Понятие и структура общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Общество, право и государство - явления развивающиеся, динамические, незавершенные. В конце XX века, и особенно в начале нового XXI века многие государства, в том числе и Россия, вынуждены преобразовывать свои правовые системы с учетом требований всеобщей политической и правовой безопасности. Актуальность данной проблемы в отечественном научном обороте, наряду с такими вопросами, как правовая жизнь, правовая система, правовое пространство, правовая безопасность вытекают из фундаментальных жизненных изменений, произошедших в нашем обществе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Понятие и структура правовой системы общества………………..5
Классификация правовых систем общества……………………….9
Основные типы правовых систем общества……………………...14
Заключение………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

План.docx

— 48.02 Кб (Скачать файл)

Романо-германская правовая семья

Среди существующих в настоящее  время правовых групп и правовых семей романо-германская правовая семья  занимает особое место и имеет  для развития юридической теории и практики особое значение. По словам Р. Давида, она является «первой семьей, с которой мы встречаемся в  современном мире».

Романо-германская правовая семья охватывает большую часть  стран Африки, все страны Латинской  Америки, страны Востока, включая Японию, а также страны континентальной  Европы. Правовые системы последних  по ряду специфических признаков  подразделяются на две группы: романскую  и германскую. К первой группе относят  правовые системы Франции, Италии, Испании, Бельгии, Люксембурга и Нидерландов. Ко второй группе – правовые системы  Германии, Австрии, Швейцарии и ряда других стран.

Континентальная Европа считается  общепризнанным центром развития романо-германской правовой семьи. Однако бурное развитие ее за последние столетия наблюдалось  и в других частях света и регионах. С учетом этого романо-германскую правовую семью иногда подразделяют на латиноамериканскую, скандинавскую, латинскую и другие правовые подгруппы.

Свое историческое и генетическое начало романо-германская правовая семья  берет в Древнем Риме. Ее истоки находятся в римском праве. Это  отличает данную правовую семью от англосаксонской и всех других существующих в современном мире правовых семей. Именно в истоках заключается ее главная особенность11.

Чтобы лучше понять основные черты и особенности романо-гер-манской правовой семьи на современном этапе, рассмотрим подробнее правовые системы Германии и Франции.

Среди общегерманских законодательных  актов, оказавших заметное влияние  на весь последующий процесс развития законодательства в стране, выделяются такие, как ранее разрабатывавшиеся  Торговое и Уголовное уложения (1866 и 1871), Гражданское процессуальное и  Уголовно-процессуальное уложения, Закон  о судоустройстве 1877 г., Гражданское  уложение 1896 г. и др.

Конституция ФРГ, так же, как и любой другой подобного  рода акт, закрепляет основы государственного и общественного строя, конституционные  права, свободы и обязанности  граждан ФРГ, форму правления (республику) и форму государственного устройства (федерацию), структуру государственных  органов и порядок их формирования, иерархию нормативно-правовых актов, издаваемых на основе и во исполнение основных требований и положений, содержащихся в Конституции ФРГ. «Законодательство, – говорится в абз. 3 ст. 20 Конституции ФРГ, – связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие – законом и правом».

Среди источников современного французского права центральное  место занимают конституционные  акты, в первую очередь сама Конституция. Принятая в 1958 г., она сохраняет свою юридическую силу и поныне. Одной  из специфических особенностей Конституции  Франции является то, что она не только закрепляет традиционные для  такого рода актов общественные отношения, но и тем самым ограничивает область  законодательной деятельности парламента.

Подразделяя существующие законы на виды, Конституция Франции предусматривает, в частности, что: а) финансовые законы определяют доходы и расходы государства; б) программные законы закрепляют цели экономической и социальной деятельности государства; в) органические законы определяют порядок деятельности парламента, включая  число членов каждой из его палат, условия и порядок их избрания, а также «условия замещения вакантных  мест депутатов или сенаторов  вплоть до полного или частичного обновления соответствующей палаты» (ст. 25). Органическим законом могут уточняться и дополняться положения, содержащиеся в ст. 34 Конституции, а также положения некоторых других статей, касающиеся Конституционного Советами др.

Таким образом, устанавливая классификацию соответствующих  законов и определяя конкретные сферы приложения каждого из них, Конституция Франции тем самым  достаточно четко очерчивает сферу  законодательной деятельности парламента, ограничивая ее кругом определенных вопросов, и в то же время открывает  никак не очерченные в конституционном  порядке широкие возможности  правового регулирования с помощью  актов, издаваемых исполнительными  и иными государственными органами. Все вопросы, не входящие в область законодательства, говорится в связи с этим в п. 1 ст. 37 Конституции, «решаются в административном порядке» соответствующими нормативно-правовыми актами.

Ордонансы – акты делегированного  законодательства. Сразу же после  принятия Конституции данные акты рассматривались  скорее как исключительные меры, принимаемые  при всякого рода социальных и иных потрясениях, при чрезвычайных обстоятельствах. Позднее они стали широко использоваться как обычные меры управления страной. Широкое применение ордонансов вызвало тенденцию постепенного размывания границ между актами парламента и актами правительственных органов.

Важное место в системе  источников права Франции наряду с законами и ордонансами занимают правительственные декреты. Некоторые  из них могут быть приняты непосредственно  самим правительством, однако только после заключения Конституционного Совета – органа конституционного контроля, одной из функций которого является решение вопроса о конституционности  или неконституционности принимаемых актов. Некоторые же декреты издаются президентом страны без предварительных обсуждений в правительстве и без каких бы то ни было заключений.

Регулятивная роль декретов в значительной мере дополняется  соответствующей ролью нормативных  актов (постановлений, инструкций, циркуляров, уведомлений), издаваемых другими исполнительно-распорядительными  органами.

Мусульманское право

В отличие от англосаксонской  и романо-германской правовых семей  мусульманское право не является самостоятельной отраслью или областью науки. Сложившись в своей основе еще в VII–X вв. в период становления и развития феодальных отношений в Арабском халифате, оно неизменно выступает лишь как одна из сторон ислама. Эта религия, отмечается в научных источниках, содержит в себе, во-первых, теологию, которая устанавливает и уточняет, во что мусульманин должен верить и во что не должен верить, а во-вторых, предписания верующим, указывающие на то, что они должны делать и что не должны. В исламской религии совокупность таких предписаний называется шариатом (в переводе с арабского «путь следования») и составляет собственно то, что называют мусульманским правом.

Согласно догмам ислама мусульманское  право своим происхождением обязано  Аллаху, который открыл это право  и довел его до всего общества в целом и отдельно взятого  человека через своего посланника и  пророка Мухаммеда. Личность последнего занимает важное место в религиозной  доктрине ислама.

Этот человек был избран самим Богом в качестве посланника и пророка, говорится в самых  ранних и более поздних богословских исследованиях. Признание пророческой  миссии Мухаммеда – один из двух непременных символов мусульманской  веры. А именно веры в то, что «нет никакого божества, кроме Аллаха»  и что Мухаммед является пророком и посланником Аллаха.

Незыблемая основа мусульманского права – Коран. Это главная  священная книга мусульман, в  которой собраны различные проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, заклинания, всякого рода назидательные  рассказы и притчи, произнесенные  Мухаммедом в Мекке и Медине. Содержание Корана составляют высказывания Аллаха своему пророку и посланцу Мухаммеду.

Коран является первым и  основным источником мусульманского права. Однако никто из мусульманских юристов  не воспринимает его ни в качестве книги права, ни в качестве кодекса  мусульманского права. Отдельные положения  юридического характера, содержащиеся в Коране, далеко не достаточны для  того, чтобы вести речь о кодификации. Более того, многие правовые институты, имеющие огромное значение для формирования и развития мусульманского права, в  этой священной книге даже не упоминаются.

Наряду с положениями  чисто религиозного и философско-религиозного характера в Коране содержатся положения, рассматриваемые в сугубо юридическом  плане. Например, предписания правоверным  по праву ценить милосердие Аллаха и самим быть милосердными; предписание  давать убежище «многобожникам», если «они у тебя этого попросили»: приюти такого человека, «пока он не услышит слова Аллаха.

Универсальной санкцией за нарушение разных предписаний является грех, угроза быть проклятым, оказаться  «в убытке», лишиться покровительства  Аллаха.

Мусульманин, находясь в  любой другой стране, должен был  соблюдать нормы шариата, хранить  верность исламу. Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира, мусульманское  право стало своеобразной мировой  системой права.

Наиболее важна глубокая оригинальность мусульманского права  по самой его природе в сравнении  с другими правовыми системами  вообще, и с каноническим правом в частности12. Мусульманское право, как и каноническое, – это право  церкви, право общины верующих. Но этим сходство и ограничивается; далее  идут существенные различия между мусульманским  правом и правом каноническим. Как  конфессиональное право шариат отличается от канонического права стран  Европы в том плане, что он регулирует не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступает  в качестве все охватывающей и  всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран  Азии и Африки. Мусульманское право, вплоть до мельчайших деталей,– неотъемлемая часть религии ислама. Оно несет  на себе характер откровений, как и  эта религия. А тот, кто не подчиняется  мусульманскому праву, грешник, который  подвергается наказанию на том свете; тот, кто оспаривает решение мусульманского права,– еретик, который изгоняется из общества ислама. Наконец, сама общественная жизнь не создает для мусульманина других норм, кроме норм религиозных, неотъемлемой частью которых является мусульманское право.

Нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Среднего Востока, распространили свое воздействие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, частично Восточную и  Западную Африку, на ряд стран Юго –Восточной Азии. И хотя мусульманские юристы еще долго будут следовать традиционным методам рассуждения и мышления, которые во всех иных сферах жизни, а не только в правовой, являются методами, присущими обществу, в котором они живут, уже некоторые мусульманские страны в своем сегодняшнем праве сумели объединить в соответствии с их традицией и мышлением различные элементы как традиционного происхождения, так и заимствованные из западных стран.

После трех значительных феномена–  вестернизации, кодификации и упразднения специальных удов, применявших мусульманское право, имевших место в XIX– XX веках, в положении мусульманского права произошли существенные изменения: в наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции законодательству, основанному на заимствовании западных правовых моделей.

За мусульманским правом здесь сохранилось значение в  регулировании главным образом  отношений «личного статуса». Однако, в целом, мусульманское право  и его идеология еще могут  сыграть положительную роль на этапе  радикальных общественных преобразований.

По всем вышеупомянутым причинам изучение мусульманского права сохраняет  и надолго сохранит свой интерес  с социальной, политической, международной  точек зрения.

Так же необходимо отметить, что индуистская правовая семья  сейчас находиться на этапе своего взлета в направлении объединения  светской и духовной власти, а следовательно в скором времени мы можем увидеть симбиоз новой правовой семьи.

 

Социалистическая правовая семья

Характерными признаками социализма, точнее социалистического  общества, на основе которого возникает  и развивается соответствующий  тип государства и права, являются такие, как: 1) преобладание «общественной  собственности на средства производства при планомерном развитии всего  народного хозяйства»; 2) отсутствие «эксплуататорских классов и  эксплуатации человека человеком»; 3) сосредоточение власти в руках только тех, кто  трудится – диктатура пролетариата в переходный период от капитализма  к социализму и «общенародное  государство» в период «развитого социализма»; 4) государственные гарантии права  на труд (полная ликвидация безработицы), на отдых, на медицинское обслуживание, на образование, на социальное обеспечение  и др.

К приверженцам социалистической политики и идеологии причисляют себя не только «традиционные» социалистические государства (Китай, Куба, Северная Корея), но и некоторые «традиционные» капиталистические  государства. Социалистических воззрений  придерживаются также некоторые  другие страны, партии и политические движения.

Система обычного права

Под системой обычного (традиционного) права понимается существующая в  странах экваториальной, южной Африки и в Мадагаскаре форма регламентации  общественных отношений, основанная на государственном признании сложившихся  естественным путем и вошедших в  привычку населения социальных норм (обычаев). Обычай является наиболее древним  источником права, известным всем правовым системам, однако если в странах  романо-германского и англосаксонского права он выполняет лишь второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важным регулятором общественных отношений, особенно за пределами городов.

Многочисленные народности Африки имеют свои обычаи, призванные обеспечить единство, сплоченность социальной группы (трибы, рода, деревни), уважение памяти предков, связь с окружающей природой, духами, другими сверхъестественными  силами. Мифический характер обычаев, их плюрализм (множественность), неформализованность и разрозненность не позволяют эффективно использовать их для создания национальных правовых систем по типу европейских13.

Период колонизации Африки создал предпосылки для заимствования  современного законодательства, судебной системы, но принципиально не изменил  образ правового сознания большинства  сельского населения, которое продолжает ориентироваться на прежнюю систему  ценностей. В настоящее время  лидеры независимых африканских  государств осуществляют систематизацию действующих обычаев, включают их в  отраслевые кодексы, иные нормативные  акты, но при этом нередко игнорируют обычаи других проживающих в данных странах народностей, социальных групп.

Информация о работе Понятие и структура общества