Архитектура Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 18:46, реферат

Краткое описание

В доисторические времена древние египтяне заселили долину Нила. Скалы, окаймлявшие долину, служили им неиссякаемым источником строительного камня. Потребовались столетия, чтобы освоить трудоемкий процесс обработки каменных блоков. Однако прежде египтяне научились увеличивать прочность кирпича, который сушили на солнце, вставляя в него стебли папируса и лотоса - растений, в изобилии встречавшихся по берегам реки.

Вложенные файлы: 1 файл

архитектура.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

Главными хранителями  религии являлись жрецы, владевшие  основами письменности, которая была окружена ореолом таинственности и  считалась даром бога мудрости Тота, «письмом божественных слов». Возникновение египетской письменности относят к XXX веку до нашей эры. Особенности государственного устройства требовали ведения значительного делопроизводства, что способствовало распространению письменности. Она была буквенно-слоговой (наиболее употребительных иероглифов насчитывалось около 700) Их впервые расшифровал в 1822 году французский ученый Ф. Шампольон..  

Постепенно «на  основе старой иероглифической письменности выработалась скоропись, известная  позднее как иератическое письмо. Затем, около 700 года до нашей эры появилось новое письмо - демотическое» (5). Заметим, что на базе египетской иероглифики возникло алфавитное письмо, создателями которого были древние финикийцы, из последнего возник древнегреческий алфавит, который, в свою очередь, стал основой латинской азбуки.  

Знания накапливались  и передавались в специальных  школах. Это были по большей части  либо придворные школы, либо особые школы, находящиеся при центральных  ведомствах, в которых готовились писцы-чиновники для данного ведомства, например для царской сокровищницы. Учеников учили главным образом трудной и сложной грамоте, заставляя их списывать с особых прописей ежедневно около трех страниц. Ученик должен был твердо усвоить не только систему правописания, но и сложную каллиграфию и стилистику. Наконец, в Египте существовали и высшие «писцовые школы», носившие названия «дом жизни». Потребности повседневной жизни, развитие хозяйства, торгового обмена и наблюдения над природой привели к постепенному накоплению первых научных знаний. Все эти знания носили еще прикладной характер. 

Особое значение имела у египтян звезда Сириус, так как ее появление на небе совпадало  с началом разлива Нила. Интересно, что при постройке пирамид  египтяне ориентировали их вход на север, а к усыпальнице вел  коридор с таким углом наклона, под которым можно было видеть Полярную звезду.  

Религия Древнего Египта 

По представлениям древних египтян, жизнь не заканчивалась  смертью. Тело умирало, но душа продолжала жить в потустороннем мире, представлявшем собой копию реального. И в нем "Ка", жизненная сила, возвращалась телу. Родственники обязаны были обеспечить умершему достойную жизнь в загробном мире. Не сделай они этого - мертвые "возвратятся с ветром", и месть их будет страшной. К посмертным дарам принадлежала так называемая "Книга мертвых" - сборник заклинаний, которые должны были уберечь мертвых от опасности. Одно из почти 200 магических заклинаний "Книги мертвых" гласит: "Плыви, о успокоившийся в Осирисе, на ладье Ра, совершай с миром путь твой, о успокоившийся в Осирисе, пока не станешь единым, как Маат с солнечным диском, в бесконечном объятии его света".  

Древние египтяне не верили, что после смерти человек  может занять другое социальное положение: фараон в царстве мертвых не мог  стать придворным, а подданный - царем.  

В отличие от людей, боги могли перевоплощаться  по своему желанию. Многих из них представляли в виде животных - кошки, коровы, быка. Так, бог Себек изображался с  головой крокодила, богиня Хатхор - в виде коровы или женщины с  рогами коровы.  

Религиозные представления древних египтян отличались, с точки зрения современного человека, противоречивостью. В самих богах соединялись противоречия: Осирис одновременно был богом мертвых и богом плодородия.  

Подобно чередованию  восходов и закатов солнца, постоянно чередуются смерть и рождение. Реальный и потусторонний мир относили к разным странам света, мир живых - к востоку, мертвых - к "прекрасному западу". Так, Луксор на левом берегу Нила предназначался для живых и для поклонения богам, а из Фив на западном берегу фараоны отправлялись в царство мертвых.  

Мумификация  

Примерно с 3400 г. до н.э. c помощью высокого искусства мумификации готовили тела умерших к путешествию в загробный мир и к их сохранению в вечности. 70 дней останки находились в пересыщенном содовом растворе, далее бальзамирование продолжалось и включало очень много технологических стадий. Так, мумии фараонов пережили тысячелетия. Но им наносили ущерб расхитители гробниц, а также некоторые археологи.  

Сначала бальзамировщики  рассекали тело и удаляли из него внутренности, чтобы замедлить процесс разложения. Мозг крючьями вытягивали через нос. Очищенные и обернутые в пелены внутренности в дальнейшем хранились в четырех сосудах (канопах) в той же гробнице, что и сама мумия. Только сердце оставляли в теле. После пеленания мумию посыпали порошком соды. При дешевом способе внутрь тела через кишечник вводили едкие растворы, а затем после растворения внутренностей раствор откачивали. Обработка содой уродовала тело, щеки проваливались, мышцы исчезали. Искусство возвращения телу его первоначального вида непрерывно развивалось. Для того чтобы придать объемность утончившимся тканям, пытались использовать опилки и жиры - взрывчатую смесь, от вспучивания которой по прошествии тысячелетий кожа растрескивалась.  

Под конец умащенное  благовониями тело обертывали полотняными  бинтами, пропитывая их маслами и  смолами. Поэтому мумии имеют  такую темную окраску. Между повязками  закладывали амулеты для защиты покойника. На амулетах были записаны магические формулы типа: "Пусть смерть своими крылами погубит того, кто нарушит покой фараона".  

Боги Древнего Египта. 

Амон: покровитель  города Фивы, бог воздуха и урожая, творец мира; изображался в виде человека (иногда с головой барана) со скипетром и в короне, с двумя  высокими перьями и солнечным диском.  

Апис: символ плодородия, бог в образе быка с солнечным  диском; в некоторые периоды Апис почитался как бог, воплощающий  душу Осириса.  

Атон: бог солнца; изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчивались раскрытыми ладонями. 

Баст: богиня любви, радости, праздников; женщина с головой  кошки или львицы с корзинкой  в руках.  

Хор: бог неба и света, покровитель фараонов, которые  считались его земным воплощением;  

Имхотеп: божественный покровитель зодчих, ученых писцов, врачей; его символизирует сидячая фигура ученого с развернутым папирусным свитком на коленях.  

Исида: богиня-мать, сестра и супруга Осириса; женщина  с рогами коровы и солнечным диском на голове, в руке стебель папируса.  

Осирис: бог ежегодно умирающей и возрождающейся природы, позднее бог загробного мира и судья умерших;  

Птах: первоначально  бог-творец и бог мертвых в  Мемфисе; изображался в виде мумии, стоящим на иероглифе правды.  

Хатхор: богиня любви и судьбы, богиня неба, кормилица  фараонов и властительница дальних стран; 

Информация о работе Архитектура Древнего Египта