Инженерная графика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 22:35, реферат

Краткое описание

Экономическая теория относится к числу общественных (социальных) наук и поэтому, как и другие общественные науки, имеет ряд особенностей по сравнению с естественными науками. Во-первых, экономическая теория имеет дело с действительностью людей, в то время как естественные науки изучают явления, процессы и законы, не опосредованные волей и сознанием людей. Во-вторых, экологическая теория прямо связана с экономическими интересами, политикой и идеологией.

Содержание

Введение

1. Экономическая теория как наука

2. Актуальные проблемы развития экономической теории на современном этапе

2.1 Недостатки существующей концепции экономической теории

2.2 Реализация цивилизационного подхода в экономической теории

2.3 Переход от человека экономического к человеку творческому

2.4 Становление современного механизма функционирования и развития экономики

Заключение

Использованные источники

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 87.29 Кб (Скачать файл)

Носитель знаний - человек, он их собственник. Возникновение  и распространение собственности  на знания нашли выражение в категории "'человеческий капитал". В отличие  от предыдущих эпох, когда собственность  и труд были отделены, информационная постиндустриальная эпоха характеризуется  тем, что человек одновременно является собственником и основного средства производства - знаний, и тех способностей, того умения, которые обеспечивают их использование. Категория "человеческий капитал" отражает те эпохальные изменения, которые происходят в положении  человека в новом обществе. В этом его социально-экономическая сущность. 

Из проведенного анализа можно сделать ряд  важных выводов. 

Во-первых, знания, образование, квалификация и другие производительные качества человека являются важным элементом  человеческого капитала. Но не они  составляют его сущность. Ведь они  существовали и до индустриального  общества, существуют и при нем. но не были человеческим капиталом. И лишь на высших ступенях развития этого  общества, особенно при его переходе на постиндустриальную стадию, создаются  такие социально-экономические отношения, которые обусловливают возникновение  и распространение нового понятия - "человеческий капитал". Знания же, образование, умение - формы его  проявления или, точнее, элементы содержания этого понятия, потенциальные составляющие человеческого капитала, которые  превращаются в реальный человеческий капитал тогда, когда, задействованные  в производстве, функционируют в  нем. 

Следовательно, научно-технологический  прогресс и его высшая форма - информационно-коммуникационные технологии - изменяют общественно-экономические  отношения, положение человека в  производстве и обществе, порождают  новую форму собственности - интеллектуальную собственность работника на знания как основной фактор производства - и органично сочетают его со способностью человека к труду, с умением их использовать, что утверждает новый  социально-экономический тип человека как единство основного средства производства, знаний, с высокой  образовательной и профессионально-технологической  подготовкой человека. Если индустриальному  обществу присуща тенденция к  отделению капитала от труда, то новое  общество устраняет это противостояний, объединяет капитал и труд, что  определяет социально-экономическую  сущность и историческое место человеческого  капитала. 

Поэтому нельзя сводить  человеческий капитал к знаниям, образованию, умению и др., упрощать взаимосвязь образования, науки  и знания с производством. Известно, что достижения науки и техники  могут не внедряться в производство. Может не быть соответствия между  подготовкой специалистов в высшей, средней специальной и профессионально-технической  школах и потребностями экономики: одних готовится больше, чем нужно, а других - мало или совсем не готовится. Кстати, это противоречие у нас  все больше заостряется. Поэтому  существуют как проблема эффективного использования традиционного капитала, так и проблема наращивания и  эффективного использования человеческого  капитала. 

Во-вторых, "человеческий капитал" - не какое-то общее неисторическое, как это иногда представляют, а  конкретно-историческое понятие. Оно  возникает и развивается в  недрах индустриального общества, но приобретает массовый характер и  активно себя проявляет в развитии экономики, в процессе становления  информационного постиндустриального  общества. Распространение и утверждение  этой категории происходили в  меру научно-технологического совершенствования  производства, роста всех видов образования, что обусловливало постепенное  превращение в человеческий капитал  все новых прослоек работников. Это  проявилось в создании в начале XX в. так называемой рабочей аристократии (по марксистской терминологии), характеризующейся  высоким профессиональным и культурно-техническим  уровнем, высоким уровнем оплаты труда и условий жизни. На следующих  этапах, во второй половине и в конце XX в., особенно с распространением информации и знаний как качественно нового фактора производства, понятие "человеческий капитал" охватывало все новые  слои работающих. Кроме того, новый  фактор производства породил и новые  профессии (компьютерщиков, программистов, обработчиков информации и др.), которые  имеют глубокие знания и умения и  работа которых отличается большой  значимостью для предприятий, учреждений, корпораций, государства. Этим процессам  активно способствовал опережающий  рост сферы услуг и удельного  веса работников с высшим образованием. 

В-третьих, современный  анализ категории "человеческий капитал" позволяет раскрыть взаимосвязь  стоимости рабочей силы и человеческого  капитала, определить их роль в историческом процессе перехода от человека экономического к человеку творческому. В течение  не одного столетия стоимость рабочей  силы была ориентиром в жестокой борьбе за достойные условия труда и  жизни, за уровень заработной платы  и социальных выплат, которые бы обеспечивали не только удовлетворение физиологических потребностей работника  и его семьи. 

Но и соответствующее  образование, здравоохранение, пользование  достижениями культуры. Теория стоимости  товара "рабочая сила", которая, наряду с надлежащим материальным потреблением, предполагает исторический и моральный  компоненты жизни человека, имела  и имеет неоценимое практически-политическое значение. Она стимулировала рациональное поведение и всю деятельность людей для развития производства и улучшения условий труда  и жизни. Поэтому в развитых странах, где достигнут высокий уровень  жизни, возрастающую роль играют категория "человеческий капитал", наращивание  знаний и умений человека. В странах, находящихся на индустриальной стадии, втом числе в Украине, необходимо сочетание действия этих двух категорий. Стоимость товара "рабочая сила "определяет стоимость жизненных  благ, необходимых для поддержания  нормальной трудовой деятельности ее собственника, содержания членов его  семьи, а также расходы, необходимые  для обучения и культурного роста. Величина стоимости рабочей силы возрастает с развитием общества, повышением потребностей человека и  количества жизненных благ, необходимых  для рабочего и его семьи. Это  находит проявление в увеличении заработной платы, росте общего и  профессионально-технического образования  работников, улучшении жилищно-коммунальных и культурных условий и т.д. 

В Украине стоимость  рабочей силы через прожиточный  минимум, заработную плату, другие формы  доходов регулирует рост среднего уровня жизни, является ориентиром устранения необоснованных разрывов в оплате труда  и уровне жизни. Это еще одно доказательство того, что стоимость товара "рабочая  сила" как категория играла важную роль не только в прошлом, она играет ее и сегодня. Следует с этой позиции  посмотреть на нашу экономику, на систему  оплаты труда и условия жизни, чтобы убедиться, какие недопустимые разрывы имеют место в оплате труда, как недооценивается труд таких высококвалифицированных  специалистов, как учителя, врачи, ученые, работники культуры. Поэтому попытки  игнорировать или просто замалчивать  категорию "стоимость рабочей  силы", заменить ее новой - человеческим капиталом, научно несостоятельны, а  практически даже вредны. 

Общность этих двух категорий заключается втом, что  они определяют развитие человека, человеческого фактора. Стоимость  рабочей силы стимулировала улучшение  условий труда и жизни человека, удовлетворение исторически и экономически определенных его потребностей. В  то же время в этом процессе возрастали производительные качества человека, готовились условия для возникновения  и развития человеческого капитала. В этом проявляются и связь  данных категорий, и однонаправленность их влияния на развитие человека. Вместе с тем нельзя не видеть существенного  различия между ними. 

В условиях традиционных факторов производства остро ощущается  ограниченность ресурсов, поэтому при  таких условиях земля, капитал и  труд обособляются определенными частями  общества и существуют в форме  частной или акционерной собственности, а отношения между предпринимателями, между предпринимателями и работниками  осуществляются на основе эквивалентного обмена. Стоимость рабочей силы реализует  эквивалентность через усредненные  общественно необходимые нормы  потребления, воспроизводство рабочей  силы. 

Информация и знания как новый производственный ресурс не только не ограничены, но и отрицают тем самым их монополизацию отдельной  частью общества. Они доступны все  более возрастающему числу людей  по мере распространения образованности и развития их способностей, умения использовать знания. Информация и  знания - собственность того человека, который их приобрел. Неограниченность этого ресурса, доступность его  каждому человеку (были бы знания) устраняют  потребность в определении и  использовании стоимости, эквивалентности. Это обстоятельство еще больше усиливался ростом творческого характера труда, становлением творческого человека, что обуславливает индивидуализацию труда и потребления, делает невозможным  усреднение и норм труда, и норм потребления. 

Все это подрывает  товарно-денежные отношения и, прежде всего, роль стоимости. Рабочая сила утрачивает товарный характер, снижается  роль ее стоимости в регулировании  условий труда и жизни. Определяющая роль переходит к потребительной стоимости, полезности. Цена товаров  и услуг определяется не затратами  на их производство, а воплощенными в них полезностью, качеством  и знаниями. Утрачивает свою рать и  стоимость рабочей силы, ее цена определяется не стоимостью жизненных  благ, необходимых для ее воспроизводства, а полезностью ее знаний и умений, ее человеческим капиталом. Это превращает категорию "человеческий капитал" в господствующую и определяющую. В условиях становления нового общества, творческого человека речь идет о наиболее полном удовлетворении потребностей человека, о всестороннем его развитии. И чем больше реализуются эти процессы, тем скорее наращивается и эффективнее проявляется человеческий капитал. 

Следовательно, категория "стоимость рабочей силы" присуща  индустриальной стадии, она стимулировала  обеспечение необходимых условий  труда и жизни человека экономического, фактора производства, его рост и  эффективное использование. Категория "человеческий капитал" отвечает более высокому уровню общественно-экономического прогресса, становлению и развитию информационного постиндустриального  общества. Рост человеческого капитала отражает достижения общества во всестороннем развитии человека, его достижений в освоении и использовании знаний как основного производственного  ресурса в интересах развития экономики и общества. Поэтому  следует еще раз подчеркнуть, что эти категории в равной мере существенны и важны, и ни одну из них нельзя ни замалчивать, ни подменять. Стоимость товара "рабочая  сила", способствуя возрастающему  удовлетворению потребностей человека экономического, подготавливает условия  для перехода к человеку творческому, для возникновения категории "человеческий капитал", что знаменует всестороннее развитие человека, перерастание его  в человека творческого как высшую ступень его эволюции. 

Возникновение и  функционирование человеческого капитала, будучи проявлением глубоких изменений  положения человека в производстве и обществе, - важная веха на пути перехода от человека экономического к человеку творческому. Вместе с тем становление  последнего связано с дальнейшими  глубокими изменениями в развитии его физических, умственных и духовных способностей. Речь идет об усилении процессов  интеллектуализации человека и его  труда, о коренных изменениях в мотивационном  механизме, в социальном и духовно-культурном подъеме человека не только как работника, но и как гражданина. Это означает, что в процессе утверждения человека творческого диапазон превращений  и усовершенствований расширяется. Углубление изменений в производстве па основе информационно-коммуникационных технологий и повышения уровня образования  дополняется дальнейшим ростом роли и значения умственного труда, выработкой и все большим распространением среди работников отношения к  творческому труду как к внутренней потребности человека, воспитания у  человека внутреннего стимула, который  проявляется в моральном удовлетворении от достижений в процессе творчества. Таким образом, на смену материальным стимулам должны прийти нематериальные мотивы, постматериальные ценности. 

Анализ свидетельствует, что эти процессы - дело не будущего, не мечта, а реальность. Все более  широкое распространение информации и знаний как главного производственного  ресурса, реализующего и преумножающего умственный потенциал человека, является мощным фактором интеллектуализации человека и его труда, производства в целом. Сложность этого процесса заключается  в том, что увеличение умственного  труда, будучи огромным достижением  в прогрессе человечества, все  же не тождественно становлению творческого  труда, творческого человека. Он является необходимым условием, без интеллектуального, умственного труда творческий труд невозможен. Опыт показывает, что даже орудия труда, построенные на информационно-коммуникационных технологиях, могут использоваться и для сверхсложных высокоинтеллектуальных операций, и быть орудием технической, рутинной работы. В этом отношении показательны компьютеры. Они существенно изменяют характер труда, повышают научно-квалификационный уровень работников, имеют память, а следовательно, информацию, не идущую ни в какое сравнение с возможностями человеческого разума. В то же время люди, использующие компьютеры, могут выполнять такую техническую работу, как перепечатка материалов, или ведение какой-либо документации. Однако даже при определенных противоречиях безусловным является то, что компьютер сыграл и играет огромную роль в интеллектуализации производства, управления, образования, науки и т.д. Поэтому компьютеризация, информатизация экономики и общества - это магистральный путь распространения и роста умственного труда. Таким образом, повышение научно-технологического уровня производства, технической вооруженности труда и рост всех видов образования - среднего, профессионально-технического и высшего - являются необходимым условием увеличения удельного веса, роли и значения умственного труда, превращения его в творческий труд. 

Вместе с тем  нельзя не видеть, что рост умственного  труда неразрывно связан со структурными сдвигами в экономике, с переходом  от господства материального производства к господствующему положению  сферы услуг, нематериального производства. В этой сфере труд не только продуктивен, но и более эффективен, для него характерен более высокий удельный вес добавленной стоимости, особенно в образовании, науке, медицине. И  это не случайно. Статистика показывает, что в промышленности удельный вес  работников, окончивших высшие учебные  заведения всех уровней аккредитации, составляет 40,1%, в сельском хозяйстве - 19,7%. В то же время в отраслях здравоохранения и социального  обеспечения эта доля равняется 64,3%, а в образовании - 69,4%. Это означает, что больший удельный вес работников с высшим образованием в отраслях сферы услуг при большем удельном весе добавленной стоимости в  услугах делает эту сферу особенно эффективной, поскольку ее отрасли  служат человеку - укреплению его здоровья, повышению образовательно-квалификационного  уровня, овладению достижениями культуры, что улучшает качество жизни, способствует дальнейшему росту умственных, физических и духовных качеств человека. 

Информация о работе Инженерная графика