа может послужить хорошим пособием для учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. История  и строение капители.

 

1.1 История капители.

         

       Капитель (от позднелат. capitellum - головка)- пластически выделенная венчающая часть вертикальной опоры (столба или колонны), передающая ей нагрузку от архитрава и других расположенных выше частей здания (или образно выражающая эту функцию, например в пилястре). Известны в зодчестве Древнего Востока. В античную эпоху сложились 3 основных классических типа капители - дорическая, ионическая, коринфская.                                            Своеобразные типы капители были созданы в Китае, Японии, Мексике, в византийской, романской, готической, древнерусской архитектуре, в архитектуре Армении, Грузии, государств Средней Азии. С эпохи Возрождения широко варьировались типы античных капителей.

 

1.2 Дорическая  капитель и ее строение.

 

В своей дипломной работе я изображаю дорическую капитель. Капитель состоит из трех основных частей (прил.1). Верхняя часть, абака, представляет собой толстую квадратную плиту, которая венчается каблучком и полочкой. Под ней находится эхин, затем - переходная к колонне часть, состоящая из трех поясков или шейки, которая сопрягается со стволом колонны. Чуть ниже имеется выступающий валик с полочкой, называемый астрагалом, который также сопрягается со стволом колонны через выкружку. Если мысленно представить капитель без мелких элементов: эхина с поясками, астрагала с полочкой и без рельефа выкружки, то нетрудно определить, из каких геометрических форм состоит ее основа. Разумеется, ствол колонны состоит из цилиндра, а абака - из толстой квадратной плиты, расположенной симметрично по центру на верхнем основании цилиндра. При отдельном рассмотрении ее дополнительных элементов можно видеть, что профиль эхина близок к четвертному валу, а астрагал представляет собой тело, образованное движением шара по окружности на некотором удалении от поверхности цилиндра, с примыкающей к нему снизу полочкой. 

Формы капителей, независимо от их разнообразия и стилистики, в  основе всегда имеют правильные геометрические формы, чаще относящиеся к телам  вращения. Сочетания различных поверхностей образуют сложные формы, из-за чего рисование капители в учебном  процессе относят к наиболее сложным  задачам. 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Построение капители.

 

2.1 Подробное описание  построения.

 

Построение изображения  начинают с общей формы. Учитывая, что ее основу составляют тела вращения, вначале следует определить общую  вертикальную ось капители, а затем  приступить к перспективному построению изображения. При этом очень важно  строго следить за пропорциональными  соотношениями всех частей и целого. 

При изображении классических ордеров чрезвычайно важно с  самого начала как можно точнее выдержать  основные пропорциональные величины. От того, насколько правильно будут  определены основные размеры капители, будет зависеть правильность соотношения  величин остальных ее элементов. Помимо важности соблюдения пропорции, не менее важно уметь правильно  построить объемно-пространственную конструкцию капители. 

Построение конструкции  капители можно начинать с квадратного  основания абаки или с окружности верхнего основания четвертного  вала. Здесь главное - верно построить  в перспективном ракурсе два  соединяющих элемента. Но, как показывает длительная практика, преобладающее  большинство студентов сталкивается с трудностями при вписывании окружности в квадрат (эллипса в  ромб). Необходимо отметить, что строя  квадрат в перспективе, с тем, чтобы потом вписать в него окружность (эллипс), нужно помнить, что независимо от положения углов плиты относительно точки зрения и ее ракурсов, эллипсовидная окружность должна быть всегда построена строго в горизонтальном положении с учетом перспективных сокращений. Причем середина каждой из сторон квадрата плиты должна касаться окружности (эллипса). Недопустимо пытаться подогнать изображение эллипса к неправильно построенному квадрату. Это приведет к значительным искажениям, как самих элементов, так и всего изображения. 

   

 Студентам при подобных  осложнениях рекомендуется начинать  с построения эллипса, а затем  с видимого ракурса попробовать  построить на его основе абаку.  Убедительность построения двух  элементов зависит от правильного  построения самого эллипса, что  подробно рассматривалось в предыдущих  заданиях по изображению геометрических  тел, в частности, при построении  тел вращения и их окружностей  в перспективе. 

Закончив построение верхних  элементов конструкции капители, приступают к построению основания  ствола колонны. Учитывая ракурсные положения натурной модели, следует опираться на закономерности перспективы. Если предмет находится высоко над линией горизонта или приближен к такому положению, то эллипсы, находящиеся в верхней части, будут шире по высоте (раскрытие), чем эллипсы, находящиеся ближе к рисующему. 

 

 

 

Соотнося пропорции частей и целого, дополнительно уточнив их местоположение. Затем легкими линиями стройте все необходимые окружности (эллипсы) деталей капители. При их построении очень важно

прорисовывать не только видимые, но и невидимые элементы капители как бы насквозь, прозрачно, что способствует правильному изображению объемной конструкции капители. 

 При уточнении деталей  капители необходимо исходить  из логики конструктивного строения  элементов и их частей. Так,  например, профиль полочки с выкружкой на абаке, у ближнего вертикального ребра, как правило, смещается то вправо, то влево, в зависимости от ее положения относительно рисующего и т.п. Построение разных деталей капители показаны на рисунке. В процессе работы над рисунком следует время от времени подходить к изображаемой модели, изучать заинтересовавшую форму тех или иных деталей. Это поможет в определенной степени при их уточнении в рисунке. 

При изображении половинчатой формы капители студенты часто забывают, что это - часть целого. Следовательно, чтобы получить правильное изображение  половины капители, необходимо произвести полное построение изображения, а не только его видимой части. Только после этого можно приступать к определению половины капители в соответствии с ее положением относительно рисующего. Чтобы произвести необходимое  вертикальное сечение, следует, с учетом перспективы, разделить пополам  эллипсы оснований, а затем и  основание квадрата плиты-абаки. После  проверки и дополнительных уточнений  ненужную половину можно слегка ослабить, но не избавляться от нее сразу, так  как при дальнейшей проработке и  уточнениях на нужной половине могут  быть допущены некоторые искажения. 

 

 

2.2 Этапы построения капители.

 

        1-ый этап — композиционное размещение изображения на листе бумаги, определяемое соотношением вертикальных и горизонтальных размеров между крайними точками изображаемого объекта. В данном случае горизонтальный размер превышает вертикальный, поэтому компоновать изображение капители надо на бумаге, имеющей горизонтальную протяженность, и взять ее крупно. Рисунок следует начинать с пометки углов абаки (правого, левого, верхнего) и низа капители, оси капители. Затем следует найти на капители след центрального луча и пометить его на бумаге. После этого определяем и помечаем толщину колонны и основные перспективные направления со стороны абаки.

            2-ой этап — пометка основных частей капители по вертикальным и горизонтальным направлениям и легкая прорисовка их с учетом перспективных сокращений.

 

 

            3-ий этап — анализ объемных и линейных отношений, конструктивного строения, перспективы и внесение соответствующих исправлений в рисунок; после этого следует прорисовать более мелкие детали.

        4-ый этап — выявление светотени. Следует разобраться в геометрии собственных и падающих теней с учетом перспективы, выявить большие тоновые отношения. Одновременно с этим идет дальнейшее уточнение построения формы.

           5-ый этап — более глубокая проработка светотеневых отношений, выявление полутонов, рефлексов, лепка формы в свету, выявление бликов и в конце концов гармоничное соподчинение их между собой, т. е. обобщение рисунка.

Таким образом, непременным  условием завершения работы над построением  рисунка капители является проверка на расстоянии. Только с определенного  расстояния можно увидеть те или  иные недочеты. Особое внимание необходимо обратить на пропорции, перспективу, характер, объемно-пространственную форму и  общее состояние рисунка. После  уточнения построения и исправления  допущенных ошибок, следует перейти  к выявлению объемной формы светотенью. Для начала необходимо наметить границы  собственных и падающих теней, а  затем нанести легкий тон на теневых  участках с последующей постепенной  проработкой светотени на всем изображении  и вокруг него, постепенно приводя  рисунок к определенной степени  завершенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

На примере рисования  капители видно, что это упражнение можно успешно выполнять только при условии, если учащийся раньше научился грамотно рисовать в перспективе  такие геометрические фигуры, как  квадрат и окружность. В ходе своей работы я изучила, как правильно построить капитель, из каких основных частей она состоит и что нужно учитывать при ее построении. Подробное описание построения я попыталась поэтапно отразить в своей письменной работе для дальнейшего использования другими учащимися.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Бугрова, Н.А. Рисунок элементов архитектуры. Капитель : метод. указания к практ. занятиям по дисциплине "Рисунок" / Н.А. Бугрова .- Оренбург : ГОУ ОГУ, 2008
  2. http://dic.academic.ru
  3. Дейнека А.А. Учитесь рисовать СССР Москва – 1961
  4. http://creatioart.ru/

                                                                                                                                                        

Приложения.


 

 

 

 

 

 

 

 

                                      

 

 

 

 

 

 

 Приложение 1. Строение капители


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2. Перспективное построение изображения капители дорического ордера

Информация о работе История и строение капители