Архитектура городов Северного Причерноморья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 20:28, реферат

Краткое описание

Археологические исследования греческих городов Северного Причерноморья раскрывают сложную картину жизни этих городов с их разнородным населением. О ней свидетельствуют памятники искусства, жилища, храмы, крепостные стоны, множество предметов быта и вооружения, монеты и т. п.
Античная архитектура Северного Причерноморья имеет некоторые особенности, Лучше других сохранились крепостные сооружения. Один из интересных памятников этого рода - крепостные степы Херсонеса. Мощные стены снабжены башнями, они выложены из крупных квадров плотного известняка.

Вложенные файлы: 1 файл

Архитектура городов Северного Причерноморья.docx

— 25.25 Кб (Скачать файл)

Архитектура городов Северного  Причерноморья

Археологические исследования греческих городов Северного  Причерноморья раскрывают сложную  картину жизни этих городов с  их разнородным населением. О ней  свидетельствуют памятники искусства, жилища, храмы, крепостные стоны, множество  предметов быта и вооружения, монеты и т. п.  
Античная архитектура Северного Причерноморья имеет некоторые особенности, Лучше других сохранились крепостные сооружения. Один из интересных памятников этого рода - крепостные степы Херсонеса.  Мощные стены снабжены башнями, они выложены из крупных квадров плотного известняка. Тщательность обработки камня, целесообразное расположение башен и ворот позволяют считать этот памятник одним из выдающихся произведений античной крепостной архитектуры. Здания храмов, базилик, театров не сохранились, но об их былой значительности свидетельствуют находки отдельных частей их, в том числе развалины базилики (открытой Уваровым в 1853 г.), так называемый «Монетный двора» в Херсонесе и др.  
Улицы в городах располагались, вероятно, по Гипподамовой системе, в виде правильной сетки, как это установлено в Ольвии. Для Пантикапея характерна террасная планировка, обусловленная рельефом местности.        

 Наиболее значительная  часть сохранившихся архитектурных  памятников Северного Причерноморья  — погребальные склепы. Архитектура  их распадается на три группы. К первой относятся курганы  с каменными склепами, крытые  ложным сводом (система нависающих  плит), а позднее, со второй  половины 4 в. до н.э. - клинчатым, полуциркульным, с, ведущим к склепу узким коридором — дромосом. Ко второй группе относятся курганы с земляными склепами, приближающимися к прямоугольной форме, также с дромосом. К третьей группе относятся курганы со склепами, выложенными из сырцового кирпича, с перекрытием, сложенным из толстых бревен (Кубанские курганы). Все три группы погребальных склепов сосуществовали.  
К числу наиболее замечательных памятников первой группы относится «Царский курган». Он расположен в шести километрах от Керчи. Это величественная усыпальница одного из боспорских правителей 4 в. до н. р., — может быть, Левкона I или Перисада I. Его высота достигает – 17 м. окружность - 260 м. Насыпь состоит из земли и камня. Нижняя часть кургана укреплена снаружи невысокой каменной стеной — крепидой, которая предохраняет насыпь от разрушения. В камеру ведет дромос длиной 36 м - узкий коридор, перекрытый крутым ступенчатым сводом; высота дромоса увеличивается по мере приближения к склепу (7 м в высоту). Склеп представляет собой прямоугольную в плане камеру (4,49 X X 4,39) со стремительно уходящим вверх перекрытием (8,73 м в высоту). Свод ее состоит из 17 рядов нависающих плит, отвесных вначале (5 рядов) и образующих выше правильные концентрические круги. Впечатление устремленности ввысь, легкости и величия производит это решение внутреннего пространства. Поразителен эффект дромоса, когда зритель смотрит из погребальной камеры: он кажется бесконечно длинным, величественным и строгим. Склеп датируется 4 в. до н.э.

Мелек-Чесменский курган, близ Керчи, по конструкции подобен Царскому, но значительно уступает ему по величине и не производит такого сильного художественного впечатления. К той же группе курганов относился знаменитый Кульобский курган, в шести километрах от Керчи, открытый в 1830 г. Он представлял собой могилу одного из представителей скифской знати. Камера кургана, сложенная из известняковых плит, почти квадратная по форме, перед ней — короткий широкий дромос. Перекрытия — из ряда нависающих плит(В настоящее время склеп не существует, так как его камера обрушилась сразу после раскопок и известна лишь по схематической зарисовке.). Стены и потолок были, вероятно, увешаны тканями с нашитыми на них золотыми бляшками, которые во множестве лежали на полу склепа в момент его открытия, так как ткань совершенно истлела.  
Неразрывно связаны с архитектурой многочисленные стенные росписи склепов Пантикапея и Тамани. Они имеют тем большее значение, что греческих росписей до нашего времени почти не дошло. Они выполнены фреской, технически совершенны, написаны живыми, насыщенными красками.  
Наиболее ранний тип росписи (4 - 3 вв. до н.э.) представляет собой имитацию кладки степы из цветного мрамора (3 пояса — белого, черного и красного цветов), выше — фриз с изображением предметов обихода греческого атлета: сосуды для оливкового масла, венки, полотенца, победные повязки — тении (склеп, открытый в 1908 г., Керчь). Большой интерес представляет роспись склепа Васюриной горы (Таманский подуостров) конца 4 — начала 3 в. до н. э- Раскраска стен здесь подражала облицовке стен из цветного мрамора. Внизу шла узкая черная панель, над ней проходил ряд желтоватых плит, над ним ряды желтых и черных квадров, выше — широкая красная полоса, увенчанная ионическим карнизом, па нем — антефиксы, между ними птицы, па потолке написан синий ковер с пурпуровой каймой и четырьмя красными кистями по углам, как бы натянутый над склепом.  
Помимо подражания кладке в росписи стен склепов встречаются и сюжетные изображения: мифологические сцены (склеп Пигмеев, склеп Алкима) или изображения умершего в бытовой обстановке, на коне или в бою         Выполнение этих росписей имеет довольно ремесленный характер, хотя в них есть интересные композиционные построения, элементы перспективы, чувство цвета. В живописи преобладают светлые тона: розовый,  голубой, бледно-зеленый, желтый.  
Культ Деметры, богини земледелия, богини-матери, связанной с загробным миром, был широко распространен в Северном Причерноморье и сливался с образом местной великой богини. Образ этой богини встречается в стенных росписях. Одно из ее изображений, относящееся к периоду классики, было написано на замковой плите ступенчатого свода склепа Больших Близнецов, открытого в 1864 г. Это — монументальная голова Деметры. (Роспись была сделана темперой прямо на камне, без грунта, и поэтому живопись оказалась непрочной и вскоре после извлечения ее из склепа краска осыпалась и изображение погибло.). Облик Деметры, полный величия и возвышенного спокойствия, был мастерски исполнен художником. Голова расположена в  фас  большие карие глаза широко открыты, и взгляд их спокоен, цветы, которые она держит в руках и которыми украшены ее темные густые волосы, смягчают образ, который без них мог бы показаться слишком суровым, и этом произведении выразилось то понимание божества, которое сложилось в искусстве классической Греции, — как возвышенного существа, воплощающего лучшие человеческие качества.  
Повседневная жизнь также получила отражение в стенных росписях. В склепе Анфестерия (1 в. до н.э. - 1 к. н.э.) художник создал из мотивов обычных сцен, изображаемых на надгробных стелах, целую картину, рисующую быт богатого боспорца, выехавшего на лето в степь к своим табунам.  
В курганах и некрополях Северного Причерноморья сохранилось большое количество предметов из золота и серебра. Наибольший интерес представляют вещи с изображением скифов, сделанные пантикапейскими греческими мастерами по Заказу скифской знати. В этих памятниках, справедливо пользующихся мировой известностью за их высокое художественное качество, изображена жизнь, скифов так, как это отвечало желаниям заказчиков. Такие произведения, для выполнения которых были приложены все знания и весь опыт греческих мастеров эпохи расцвета, находились в быту скифов и отвечали художественным вкусам верхушки скифского общества. Глубокое восприятие греческого искусства оказалось возможным только в результате длительного пути развития, пройденного к тому времени скифской культурой.  
К таким произведениям относится знаменитый электровый сосуд (сделанный из сплава золота и серебра) из кургана Куль-оба . Его форма  скифских культовых сосудов 
В эпоху эллинизма и в первые века нашей эры на Боспоре складывается полихромный стиль в торевтике, характеризующийся сочетанием золота с цветными камнями. Этот стиль соответствовал появившемуся вкусу к тяжелой, пышной роскоши.

Древнейшие  денежные знаки Северного Причерноморья

После основания первых поселений  в Северном Причерноморье торговля греческих колонистов с местными племенами на ранних этапах велась путем безмонетного обмена. С развитием товарного производства функции денег здесь стали выполнять широко распространенные и необходимые всем товары. Такими товарами были наконечники стрел, браслеты, кольца, стеклянные бусы — использовавшиеся при мелких расчетах, а для уплаты дани и крупных торговых сделок — рабы, лошади, скот, изделия из драгоценных металлов. Древнейшими денежными знаками Северного Причерноморья принято считать монеты-стрелки, имевшие форму двухлопастных наконечников стрел, но без отверстия для древка стрелы (илл.ІІ, № 1-8). 
 
Именно наконечники стрел были товаром, необходимым и кочевым племенам скифских степей, и греческим колонистам, осваивавшим эти степи, то-есть товаром, идеально подходившим для выполнения функции денег. Вот поэтому, привычная форма наконечников стрел и была придана древнейшим денежным знакам Северного Причерноморья — монетам-стрелкам, что и явилось первым шагом в развитии денежного обращения. Кроме того, выпуск монет-стрелок все исследователи связывают с религиозной сферой, с культом Аполлона, почитавшегося как врач, покровитель колонистов, атрибутами которого были лук и стрелы. Поклонение Аполлону Врачу было широко распространено в древнейших полисах Западного Понта — Истрии и Аполлонии. Аполлона Врача почитали как основное божество и колонисты основавшие Борисфен (поселение на о-ве Березань, Очаковский р-н Николаевской обл.), Ольвию, Тиру, Керкинитиду, Никоний. 
 
Именно в этих полисах обращение монет-стрелок имело наибольшее распространение. Заметим, что на части монет-стрелок помещены изображения: дуги, линии, треугольники и даже изображение колеса, как на монетах-колесиках Истрии (илл.ІІ №7). Такая монета-стрелка с изображением колеса была найдена на Березанском поселении (сообщ. Устинова B.C.). Следует отметить, что солярные знаки, линии, значки и буквенные сочетания встречаются на некоторых наконечниках боевых стрел (илл.І, №2-3). Из этого можно сделать вывод, что наконечники стрел в культовой сфере играли определенную роль как жертвенные приношения, а впоследствии частично сохранили эти функции и в монетах-стрелках, ставших деньгами. В то же время солярные знаки и буквенные сочетания (посвящения божествам) могли наноситься на боевые стрелы и для эффективного поражения противника. 
 
В более позднем своем развитии (и вероятнее всего именно в Борисфене) монеты-стрелки приобретают иные формы: рыбий хвост, форму рыбы и даже глаз на одной из сторон. За такими денежными знаками, имеющими двойное изображение, закрепилось название — стрело-рыб (илл.Ш, №1-2). Известны также монеты-стрелки, изготовленные из бронзовых пластин, путем отковки кустарным способом, для придания им необходимой формы. Одна из таких монет-стрелок была найдена вблизи Аджигола (илл.ІІ, №8). Подобные имитации могут свидетельствовать о нецентрализованном процессе в изготовлении монет-стрелок, либо о попытке изготовления фальшивых денежных знаков. 
 
Денежные функции монет-стрелок подтверждаются и найденным в 1963 году в Ольвии граффито - надписью процарапанной на чернолаковом скифосе конца VI - начала V веков до нашей эры, где упоминается, что стрелы (APDIE) были в Ольвии разменной монетой. Давно известны и клады монет-стрелок: 
— в 1925 году у г.Измаил найдены вместе 51 монета-стрелка; 
— приблизительно в 1948 году у с. Каменки Очаковского р-на Николаевской области на восточном берегу Березанского лимана найдены около 30 монет-стрелок, из которых 14 были изучены и опубликованы (илл.ІІ, №6). На окислившихся монетах-стрелках этого клада сохранились отпечатки ткани; 
— в 1934 году на полуострове Атия в Бургасском заливе найдено более тысячи монет-стрелок, и так далее. 
 
Известны совместные находки монет-стрелок с литыми монетами-колесиками Истрии (илл.ІІ, №12), найденные при раскопках в Томи, что свидетельствует о длительности обращения монет-стрелок. Монеты-стрелки изготавливались в Аполлонии, Истрии, Керкинитиде и, вероятнее всего, в Борисфене, основанном греками ранее всех остальных центров в VII веке до нашей эры. Существует точка зрения, что Борисфен был первоначальным центром Ольвийского полиса. Именно вокруг этого поселения по берегам Березанского лимана найдено наибольшее количество монет-стрелок и уже значительно меньше в низовьях Буга и Днепра. Недавно стали известны монеты-стрелки, найденные на Ягорлыцком поселении (с. Ивановка, Голопристанский р-н Херсонской обл.) и вблизи с.Саги (Цюрупинский р-н, Херсонской обл.), а также у с.Прибугское и с.Козырка (Очаковский р-н Николаевской обл.). 
 
Не менее интересны для исследователей бронзовые слитки различного размера и веса, близкие по технологии изготовления и изображениям к монетам-стрелкам и стрело-рыбам, но имеющие форму усеченного сегмента (илл.ІV). Такие монеты-сегменты были впервые обнаружены при раскопках поселения на острове Березань, и на основании сопровождающего материала, отнесены к VI веку до нашей эры. Определены они были как весовые гири. Известны монеты-сегменты («березанские ассы») с изображением одной и трех монет-стрелок и весом 28,6 грамм, 39,7 грамм, 41,9 грамм и 71 грамм. А вот оборотная сторона слитков не была сразу правильно понята, в результате чего некоторыми исследователями «березанские гири» были отнесены к матрицам для изготовления литейных форм монет-стрелок. 
 
Однако, новая находка монеты-сегмента весом 71 грамм на Березанском лимане у с.Викторовка (Очаковский р-н., Николаевской обл.), дает некоторые новые данные, позволившие автору отнести все подобные экземпляры к монетовидным слиткам. На одной стороне этого слитка-сегмента видно изображение трех монет-стрелок или стрело-рыб с раздвоенными нижними концами. Возможно, так был схематично показан нижний конец стрелы с выемкой для тетивы. Не исключается и вариант, что именно стрело-рыбы изображены на слитке, а раздвоенная нижняя часть — рыбий хвост, как на некоторых типах монет-дельфинов. Монеты-стрелки на сегменте отлиты нечетко, что исключает возможность использования слитка как матрицы для изготовления форм. 
 
На другой стороне монеты-сегмента — голова рыбы: четко видны глаз, рот и жабры, а по краю — рифление из параллельных линий. Изображение можно попытаться идентифицировать с конкретной породой рыб, выловом которой занимались жители Борисфена. Учитывая, что основная часть слитков найдена на острове Березань, а еще один — в сфере экономического влияния расположенного на этом острове поселения, и что в других местах находки их неизвестны, можно высказать предположение об изготовлении монет-сегментов именно на Березанском поселении, отождествляемом с Борисфеном. Подтверждением денежных функций монет-сегментов Борисфена является и весовое соотношение их с большими дельфинами и ассами Ольвии, имеющее бесспорно много общего. 
 
Монеты-стрелки, монеты-сегменты и стрело-рыбы находятся в теснейшей связи с таким необычным явлением в нумизматике, как выпуск монет-дельфинов Ольвией. Становится очевидным, что монеты-стрелки и стрело-рыбы были мелкой разменной монетой в денежной системе, где монеты-сегменты Борисфена были самыми крупными номиналами, как впоследствии дельфины были мелкой разменной монетой по отношению к ассам Ольвии. Несколько разновидностей бронзовых дельфинов (дельфины стреловидной формы) связаны с монетами-стрелками и стрело-рыбами и технологически: отливка этих дельфинов производилась так, что литник находился, как и у стрел, в верхней части (со стороны головы). В то же время все последующие выпуски дельфинов имели литник со стороны хвоста. Возможно, этот выпуск (у дельфина раздвоенный хвост, как у стрело-рыб) был переходной формой от стрело-рыб к дельфинам и одним из первых выпусков в Ольвии. Кроме того, наличие на монетах-стрелках, стрело-рыбах и боевых стрелах значков, букв и надписей подтверждает их традиционное использование в религиозной сфере. Автор выражает благодарность Крапивиной В. В. за предоставленные фотографии, а Устинову B.C. и Куликовскому С.Н. — за сведения о находках монет.


Информация о работе Архитектура городов Северного Причерноморья