Технология антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 17:23, реферат

Краткое описание

Любое управление представляет собой процесс, последовательность операций, приемов, методов формирования и осуществления воздействия на управляемый объект.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 16.83 Кб (Скачать файл)

Технология антикризисного управления

Понятие технологии антикризисного управления

 

Любое управление представляет собой процесс, т. е. последовательность операций, приемов, методов формирования и осуществления воздействия  на управляемый объект. Этот процесс  имеет естественное закономерное содержание, которое определяется сущностью  управления: целеполагание, оценка ситуации, нахождение главной проблемы, принятие и реализация управленческого решения.

 

Технология антикризисного управления — это комплекс последовательных мер предупреждения, профилактики, преодоления кризиса, снижения уровня его отрицательных последствий. Она предполагает большую исследовательско-аналитическую  и социально-организационную деятельность. Технологию антикризисного управления нельзя сводить только к поиску вариантов  поведения — это технология активной управленческой деятельности, характеризующейся  полным комплексом функций, ролей и  полномочий.[19]

Технология разработки управленческих решений в антикризисном управлении

 

Наиболее ответственным  этапом в технологии антикризисного управления является разработка управленческих решений. Качество управленческих решений  в процессах антикризисного управления зависит от множества факторов, наиболее значимыми из которых являются следующие.

 

Категория проблем:

 стандартные — их  решение требует четкого следования  определенным стандартам. Такие  проблемы не допускают никаких  отклонений в сторону, и в  конечном итоге в их решении  главную роль должны играть  умения и навыки;

 типовые — они решаются  на базе множества определенных, заранее заданных правил, причем  в ходе решения нужно из  имеющегося множества выбрать  конкретный, зачастую единственный, набор правил, который позволяет  добиться успеха;

 эвристические — их  решение требует творчества, поиска, озарения.[8]

 

 

Условия разработки решений: Относительно стабильные, благоприятные, при которых менеджер не сталкивается с непредвиденными ситуациями, пребывая в обычной, спокойной обстановке;

 экстремальные — от  менеджера требуется продемонстрировать  профессионализм, уверенность и  решительность, собранность, поскольку  от этого зависит дальнейшая  судьба фирмы; 

 кризисные — характеризуют  целую цепочку ситуаций, которые  приводят к падению обычных  показателей деятельности, нежелательным  последствиям, обострению противоречий  и пр.

 

Достаточность исходной информации:

 недостаточный объем  — в этом случае для решения  проблем необходимо найти или  синтезировать исходную информацию, которая позволит добиться желаемой  цели;

 достаточный объем,  т. е. для решения проблемы  вполне достаточно той информации, которая имеется в распоряжении  менеджера; 

 избыточный объем —  менеджер должен уметь выявить  только необходимую информацию  и использовать ее достаточно  эффективно.

 

Масштаб проблемы:

 глобальная — от  ее решения зависит жизнедеятельность  целых регионов, а в отдельных  случаях и всей планеты; 

 локальная — от ее  решения зависит жизнедеятельность  небольшой группы людей, в крайнем  случае — отдельного человека;

 микролокальная — от  ее решения зависит конкретный  поступок отдельного человека.

 

Техническое оснащение:

 отсутствует — нет  необходимых технических средств  для обработки информации;

 имеется в недостаточном  объеме — технических средств  недостает для устойчивого, качественного  процесса информационного обеспечения  управления;

 имеется в достатке  — технические средства присутствуют  в полном объеме и функционируют  в соответствии с требованиями  технологии антикризисного управления.

 

Процесс разработки управленческих решений в антикризисном управлении состоит из следующих этапов

 

 

Этап 1. Разработка системы  мер (в соответствии с целью и  ситуацией) по предупреждению кризиса  или выводу фирмы из кризисной  ситуации.

 

Этап 2. Сбор исходной информации о ситуации в организации, т. е. анализ документов (отчеты, планы, входящие и  исходящие документы, переписка  и т. д.) различных структурных  подразделений фирмы. Анализ хозяйственной  деятельности позволяет выявить  слабые места, требующие доработки  в целях повышения потенциала развития организации.

 

Этап 3. Морфологический анализ внешней и внутренней обстановки, исследование случайных и закономерных тенденций, угроз и возможностей развития, преимуществ и критических  факторов.

 

Этап 4. Поиск вариантов  избежания кризиса (если есть вероятность  его наступления), смягчения или  путей вывода организации из кризисной  ситуации. Возможность вывода организации  из кризисной ситуации зависит от степени влияния кризиса на ее деятельность. Этот этап предполагает определение пути дальнейшего развития.

 

Этап 5. Если благоприятный  момент начала деятельности по выводу организации из кризисной ситуации прошел, а кардинальные изменения  могут породить социальный взрыв, возможны лишь контроль за протекающими процессами без вмешательства в них и  получение поддержки государства  или региона. В дальнейшем изменившаяся ситуация на рынке может позволить  вновь вернуться к проблеме вывода организации из кризисной ситуации; в этом случае рассматривают два  следующих варианта развития (этапы 6 и 7).

 

Этап 6. Если кризисная ситуация оказала значительное негативное воздействие  на деятельность организации и дальнейшее ее существование невозможно, строят модель деструктуризации, прекращения  деятельности организации и объявления ее банкротом.

 

Этап 7. Если кризисная ситуация оказала слабое негативное воздействие  на деятельность организации, строят модель ее реорганизации, предполагающую изменение  структуры организации, сокращение тех производств, которые убыточны или затраты на которые несоизмеримы с получаемой прибылью.

 

Модели, полученные на этапах 5—7, позволят прогнозировать показатели деятельности организации в зависимости  от выбранного пути выхода из кризисной  ситуации. Этап 8. Определение ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей реорганизации. Объем ресурсов зависит от масштабов реорганизации. Ресурсы могут быть внутренними  и внешними. При достаточности  ресурсов разрабатывают мероприятия  по реализации поставленных целей (этап 9).

 

Этап 9. Разработка мероприятий  по реализации поставленных целей, т. е. составление программы действий по реализации антикризисных управленческих решений.

 

Этап 10. Проверка возможностей достижения поставленных целей, т. е. анализ имеющихся ресурсов и проверка качества проведения морфологического анализа  кризисной ситуации. В случае выявления  недостаточности ресурсов пересматривается программа вывода организации  из кризисной ситуации; в случае некачественного проведения морфологического анализа его проводят повторно и дальнейшие действия осуществляют с учетом новых полученных результатов.

 

Этап 11. Формулирование управленческих решений по выходу из кризисной ситуации (антикризисные управленческие решения) на основе полученных данных и разработанных  программ реализации целей.[31]


Информация о работе Технология антикризисного управления