Александровский дворец

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 10:57, реферат

Краткое описание

На территории архитектурного ансамбля Царского Села, в северной части Александровского парка, среди живописных пейзажей стоит замечательный дворец с двухвековой историей. Это Александровский, или Новый, Царскосельский дворец. Он был заложен в 1792 году по распоряжению императрицы Екатерины II и приподнесен в дар к бракосочетанию её первого и любимого внука, великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I) с великой княжной Елизаветой Алексеевной (1779-1826). В мае 1796 года, в последний год правления императрицы Екатерины II, постройка дворца была закончена. 12 июня 1796 года великий князь Александр Павлович с супругой въехал в Новый дворец.

Вложенные файлы: 1 файл

501.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

 

Гардеробная, уборная и бассейная императора Николая II

Экспонаты выставки в бывшей Уборной  императора Николая II посвящены наследнику цесаревичу Алексею и его сестрам. Здесь представлены крестильный  комплект цесаревича, комплект обмундирования подпоручика 12 Восточно-Сибирского стрелкового полка, принадлежавший Алексею, а также шефские мундиры великих княжон Татьяны и Ольги. На месте VIIIй выставочной комнаты ранее находилась Уборная (Мавританская) императора Николая II — служебное помещение на половине императора в левом флигеле Александровского дворца.

 

Название "Мавританская" комната  получила по ажурной перегородке, решенной в восточном вкусе. В этой комнате  находился большой бассейн на 7000 ведер воды, турник для гимнастических упражнений, а также стойка с винтовками тульского оружейного завода; на стене были развешены пистолеты, охотничьи ножи и шашки. Здесь же хранилась ценная коллекция портсигаров, которую собирал император Николай II.

 

Рядом с Парадным (Новым) кабинетом Николая II находились служебные комнаты — Гардеробная и Камердинерская, над обоими помещениями находились антресоли. В конце ХIХ века в Гардеробной вдоль стен, окрашенных зеленовато-серой краской, располагались шкафы ясеневого дерева, один из которых сохранился и экспонируется на своем историческом месте. В шкафах размещались предметы гардероба императора Николая II: мундиры гвардейских и армейских полков, шинель, бурка, оленья доха, в которой император ездил на охоту, незначительная часть которых представлена в зале, особым экспонатом является форма полковника Лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка. Император Николай II был зачислен в списки Лейб-гвардии Гусарского полка 6 мая 1868 года, а 2 ноября 1894 года стал шефом лейб-гусар и венчался в мундире именно этого полка.

В Камердинерской, сообщавшейся с  антресолью и подвальным этажом, находился  письменный стол дежурного камердинера  и телефон, единственный на половине императора.

Служебные комнаты на половине императора Николая II — Гардеробная и Камердинерская — в настоящее время объединены в одно помещение. Анфиладу личных комнат императора замыкает Парадный (Новый) кабинет императора Николая II, воссозданный в первоначальном виде.

 

Кленовая  гостинная императрицы Александры Федоровны

На месте V и VI комнат ранее находилась знаменитая Кленовая гостиная императрицы  Александры Федоровны, отделанная фирмой Ф. Мельцера в 1903-1906 годах. Она входила  в состав комнат левого флигеля Александровского дворца на половине императрицы и  занимала объем, ныне состоящий из двух помещений. Стены гостиной декорировал рельеф в виде стволов роз с бутонами и листвой под потолком. Для сообщения с половиной Николая II в комнате была устроена антресоль из кленового дерева, украшенная резьбой. На антресоли находился уголок, где императрица занималась рукоделием и рисованием. В этой комнате после обеда царской семье подавался кофе и накрывался стол для вечернего чая, после которого император, закурив папироску, читал телеграммы, императрица работала, маленькие дети играли на ковре с игрушками, дети- подростки приходили с работой; здесь принимался Г. Распутин. В Кленовой гостиной семья прощалась с Николаем II, когда он уезжал в ставку. Тут же они прощались с ним, в том числе и как с царем, 17 февраля 1917 года, когда он сильно расстроенный, в последний раз уезжал в ставку, а императрица Александра Федоровна, огорченная последними переживаниями плакала.

 

К сожалению, убранство этого нарядного  интерьера погибло в годы Второй мировой войны. Некоторое представление об историческом интерьере Кленовой гостиной сегодня можно получить благодаря воспроизведению на стене фотографии 1941 года методом широкомаcштабной струйной технологии на виниловой основе (4 x 6 м), и подлинным экспонатам из фондов ГМЗ "Царское Село" и других музеев. В интерьере V выставочной комнаты приковывает внимание шкура белого медведя, которая на протяжении тридцати лет украшала один из уютных уголков гостиной. Предметы мебели и декоративно- прикладного искусства начала XX века, выполненные в стиле модерн, дополняют убранство бывшей гостиной.

Императрица любила заниматься рукоделием, и среди экспонатов находятся  деревянные пяльца и вышивка с  изображением лика Иисуса Христа.

В настоящее время в помещении VIй выставочной комнаты экспонируется  часть гардероба императора Николая II — мундиры европейских полков, шефом которых был русский, а также его личное оружие.

 

Палисандровая гостинная императрицы Александры Федоровны

На месте IV-й комнаты, рядом с  бывшим Сиреневым кабинетом императрицы  Александры Федоровны располагалась Палисандровая гостиная, созданная по проекту Р. Мельцера фирмой Ф. Мельцера в 1896-1898 годах. Стены комнаты были затянуты французским шелком желтоватого цвета без рисунка и в нижней части облицованы панелями из палисандра. Из этого материала был выполнен и декор камина. Убранство помещения дополнял рельефный фриз в виде гирлянд. На полках панелей и многочисленных столиках размещались фарфоровые вазочки, предметы из стекла и бронзы. В гостиной находились два телефонных аппарата, один из которых соединялся со ставкой.

Во дворце не существовало специального помещения для столовой — "государь не любил обедать в каком-то одном  помещении, поэтому обеденный стол несли в ту комнату, в которой  ему в тот вечер хотелось пообедать". По будням чаще всего обеденный стол для императорской семьи накрывался в Палисандровой гостиной императрицы.

Здесь 2 марта 1917 года генерал Корнилов объявил императрице Александре Федоровне об ее домашнем аресте. Она  приняла его сообщение спокойно и сказала: "Я рада генерал, что именно Вы мне сообщили это. Я понимаю, как тяжело было Вам сообщить это мне. Ведь Вы сами знаете хорошо, что значит лишение свободы".

 

Некоторое представление об историческом интерьере Палисандровой гостиной сегодня можно получить благодаря воспроизведению на стене фотографии 1941 года методом широкомасштабной струйной технологии на виниловой основе (4 x 6 м). В выставочной комнате представлены мемориальные экспонаты и предметы декоративно-прикладного искусства конца XIX - начала XX века. Внимательный зритель может увидеть на фотографии два живописных полотна "Благовещение" художника Гранича и "Мадонна с младенцем" художника Тумана, украшавшие интерьер как до 1941 года, так и сегодня. Как и раньше здесь размещены фарфоровые вазочки, предметы из стекла и бронзы, фотографии, книги из библиотеки Александровского дворца. В витрине между окон экспонируется часть парадного пурпурового Царскосельского сервиза, изготовленного на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге в 1900е годы и состоявшего из 1690 предметов: тарелок пяти видов, чашек с блюдцами и салатников. Все предметы украшены монохромными пейзажными композициями.

 

Сиреневый кабинет императрицы Александры Федоровны

На месте третьей выставочной  комнаты до революционных событий 1917 года находился Сиреневый кабинет, входивший в анфиладу личных комнат императрицы Александры Федоровны и получивший свое название благодаря шелковой материи любимого императрицей сиреневого цвета, натянутой на стены. Декор стен завершал фриз из стилизованных цветов ириса. Многочисленные предметы мебели, частично встроенные в панели, были окрашены эмалевой краской цвета слоновой кости. На полках углового дивана, шкафах и камине располагались предметы из фарфора, камня и стекла, в том числе вазы, изготовленные Э. Галле.

В кабинете находилось более тысячи томов книг на русском и иностранном  языках, среди которых особое место  занимала литература философского и  религиозно-мистического содержания. В этой комнате императрица Александра Федоровна проводила больше времени, чем в других: работала, читала, сидя у окна в кресле или на кушетке, возле которой стоял стол с телефонным аппаратом. Тут же на столике складывались письма и телеграммы. В Сиреневый кабинет иногда подавался чай для императорской семьи, обычно в 5 часов вся чета собиралась за столом. Сегодня стол в кабинете сервирован фарфоровым сервизом конца XIX века, изготовленным в Петербурге на заводе братьев Корниловых. Иногда императрица Александра Федоровна оставалась здесь с Анной Вырубовой; сидя на ковре возле кушетки императрицы, А. Вырубова работала, читала или слушала чтение, рассказы и жалобы Александры Федоровны. Бывало к ним заходил с прогулки император Николай II.

Некоторое представление об историческом интерьере Сиреневого кабинета сегодня  можно получить благодаря воспроизведению на стене фотографии 1941 года методом широкомаcштабной струйной технологии на виниловой основе (4 x 6 м). Мемориальных вещей здесь мало. Представление об убранстве можно получить благодаря экспонатам, хранившимся в фондах ГМЗ "Царское Село" и ГМЗ "Павловск", аналогичных с теми, которые находились в Александровском дворце до 1917 года. Среди исторических предметов мебели особого внимания заслуживают письменный стол, этажерка, кресло и подставка для цветов, изготовленные на фабрике Ф. Мельцера в 1890-е годы и находившиеся в кабинете до 1941 года, остальные предметы мебели подобраны по времени.

 

Уборная императрицы  Александры Федоровны

Экспозиция первой комнаты рассказывает о начальном этапе в истории  Александровского дворца и включает портрет императрицы Екатерины II, по указу которой архитектор Дж. Кваренги построил это здание. Портрет и свадебный костюм великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I), изображение его юной супруги Елизаветы Алексеевны и подлинные предметы из убранства интерьеров дворца конца ХVIII - начала ХIХ века.

Здесь можно познакомиться с  экспонатами, рассказывающими об эпохе  Николая I, для которого Александровский  дворец стал настоящим родовым гнездом, где в узком кругу императорская семья проводила несколько месяцев в году. Здесь в 1842 году великолепным праздником императорская чета отметила 25-летнюю годовщину своего брака, напоминаем о котором навсегда останется полотно французского художника О. Верне "Царскосельская карусель", экспонирующееся в этой комнате, а также портрет немецкого живописца Ф. Крюгера, изображающий Николая I со свитой.

 

Спальня императрицы  Александры Федоровны

На месте второй комнаты ранее  располагалась Спальня императрицы  Александры Федоровны, созданная в  1896 - 1898 годах рядом со служебными помещениями. Стены и мебель этой комнаты были обиты английским чинцем, в глубине комнаты располагался альков, сплошь завешанный иконами, образками и крестами — подношениями общин, войсковых частей и отдельных лиц. Их общее число достигало семисот. В Спальне по традиции находились две витрины для драгоценностей, среди которых особое место занимали пасхальные яйца, изготовленные фирмой К. Фаберже и поднесенные Николаем II супруге.

 

Некоторое представление  об историческом интерьере Спальни сегодня можно получить благодаря воспроизведению на стене фотографии 1941 года методом широкомаcштабной струйной технологии на виниловой основе (4 x 6 м). Предметы мебельного убранства воссозданы по историческим обмерам и иконографии в 1997 году. Собрание икон конца XVIII - XX века получено в 1998 году в дар. Развеска икон вплотную друг к другу оформлена в древнерусских традициях, которые почитал император Hиколай II. Особого внимания заслуживает икона "Вера, Надежда, Любовь и мать их София", выставленная в витрине между окон. Икона была поднесена жительницей Вологодской губернии наследнику русского престола цесаревичу Алексею Николаевичу. До 1917 года икона находилась в Спальне цесаревича Алексея, в формировании характера, привычек и образовании которого большую роль играла религия.


Информация о работе Александровский дворец