Совершенствование судебной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 18:31, реферат

Краткое описание

Совершенствование судебной системы требует все новых и новых подходов в решении поставленных задач, обусловленных стремлением Казахстана соответствовать мировым стандартам в области судопроизводства, а также развитием информационных технологий. Демократические процессы, происходящие в государстве и обществе, требуют перехода судов на качественно новый уровень деятельности, ставят новые задачи. Одна из задач -это совершенствование государственных и общественных механизмов защиты прав и законных интересов личности.

Вложенные файлы: 1 файл

h.doc

— 48.50 Кб (Скачать файл)

Совершенствование судебной системы  требует все новых и новых  подходов в решении поставленных задач, обусловленных стремлением  Казахстана соответствовать мировым  стандартам в области судопроизводства, а также развитием информационных технологий. Демократические процессы, происходящие в государстве и обществе, требуют перехода судов на качественно новый уровень деятельности, ставят новые задачи. Одна из задач -это совершенствование государственных и общественных механизмов защиты прав и законных интересов личности.

«Общество заинтересовано в полном, объективном  и беспристрастном освещении  деятельности судебной власти, - как  отмечено в Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, - в этих целях необходимо повышать уровень открытости и прозрачности судебной системы, в частности, путем предоставления более широкого доступа населения к информации о деятельности судов. Внедрение современных средств фиксации судебной информации будет способствовать реализации принципа состязательности в судопроизводстве. Планомерная информатизация судебной системы позволит обеспечить оперативную информационно-правовую поддержку процессу отправления правосудия, сокращение сроков рассмотрения дел, повышение эффективности исполнения решения суда» [1].

 

Общество  на сегодня с недоверием относится  к казахстанскому правосудию, и на это есть причины. Одна из них, недоступность  судебной системы для простых  граждан, хотя для поднятия имиджа суда в последнее время для этого  много делается. Например, для повышения эффективности функционирования государственных органов путем широкого применения информационно-коммуникационных технологий Указом Президента Республики Казахстан от 16 марта 2001 года была утверждена Государственная программа формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан [2]. На основе принятой Государственной программы, в целях прозрачности и открытости правосудия, противодействия коррупции с 9 декабря 2003 года разработана и действует во всех судах республики комплексная программа «Единая автоматизированная информационно-аналитическая система судебных органов Республики Казахстан» (ЕАИАС СО РК), предназначенная для автоматизации делопроизводства в судах. Данная программа играет большую роль в решении организационных и технических задач, поставленных перед судебной системой по информированию населения о своей деятельности.

 

Преимущество  электронной системы документооборота заключается в том, что каждый гражданин может обратиться в  информационно-справочные киоски, основными функциями которого являются: организация ежедневного приема граждан, их законных представителей и представителей юридических лиц; информирование граждан о результатах рассмотрения их обращений в суды; оказание информационно-справочной помощи по вопросам организации судебного делопроизводства. Программное обеспечение киоска интегрируется с программой «ЕАИАС СО РК», в которой систематизирован учет всех входящих, исходящих и внутренних организационно-распорядительных документов на основе регистрационно-контрольных карточек[3]. Кроме того, граждане имеющие доступ в интернет, могут посетить веб-сайт Верховного или областного суда (http://www.supcourt.kz/rus/sudebnaya_sistema/tehnologi.html), либо посетить блог председателя Верховного Суда РК (http://www.supcourt.kz/blog.supcourt.kz/rus/). Используя интернет-ресурсы, каждый может задать председателю суда интересующий для себя вопрос по той или иной тематике, обратиться с жалобой, получить консультацию, ознакомиться с действующим законодательством.

 

С введением системы электронного документооборота в судах, внедряются все новые электронные технологии, как например, видеофиксация судебных процессов, которая позволяет секретарю вести «видеопротокол» судебного заседания. С помощью информационно-коммуникационных технологий в судах начинают применять «видеоконференцсвязь», которая дает возможность любому участнику судебного заседания, независимо от расстояния, соблюсти его право на полноценное участие в судебном процессе, т.е. быть увиденным и услышанным.

 

Казахстан - одна из первых стран содружества внедрил систему электронного документаоборота в судебной системе. К сожалению, данные технологии только развиваются и не имеют столь широкого применения в судебной практике. С одной стороны, отсутствует достаточное финансирование судебной системы и соответствующая подготовка специалистов в области электронного документооборота, с другой, само общество не готово освоить новые технологии, в том числе, с использованием интернет-ресурсов. Особенно это касается малоимущих и социально-незащищенных слоев населения. Процесс освоения электронными технологиями займет еще не один год, особенно в сельской местности.

 

«Одна из проблем  неэффективности судебной системы  заключается в том, что не все  граждане и не при любых обстоятельствах имеют реальную возможность защищать свои права в суде, иметь доступ к обращению в суд, -как справедливо отмечено в Национальном плане действий в области прав человека в Республике Казахстан на 2009-2012 годы (далее Национальный план), - пенсионеры нечасто выигрывают судебные процессы по жилищным спорам и искам о неправильном исчислении пенсий. Между тем, это самые сложные категории дел, по которым необходима помощь квалифицированного юриста, как перед подачей иска, так и в самом судебном процессе. Однако такие юристы просто недоступны большинству населения, а система предоставления предусмотренной пунктом 3 статьей 13 Конституции Республики Казахстан бесплатной правовой помощи по гражданским делам в Казахстане юридически отсутствует, хотя имеется законодательство и институты, призванные обеспечить людям их право на квалифицированную юридическую помощь, но отсутствует механизм его реализации» [4, с.105-106]. В стране еще не сформирована система оказания бесплатной юридической помощи для значительной части населения республики имеющий низкий прожиточный минимум.

 

Другим аспектом, влияющим на доступность  и открытость суда, является осуществление  общественного контроля со стороны  институтов гражданского общества. Поэтому  очень важно для развития судебной системы поднять активность гражданского общества, т.к. органы государственной власти, в том числе и судебная, заинтересованы отстаивать свои узковедомственные, а порой, и личные интересы. Государственным органам характерен формализм, бюрократизм, протекционизм, консерватизм. Нам представляется, что именно судебная система и судопроизводство является той лакмусовой бумажкой, которая определяет уровень демократического развития общества, так как суды являются основной частью механизма большой государственной машины по защите нарушенных прав и законных интересов граждан. Только институты гражданского общества способны активизировать участия граждан в реализации управленческих функций. Поэтому необходимо совершенствовать систему общественного контроля над деятельностью судебной системы, при этом, не нарушая принципа независимости судьи, предусмотренной статьей 25 Конституционного Закона РК от 25 декабря 2000 года «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» [7].

 

Учитывая реалии сегодняшнего дня, государственная политика должна быть направлена на осуществление единой и сбалансированной системы разноплановых мер, позволяющей установить эффективный общественный контроль над деятельностью судебной системы. Данное условие требует разработки соответствующих стратегических целей, одной из которых по нашему мнению, является более тесное взаимодействие и сотрудничество органов судебной власти с представителями и субъектами гражданского общества. Реализация этой цели должна основываться на принципах взаимной социальной ответственности государства, в лице судебных органов и общества, а также в системности и комплексности принимаемых решений. Во-вторых, участие в оценки деятельности судебных органов должны принимать и институты гражданского общества. В послании «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» Глава государства подчеркнул, что «критерием результативности должны стать не количественные показатели, а качество работы, индикатором которого будет рост доверия граждан, юридических лиц и иностранных инвесторов» [8].

 

Совершенствование законодательства, связанное с деятельностью судебной системы должно быть направлено на обеспечение оптимальных условий  для устранения причин и условий, связанных с подачей и рассмотрением обращений физических и юридических лиц в целях реализации и защиты их прав, свобод и законных интересов. Поэтому, необходимо совершенствовать саму систему приема заявлений граждан в судах, в целях прозрачности и гласности самой процедуры регистрации. Подключение интернет-ресурсов позволит казахстанцам в режиме реального времени вести мониторинг хода рассмотрения каждого обращения в суд. Сегодня процедура приема заявлений не отвечает современным требованиям (два заявления в час).

 

Статья 15 Закона РК от 12 января 2007 года «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» обязывает субъектов и должностных лиц анализировать и обобщать обращения физических и юридических лиц, содержащиеся в них критические замечания, изучать общественное мнение в целях совершенствования работы и устранения причин, порождающих жалобы физических и юридических лиц [9]. К сожалению, в судебной практике отсутствует механизм реализации данного положения. В среднем одно дело может рассматриваться в течение одного года, т.е. нарушается процедура, сроки рассмотрения дела и обжалования решения.

 

Для совершенствования деятельности судебной системы, связанной с усилением  гарантий соблюдения прав гражданина, вовлеченных в сферу административного, уголовного или гражданского судопроизводства, необходимо ввести при судах должность консультанта по работе с общественностью, которые бы давали исчерпывающие ответы на вопросы граждан, обратившихся с заявлениями или ходатайствами в суд. Опыт такого общения представителей государственных органов и граждан положительно зарекомендовал себя в центрах обслуживания населения (ЦОН). Именно живой и непосредственный контакт способен сделать по-настоящему работу всей судебной системы более доступной и открытой, что будет влиять на укрепление доверия граждан к судам, а с другой стороны повышать его имидж. Информационно-справочные киоски, которые до 2013 года хотят внедрить во все суды, так и останутся информационно-справочными и не более. В киосках не дают исчерпывающих ответов по вопросам, например, содержания заявления, или отказ в принятии заявления, оценки доказательств, влияющих на характер и объем правоотношений.

 

 

Таким образом, внедрение электронных  технологий в деятельность судебных органов способствует формированию и развитию национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан, что в свою очередь способствует росту доверия граждан к правосудию. Но не получится ли так - игра в одни ворота, т.е. внедрение компьютерных технологий, несомненно, облегчит труд работникам судебной системы, но будит ли это в полной мере способствовать открытости и доступности казахстанского правосудия, гражданам, ищущим правовой помощи?

 

В конечном итоге, претворение в  жизнь Национального плана действий в области прав человека позволит Казахстану достичь новых успехов в построении правового государства, укреплении государственных и общественных механизмов защиты прав человека, создании развитого гражданского общества на уровне общепризнанных международных стандартов [4, с.135-136]. Достижение высокого уровня гласности и прозрачности правосудия видится в совершенствовании действующего законодательства и создания эффективной системы общественного контроля над судебной властью.

 

 

Список литературы:

 

1. Концепция  правовой политики Республики  Казахстан на период с 2010 до 2020 года. Утверждена Указом Президента РК от 24 августа 2009 года № 858. Казахстанская правда. 2009. 27 августа.

 

2. Государственная  программа от 16.03.2001 № 573 «Государственная  программа формирования и развития  национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан» http://www.pavlodar.com/zakon/?dok=00658&all=all

 

3. Открытие  информационно-справочных киосков  http://yukosud.kz/ru/sudyi-i-sredstva-massovoy-informatsii/otkryitie-informatsionno-spravochnyih-kioskov-.html

 

4. Национальный план действий в области прав человека в Республике Казахстан на 2009-2012 годы. Под общей редакцией Абишева Т.Д., Турсунова С.Т. – Астана, 2009. Стр. 105-106.

5. Правовой  допинг // www.region64.ru/yurcom/doping/2011/08/10991

6. Байдуков  В.А. Организация судебной власти, доступность правосудия и их влияние на механизм реализации и защиты прав личности // www.minust66.ru/var/db/shared/publikatsii/2010/statua-po-kadram-sudej-2.doc

7. Закона  РК от 25 декабря 2000 года «О судебной  системе и статусе судей Республики Казахстан http://yukosud.kz/ru/o-sudebnoy-sisteme-i-statuse-sudey-rk/o-sudebnoy-sisteme-i-statuse-sudey-respubliki-kazahstan.html

 

8. Послание  Президента Республики Казахстан  Н.А. Назарбаева народу Казахстана  «Построим будущее вместе» от 28 января 2011 года // Казахстанская правда. 2011. 29 января.

 

9. Закона  РК от 12 января 2007 года «О порядке  рассмотрения обращений физических  и юридических лиц http://www.zakon.kz/81537-zakon-respubliki-kazakhstan-ot-12.html

10. Доступность  правосудия глазами служителей Феми-ды//zn.ua/articles/54350

 

11. Закон  "О доступе к публичной информации" – еще один шаг к прозрачности  в работе государственных органов  http://news.ligazakon.ua/news/2011/5/6/42903.htm

 

12. Нурлан  АБДИРОВ: Мы готовы принимать решения, которые будут работать на будущее //Казахстанская правда. 2011. 17 мая.


Информация о работе Совершенствование судебной системы