Архитектура Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 08:22, реферат

Краткое описание

В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, памятники которой и теперь, даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, воплотившим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей.
Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж.
Красота и мощь римской архитектуры раскрываются в разумной целесообразности, в логике структуры сооружения, в художественно точно найденных пропорциях и масштабах, лаконизме архитектурных средств, а не в пышной декоративности. Огромным завоеванием
римлян было удовлетворение практических бытовых и общественных потребностей не только господствующего класса, но и масс городского населения.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат - архитектура древнего рима.docx

— 63.84 Кб (Скачать файл)

Термы Диоклетиана в Риме превосходят колоссальными размерами  термы Каракаллы.

Художественные идеалы римского искусства III и VI вв. н. э. отражали переломный, сложный характер эпохи: распад древнеантичного уклада жизни и миропонимания сопровождался новыми исканиями в искусстве. В развитии последних сильнее проявилась роль провинций и варварских влияний. Грандиозные масштабы некоторых памятников в Риме и в его провинциях напоминают архитектуру Древнего Востока. В то же время проявлялась тенденция максимально облегчить архитектуру, усилить в ней роль пространства, одухотворить его.

В римских провинциях продолжался  расцвет градостроительства, там  были богатые заказы, туда устремлялись лучшие мастера из Рима. Среди процветавших римских провинций особое место  принадлежит северной Африке. Здесь  до сих пор сохранилось много  прекрасных построек – храмов, вилл, портиков, жилых домов, часто с  изумительными мозаиками пола, сохранившими целые картины в рамах, виртуозные по технике исполнения.

Общий уровень цивилизации  во всей Римской империи в то время  был высок как никогда —  вплоть до далёкой Британии, куда доходил  тот же Адриан и где окончил свои дни Септимий Север, глава новой римской династии. В его правление в Риме возникла иллюзия возможного возрождения былого величия.

Пластичный стиль становится предельно живописным. Рельефы триумфальной арки Септимия Севера, поставленной в честь десятилетия правления и побед в Месопотамии, еще более , чем в колонне Марка Аврелия, теряют определенность контуров и форм. Камень стены превращается в сплошную ажурную ткань, трепещущую в неровных бликах светотени. Знаменит Север и возведенной при нем базиликой.

О базилике как сооружении, весьма распространённом у римлян, следует сказать особо. Тип базилики (от греч. «базилике» — «царский дом») — прямоугольного вытянутого здания для общественных собраний и советов — возник уже в Греции в III в. до н. э. Здание разделялось продольными рядами опор(колонн, столбов) на несколько проходов — нефов.Средний неф был обычно выше и шире боковых и освещался через окна над боковыми частями. Чаще всего он завершался выступом — апсидой. Впоследствии архитектурная форма базилики использовалась как образец для строительства христианских храмов.

На родине Септимия Севера, в Лептис Магне (Северная Африка), была построена базилика, которая отличалась от всех прежних особым замыслом и роскошью отделки. На узких сторонах, восточной и западной, у неё были две полукруглые ниши — апсиды. Образуюшие их резные пилоны (столбы) посвящались Дионису и Гераклу и были украшены сценами их подвигов.

К концу III века в Риме наступила  временная ремиссия. Императорская  власть отчасти окрепла, обстановка немного наладилась. Со всех сторон столицу империи теснили варвары, и наиболее важными архитектурными сооружениями стали крепкие оборонительные стены, среди которых особое место  занимала стена Аврелиана.

Император Диоклетиан, правивший  на рубеже III –IV веков, уже редко  бывал в Риме. Его резиденцией  была Салона, город в восточной  Адриатике. Диолектиан сделал важный шаг к укреплению империи, проведя ряд реформ, усилив государственную бюрократию и систему взимания налогов. О характере его времени красноречиво говорит построенный в Салоне дворец. Обнесенный мощной крепостной стеной с башнями, с выходами к морю, четко распланированный, он был похож скорее на военный лагерь. Однако в нем были и жилые постройки, и хозяйственные службы, и мавзолей, и храм, и парк. Он был удобен для жизни: Диоклетиан, добровольно сложивший с себя власть после 20-ти лет правления, даже разводил там овощи. Но все же в этом дворце не чувствуется прежней свободы. Есть в нем особая строгость и предопределенность в соподчинении всех частей, близкая дворцам будущих византийских императоров.

Великая империя идет к  концу, когда на трон садится Константин, первый император, официально принявший  христианство. Античная религия окончательно изжила себя.

Завершающим памятником этого  времени была базилика Максенция, победу над которым увековечил Константин на Римском форуме (306—312 гг. н. э.). Базилика была задумана настолько грандиозной, с такими колоссальными пролетами сводов, что даже мудрость римских инженеров не спасла ее от разрушения – вскоре после возведения она обрушилась. Сквозной каркасной конструкцией она предвосхищала средневековые христианские базилики Западной Европы. Базилика Максенция - одно из самых грандиозных сводчатых зданий Рима (площадь 6 тыс. кв. м). Прямоугольная в основании, она имела с восточной стороны крытый портик на столбах. Внутреннее пространство, разделенное на три нефа, завершилось в среднем нефе полукруглой апсидой. Средний неф был перекрыт крестовидными сводами, которые опирались на восемь мощных столбов и поддерживались снаружи контрфорсами и вертикальными выступами стены. Только короткая сторона базилики апсидой была решена сплошной стеной. В остальных частях здания своды опирались на столбы, служившие основанием всей конструкции. Тонкие наружные стены были прорезаны двумя ярусами широких арочных пролетов.

После признания в 313 г. христианства господствующей религией началось строительство  христианских храмов, формы которых  в основном заимствовались из античных базилик.

Победы Константина возвеличивает  и сооруженная в это же время на форумеТриумфальная аркаКонстантина. Она была украшена рельефами, безжалостно выломанными из сооружений императоров II века – Траяна, Андриана и Марка Аврелия. Они были включены в новый художественный ансамбль, и только головы цезарей везде были заменены головами Константина. Этот факт символичен: Константин как бы поглощает прежнюю римскую историю. Все строго, регламентировано: в центре император с клевретами, подобострастно заглядывающими ему в лицо, по сторонам безликая толпа.

Константин перенес столицу  империи на восток, в бывший греческий  город Византий. Назван он был «новым Римом», или Константинополем. Отсюда начнет свою историю новое государство – Византия. Рим же оставался еще на протяжении двух веков ценром западной части империи. Та же картина наблюдается и за пределами Рима, как в Италии, так и в провинциях. Античное искусство еще долго будет сохранять свою силу, однако оно, перерастая в средневековое, становится только традицией.

 

Заключение

 

Искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Великий  организатор и создатель современных  норм цивилизованной жизни, Древний  Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Только за это он достоин непреходящей славы  и памяти потомков. Кроме того, искусство  римского времени оставило множество  замечательных памятников в самых  разных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными  сосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную временем и доведённую до логического конца  традицию. Он несёт информацию о  вере и ритуалах, смысле жизни и  творческих навыках народа, которому он принадлежал, месте, какое занимал  этот народ в грандиозной империи. Римское государство очень сложно. Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества  и сотворения тех принципов, которые  легли в основу христианского  искусства Нового времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Энциклопедия. Том VII. Искусство. Том I. М. 1998г.
  2. История зарубежного искусства. Учебник. М., 1984г.
  3. История искусства зарубежных стран. Том I. М., 1962г.
  4. Искусство. Книга для чтения по истории живописи, скульптуры, архитектуры. М., 1961г.
  5. Н.А. Дмитриева, Л.И. Акинова. Античное искусство: очерки. М.,1988 г.

Информация о работе Архитектура Древнего Рима