Полномочия прокуроров при осуществлении надзора в уголовно-исполнительной системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 23:56, курсовая работа

Краткое описание

Так, по мнению В.И. Радченко, число лиц, привлеченных к уголовной ответственности, достигло критической черты. За период протяженностью 16 лет (с 1992-2007 г.) в стране осуждено свыше 15 млн. человек. Больше чем каждый десятый из 140-миллионного населения. Почти по миллиону человек в год. Из них лишены свободы более 5 млн. человек. Среднегодовая судимость в советский период была почти в два раза меньше. Общество насыщается людьми, имеющими судимость: 15 млн. человек – это четверть взрослого мужского населения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность прокурорского надзора в уголовно-исполнительной системе………………………………………………………………………..5
Предмет надзора за исполнением законов в уголовно-исполнительной системе…………………………………………………………………5
Основные направления прокурорского надзора в уголовно-исполнительной системе………………………………………………10
Глава 2. Полномочия прокуроров при осуществлении надзора в уголовно-исполнительной системе………………………………………………………13
2.1. Полномочия прокурора направленные на выявление нарушения законов в местах лишения свободы…………………………………………………….13
2.2. Полномочия, направленные на устранение нарушений законов в местах лишения свободы………………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………..28
Список используемой литературы……………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

МЕЖОВ. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что сущность полномочий прокурора в указанной сфере заключается в следующем:

- во-первых, прокурор может требовать от администрации указанных органов и учреждений соблюдения правил режима и условий содержания, привлечения осужденных к труду и других условий, исходя из тех вопросов, которые входят в предмет прокурорского надзора;

- во-вторых, прокурор может, исходя  из конкретной ситуации, установить  время для исполнения своих  требований;

- в-третьих, эти требования подлежат  обязательному исполнению администрацией;

- в-четвертых, обжалование администрацией  требований прокурора не приостанавливает  их исполнение;

- в-пятых, хотя законом и не  установлена форма требований  прокурора (они могут быть выражены  как в устной, так и письменной  форме), целесообразно в целях возможности контролирования облекать их в письменную форму.

Заключение

В предмет прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного  характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу входят:

- надзор за законностью нахождения  лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых  и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры  принудительного характера, назначаемые судом;

- надзор за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

- надзор за законностью исполнения  наказания, не связанного с лишением  свободы.

Первая подотрасль прокурорского надзора основывается на том, что лица, заключенные под стражей, осужденные могут находиться в соответствующих органах и учреждениях только на законных основаниях. Согласно действующему законодательству  уголовное наказание назначается судом. Уголовным кодексом РФ предусмотрены конкретные виды наказаний, условия их назначения, а также установлен перечень учреждений, в которые могут быть направлены осужденные. Порядок задержания и заключения под стражу также регулируется нормами уголовно-процессуального законодательства. Основанием содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении преступлений, является протокол задержания, составленный в порядке, установленном УПК РФ. Основанием содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, является судебное решение, вынесенное в порядке   УПК РФ.

Таким образом, предметом рассматриваемой подотрасли прокурорского надзора является  определение законности (незаконности) оснований нахождения лиц, в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера.

В данной отрасли прокурорского надзора можно выделить два направления:

- надзор за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

- надзор за порядком и условиями  их содержания.

Для выполнения задач при осуществлении надзора за соблюдением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу для предупреждения, выявления и устранения нарушений законов прокуроры наделены соответствующими полномочиями. В этих целях прокуроры могут использовать не только специальные полномочия, предоставленные для надзора за исполнением законов на рассматриваемом направлении надзорной деятельности, но и с учетом специфики предмета надзора за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; полномочия, предусмотренные при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления,   органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

К специальному полномочию относится право прокурора посещать в любое время учреждения и органы, указанные в ст. 32 Закона о прокуратуре. В ст. 24 УИК РФ предусмотрено право Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов РФ, подчиненных им прокуроров, а также прокуроров, непосредственно осуществляющих надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях без специального разрешения посещать учреждения и органы, исполняющие наказания. Закон не ограничивает прокурора временем посещения указанных учреждений, следовательно, он сам определяет время посещения.

Сущность полномочий прокурора в указанной сфере заключается в следующем:

-  во-первых, прокурор может требовать от администрации указанных органов и учреждений соблюдения правил режима и условий содержания, привлечения осужденных к труду и других условий, исходя из тех вопросов, которые входят в предмет прокурорского надзора;

- во-вторых, прокурор может, исходя из конкретной ситуации, установить время для исполнения своих требований;

- в-третьих, эти требования подлежат  обязательному исполнению администрацией;

- в-четвертых, обжалование администрацией  требований прокурора не приостанавливает их исполнение;

- в-пятых,  хотя законом и не  установлена форма требований  прокурора (они могут быть выражены  как в устной, так и письменной  форме), целесообразно в целях возможности контролирования облекать их и письменную форму.

 

Список используемой литературы:

Нормативно-правовые акты:

    1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием от 12.12.1993 // СЗ РФ.- 2008. - № 30 (с изм. и доп. на 30.12.2008), Ст. 1113.
    2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2003 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1. (часть 1) ст. 1
    3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-Ф3 (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (ред. от 06.02.2012) // СЗ РФ. 18.11.2002, N 46, ст. 4532; Российская газета - 07.02.2012
    4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // СЗ РФ от 7 января 2002 года № 1 (часть 1). Ст. 3.
    5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (с изм. и доп) // СЗ РФ. от 5 марта 2012 г. N 10 ст. 1166
    6. Уголовно-процессуальный  кодекс  Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изм. и доп. от 07 февраля 2011 г.)
    7. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 года № 1-ФЗ (с изм. от 27 июня 2011года).
    8. Федеральный закон от 17.01. 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп. от 07.02.2011 г.).
    9. Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ (ред. от 07.02.2011) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (принят ГД ФС РФ 21.06.1995) // СЗ РФ 17.07.1995, № 29, Ст. 2759.
    10. Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 07.02.2011) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // «Ведомости СНД и ВС РФ», 19.08.1993, № 33, Ст. 1316.

 

Учебники и учебная литература:

  1. Анисимов Г. Понятие организации прокурорского надзора за исполнением законов при привлечении лица в качестве обвиняемого // «Право и жизнь», № 11, ноябрь 2009 г. С. 43.
  2. Басков В.И., Коробейников Б.В. Курс прокурорского надзора. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов с приложением нормативных актов. – М.: Издательство «Зерцало», 2000. С. 139.
  3. Буянский С.Г. Прокуратура в условиях административно-правовой реформы: Монография. М.: Буквовед, 2006. С. 54.
  4. Вырастайкин В. Как прокурору защитить человека, закон и интересы государства? // «Законность», 2007, № 12. С. 24.
  5. Ергашев Е.Р. Принципы правового института надзора за исполнением законодательства при исполнении мер принудительного характера, назначаемых судом // «Российский судья», 2007. № 12, С. 24.  
  6. Китрова Е.В., Кузьмин В.А. Комментарий к Федеральному закону от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» - ООО «Новая правовая культура», 2007 г. С. 78.
  7. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // URL: http: // www.fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Kratkayahar-kaUIS//.
  8. Коптяева О.А. Роль прокуратуры в обеспечении юридической помощи осужденным в исправительных учреждениях // «Российский следователь», 2006 г. № 12. С. 25.
  9. Крюков В.Ф. Актуальные вопросы организации прокурорского надзора за исполнением закона при производстве следственных действий // «Адвокат», № 3, март 2007 г. С. 33.
  10. Кутуев Э.К. Своевременное уголовно-процессуальное задержание как гарант конституционных прав и свобод подозреваемого // «Российский судья», 2004, № 11. С. 14.
  11. Ласкина Н.В. Прокурорский надзор: Учебное пособие для вузов. – «Юстицинформ», 2006 г. С. 223.
  12. Малинин В.Б., Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительное право: учеб. для юридических вузов и факультетов. М.: Межрегиональный институт экономики и права, КОНТРАКТ, Волтерс Клувер, 2010. С. 45.
  13. Прокурорский надзор в Российской Федерации. Брагин А.П., Пронякин А.Д. М.: ЕАОИ, 2007. С. 122. 
  14. Радченко В.И. Хорошо сидим. // Российская газета. 2008. 2 сентября.

1 См.: Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // URL: http: // www.fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Kratkayahar-kaUIS//.

2 См.: Радченко В.И. Хорошо сидим. // Российская газета. 2008. 2 сентября.

3 См.: Басков В.И., Коробейников Б.В. Курс прокурорского надзора. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов с приложением нормативных актов. – М.: Издательство «Зерцало», 2000. С. 139.

4 См.: Прокурорский надзор в Российской Федерации. Брагин А.П., Пронякин А.Д. М.: ЕАОИ, 2007. С. 122. 

5 Федеральный закон от 17.01. 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп. от 07.02.2011 г.).

6 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 года № 1-ФЗ (с изм. от 27 июня 2011года).

 

7 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (с изм. и доп) // СЗ РФ. от 5 марта 2012 г. N 10 ст. 1166

 

8 Федеральный закон от 17.01. 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп. от 07.02.2011 г.).

9 Уголовно-процессуальный  кодекс  Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изм. и доп. от 07 февраля 2011 г.)

 

10 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2003 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1. (часть 1) ст. 1

11 Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 07.02.2011) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // «Ведомости СНД и ВС РФ», 19.08.1993, № 33, Ст. 1316.

12 Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ (ред. от 07.02.2011) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (принят ГД ФС РФ 21.06.1995) // СЗ РФ 17.07.1995, № 29, Ст. 2759.

13 См.: Ласкина Н.В. Прокурорский надзор: Учебное пособие для вузов. – «Юстицинформ», 2006 г. С. 223.

14 См.: Буянский С.Г. Прокуратура в условиях административно-правовой реформы: Монография. М.: Буквовед, 2006. С. 54.

15 См.: Кутуев Э.К. Своевременное уголовно-процессуальное задержание как гарант конституционных прав и свобод подозреваемого // «Российский судья», 2004, № 11. С. 14.

16 См.: Малинин В.Б., Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительное право: учеб. для юридических вузов и факультетов. М.: Межрегиональный институт экономики и права, КОНТРАКТ, Волтерс Клувер, 2010. С. 45.

17 См.: Вырастайкин В. Как прокурору защитить человека, закон и интересы государства? // «Законность», 2007, № 12. С. 24.

18 См.: Ергашев Е.Р. Принципы правового института надзора за исполнением законодательства при исполнении мер принудительного характера, назначаемых судом // «Российский судья», 2007. № 12, С. 24.  

19 Анисимов Г. Понятие организации прокурорского надзора за исполнением законов при привлечении лица в качестве обвиняемого // «Право и жизнь», № 11, ноябрь 2009 г. С. 43.

20 Малинин В.Б., Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительное право: учеб. для юридических вузов и факультетов. М.: Межрегиональный институт экономики и права, КОНТРАКТ, Волтерс Клувер, 2010. С. 121.

21 Крюков В.Ф. Актуальные вопросы организации прокурорского надзора за исполнением закона при производстве следственных действий // «Адвокат», № 3, март 2007 г. С. 33.

Информация о работе Полномочия прокуроров при осуществлении надзора в уголовно-исполнительной системе