Глубинно пространственная композиция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 23:08, курсовая работа

Краткое описание

Введение
Основной задачей современного дизайнерского образования является развитие абстрактного мышления и воображения, а также выработка профессионального мировоззрения, своего творческого метода, поэтому основой будущей профессиональной деятельности дизайнера является композиционная и художественно-графическая подготовка, помогающая выразить творческий замысел автора. Опыт показывает, что чем выше художественно-графические навыки у учеников, приобретенные до поступления в вуз, тем легче они справляются с программой обучения в университете. Они помогут в развитии абстрактного и образного мышления, пространственного восприятия,

Содержание

Введение………………………………………………………………….
Необходимые материалы, инструменты и рекомендации по использованию…………………………………………………………...
Залог успешного выполнения………………………………………....
Закономерности композиционного пространства………………….
Глубинно-пространственная композиция……………………………
Практическая часть……………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………….
Список литературы………………………………………….................

Вложенные файлы: 1 файл

Глубинно пространственная композиция курсовая.docx

— 1.81 Мб (Скачать файл)

     Каждое объемно-пространственное  решение может по своей структуре представлять вариант решения с одним или несколькими центрами при значительной величине объекта. Центр композиции может состоять из одного или нескольких объемных элементов, а также представлять собой пространство,    ограниченное      рядом объемно-пространственных    форм. Исходными элементами здесь могут являться прямоугольные, многогранные фигуры или тела вращения, полые и целые, в отдельных случаях виды сложных форм обусловлены выбранной тематикой. Центр композиционного решения

влияет  не только на структуру всей композиции и ее расположения в пространстве, но и на ее свойства.

     К основным средствам, используемым при создании композиции, можно отнести следующие: геометрический вид формы, ее величина, положение в пространстве, масса, фактура, цвет, светотень. Каждое из свойств может изменяться в определенных пределах и имеет бесконечное количество вариаций, при сопоставлении которых возможны самые разнообразные сочетания композиционных закономерностей, среди которых выделяют особую группу средств, объединяемую понятием «ритм».

     В искусстве различие между  подобными формами, выраженное  в разности составляющих их элементов, их конфигурации или цвете, соизмеряется понятиями «контраст», «нюанс», «тождество». Контрастными считают такое соотношение между сравниваемыми объектами, в которых явно преобладает различие. Если параметры свойств композиционных элементов и всей композиции в целом близки по своим качественным характеристикам, то мы имеем дело с нюансом. При исходных качественных характеристиках — это тождество.

     Композиционное построение объемно-пространственной  формы основано на принципах сопоставления: массивность — пространственностъ, легкость — тяжесть, симметрия — асимметрия, динамика — статика.

   Структура построения объемно-пространственной  композиции имеет ряд своих особенностей. Так, большей величине формы соответствует большая масса. Один и тот же вид формы, в зависимости от величины и входящего в ее пределы пространства, может иметь различную степень массивности. Если из бумаги склеить обычный куб и в противовес ему выклеить куб пустотелый, грани которого в развертке представляют собой рамки или сетки, то первый в сравнении со вторым будет массивнее или тяжелее, а второй легче. Массивность передаст зрительное ощущение тяжести, веса. Нарастание массивности к месту опоры создает впечатление устойчивости композиции. Степень массивности зависит также от характера членений формы, их выноса и пропорций.

    По способу построения каждый  вид композиционного решения  может быть симметричным и асимметричным.

    Понятие «симметрия» происходит  от греческого слова «symmetria» — соразмерность. В дальнейшем симметричными мы будем называть те фигуры, которые в результате последовательно проведенных в плоскостях отражений могут совмещаться сами с собой.

    Наиболее распространенным и  широко известным в архитектуре  видом симметрии является зеркальная симметрия, симметрия левого и правого.

Симметрия здесь состоит в том, что две  отраженно равные части фигуры расположены одна относительно другой как предмет и его отражения в зеркале. Воображаемая плоскость, которая делит такие фигуры на две зеркально равные части, называется плоскостью симметрии.

    Не менее известен и такой  вид симметрии, как осевая, или  симметрия вращения. Линия, при полном обороте вокруг которой форма совмещается сама с собой, называется осью симметрии. 

    Кроме этих видов симметрии  существуют и другие, не менее  распространенные в архитектуре. Однако формы, построенные на их основе, далеко не всегда осознаются как симметричные. К таким «неосознанно» симметричным формам относятся, например, формы, симметрия которых состоит в совмещении формы самой с собой путем переноса на определенное расстояние, которое называется периодом переноса.

    Большое значение симметричные  преобразования имеют в построении орнаментов, так как орнамент выражен предельно ясными и четкими соподчиненными акцентами и повторениями и часто строится на модульно тождественных элементах в форме метрического ряда.

    Противоположным симметрии понятием  является асимметрия. Закономерность построения симметричной формы обеспечивает ее восприятие, как целостной. В асимметричных же композициях целостность форм достигается созданием зрительного равновесия всех ее элементов.

    Качественные изменения соотношений  величины и формы элементов  приводят к изменению всего  облика композиционного решения.

На  примере композиционной пары изменение  расположения элементов в пространстве придает одной композиции статические  свойства, а другой динамические.

    В поисках гармоничности формы  архитекторы, художники и графики

выбирают  определенные закономерные отношения, выраженные как целыми,

так и иррациональными числами. Архитекторы  руководствуются этими

закономерностями  для построения целостной и выразительной  архитектурной

формы, художники - для гармоничности элементов  картины, графики

стремятся подчинить этим закономерностям  начертания букв и их элементов

при построении шрифтов.

    Слово «пропорция» и производное  от него «пропорционирование»

происходят  от латинского proportio — соразмерность, соотношение частей к целому и между собой. Пропорционирование, как метод согласования частей целого, способствует достижению эстетической целостности и гармоничности объемно-пространственной формы за счет объединения ее размеров в какую-либо систему, известно уже давно. Еще в Древнем Египте широко использовалась система пропорционирования на основе «священного египетского треугольника» (прямоугольный треугольник со сторонами 3:4:5).

На  основе этих соотношений, например, построил свой шрифт Пиранези. В основе другого известного метода пропорционирования лежит система вписанных квадратов, дающих геометрический ряд 1:1,42 с чередованием иррациональных и целых простых чисел. Прямоугольник, построенный на этих отношениях, при делении его пополам сохраняет свои пропорции неизменными. Эта же система создана в Египте и применялась в средние века. Это соотношение используется в формате бумаги. Оно связывает древне русскую сажень и косую сажень. Наибольшее распространение среди систем пропорционирования имеет так называемое «золотое сечение», известное еще

со  времен Древнего Египта и Древней  Греции и открытое заново в эпоху Возрождения Леонардо да Винчи. В цифровом соотношении оно приблизительно равно 1:1,618. На основе этого членения может быть получен геометрический ряд 0,146—0,236—0,382—0,618—1—1,618— 2,618—4,236 и т. д.

    Помимо простых отношений золотого  сечения применяются и различные производные, например, функция золотого сечения 1:1,12.

     Пропорционирование может быть использовано не только как метод создания целостной формы, но и для уточнения и гармонизации уже найденных форм. Однако пропорционирование нельзя рассматривать как единственное и обязательное условие для достижения целостности композиции.

     Другим широко используемым средством  композиционного решения объекта является его цветовое решение. Цвет — неотъемлемое свойство видимого мира, он отражает объективные характеристики любого объекта и окружающей его среды, в том числе предметного окружения и освещенности.

     Цвет может подчеркнуть строение  объемов и пространства, усилить  их воздействие на человека или, наоборот, нейтрализовать его.

    В результате изменения колорита  может измениться наше представление об объеме и пространстве, его окружающем. А изменение освещенности влияет на восприятие основных характеристик очертаний формы, рельеф и фактуру.

    Все цвета разделяются на хроматические  «цветные» и ахроматические — «бесцветные». К ахроматической гамме относятся все оттенки серого, полученные от смешения черного и белого цветов. В цветовой гамме можно выделить три основных цвета: красный, синий и желтый, из смешения которых теоретически образуются все другие цвета.

    Величина и форма цветовых  пятен зависят от характера  выбранной формы. Например, параллелепипед легче деформировать пятнами, повторяющими очертания его ребер или диагоналей. Другим примером деформации формы может служить военный камуфляж. Чрезмерно мелкие пятна могут воспроизвести эффект фактуры или текстуры без разрушения объема.

     Отношение человека к цвету  закрепилось в цветовой классификации. Различают «теплые» и «холодные» цвета. К «теплым» относятся красные,

оранжевые и желтые цвета, ассоциирующиеся  с солнечным светом. К «холодным» цветам относятся: синие, голубые и сине-зеленые, ассоциирующиеся со льдом, водой и небом.

     Пространственные свойства цвета  находятся в зависимости от  восприятия воздушной перспективы: яркие, теплые и контрастные сочетания характерны для ближнего плана, холодные — для дальних планов.

     На выбор цветового решения  существенное влияние оказывает  вид объекта. Монолитные формы чаще всего предполагают монохромную окраску, или полихромную с нюансной величиной контраста по цветовому фону, светлоте, контрасту очертаний цветовых пятен. Целостные монолитные формы обладают единством в цветовом решении. Расчлененные формы вызывают большее разнообразие в использовании цветовых пятен структурного членения формы. Вообще сильная пластическая разработка снижает цветовую активность и, наоборот, делает ее актуальной при скудности пластического решения.

     Цвет   помогает    решить     разнообразные   композиционные     задачи, подчеркивает замысел автора. Например, цветом можно зрительно достичь ощущения динамичности или статичности объекта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глубинно-пространственная композиция

Характеризуется преимущественным развитием в глубину  и восприятием изнутри. Последний  признак предопределяет ее важное художественное значение в дизайнерском творчестве. Выражается оно в широком включении  разных пластических форм в глубинное  пространство. Его протяженность  определяет отношением глубины пространства к ширине. При отношении менее  чем 1:1 пространство характеризуется как относительно неглубокое (поперечное), при отношении больше чем 1:1 – как глубокое  (продольное). При отношении, равном 1:1, - средней глубины.

     Важный композиционный признак или художественное свойство глубинного пространства – открытость. Степень открытости выражается отношение глубины пространства к высоте ограничивающих его плоскостей. Если отношение больше, чем 2:1, то пространство считается открытым, если меньше – замкнутым. Вполне оправданно уточнение этих данных в связи с обращением к масштабной характеристике пространства и его подразделение на неограниченное (открытое) и ограниченное (замкнутое).

Большая протяженность  и полная открытость присуща внешнему пространству. Ограниченное по протяженности  и открытости, в том числе и  по вертикали, пространство выступает  как внутреннее. При доминировании  высоты над шириной и глубиной пространственная композиция носит  вертикальный характер. При относительно небольшой высоте она приобретает  черты горизонтального пространства. При равных значениях основных координатных параметров ограничивающих плоскостей – кубического.

Частичное повышение  или понижение высоты ведет к  обогащению пространственной композиции. В построении глубинно – пространственной, как и объемно – пространственной композиции, большую роль играет планировка. Это построение основывается на разном расположении элементов в горизонтальной плоскости. Глубинно – пространственная композиция отличается развернутостью. Можно выделить три основных ее вида : осевая, лучевая и центрическая. Виды планировок могут быть совмещены, образуя сложную планировочную систему расположения пространственных элементов.

Важной стороной планировочной организации глубинного пространства  является формирование его композиционного центра. Этот центр выделяется своим главенствующим положением относительно второстепенных элементов пространственной композиции. Такое положение может выражаться в трех основных видах :

● центр выделяется как вертикальная ось, вокруг которой располагаются второстепенные элементы,

Информация о работе Глубинно пространственная композиция