Теория антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 13:02, курс лекций

Краткое описание

15. Признаки и порядок установления банкротства предприятия.
Переход страны к рыночной экономике обусловил появление в сферах политики и экономики новых формирований и понятий. А если учесть, что переход от одной формы общественного развития и управления государства к другой, даже более прогрессивной, всегда болезнен и отличается нестабильностью прежде всего в экономике, где появляется хаос становления новых организационных форм и таких понятий, как рынок и борьба за него, конкуренция, выживание в сфере бизнеса, естественно появляется угроза банкротства предприятий и вероятность их ликвидации.

Вложенные файлы: 1 файл

Антикризисное управление лекции.doc

— 748.50 Кб (Скачать файл)

Все рассмотренные  этапы инновационного процесса предполагают свои методы организации труда, управления, финансирования, кадрового обучения. Для уменьшения риска и обеспечения  успеха предприятие должно интегрировать  различные этапы инновационного процесса в единую цепь, каждое звено которой выполняет важную задачу в достижении общей цели — получения нововведения, а затем нового изделия или технологии.

Здесь особую важность приобретает стыковка звеньев, обеспечивающая непрерывность, гибкость и динамику всего процесса, когда результат предшествующего этапа служит основой для поступательного движения на следующий. Эти процессы сопровождаются принятием инновационных решений относительно приоритетных направлений инновационной деятельности предприятия. Причем объектом инновации в антикризисном управлении могут быть не только новая продукция и новые технологии, на что обычно обращается основное внимание, но и новые рынки, новые методы управления, новые организационные структуры и т. д.

В условиях общего ускорения научно-технического прогресса, глобализации и интернационализации  рынка, усиления конкуренции, которое  сопровождается сокращением сроков действия конкурентных преимуществ  и необходимостью разделения рынка  на сектора, ниши и микросегменты, инновационность становится ключевым фактором успеха, если не единственным средством выживания. А стратегическое управление нововведениями — важнейшей задачей антикризисной политики предприятия, выполнение которой во многом зависит от качества принимаемых инновационных решений, от возможности находить такие решения, которые организационно и экономически смогут обеспечить достижение поставленной цели по созданию конкурентоспособной продукции. При принятии такого рода управленческих решений следует исходить из особенностей инновационного процесса, учитывать степень новизны нововведений, их потенциал, ресурсные возможности предприятия. На рис. представлена схема процесса принятия инновационных решений.

В верхней части  рисунка показана комбинация прогнозов общеэкономической обстановки и анализа возможностей при формулировании стратегии, а в нижней — выводы для процесса отбора проектов. Эти две части связаны воедино инновационной стратегией.

Отправной точкой процесса принятия инновационного решения является формирование инновационной цели. Инновационная цель предприятия представляет собой желаемый результат его деятельности, который может быть достигнут в определенные сроки за счет повышения инновационного потенциала предприятия. Инновационная цель зарождается на стадии фундаментальных разработок, где генерируются идеи, и уточняется в зависимости от ресурсных возможностей предприятия, а затем реализуется в форме проектов или программ.

Инновационная деятельность связана с привлечением различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и затраты времени на НИОКР и технологическое освоение масштабного производства новой продукции, особая роль здесь принадлежит управленческому персоналу, его способности разрабатывать и принимать инновационные решения.

 

  1. Инвестиционный процесс в антикризисном управлении.

Объем инвестиций рассматривается в качестве важнейшего критерия устойчивого развития национальной экономики. Между тем в 90-е годы в России наблюдается тенденция  неуклонного спада инвестиций, которая при этом характеризуется опережающими темпами даже по отношению к спаду производства.

Так, в 1995 г. валовой  внутренний продукт (ВВП) снизился по сравнению  с 1990 г. на 38%, а объем инвестиций в  основной капитал — на 69%, в 1997 г. при снижении ВВП на 40% по сравнению с 1990 г.

объем инвестиций в основной капитал сократился уже  на 76% по сравнению с тем же периодом. Положение в сфере инвестиций можно охарактеризовать как кризисное.

Инвестиционный  кризис в России вызван целым рядом  объективных и субъективных причин и проявляется в быстром сокращении абсолютных объемов накопления, существенном падении ее доли в валовом внутреннем продукте, снижении бюджетного финансирования инвестиций в основной капитал, уменьшении доли прибыли предприятий, направляемой на совершенствование и расширение производства и т. д.

Особую тревогу  вызывает то обстоятельство, что в 90-е  годы в России коммерческие структуры, банки, население вкладывают средства в торгово-посредническую, финансовую деятельность, покупку иностранной  валюты, а не в развитие реального сектора экономики. Одним из факторов такого положения являлась более высокая доходность по государственным краткосрочным обязательствам (ГКО), чем рентабельность промышленного производства. Это и обусловило большое привлечение средств на рынках ГКО и отток их из сферы производства.

Поэтому сегодня  одной из главных задач является установление приоритета реального  сектора экономики над финансово-спекулятивным, т. е. создание более выгодных условий  для инвестиций в реальное производство по сравнению с денежными вложениями в финансово-спекулятивные операции. Можно констатировать, что разграничение функций управления финансами различных уровней государственной власти, повышение самостоятельности регионов в области финансовой политики, усиление роли и значения децентрализованных фондов финансовых ресурсов не привели к усилению роли финансового влияния на экономическую ситуацию в стране. При анализе инвестиционной деятельности необходимо разграничивать капиталообразующие и финансовые инвестиции. В составе капиталообразующих инвестиций наибольший удельный вес составляют капитальные вложения (инвестиции, направленные на создание реального капитала, в основные средства). Кроме них следует выделить инвестиции в нематериальные активы (патенты, лицензии, программные продукты, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и др.), инвестиции в оборотные средства, на приобретение земельных участков и объектов природопользования, затраты на капитальный ремонт.

Причины, обусловливающие необходимость инвестиций, могут быть различными, но их можно сгруппировать следующим образом: новое строительство, связанное, как правило, с освоением новых видов деятельности; реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий; расширение действующих предприятий.

Для обеспечения  успеха антикризисной инвестиционной политики важно обеспечить связь  между стратегическими и тактическими, решениями в области инвестиций. Основной целью антикризисной V инвестиционной стратегии государства является структурная перестройка экономики. Тактические инвестиционные решения нацелены на поддержание эффективной деятельности предприятий, осуществление государственной финансовой поддержки неплатежеспособных предприятий для восстановления платежеспособности или финансирования реорганизационных мероприятий.

Тактические и  стратегические инвестиционные решения  различаются масштабами финансовых вложений и степенью неопределенности результатов принимаемых решений, что обусловливает различную  степень финансовых рисков.

Реализация  государственной антикризисной  стратегии должна опираться на ряд  предпосылок, к которым относятся:

политическая  и социально-экономическая стабильность в обществе;

наличие законодательной  базы для развития инвестиционного  процесса, и в том числе совершенствование налогового законодательства;

рост реальных налоговых поступлений в бюджет;

устойчивость  национальной валюты;

снижение темпов инфляции;

прекращение утечки капитала из страны.

На преодоление  негативных явлений в экономике  России должна быть направлена антикризисная инвестиционная стратегия.

В управлении инвестиционным процессом необходимо опираться  на определение следующих важных моментов:

1) должны быть четко очерчены цели инвестирования (создание новых предприятий; техническое перевооружение и реконструкция действующих предприятий, модернизация оборудования и т. д.);

2) необходимо выбрать объекты инвестирования в соответствии с обозначенными приоритетами. Так, в современных условиях преимущественным направлением использования бюджетных средств является создание относительно небольших проектов с высокой скоростью оборота капитала и быстрой отдачей. В условиях кризиса в инвестиционной сфере особую значимость приобретает такой принцип финансирования, как получение максимального эффекта при минимуме затрат;

3) следует выявить  реальные источники инвестиций  и с учетом определенных возможностей  создать законодательную базу  для осуществления и развития  инвестиций, в том числе иностранных.

Эти базовые  условия должны способствовать решению  основной задачи антикризисной инвестиционной стратегии на уровне государства — обеспечить процесс накопления для обновления основного капитала, для долгосрочного инвестирования в реальный сектор экономики.

 

  1. Источники финансирования инвестиций в условиях ограниченных финансовых ресурсов.

Источниками финансирования инвестиционного процесса являются:

собственные финансовые средства (прибыль, амортизационные  отчисления, суммы, выплачиваемые страховыми органами в виде возмещения ущерба, и т.д.);

продажа основных фондов, земельных участков и других видов активов;

привлеченные  средства от продажи акций, средства, выделяемые финансово-промышленными  группами на безвозмездной основе, благотворительные и иные взносы;

ассигнования  из федерального бюджета, бюджетов субъектов  Федерации и местных бюджетов;

иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового  или иного участия в уставном капитале совместных предприятий, а  также в форме прямых вложений (в денежной форме) международных  организаций и финансовых институтов, государств, предприятий различных форм собственности и частных лиц;

различные формы  заемных средств, в том числе  кредиты, предоставляемые государством на возвратной основе, кредиты иностранных  инвесторов, облигационные займы, векселя, кредиты банков и других институциональных инвесторов.

Данные свидетельствуют  о превалирующей роли внебюджетных средств как источника финансирования инвестиций в основной капитал, причем с 1993 г. наблюдается устойчивая тенденция  повышения их доли в структуре  источников финансирования с 66,7% в 1993 г. до 80,8% в 1997 г.

Для того чтобы  выполнить содержательный анализ источников инвестиционных ресурсов, выделим в  их составе четыре группы:

бюджетное финансирование (из бюджетов всех уровней);

собственные накопления предприятий и организаций;

иностранные инвестиции;

сбережения  населения.

При определении  роли каждой группы в качестве основного  принципа воспользуемся оценкой  возможного прироста вложений в инвестиции за счет каждого из них в современных  условиях.

1. Использование  бюджетов всех уровней для финансирования инвестиционных программ является весьма проблематичным. По данным таблицы 13.1, мы наблюдаем устойчивую тенденцию снижения инвестиций в основной капитал, финансируемых за счет бюджетных средств. Особенно заметным является снижение финансирования капитальных вложений за счет средств федерального бюджета. Учитывая рост государственного долга, плохую собираемость налогов, секвестирование расходов, вряд ли можно рассчитывать на выделение из бюджетов значительных ассигнований на инвестиционные программы в настоящее время.

2. Реального  накопления собственных ресурсов  предприятий по существу не  происходит. Одной из главных  причин является высокий уровень  инфляции, который обусловил обесценение  амортизационных фондов и оборотных  средств предприятий. У многих предприятий не хватает финансовых ресурсов даже на поддержание объемов производства, а тем более на техническое перевооружение или увеличение выпуска продукции. В свою очередь падение производства приводит к уменьшению прибыли, необходимой для накопления инвестиционных ресурсов. Сегодня оборотные средства предприятия почти на 80% обеспечиваются кредитами коммерческих банков. Это приводит к тому, что большая часть прибыли уходит на выплату банковских процентов. Для российских предприятий характерны высокие издержки и низкая рентабельность производства, значительный уровень износа и устаревания оборудования, потеря достаточно весомой части высококвалифицированного персонала, рост дебиторской и кредиторской задолженности, что не может не приводить к сокращению реальной базы для накопления и инвестиций. Результаты проводимых Госкомстатом России ежемесячных выборочных обследований деловой активности в промышленности показывают устойчивое преобладание доли руководителей предприятий, ежемесячно отмечающих снижение обеспеченности финансовыми средствами по сравнению с предыдущими периодами.

3. Многие политики  и экономисты связывают возможность  оживить инвестиционные процессы  с активным привлечением иностранных  инвестиций. По состоянию на 1 июля 1998 г. иностранный капитал в экономике России составил 37,1 млрд. дол. С одной стороны, наблюдается рост объема их инвестиций в предприятия и организации на территории России, с другой — доля прямых инвестиций при этом в разные годы варьирует от 35% до 67,7%, а в I полугодии 1998 г. она составляет всего 19,6%. При этом зарубежные инвесторы предпочитают вкладывать деньги в экспорто-ориентированные отрасли. В 1995 г. объем прямых иностранных инвестиций составил 2,02 млрд. дол. и не превышал в последние годы 5,3 млрд. дол., что для российской экономики явно недостаточно. По оценкам Министерства экономики, объем средств, необходимых для расширения и модернизации инфраструктуры и производства, а также для поддержания хотя бы умеренных темпов экономического роста, должен составить 300—500 млрд. дол. на ближайшие 10—15 лет (Банковское дело в Москве. 1997. № 2. с. 37). Данные таблицы свидетельствуют о существенном замедлении темпов прироста иностранных инвестиций. Так, в 1996 г. он составлял 133,66% по сравнению с 1995 г., в 1997 г. темп прироста по сравнению с 1996 г. был равен — 76,40%, в первом полугодии 1998 г. по сравнению с первым полугодием 1997 п объемы инвестиций снизились на 0,9%.

Информация о работе Теория антикризисного управления