Дворцово-парковая архитектура Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 17:59, реферат

Краткое описание

Дворцово-парковый ансамбль в г. Гомеле представляет собой уникальный комплекс памятников природы, археологии, истории и архитектуры. Являясь местом возникновения и развития древнего города, он по-прежнему остается главным звеном его современного архитектурного образа. Вместе с исторической частью Гомеля он является единственным в Беларуси цельным ансамблем и наиболее замечательным памятником эпохи русского классицизма.

Вложенные файлы: 1 файл

дворцы в беларуси.docx

— 6.06 Мб (Скачать файл)

Красная гостиная при владельцах имения была менее официальной. По замыслу архитектора она составляла важное звено в парадной анфиладе дворца. Ее размеры, а главное, место в анфиладе по соседству с залом и столовой определили со временем и ее назначение. В середине XIX века она была портретной. Потребности устроить своеобразный музыкальный салон привели к тому, что в 1870-х годах там уже наряду с двадцатью портретами, "писаными масляной краской", находился орган (к нему три шкафа и 24 вала) и рояль. Затем Красная гостиная стала одной из любимых комнат княгини И.И. Паскевич, последней хозяйки гомельского дворца.

Ныне Красная гостиная - один из красивейших залов дворца, интерьер которого заполнен как подлинными предметами того времени из фондов музея, так и копиями портретов царских особ, выполненных гомельскими художниками.

В Гомельском дворце князей Паскевичей, наряду с произведениями живописи и декоративно-прикладного искусства светского характера, находилось большое собрание культовых предметов. Большая часть их была сосредоточена в помещении домовой церкви, устроенной в 1857-58 гг. в северном ризалите дворца в честь приезда в Гомель императора Александра II.

Сегодня это небольшое камерное помещение является экспозицией "Культовые предметы из фондов музея" Гомельского дворцово-паркового ансамбля. Основой данной экспозиции являются предметы, находившиеся в домовой церкви и часовне с усыпальницей княжеской семьи Паскевичей конца XIX - нач. XX в. и культовыми предметами (иконы, книги, церковная утварь, священнические облачения) из коллекции, сформированной сотрудниками музея в послевоенное время.

В 1834 г., став владельцем Гомельского имения, генерал-фельдмаршал Иван Федорович Паскевич решил провести реконструкцию дворца в соответствии со своими запросами. Из Варшавы был приглашен талантливый архитектор Адам Идзковский, который произвел существенные изменения в облике дворца. Одним из архитектурных проектов,  стало сооружение слева от центральной части четырехъярусной башни, несущей на себе средневековые черты. Высота башни - 32 м. Она представляет собой вертикальную доминанту, организующую вокруг себя парковое пространство. С одной стороны к башне примыкает ризалит и павильон с верхним светом, с другой - крытая веранда.

В нач. XX в. в башне размещались личные покои князя. Здесь хранились коллекции батальной живописи, декоративно-прикладного искусства, подарки князьям Паскевичам российских императоров, награды, личные вещи владельца.

В настоящее время в башне расположена музейная экспозиция «Владельцы Гомельского имения Румянцевы и Паскевичи».  Открыта 3 июля 2003 г. Размещенные на трех этажах башни  подлинные экспонаты (картины, скульптура, художественная бронза, оружие, личные вещи) позволяют показать историю Гомеля, дворца и парка конца XVIII - начала XX веков, раскрыть роль владельцев Гомельского имения Румянцевых и Паскевичей в создании дворцово-паркового ансамбля и формировании нового облика Гомеля, реконструировать некоторые из интерьеров дворца.

 

                                                                                   Николай Петрович Румянцев

 

 

 

 

 

 

 

Архитектура

Несвижский замок впервые упоминается в летописях в XIII веке. Его владелец Юрий Несвижский принимал участие в битве с татарами на р. Калке в 1224 г.

С XIII по XV вв. городом владели князья на условиях несения военной службы. А в 1492г. Несвиж был передан князьям Кишкам. Но вскоре перешел к Радзивиллам, которые владели этим замком долгие века. В 1531г. княжна Анна из рода Кишек, вышла замуж за Яна Радзивилла, к которому и перешел замок. Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях.

Получив город, Ян обнес его земляным валом и на склоне построил деревянный замок, который просуществовал 14 лет. Его сын, Николай Радзивилл Чёрный, деревянный замок сломал, а на месте древнего городища возвёл каменный. В 1551 г. этот каменный замок был укреплён.

В 1583г. Николай Радзивилл Сиротка начал грандиозную реконструкцию. Скорее всего, он хотел приблизить замок к современному европейскому виду. Для этого он нанял итальянского зодчего Джованни Марии Бернардони, который участвовал в строительстве и реконструкции знаменитого собора Петра и Павла в Риме.

И вот на месте деревянного укрепления возвели новый замок. Он возник на полуострове, на правом берегу реки Уши. Плотина на реке образовала два пруда - Паненский и Пионерский. Несвижский замок стал фактически островным, с двумя водным рубежами. Попасть на территорию крепости можно было только по длинному деревянному мосту, который при необходимости легко разбирался.

Замок был окружен земляным валом с бастионами по углам и имел форму прямоугольника 170\120 м. Вал же был обмурован камнем и переходил в такой же бруствер. За бруствером были стрелковые ячейки, окопы. Просторный замковый двор окружали три здания. Главный корпус с княжескими покоями стоял напротив въездных ворот. Центр фасада украшал ризалит. Также были традиционные для Беларуси восьмигранные башни, которые к тому времени утратили свое оборонное значение.

Казармы и некоторые хозяйственные службы размещались в трехэтажном корпусе с высокой часовой башней, который стоял справа от входа на замковый двор. А слева от въезда находился двухэтажный хозяйственный корпус. Вал Несвижского замка защищал от обстрела весь первый этаж. Внутри вала имелось четыре тайных выхода, а также несколько подсобных служб. С внешней стороны водяного рва шла широкая дорога, которая защищалась невысокой земляной насыпью. С запада и севера от насыпи находился ров, а с остальных сторон - глубокие пруды. С запада подход к воротам укреплялся треугольным шанцем, от которого отходили две дороги. Для защиты подступа к замку с северной стороны был построен большой бастион на левом берегу Уши. Все сказанное позволяет ученым утверждать, что Несвижский замок начал традицию новых бастионных укреплений в Беларуси - новоитальянской системы. Тогда Несвижский замок считался одним из самых совершенных. Там всегда стоял большой гарнизон, не было недостатка в артиллерии, военной амуниции.

В XVII в. артиллерия замка насчитывала более сотни пушек. Белорусская Энциклопедия имени П.Бровки. Города, местечки и замки Великого Княжества Литовского. Стр 127

Новая жизнь замка

Как и многие архитектурные памятники, замок много раз разрушался. Он выдержал осады войск в 1654 и 1659 гг. во время русско-польской войны.

Впервые замок в Несвиже был взят и разрушен войсками Карла XII в 1706 г. (учтём, что малочисленный гарнизон сдал замок добровольно). Уже к 1726 г. Радзивиллы восстановили поврежденный замок и дополнительно его укрепили, но работы по его переустройству и расширению велись на протяжении всего XVIII в. Тогда-то замок и приобрел свой современный вид, мало напоминающий средневековый феодальный замок, превратился в шикарный дворец с пышной отделкой в стиле барокко, ажурными балконами и миниатюрными башенками.

Несвижский замок постепенно утрачивал первоначальные черты. Существенно изменилась система фортификации. На смену обмурованным бастионам пришли земляные. Жилые и хозяйственные корпуса дополнили новыми деталями. Стал выше главный корпус дворца: ризалит подняли до четырех с половиной этажей и завершили фронтоном с гербами Радзивиллов и военными эмблемами. Фасады богато украсили рельефными декорациями, скульптурными вставками, пилястрами -- всё в стиле барокко. С тыльной стороны главного корпуса появилась двухэтажная пристройка с террасой, ажурными балконами и двумя миниатюрными угловыми башенками. Бывший арсенал превратился в двухэтажный хозяйственный корпус. Крылья дворца соединили двухэтажной галереей. В 1740 г. архитектурный ансамбль был дополнен ещё одним зданием -- часовней.

В течение XVIII в. в восстановлении и расширении замка участвовали архитекторы: К.Жданович (с 1706г.; новая система фортификации; 1740, дворцовая часовня), М.Педетти (1748-1779), М.Флорианович (1775-1779), К.Спалепани (1778-1779), А.Лоцци (1783, проект галереи), Л.Лутницкий (1783, проект королевского зала). Так Несвижский средневековый феодальный замок превратился в дворцово-замковый ансамбль, в архитектуре которого смешались стили и эпохи. И таким он в основных очертаниях сохранился до наших дней.

Вторично нанесли урон укреплениям русские войска в 1768 г. Через несколько лет замок был отстроен, но в 1792 г. сдался русским без сопротивления «по заложении первых батарей». Хотя возможности Несвижского замка на тот момент ещё довольно высоко оценивали: «...замок может учинить изрядное сопротивление, ежели оной защищаться будет довольным числом храброго войска». И тем не менее, укрепления вновь были срыты, а Несвиж присоединён к России и с 1796 г. считался заштатным городом Минской губерни. Несвижский замок перестал быть военным укреплением. М.А.Ткачев. Замки Беларуси. Стр 64

Однако он оставался домом для Радзивиллов. Последний представитель несвижской линии рода Доминик в войне 1812 года выступил на стороне Наполеона, после поражения которого вынужден был бежать во Францию. Указом Александра I Несвижский замок был передан новым владельцам -- тоже Радзивиллам, только по другой линии. Стоит отдать им должное за создание красивейшего паркового комплекса в окрестностях замка.

Последние именитые владельцы покинули замок в 1939 г., когда началось присоединение Западной Беларуси к СССР. В его истории наступил период запустения. Предметы интерьера, посуду, старинные костюмы, которые хозяева не вывезли с собой за границу, передали в театры в качестве реквизита. Многое было просто разворовано.

Во время Великой Отечественной войны в оккупированном фашистами замке был военный госпиталь для летчиков, а с 1945 г. -- санаторий специального назначения «Несвиж». Тогда еще целы были настенные росписи, изразцовая отделка, камины. Все это не вписывалось в привычный быт новых жителей замка. Постепенно росписи были закрашены, изразцы сбиты, стены облицованы современным кафелем, а залы разгорожены под врачебные кабинеты и палаты. Оставили нетронутыми лишь несколько «номеров для избранных». В конце 1990-х санаторий покинул замок и некоторое время стоял в запустении. Тогда исчезли последние чудом сохранившиеся предметы отделки.

В 2000г. началась реконструкция Несвежского замка. Но 24 декабря 2002г. случился пожар. Сгорели деревянные перекрытия, металлические потолочные перекрытия прогнулись от жара.

А в 2005 г. Несвижский замок был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО (объект № 1196). Беларуская Энцыклапедыя ў 18 тамах.Беларуская Энцыклапедыя том 11. Стр 398

Наследие Радзивиллов

До 90-х годов 18 века хозяином Несвижского замка являлся Кароль Станислав Радзивилл, больше известный по прозвищу "Пане Коханку". Именно при нём замок-крепость окончательно превратился в дворцово-замковый ансамбль.

Оформленный в стиле барокко дворец просто поражал своим великолепием.

Главным элементом парадного вестибюля была широкая трёхмаршевая лестница, украшенная фресками на тему воинских триумфов (среди Радзивиллов было немало славных гетманов). Из вестибюля в разные стороны расходились залы и галереи. Некоторые залы имели свои собственные имена: Королевский, Гетманский, Золотой, Мраморный, Оружейный, Охотничий, -- и каждый -- неповторимое художественное оформление.

Замок насчитывал 170 помещений.

Стены и своды были украшены лепными гирляндами, позолоченными карнизами, резными дубовыми панелями, рамами с живописными шелковыми, кожаными и полотняными вставками, очень дорогими голландскими изразцами. Пол представлял собой мозаику с наборного дубового паркета.

В комнатах стояли камины, многоцветные кафельные или белые фаянсовые печи.

Коллекция портретов просто ошеломляла. Это были работы известных и неизвестных художников. Со стен смотрели лица русских царей, литовских и польских королей, самих Радзивиллов, политических деятелей.

В зале с фаянсовыми бюстами древних философов размещалась великолепная библиотека на 20 тыс. томов, редкие рукописи и старопечатные издания, отечественные и зарубежные хроники, почти весь государственный архив Великого Княжества Литовского: исторические акты, грамоты на старобелорусском языке, письма, в том числе Петра I, Людовика XV, Людовика XVI, Карла XII, Богдана Хмельницкого. Были в библиотечном зале географические карты, земной и астрономический глобусы, навигационные приспособления. В Оружейном зале -- целый арсенал рыцарских доспехов, маршальских жезлов, образцы арабского, японского, китайского и европейского оружия. Роскошная мебель из ценных пород дерева, восковые фигуры исторических личностей, чучела экзотических животных и рыб -- как в лучших домах Европы.

В замке хранились коллекции монет, произведений декоративно-прикладного искусства, в том числе фарфор, стеклянная посуда и хрусталь, золототканые слуцкие пояса, гобелены -- продукция не только многочисленных мануфактур, которыми владели Радзивиллы, но и лучших фабрик Европы и Востока. Ну и конечно фамильные драгоценности.

К сожалению, за долгую историю замка практически все предметы интерьера были уничтожены, вывезены, разворованы. В 19 веке в окрестных деревнях находили золотые кирасы и супницы майсенского фарфора, используемые для хозяйственных нужд. Библиотека, к слову сказать, частично хранится в библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге.

Легенда

Несвижский замок окутан множеством интересных и необычных легенд, преданий, которые придают ему своеобразный флёр таинственности и загадочности. Одной из самых красивых и мистических легенд Несвижа является легенда про Черную даму.

Середина ХVI века. Николай Радзивилл Черный ( канцлер ВКЛ).стремиться укрепить позиции шляхты ВКЛ и выйти из-под власти польского государства. Для этого он использует новое направление религии- протестантство. И в ВКЛ прокатывается волна реформации. Сам Николай Радзивилл Чёрный принимает кальвинизм и приглашает в Несвиж протестантов. Возрастанию его влияния также способствует родство с королём польским Жигимонтом Августом через его двоюродную сестру Барбару Радзивилл.

Барбара живет в Вильно. Она рано потеряла отца и , в скором времени, мужа. Дворцы молодой вдовы и королевича Жигимонта Августа находились рядом. Они часто встречались и в конце концов полюбили друг друга. Скоро про это начали ходить слухи и про это узнали родственники. Особенно разволновался Николай Чёрный: он заботился о репутации сестры и Радзивиллов вообще, да еще возникал хороший шанс осуществить свои стремления… И Николай Радзивил начинает предпринимать необходимые меры: сам едет в Вильно, взяв с собой родного брата Барбары Николая Радзивилла Рыжего. Но препятствие было в матери королевича - Боне Сфорце. Она люто ненавидела «выскочек» Радзивиллов. Старый король доживал последние дни, и в скором времени монархом должен был стать его сын. Радзивиллы потребовали от Жигимонта окончательного решения: или жениться на Барбаре, или больше с ней не видеться. Королевич хорошо знал своё шаткое положение при дворе и отношение к Радзивиллам королевы-матери и пообещал покинуть Барбару. Николай Радзивилл Чёрный с братом сделали вид, что отъезжают из Вильни. А Жигимонт снова захотел увидеть любимую Барбару. Желание было таким сильным, что он решил нарушить данное слово. Во время встречи влюбленных внезапно появились братья и потребовали от королевича женитьбы с Бабарой, т.к. он не сдержал своего слова. Жигимонт согласился, но решил оставить брак в тайне, пока он не станет правителем государства, потому что иначе он не смог бы защитить ни Барбару, ни себя. Через некоторое время умирает Жигимонт Старый. Королевича вызывают в Краков, где Бона Сфорца уже активно ищет для него невесту. Этот брак должен был укрепить трон и увеличить престиж государства в Европе. Ударом грома стала весть о том, что у короля уже есть жена. Бона Сфорца делает всё возможное, чтобы препятствовать коронации Барбары на сейме. Для решения этой проблемы Николаю Радзивиллу пришлось ехать в Рим к Папе. Когда сейм всё же короновал Барбару, Бона Сфорца покинула Краков в знак протеста вместе со совей свитой и уехала на родину - в Италию. Но тайно она оставила своих агентов, чтобы отравить ненавистную невестку. До наших дней дошла фамилия аптекаря Монти, который вместо нужных лекарств приготовил яд, который свёл красавицу-Барбару в могилу. Барбара была коронована в декабре 1550 года, а через шесть месяцев её не стало.

Информация о работе Дворцово-парковая архитектура Беларуси