Конституционная система органов государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 10:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотрение вопроса связанного с конституционной системой государственных органов Российской Федерации.

Содержание

Введение___________________________________________________________3
1. Система государственных органов Российской Федерации___________________5
2. Конституционные основы регионального управления________________________7
3. Местное самоуправление_______________________________________________11
4. Особенности функционирования государственной власти в современной России________________________________________________________________13
5. Эффективность государственной власти в современной России ______________15
6. Ресурсы государственной власти в современной России_____________________17
Заключение____________________________________________________________19
Список литературы_____________________________________________________20

Вложенные файлы: 1 файл

курс.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

В ситуации социальной неопределенности и ограниченности ресурсов управления необходим выбор такой его (управления) модели, при которой государственная  власть в наибольшей мере может проявить свою технологическую и социальную эффективность. Одной из таких моделей управления может быть «инициирующее - резонансная» модель, большое влияние на формирование которой оказывают идеи синергетики. Эта модель ориентирует государственную власть не на поиск идеалов социального развития, не на конструирование его желательных образов в соответствие с имеющимися уже образцами, а на использование законов самоорганизации в целях наиболее эффективного управляющего воздействия.

В соответствии с этой моделью государственная власть должна не «строить» или «перестраивать» социальную систему, а с помощью инициирующего воздействия выводить ее на собственный и в то же время желательный уровень социального развития.

Недостаточная эффективность государственной власти в современной России обусловлена несколькими факторами.

1. В историко-культурном  аспекте российские реформаторы  в определенной степени повторяли  опыт «вестернизаторов» прошлого, используя такую модель модернизации, которая ориентируется на положительные примеры других стран, без выяснения того, какие ценностные ориентации, духовные интенции жизнедеятельности людей скрываются за их достижениями.

2. Реформы в России  проводятся на основе нормативистского, программно-целевого подхода в управлении, слабо учитывающего социокультурные возможности управляемой системы и исходящего из иллюзии о том, что «власть всесильна».

3. В связи с этим  эволюция российского общества  в постперестроечный период представляет  собой сочетание реформации и  реставрации. Очередные витки структуры представляют собой циклы реформ, для которых характерно движение по пути демократии и законности сопровождаются контрреформами, связанными с восстановлением в той или иной форме начал авторитаризма и вседозволенности, мотивированной соображениями практической целесообразности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Ресурсы государственной  власти в современной России

Ресурсы государственной  власти — это потенциальные возможности, средства, которые она может использовать для осуществления своих полномочий, функций. Ресурсы власти разнообразны. В зависимости от этапа общественно-политического развития конкретной страны и политического режима ресурсы власти существенно различаются между собой. Они изменчивы, подвижны и в то же время традиционны. На ранних этапах общественного развития ресурсом власти выступала сила. На стадии капиталистического развития превалировало богатство, деньги. В постиндустриальных странах знания и информация становятся основным ресурсом развития производства, власти и общества в целом.

Для дееспособности, эффективности  государственная власть должна располагать  ресурсами. Они классифицируются по разным основаниям.

К экономическим ресурсам государственной власти относят  материальные ресурсы и ценности, составляющие фундамент власти. К ним относят плодородные земли, полезные ископаемые, заводы, фабрики, деньги, технику и т.п. Использование данных ресурсов позволяет органам государственной власти проводить экономическую политику, направленную на повышение благосостояния своих граждан, регулировать оценку их вклада в трудовую деятельность, дифференцируя степень оплаты и т.п.

Социальные ресурсы  государственной власти представляют собой совокупность социальных благ, статусов, областей социального назначения (образование, здравоохранение, социальное обеспечение и др.), которые являются средствами удовлетворения интересов людей. Государство, обладая социальными ресурсами, стремится акцентировать внимание в своей деятельности на социальных проблемах. Не случайно российское государство по Конституции характеризуется как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь людей.

К политическим ресурсам государственной власти можно отнести  ее политическую структурированность, организованность, легитимность, имидж руководителей, реализованные общественные проблемы, значимые для масс, международно-политические средства решения глобальных и внешнеполитических проблем и др. Они могут быть внутригосударственными, межгосударственными и общими для этих направлений деятельности государственной власти.

Духовные ресурсы государственной  власти включают в себя знания, информацию, средства их получения и распространения. Органы государственной власти являются важнейшими институтами, в которых аккумулирована информация о всех процессах, происходящих в России. Только на базе знаний и информации государственные органы могут принимать решения, верные для данного момента и максимально учитывающие интересы всех россиян. К духовным ресурсам относят также традиции общества, культурное наследие, общественные настроения людей, престижное образование и многие другие. Их значимость в политике государственной власти, деятельности общественно-политических институтов резко возрастает. Правда, не все органы государственной власти учитывают данное обстоятельство в своей деятельности.

Выделяют также силовые, демографические и иные ресурсы. Характерно, что в российской государственно-властной структуре не уделяют должного внимания такому ресурсу, как наука. Фундаментальная и прикладная наука являются мощным ресурсом государственной власти, ориентированным на эффективное решение многих проблем российского общества.

Исследователи отмечают важность и нетрадиционных ресурсов государственной власти. Например, традиционные ресурсы развития избирательного процесса — финансы, кадры, информация, нетрадиционные — культура участия граждан в выборах. К ресурсам системы исполнительной власти в России относят, кроме традиционных, научно-исследовательскую работу, ряд конкретных предложений, направленных на совершенствование организации и регулирования государственной службы, информационного обеспечения исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Российская Федерация  осуществляет свою деятельность через  государственные органы. Государственный орган – это составная часть государственного аппарата, образуемая в установленном законом порядке и наделенная государственно-властными полномочиями, необходимыми для осуществления функций государственной власти.

 

Под системой понимается вся совокупность государственных органов, и ее единство основывается на государственной целостности РФ, на федеративном устройстве России. Система госорганов состоит из органов законодательной власти; органов исполнительной власти; органов судебной власти.

 

По уровню деятельности различают федеральные органы и  органы субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне система органов государственной власти включает в себя: Президента Российской Федерации, Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Конституционный суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Верховный Арбитражный Суд Российской Федерации, а также федеральные органы исполнительной власти и суды Российской Федерации.

 

В субъектах Российской Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти, структура и компетенция которых определяется субъектами самостоятельно.

 

По характеру выполняемых  задач органы государства подразделяются  на: органы законодательной власти; органы исполнительной власти; органы судебной власти; органы контрольной власти.

 

Конституционные принципы построения и деятельности органов государственной власти – это закрепленные в Конституции исходные начала, положенные в основу  функционирования этих органов.

 

Особая группа государственных  органов, не относящихся ни к одному из названных выше органов государственной  власти – органы прокуратуры, а также  госорганы, осуществляющие вспомогательные, совещательные и другие функции, но входящие в систему государственных органов: Администрация Президента; Совет Безопасности.

 

 

 

 

Список литературы

Баглай М.В. Конституционное  право РФ: Учебник для вузов. – 5 изд, изм и доп. -  М.: Норма,2007

Каменская Г.В. Больше федерализма - больше демократии? // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 1997. №4.

Ковешников Е.М. Конституционное  право Российской Федерации, М.: ЮНИТИ, 2008.

Конституция Российской Федерации. М., 1993.

Лебедев М. Проблемы повышения  эффективности государственной власти в России // Россия и современный мир. 1997. №3.

Морозова Л.А. Основы государства  и права. - М.: ОНИКС, 1999. 

Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для  вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. –  Гардарики, 2005.

Шестопал Е.Б. Образ власти в России: желания и реальность (политико-психологический анализ) // Полис. 1995. №4.

 

 
 

 

 


Информация о работе Конституционная система органов государственной власти