Этапы антикризисного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 23:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является определение целей и выявление этапов антикризисного управления на основе материалов, книг, учебных пособий, статей и т.д.
В задачи исследования входит: рассмотреть четыре группы целей антикризисного управления, определить принципы диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия, принципы выработки стратегии развития организации, принципы разработки программ выхода из кризиса, способы внедрения таких программ, способы оценки результатов антикризисных мероприятий, а также рассмотреть этап введения внешнего управления.

Содержание

Введение 3
1. Цели антикризисного управления 4
2. Этапы антикризисного управления предприятием 6
3. Введение внешнего управления как этап в антикризисном управлении предприятием 23
Заключение 28
Список используемой литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ АКУ.docx

— 83.16 Кб (Скачать файл)
  • финансового состояния предприятия (оценка ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости, прибыльности, рентабельности и т.д.);
  • оборотных активов;
  • внеоборотных активов;
  • краткосрочных пассивов;
  • производственных показателей.

  Результаты  диагностики излагаются в такой  последовательности: определение общей  тенденции экономического развития объекта; деление процесса развития диагностируемого объекта на стадии и определение, на какой из них  находится объект; представление  прогноза развития объекта.

2-й  этап — выработка  стратегии развития  организации (стратегическое  планирование).

  Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный  для того, чтобы обеспечить осуществление  миссии организации и достижение ее целей.

  Стратегия финансового оздоровления определяет долгосрочные цели и относительно долговременные мероприятия по стабилизации и развитию предприятия.

  Когда бизнес терпит неудачу из-за неэффективной  стратегии развития или вообще из-за ее отсутствия, выход из кризиса  реально обеспечить за счет внедрения  более эффективной стратегии. На это могут быть направлены, в частности, следующие действия: изменение политики борьбы с конкурентами, что позволило бы восстановить положение предприятия; разработка и внедрение в практику новых подходов к функционированию внутреннего механизма бизнеса; сокращение количества предлагаемых рынку товаров и услуг за счет наименее конкурентоспособных, а также круга клиентов (если это целесообразно и соответствует реальным возможностям предприятия). Подобные действия могут быть реализованы на основе системного анализа ситуации в отрасли, положения основных конкурентов, имеющихся конкурентных потенциалов предприятия и его ресурсов. Обновленная стратегия в максимальной степени должна основываться на сильных сторонах бизнеса, всемерно учитывать реальные конкурентные возможности предприятия и нацеливаться на стабилизацию и упрочение позиций на рынке.

  Чем слабее настоящее положение предприятия, тем более тщательному критическому анализу должна подвергнуться его  стратегия. Анализируя стратегию предприятия, консультанты должны сконцентрировать свое внимание на следующих пяти моментах:

  1. Эффективность  текущей стратегии.

  Сначала нужно попытаться определить место  предприятия среди конкурентов, затем границы конкуренции (размер рынка) и группы потребителей, на которые  предприятие ориентируется; наконец, функциональные стратегии в области  производства, маркетинга, финансов, кадров. К таким показателям относятся доля предприятия на рынке, размер рынка, размер прибыли, размер кредита, объем продаж (уменьшается или увеличивается по отношению к рынку в целом) и т. д.

  2. Сила  и слабость, возможности и угрозы  для предприятия.

  Самый удобный  и апробированный способ оценки стратегического  положения компании — SWOT-анализ.

  Сила —  это то, в чем предприятие преуспело. Она может заключаться в навыках, опыте работы, ресурсах, достижениях (лучший товар, совершенная технология, лучшее обслуживание клиентов, узнаваемость товарной марки). Слабость — это отсутствие чего-то важного в функционировании компании, того, что ей не удается в сравнении с другими.

  Когда сильные  и слабые стороны выявлены, оба  списка тщательно изучаются и  оцениваются. С точки зрения формирования стратегии сильные стороны предприятия  важны, поскольку они могут быть использованы как основа антикризисной  стратегии. Если их недостаточно, необходимо срочно создать базу, на которой  эта стратегия основывается. Рыночные возможности и угрозы также во многом определяют антикризисную стратегию  предприятия. Для этого оцениваются  все возможности отрасли, которые  могут обеспечить потенциальную  прибыльность предприятия, и угрозы, отрицательно воздействующие на предприятие. Антикризисная стратегия должна учитывать перспективы, которые  соответствуют возможностям и обеспечивают защиту от угроз.

  3. Конкурентоспособность  цен и издержек предприятия.

  В этом случае используется стратегический анализ издержек. Метод, которым осуществляется этот анализ, называется «цепочкой ценностей».

  Цепочка ценностей отражает процесс создания стоимости товара/услуги и включает различные виды деятельности и прибыль. Связи между этими видами деятельности могут стать важным источником преимущества предприятия. Каждый вид деятельности в этой цепочке связан с затратами  и, в свою очередь, с активами предприятия. Соотнося производственные издержки и  активы с каждым отдельным видом  деятельности в цепочке, можно оценить затраты по ним. Процесс определения издержек по каждому виду деятельности утомителен и сложен, но он дает возможность лучше понять структуру затрат предприятия. Кроме того, необходимо провести сравнительную оценку издержек предприятия и издержек его конкурентов по основным видам деятельности. Таким образом, можно выявить наилучшую практику выполнения определенного вида деятельности, наиболее эффективный способ минимизации издержек и на основе полученного анализа приступить к повышению конкурентоспособности предприятия по издержкам.

  4. Оценка  прочности конкурентной позиции  предприятия.

  Прочность позиции предприятия  по отношению к основным конкурентам оценивается по таким важным показателям, как качество товара, финансовое положение, технологические возможности, продолжительность товарного цикла. Оценки показывают положение предприятия в сравнении с конкурентами, выявляя таким образом, слабые и сильные его стороны и по отношению к какому конкуренту.

  5. Выявление  проблем, вызвавших кризис на  предприятии.

  Без четкой формулировки проблем, вызвавших кризис на предприятии нельзя приступить к разработке антикризисных мероприятий. Либо в стратегию вносятся небольшие изменения, либо стратегия полностью пересматривается и разрабатывается новая.

  Процесс выработки стратегии развития организации  заканчивается формулированием  методов и планированием стратегических альтернатив выхода предприятия  из экономического кризиса и осуществлением выбора стратегии.

3-й  этап — разработка  программы выхода  из кризисной ситуации (тактическое  планирование).

  Тактика программы выхода из кризисной ситуации направлена на разработку системы мер, позволяющих в короткие сроки не дать кризису развиваться и углубляться. Тактика выхода из кризисной ситуации разрабатывается в рамках выбранной концепции и стратегии, однако может влиять на них: если первые результаты тактических мер не оправдывают ожиданий, возможно, требуется корректировка стратегии и концепции программы.

  Тактические (оперативные) мероприятия по выходу из экономического кризиса могут  быть следующими: сокращение расходов, увеличение объемов производства и дохода, реализация непрофильных активов, сокращение персонала, закрытие подразделений, активные маркетинговые исследования, повышение цен на продукцию, выявление и использование внутренних резервов, модернизация, привлечение специалистов, получение кредитов, укрепление дисциплины и т.д. Рассмотрим некоторые из них подробнее:

  Ограничение издержек. Как правило, для российских несостоятельных предприятий характерны раздутые расходы, что открывает немало путей их экономии. «Затягивание пояса» ориентировано в первую очередь на сокращение административных расходов. Кроме того, упор делается на исключение из бизнеса второстепенных и низкодоходных сфер деятельности, ограничение или прекращение капитальных расходов, не являющихся ключевыми для восстановления состоятельности предприятия, а также на реструктуризацию долгов, увеличение сроков платежей по ним и уменьшение расходов по выплате процентов.

  Рост  объема доходов. Обычно основные усилия внешнего управляющего направляются на достижение более существенного объема продаж. Однако имеется немало и других путей, в том числе более гибкая ценовая политика, совершенствование каналов продвижения товаров на рынок, повышение уровня и активизация сбытовой политики, обновление и усовершенствование товаров. Для российских несостоятельных предприятий это особенно важно, поскольку, как правило, основным средством для восстановления прибыльности служит более эффективное использование имеющихся мощностей, которые обычно простаивают. Иногда, когда спрос позволяет, можно использовать повышение отпускных цен на реализуемую продукцию.

  В то же время  опыт подсказывает, что при выводе предприятия из кризиса обычно упор делается на снижение издержек предприятия. Дело в том, что для серьезного наращивания доходов, как правило, нужны дополнительные капиталовложения. Несостоятельные предприятия не обладают необходимыми ресурсами, а  инвесторы редко и весьма неохотно сотрудничают с такими предприятиями.

  Реализация  части активов. Продажа определенной доли активов иногда является неизбежной, особенно когда для поддержки основного бизнеса необходимы наличные средства. Здесь наиболее рациональным путем мобилизации наличных денежных ресурсов выступают продажа части активов предприятия (отдельных зданий, оборудования, патентов, материально-производственных запасов), а также ограничение деятельности на рынке путем вывода из производства той доли продукции, которая завершает свой жизненный цикл, сокращение численности занятых, уход с малоперспективных и отдаленных рынков, уменьшение числа табельных или убыточных услуг, предоставляемых клиентам, и т.д.

  Оценка  имущества оказавшегося в сложном  финансовом положении предприятия  важна для управляющего как ориентир последовательности его действий. Законодательством  Российской Федерации в рамках мер  по восстановлению платежеспособности предприятия-должника предусмотрены:

  • перепрофилирование производства;
  • закрытие нерентабельных производств;
  • ликвидация дебиторской задолженности;
  • продажа части имущества предприятия-должника;
  • уступка прав требований предприятия-должника;
  • исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами);
  • продажа предприятия (бизнеса) должника;
  • прочие способы восстановления платежеспособности предприятия-должника.

  Тактическое планирование должно осуществляться в  рамках выбранной стратегии. Если оперативные  мероприятия по выходу из экономического кризиса осуществляются в отрыве от стратегических целей, это может  привести к кратковременному улучшению  финансового положения, но не позволит устранить глубинные причины  кризисных явлений.

  

Рисунок 1. Стратегия и тактика в управлении кризисным предприятием 

  Разработка  тактических мероприятий по выходу из кризисной ситуации обычно проводится в сжатые сроки, например, в процессе процедуры внешнего управления на разработку полноценного плана внешнего управления по закону отводится всего один месяц, то есть фактически в этот краткий промежуток времени необходимо разработать стратегию развития организации, на базе этой стратегии разработать детальный план выхода из кризисной ситуации с мероприятиями, позволяющими погасить накопленную кредиторскую задолженность и восстановить платежеспособность по истечении срока внешнего управления.

  Решение проблем конкретного предприятия  существенно зависит от выбора путей  антикризисного управления. Можно выделить два крайних варианта, между которыми находится конкретный путь финансового оздоровления предприятия, на основе которого будет строиться его восстановительная тактика:

  1. После  реструктуризации (отсрочки) накопленной  задолженности предприятие получает  возможность нормально функционировать.

  2. Переход  на принципиально новую продукцию  (перепрофилирование) происходит в  крайней форме: полная замена  оборудования и перестройка пассивной  части основных фондов, замена  или переподготовка кадров, полная  смена рынков сбыта и снабжения  и прочее.

  С целью  систематизации полученных данных для  разработки программы выхода из кризисной  ситуации разработана, а затем дополнена  система классификации антикризисных  преобразований на уровне предприятия. (Таблица 1)

  Цели. В зависимости от ситуации на предприятии осуществляются мероприятия краткосрочного (обеспечение выживания на короткий срок и восстановление платежеспособности) и долгосрочного (восстановление конкурентоспособности на длительный срок) характера.

  Уровень преобразований. Изменения могут рассматриваться с точки зрения внутренних и внешних факторов. Внутренние изменения основаны на выработке операционной, инвестиционной и финансовой стратегий создания стоимости за счет собственных (внутренние резервы) и заемных источников финансирования; внешние — на реструктуризации предприятия, реорганизации видов деятельности и структуры предприятия путем: расширения (слияния, присоединения); сокращения (разделения, выделения); замещения активов (подобный подход описан в ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Информация о работе Этапы антикризисного предприятия