Архитектура Афинского Акрополя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе мы рассмотрим основные особенности архитектуры Древней Греции.Зарождение греческого зодчества происходит в конце II тысячелетия до н. э., и в его развитии выделяют 4 этапа: 1100-800 годы до н. э. – гомеровский; 700-600 годы до н. э.- архаика; 500-400 годы до н. э. – классика; 300-100 годы до н. э. – эллинизм.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СИСТЕМА ГРЕЧЕСКИХ ОРДЕРОВ И ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ 5
1.1 ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР 6
1.2 ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР 6
1.3 КОРИНФСКИЙ ОРДЕР 7
1.4 КАРИАТИДЫ И АТЛАНТЫ 9
2. ТИПЫ ГРЕЧЕСКИХ ХРАМОВ 10
2.1 ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ ГОМЕРОВСКОГО ПЕРИОДА (XI – VIII ВЕКА ДО Н.Э.) 10
2.2 АРХИТЕКТУРА В ПЕРИОД АРХАИКИ (VII –VI ВЕКА ДО Н.Э.) 11
2.3 АНСАМБЛЬ АФИНСКОГО АКРОПОЛЯ 12
2.3.1 Пропилеи 14
2.3.2 Храм Нике Аптерос 15
2.3.3 Парфенон 16
2.3.4 Храм Эрехтейон 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
ПРИЛОЖЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Работа.doc

— 399.50 Кб (Скачать файл)

НОУ ВПО «Институт телевидения, бизнеса и дизайна»

 

 

 

 

Кафедра искусств

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

 

Архитектура Афинского Акрополя

 

 

 

 

 

 

 

 

Зав. кафедрой:  Мещанинов А. А.

 

Руководитель курсовой работы: Мартыненко В.П.

 

Студент: Цветкова А.А.

 

ВКД-21

 

 

« 07 » апреля 2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013г.

 

 

Введение

В данной работе мы рассмотрим основные особенности архитектуры  Древней Греции.Зарождение греческого зодчества происходит в конце II тысячелетия до н. э., и в его развитии выделяют 4 этапа: 1100-800 годы до н. э. – гомеровский; 700-600 годы до н. э.- архаика; 500-400 годы до н. э. – классика; 300-100 годы до н. э. – эллинизм.

В частности в первой главе мы описываем происхождение ордера в греческой архитектуре, его основные отличительные признаки, во второй - выясним особенности основных ордерных построек Афинского Акрополя - знаменитого архитектурного ансамбля, типы греческих храмов сформировавшихся в гомеровский период и в период архаики. Во всём греческом искусстве мы находим соединение тонкого интеллектуального расчета и чувственного жизнеподобия. Такого рода отступления от геометрической правильности и уподобляют здание организму – конструктивному, но чуждому абстракции и схемы.

Во второй главе на примере храма Парфенон мы опишем эту особенность греческого зодчества, геометрическая правильность Парфенона  на каждом шагу сопровождается легкими  отклонениями от правильности. Так  отклонения горизонталей и вертикалей почти не заметны. Зная действие оптических искажений, греки пользовались этим для достижения нужного эффекта

Ордерный храм был  своего рода вершиной в греческом  зодчестве и поэтому, он оказал огромное воздействие на последующую историю  мировой архитектуре. Художественное творческое начало пронизывает всю работу греческих строителей, которые как скульптурное произведение создавали каждый каменный блок, из которых складывался храм.

Архитектурные формы  греческого храма сложились не сразу  и в период архаики претерпели длительную эволюцию. Однако в искусстве архаики была уже в основном создана продуманная, ясная и вместе с тем очень разнообразно применявшаяся система архитектурных форм, которая легла в основу всего дальнейшего развития греческого зодчества.

Наследие древнегреческой архитектуры лежит в основе всего последующего развития мирового зодчества и связанного с ним монументального искусства. Причины такого устойчивого воздействия греческой архитектуры заключаются в объективных ее качествах: простоте, правдивости, ясности композиций, гармоничности и пропорциональности общих форм и всех частей, в пластичности органичной связи архитектуры и скульптуры, в тесном единстве архитектурно-эстетических и конструктивно-тектонических элементов сооружений.

Древнегреческая архитектура отличалась полным соответствием форм и их конструктивной основы, составлявших единое целое. Основная конструкция - каменные блоки, из которых выкладывались стены. Колонны, антаблемент (лежащее на опоре-колонне перекрытие) обрабатывались различными профилями, приобретали декоративные детали, обогащались скульптурой.

Греки доводили обработку  архитектурных сооружений и всех без исключения деталей декора до высочайшей степени совершенства и  отточенности. Эти сооружения можно  назвать гигантскими произведениями ювелирного искусства, в которых для мастера не было ничего второстепенного.

Архитектура Древней  Греции тесно связана с философией, ибо в ее основе и в основе древнегреческого искусства лежали представления  о силе и красоте человека, находившегося  в тесном единстве и гармоническом равновесии с окружающей природной и социальной средой, а поскольку в античной Греции получила большое развитие общественная жизнь, то архитектура и искусство носили ярко выраженный социальный характер.

Именно это непревзойденное совершенство и органичность сделали памятники древнегреческой архитектуры образцами для последующих эпох.

Классическим типом  греческого храма стал периптер, то есть храм, имевший прямоугольную  форму с двускатной крышей и окруженный со всех четырех сторон колоннадой. Периптер в основных чертах сложился уже во второй половине 7 в. до н.э. Дальнейшее развитие храмовой архитектуры шло главным образом по линии совершенствования системы конструкций и пропорций периптера.

 

1. Система греческих  ордеров и их происхождение

На протяжении многих сотен лет греческие архитекторы  разрабатывали каждый элемент здания. Итогом их трудов было создание ордерной системы, основной формой которой является колонна.

Колонна со всеми ее деталями, а также части, расположенные  над и под колонной, составляют единое целое, и ее возведение подчиняется определенному правилу, порядку. Порядок назвали латинским словом «ордо». Отсюда и названия ордерная система, архитектурный ордер. Об ордерной системе мы узнали из научного сочинения римского архитектора Витрувия. Он жил в I веке н. э. При написании своего трактата Витрувий пользовался трудами греческих архитекторов, к сожалению, не дошедшими до нас.

Ордер (от лат – «порядок», «строй») предполагал при строительстве зданий использовать единый модуль (меру) – пядь, локоть или ступню. Это придавало постройкам особую законченность. Благодаря ордерной системе в архитектурном сооружении уравновешивались противодействующие силы роста вверх и давления вниз. Несущими частями были основания (стереобат) и его верхняя платформа (стилобат), а так же стоящие на нём опоры (колонны). Несомые части – вся верхняя часть здания, кровля с антаблементом – перекрытием, лежащим непосредственно на колоннах. Антаблемент состоял из трёх соподчиненных частей: архитрава, фриза и карниза. Колонна в свою очередь имела основание (базу), которым опиралась на стереобат – ствол, состоящий из нескольких поставленных друг на друга барабанов, и завершалась «главой»- капителью, в которой выделялась «подушка» - эхин и лежащая на нём сверху квадратная плита – абак.

Греческая архитектура  развивалась под влиянием двух ордерных систем: дорической и ионической. Названия этих ордерных систем произошли от названий главнейших греческих племен — дорян, живших в Пелопоннесе, в  Сицилии и южной части Апеннинского полуострова, и ионян, обитавших на полуострове Аттика, островах Эгейского моря и в западной части Малой Азии.

Особенности характера  дорян, их мужество, твердость, стойкость  нашли свое отражение в архитектуре. Главное внимание уделялось не декоративным элементам, а строгой красоте линий.

В отличие от дорян, ионяне имели мягкий характер, были склонны  к мирным занятиям и искусствам.

Позже в архитектуре  появился третий ордер — так называемый коринфский. Название его произошло  от города Коринф, в котором, по преданию, создавался новый ордер. Этот ордер не оказал большого влияния на развитие архитектуры.

Рассмотрим подробнее  названные ордерные системы, остановимся  на их особенностях.

1.1 Дорический ордер

Колонна в дорическом ордере (рис. 1) не имеет опорной части - базы Ствол ее для устойчивости сужается кверху, украшен продольными желобками — каннелюрами и увенчан капителью. Переход от колонны к капители выполняется в виде нескольких колец (анули). Капитель — конструктивный элемент — служит для уменьшения расстояния между колоннами, а также играет декоративную роль — переход от круглой колонны к прямым линиям балочного перекрытия пролета - антаблемента.

Капитель дорического  ордера состоит из эхина, имеющего форму  усеченного конуса, и абаки —  квадратной плиты. На абаку опирается антаблемент. Он в свою очередь состоит из архитрава - нижней части, фриза - средней части и верхней части - карниза. На архитрав опираются поперечные балки. При деревянных конструкциях торцы балок закрывались деревянными планками, а промежутки заполнялись терракотовыми плитами с живописью или барельефами (скульптурными изображениями, выступающими менее чем на половину объема изображаемого предмета). В каменных конструкциях деревянные планки заменили каменными плитами с вертикальными вырезами — триглифами, промежутки — метопами — каменными плитами

со скульптурой или  живописным украшением. Карниз нависает над всей конструкцией, предохраняет ее от дождя и завершает всю  композицию. В древнейших зданиях  колонны состояли из одного цельного камня (монолита), впоследствии же ствол колонны составлялся из нескольких отдельных каменных барабанов. Барабаны прочно стояли один на другом, благодаря своему значительному весу и тяжести верхних частей, но, кроме того, скреплялись между собой штырями (большей частью деревянными), заложенными в квадратные гнезда в центре двух соприкасающихся между собой поверхностей барабанов.

1.2 Ионический ордер

Зародившись в Малой  Азии, ионический ордер (рис 2) развивался в Греции. В ордере как бы объединились две школы — малоазиатская и аттическая.

Образцом малоазиатской  школы был храм Афины в Приене (320 год до н. э., архитектор Пифей), аттической — Эрехтейон в Афинах (420-393 годы до н. э., архитектор Филокл).

Ионический ордер сложнее  дорического и имеет больше деталей. Стройные колонны в основном имеют базу и сложную капитель. Колонны пронизаны вертикальными желобками, но в отличие от каннелюр они глубокие и расположены так, что между ними остаются промежутки — дорожки. Ордер имеет украшенную декоративными деталями капитель со спиралеобразными волютами. Верхняя часть капители представлена квадратной плитой — абакой.

Антаблемент ионического  ордера, как и дорического, состоит  из трех элементов: трехполосного архитрава (его полосы слегка выступают одна над другой), гладкого фриза, опоясывающего все здание, и карниза, который делится на верхнюю, венчающую часть, и нижнюю — поддерживающую. Древнеримский теоретик архитектуры Витрувий сравнивает форму и пропорции дорического ордера с обликом мужчины, а пропорции и форму ионического ордера

с обликом женщины. Развивая сравнения, он находит в волютах  сходство с завитками волос, в  каннелюрах — сходство со складками  одежды.

В ионическом ордере мы найдем более широкое и естественное перетекание архитектуры в скульптуру и в орнамент. 

1.3 Коринфский ордер

Дорический и ионический ордеры уже достигли своего расцвета, когда появился коринфский ордер. Коринфский ордер (рис 3) состоит из базы, колонны, капители и антаблемента. Колонна  коринфского ордера легче ионической колонны и ствол тоже пронизан каннелюрами. Капитель со всех сторон смотрится одинаково.

Витрувий, в своих трактатах, предполагал, что идея формы коринфской капители могла появиться у ее автора, увидевшего куст аканта, листья которого как бы охватывали корзину  с фруктами. А легенда о возникновении этого ордера такова.

В древнем городе Коринфе  жила прекрасная девушка. Она была помолвлена, и незадолго до свадьбы внезапная  болезнь лишила ее жизни. Вместо торжественного свадебного кортежа по улице двигалось траурное похоронное шествие.После похорон няня девушки собрала все украшения покойной, положила в корзину и, накрыв крышкой, отнесла их на могилу.Весной из земли пробились первые ростки растения аканта. Через плетеное дно они проникли в корзину, но крышка не разрешала им расти вверх, и тонкие ростки растения изгибались по сторонам.

Случайно рядом с  могилой оказался известный скульптор  Каллимах. Объятая листьями корзина  ему так понравилась, что он перенес  эту форму на капитель колонны.Формы  коринфской капители были различными. Абака ордера имеет вид четырехугольной плиты со срезанными углами и с вдавленными внутрь сторонами, середины которых украшались декоративной деталью. Антаблемент в коринфском ордере не отличался от антаблемента в ионическом.

Происхождение древнегреческого ордера и его особенности изучены весьма обстоятельно. Не подлежит сомнению, что его источником являются деревянные, укрепленные на постаменте столбы, которые несут на себе перекрывающие их деревянные балки. Двускатная крыша каменных храмов повторяет стропильную деревянную конструкцию. В форме перекрытий, в деталях дорического ордера можно усмотреть их происхождение от построек из крупного леса. В более легком ионическом ордере сказались приемы сооружения кровли из мелких бревен.


 Рисунок 1 (Дорический ордер): А — колонна: 1.— каннелюры; 2—    анули; Б — капитель: 3— эхин; 4— абака; В — антаблемент: 5— тения, 6— полочка, 7— капли; В1— архитрав; В2— фриз; В 3— карниз; 8 —метопы, 9— триглифы

 


 

    Рисунок 2 (Ионический ордер) А — база; Б —     колонна: 1— желобки, В — капитель, 3— волюты, 4— абака; Г — антаблемент: 5— архитрав, 6— фриз, 7- карниз

 

 

 

 

 

 

 

 

        Рисунок 3 (Коринфский ордер) А — база; Б — колонна: 1— каннелюры; В — капитель: 2— акант; 3— абака; Г — антаблемент, 4— архитрав, 5— фриз, 6— карниз

 

 

 

1.4 Кариатиды и атланты

 

Фантазия греческих  зодчих не знала границ. Они создали  своеобразную художественно-конструктивную форму, которая заменила колонну. Вместо колонны здание украшали скульптурные изображения человеческих фигур: женских  — кариатиды, или коры (рис 4) и мужских — атланты, а римляне называли их теламоны (рис 5)

В афинском храме Эрехтейон (архитекторы Архилох и Филокл, 420— 407 годы до н. э.) легкий антаблемент  поддерживали скульптурные изображения  женских фигур в длинных одеждах. На их головах установлены капители в виде корзин. Зодчие нашли такие размеры фигур и расстояние между ними, что не чувствуется их напряженности, фигуры легко несут нагрузку — антаблемент. Скульптор изобразил женщин стройных, грациозных, их руки опущены вниз, фигуры задрапированы в одежду из тонкой ткани, которая плотно облегает тело.

В развалинах колоссального  храма Зевса Олимпийского в Акраганте  на острове Сицилия были найдены  огромные, высотой 8 метров, скульптурные изображения мужских фигур —  атлантов в виде обнаженных гигантов, стоящих лицом к публике с закинутыми за голову руками и поддерживающих тяжесть верхних частей здания. В позе атлантов чувствуется напряжение, их ярко выраженная мускулатура показывает ту силу, которая необходима, чтобы выдержать груз, давящий на плечи атланта. Атлантов изображали во весь рост или стоящими на коленях.

 

Рисунок 4 (Кариатиды, или  коры.)                                Рисунок 5 (Атланты)


 

2. Типы греческих храмов

2.1 Особенности архитектуры  гомеровского периода (XI – VIII века до н.э.)

Информация о работе Архитектура Афинского Акрополя