Понятие арбитражных судов и их система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 16:13, контрольная работа

Краткое описание

Система арбитражных судов, их организационное построение, общая структура определяются Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами "О судебной системе в Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации", в соответствии с которыми в настоящее время действует четырехуровневая система арбитражных судов.

Вложенные файлы: 1 файл

0364936_4E4E3_arbitrazhnyy_process.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Юридическая сила решений  Конституционного Суда РФ характеризуется  тем, что они обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, граждан и их объединений (ст. 6).

Толкование Конституции РФ, данное Конституционным Судом РФ, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. 106).

Прецедентное значение имеет и правовая позиция Конституционного Суда РФ, положенная в обоснование  принимаемых решений, поскольку  Конституционный Суд РФ решает исключительно  вопросы права и, соответственно, дает конституционно-правовой анализ проверяемой нормы, вырабатывая при этом определенные правовые подходы (правовые позиции) при оценке нормы закона на ее соответствие или несоответствие Конституции РФ.

Таким образом, постановления  Конституционного Суда РФ (если они признают неконституционными нормы законов) и определения Конституционного Суда РФ (если они даже отказывают в рассмотрении обращения заявителя по существу, но содержат конституционное истолкование норм действующих законов) и содержащиеся в них правовые позиции являются обязательными в правоприменительной деятельности для всех государственных органов и должностных лиц, носят всеобщий, нормативный характер, поскольку признанная неконституционной норма закона утрачивает силу, а прецедент конституционного толкования норм действующих законов является обязательным для судов, так как в правоприменительной деятельности должно обеспечиваться конституционное истолкование подлежащих применению норм и суды не вправе придавать рассмотренным нормам значение, расходящееся с их конституционно-правовым смыслом (ст. ст. 74, 79).

Решения Конституционного Суда РФ являются дополнительным источником права по отношению к Конституции  РФ, являющейся нормативным актом  прямого действия, в связи с  тем, что их регулятивное значение имеет место только в том случае, когда невозможно прямое применение норм Конституции РФ в связи с необходимостью дачи толкований отдельных положений Конституции РФ или необходимостью проверки оспариваемых норм законов на их соответствие Конституции РФ и их конституционного истолкования. Соответственно, акты Конституционного Суда РФ и содержащиеся в них правовые позиции производны от норм Конституции РФ.

Согласно Федеральному конституционному закону "Об арбитражных  судах в Российской Федерации" постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам судебной практики являются обязательными для арбитражных судов (ч. 2 ст. 13). Данные постановления принимаются в целях разъяснения действующего законодательства, конкретизации и детализации норм права, восполнения обнаружившихся в законе пробелов и устранения противоречий, т.е. направлены на правильное применение действующего закона.

Постановления Пленума  Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам применения законодательства являются, таким образом, дополнительным к действующему закону источником процессуального права, поскольку выработанные в них правоположения (правила правового характера) производны от действующих норм права и направлены на их действенную реализацию. На данные постановления арбитражные суды могут делать ссылки в мотивировочной части решения, так же как на законы и иные нормативные правовые акты (ч. 2 ст. 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", ст. 170 АПК РФ).

Следует отметить, что  информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ по отдельным вопросам судебной практики не являются обязательными для судов, а носят рекомендательный характер (ст. 16 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации"), однако они учитываются арбитражными судами, поскольку решения, принятые без учета данных рекомендаций, отменяются вышестоящими инстанциями.

В рамках международной  судебной практики первостепенное значение имеет судебная практика Европейского суда по правам человека. Федеральном законом "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней" Российская Федерация заявила о признании обязательными для России как юрисдикции Европейского суда по правам человека, так и решений данного Суда.

При этом обязательное значение имеют не только те решения, которые  были вынесены против России (т.е. с  ее участием), но и решения с участием других участников спора. Прецедентное значение имеет вся практика Европейского суда по правам человека в целом, поскольку постановления Суда являются нормоустанавливающими толкованиями Конвенции.

 

Тема 3. ПРИНЦИПЫ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА

 

§ 1. Понятие принципов  арбитражного процессуального права

 

Под принципами понимаются основополагающие начала, исходные правовые идеи, определяющие содержание норм отрасли права, ее назначение в правовой системе. Правовые принципы являются правовой основой, на которой строится нормативная база отрасли права в целом.

Под принципами арбитражного процессуального  права понимаются закрепленные в нормах арбитражного процессуального права, в законодательстве об арбитражных судах общие руководящие положения, основополагающие начала нормативного характера, на основе которых осуществляется судопроизводство в арбитражных судах, правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По своей юридической природе  принципы арбитражного процесса являются нормами права, отличающимися от обычных норм более общим, принципиальным содержанием. Они регулируют важнейшие  стороны правоприменительной деятельности арбитражных судов и арбитражного процесса.

Принципы арбитражного процессуального  права развиваются на основе развития национального права в целом, в первую очередь на основе развития принципов, закрепленных в Конституции  РФ, а также под влиянием актов международного, европейского права, прецедентов Европейского суда по правам человека, в которых закреплены международные принципы правосудия.

§ 2. Принципы арбитражного процессуального права

Состав принципов арбитражного процессуального права для усвоения учебной дисциплины показан на схеме 4, и в основном его можно разделить на две группы:

а) принципы организационные, т.е. определяющие организационное устройство арбитражных  судов;

б) принципы функциональные, т.е. определяющие процессуальную деятельность суда и других участников процесса.

Организационные принципы арбитражного процесса.

1. Принцип назначаемости  судей арбитражных судов на должность высшими органами власти. Председатель, заместители и судьи Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации. Председатели, заместители, судьи окружных судов, апелляционных судов и судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ при наличии рекомендации соответствующей квалификационной коллегии судей. Срок полномочий ограничен только возрастом 70 лет, прекращение полномочий осуществляется по решению соответствующей квалификационной коллегии судей (ст. 8 Федерального конституционного закона "Об арбитражный судах в Российской Федерации", ст. 11 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации").

2. Принцип сочетания  единоличного и коллегиального состава суда при рассмотрении дел (ст. 17 АПК). Дела в первой инстанции рассматриваются судьями единолично за исключением дел об оспаривании нормативных правовых актов, а также дел о несостоятельности (банкротстве), которые рассматриваются коллегиально. Коллегиально рассматриваются дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ, и дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение дела.

При коллегиальном рассмотрении дела в состав суда должны входить трое судей или судья и два арбитражных заседателя.

Арбитражный суд первой инстанции в составе судьи  и двух арбитражных заседателей  рассматривает экономические споры  и иные дела, возникающие из гражданских  и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей. Однако с участием арбитражных заседателей не рассматриваются дела: относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ; дела об оспаривании нормативных правовых актов, дела о несостоятельности (банкротстве); дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение; дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, и дела особого производства.

Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей  должно быть заявлено стороной не позднее  чем за 1 месяц до начала судебного  разбирательства (ч. 2 ст. 19 АПК). Если ходатайство  о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей удовлетворено, каждая из сторон выбирает кандидатуру арбитражного заседателя для рассмотрения дела из списка арбитражных заседателей, утвержденного в установленном порядке для данного арбитражного суда, и сообщает о выбранной кандидатуре арбитражному суду не позднее 10 дней до начала судебного разбирательства.

Если сторона в указанный  срок не заявит о выбранной кандидатуре  арбитражного заседателя, арбитражный  суд вправе самостоятельно определить такую кандидатуру (ч. 3 ст. 19 АПК). При рассмотрении дела арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи (ч. 5 ст. 19 АПК), однако арбитражный заседатель не может быть председательствующим в судебном заседании (ч. 7 ст. 19 АПК).

Все дела, рассматриваемые  в судах апелляционной и кассационной инстанций, а также в порядке надзора, рассматриваются коллегиально в составе трех или иного нечетного количества судей (ч. 4 ст. 17 АПК), т.е. коллегиальным составом профессиональных судей.

Вопросы, возникающие  при рассмотрении дел арбитражным судом в коллегиальном составе, разрешаются судьями большинством голосов. Никто из судей не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий в заседании голосует последним. Судья, не согласный с решением большинства, обязан подписать это решение и вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщается к делу, но не объявляется. Лиц, участвующих в деле, с особым мнением судьи не знакомят.

Разбирательство дела осуществляется при неизменном составе суда. В  случае замены судьи или одного из судей при коллегиальном рассмотрении дела разбирательство дела должно быть произведено с самого начала (ч. 2 ст. 18 АПК).

3. Принцип независимости  судей арбитражных судов (ст. 5 АПК). Этот принцип означает, что  судьи арбитражного суда независимы, подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Какое-либо постороннее воздействие на судей, вмешательство в их деятельность любых государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан запрещаются и влекут за собой ответственность, установленную законом.

Гарантии независимости  судей арбитражных судов устанавливаются  Конституцией РФ и федеральным законом (ч. 3 ст. 5 АПК).

В Законе РФ "О статусе  судей в Российской Федерации" закреплены положения, направленные на обеспечение независимости судей на основе политических, экономических и юридических гарантий (ст. ст. 9 - 11 Закона).

К политическим гарантиям  независимости судей относятся  положения, которые запрещают судьям арбитражных судов быть представителями каких-либо государственных и иных организаций, состоять в политических партиях, движениях, объединениях, представлять интересы должностных лиц, наций, социальных групп. Решения арбитражного суда должны быть свободными от соображений практической целесообразности и политической склонности судей.

К экономической гарантии независимости судей относятся  положения, закрепленные в соответствующих  нормативных правовых актах, которые  предоставляют судьям арбитражных  судов за счет государства материальное и социальное обеспечение.

К правовым гарантиям  относятся, в частности, следующие  положения:

- закрепляющие несменяемость  судей;

- судья арбитражного  суда не обязан давать каких-либо  объяснений по существу рассмотренных  или находящихся в его производстве дел;

- органы внутренних  дел обязаны принимать меры  по обеспечению безопасности  судьи арбитражного суда, членов  его семьи, сохранности принадлежащего  ему имущества;

- личность, жилище, транспорт  и корреспонденция судьи неприкосновенны.

4. Принцип равенства всех перед законом и судом (ст. 7 АПК). Этот принцип означает, что правосудие в арбитражных судах осуществляется на началах равенства перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, равенства всех организаций перед законом и судом независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности, места нахождения и других обстоятельств. Арбитражный суд обязан обеспечить равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.

Информация о работе Понятие арбитражных судов и их система