Становление законодательства о несостоятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

Значительную "опасность" для должника представляет назначение внешнего или конкурсного управляющего. Это мера воздействия на администрацию может быть эффективной только в том случае, если новый управляющий достаточно квалифицирован и действует исключительно в интересах кредиторов должника. На практике финансовая политика должника чаще всего не меняется, т.к. новым управляющим обычно становится заместитель прежнего руководителя.
Поэтому стала актуальной необходимость в подготовке новой редакции закона о банкротстве, который бы учел накопившийся опыт и был бы направлен на выход неплатежеспособного предприятия из состояния банкротства с минимальными потерями для кредиторов.

Вложенные файлы: 1 файл

банкротство предприятия.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

2) нарушение прав миноритарных  кредиторов при проведении процедур  банкротства и слабая защита  в процедурах банкротства кредиторов, требования которых обеспечены залогом;

3) нарушение прав государства  как кредитора по налоговым  платежам;

4) непрозрачность процедур банкротства,  недостаточная урегулированность  процедур банкротства, позволяющая  арбитражным управляющим и иным  участникам процесса банкротства злоупотреблять правами;

5) вывод активов должника в  интересах определенного круга  кредиторов в процедурах внешнего  управления и конкурсного производства;

6) отсутствие эффективных механизмов  ответственности недобросовестных  арбитражных управляющих.

7) Приведенный перечень проблем не является исчерпывающим, поэтому существующая ситуация в сфере несостоятельности диктует необходимость коренной реформы законодательства о банкротстве

1.2. Новое в законодательстве о несостоятельности2 (банкротстве)

 

Принятие нового Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"6 обусловлено развитием прежних и появлением новых экономических предпосылок совершенствования нормативно-правовой базы Российской Федерации, а также и тем, что действовавший ранее Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не мог обеспечить наиболее эффективную правовую защиту интересов субъектов гражданского оборота в области несостоятельности. Законодатель стремился исправить упущения Федерального закона от 8 января 1998 г. и более четко урегулировать сложные отношения в обозначенной сфере. Однако новый Закон тоже не решает всех проблем, кроме того, ряд введенных им новелл вызывает сомнения с точки зрения их эффективности и необходимости применения на практике. Рассмотрим некоторые из них.7

Первым изменением следует назвать  отсутствие возможности должника самостоятельно заявить о своей несостоятельности  иначе как в случаях, когда  он обязан сделать это в соответствии с Законом.

Пунктом 2 ст.1 нового Закона о несостоятельности расширен круг лиц, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами). Если ранее действие законодательства о банкротстве распространялось "на все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), на некоммерческие организации, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного и иного фонда" (п.2 ст.1 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ), то действие нового Закона распространяется "на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций" (п.2 ст.1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ). Специально подчеркивать значимость этого положения нет необходимости.

Говоря о понятиях, используемых рассматриваемым Законом, следует отметить, что их перечень значительно расширен. Закон содержит ряд новых понятий:

финансовое оздоровление (процедура  банкротства, применяемая в целях  восстановления платежеспособности должника и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности);

административный управляющий (арбитражный  управляющий, утверждаемый арбитражным  судом для проведения финансового  оздоровления);

саморегулируемая организация  арбитражных управляющих (некоммерческая организация, основанная на членстве, которая создана гражданами Российской Федерации, включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, имеющая своей целью регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих);

регулирующий орган (федеральный  орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за деятельностью саморегулируемых организаций).

Кроме того, в Законе конкретизируются такие понятия, как уполномоченные органы, мировое соглашение, представитель  учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника, представитель комитета кредиторов, представитель собрания кредиторов.

Изменен и ряд требований, предъявляемых  к лицу, назначаемому арбитражным  управляющим. Согласно п.1 ст.20 нового Закона8 таковым может быть назначен только гражданин Российской Федерации (прежде такого ограничения не было), имеющий высшее образование и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Кроме того, арбитражный управляющий должен застраховать свою ответственность на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве. Страховой договор является формой финансового обеспечения ответственности арбитражного управляющего, при этом минимальная страховая сумма не может быть менее 3 млн руб. в год.

С учетом того, что на сегодняшний  день деятельность арбитражных управляющих  не подлежит лицензированию (и, таким  образом, выходит из-под контроля государства), основной контроль возложен на саморегулируемые организации арбитражных управляющих.

Закон детально регламентирует статус саморегулируемых организаций, их права  и обязанности, устанавливает требования, предъявляемые к таким организациям и их членам. Следует отметить, что  институт саморегулируемых организаций  арбитражных управляющих успешно зарекомендовал себя в некоторых странах Европы, но относительно эффективности его применения в России возникают некоторые сомнения.9

Установлена обязательность публикации сведений о введении наблюдения, о  признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также о прекращении производства по делу. Кроме того, если количество кредиторов превышает сто или не может быть определено, обязательному опубликованию подлежат также сведения о начале каждой процедуры банкротства, применяемой в отношении должника (п.3 ст.28). Таким образом, кредиторам предоставляются дополнительные гарантии защиты их интересов.10

Рассматривая правовое регулирование  процедуры наблюдения, прежде всего  следует отметить, что изменено само понятие этой процедуры. Если ранее оно звучало как "процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с настоящим Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника" (абз.9 ст.2 Закона от 8 ноября 1998 г.), то теперь наблюдение определено следующим образом: "процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов" (абз.11 ст.2 Закона от 26 октября 2002 г.).

Изменен и момент введения процедуры  наблюдения. Прежде наблюдение вводилось с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Сейчас это возможно в момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом лишь в том случае, если заявление подано самим должником. Во всех других случаях процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя (п.1 и 2 ст.62 Закона от 26 октября 2002 г.).11 Исходя из позиции законодателя, такое положение представляется совершенно логичным, но возникает вопрос, каковы могут быть последствия предоставления должнику возможности как минимум 15 дней (с момента принятия судом заявления о признании должника банкротом и до проведения заседания о проверке обоснованности требований заявителя) вести не контролируемую арбитражным судом, арбитражным управляющим и иными лицами деятельность.

Новым Законом наконец-то установлен предельный срок для проведения процедуры  наблюдения. Согласно п.3 ст.62 оно должно быть завершено не более чем за семь месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом. Отсутствие предельного срока для этой процедуры в ранее действовавшем законодательстве порождало немало вопросов.

Многое свидетельствует о кардинальных изменениях в российском законодательстве в области несостоятельности (банкротства). Однако непроработанность отдельных положений, легко предсказуемые сложности их практического применения - все это наводит на мысль: жизнь внесет в новый Закон существенные коррективы.

Глава 2. Процесс банкротства: правовые основы и особенности наблюдения

2.1. Наблюдение как процедура банкротства

 

Наблюдение - процедура, впервые введенная  Законом 1998 г. (ни российскому дореволюционному законодательству, ни Закону 1992 г. она  не была известна). Сущность и цели наблюдения состоят в том, чтобы в течение определенного периода - после принятия судом заявления о признании должника банкротом и до рассмотрения дела - сбалансировать интересы сторон, т.е. предотвратить возможные недобросовестные действия как должника, так и кредиторов.

Проблемы, сделавшие очевидной  необходимость введения особой процедуры, возникли практически сразу после  вступления в силу Закона 1992 г. Одна из них состояла в том, что после  принятия судом заявления о банкротстве  и до применения к должнику определенных процедур, связанных с ограничением для руководства и контролем над имуществом, недобросовестный должник (руководитель юридического лица) осуществлял ряд действий, направленных на "спасение" имущества, т.е. увод его от взыскания. Времени на это было достаточно - до рассмотрения дела судом проходил не один месяц, и к моменту первого судебного заседания у должника зачастую не оказывалось сколько-нибудь ценного имущества. Добросовестные кредиторы страдали. Единственное, что они могли сделать - потребовать применения обеспечительных мер в соответствии с АПК РФ в виде ареста имущества. Это позволяло сохранить имущество, из стоимости которого кредиторы могли получить хотя бы частичное удовлетворение. Однако арест фактически означал блокирование хозяйственной деятельности должника, что приводило к ликвидации юридического лица, даже если его платежеспособность можно было восстановить. Такую ситуацию стали использовать недобросовестные кредиторы, - заявляя о применении ареста в виде обеспечительной меры, можно было добиться прекращения деятельности и ликвидации юридического лица, испытывавшего временные финансовые сложности. В этом состояла вторая проблема.

Действия недобросовестных кредиторов, пытавшихся использовать арест имущества  в рамках банкротства в своих целях, равно как и недобросовестных должников, уводящих имущество от взыскания, приобрели настолько массовый характер, что стала очевидной необходимость законодательного вмешательства. Это произошло, когда Закон 1998 г. ввел процедуру наблюдения. Наблюдение предполагало применение к должнику определенных последствий сразу, оперативно - с момента принятия судом заявления о признании должника банкротом - независимо от желания и даже осведомленности должника, чтобы он не успел как-нибудь незаконно распорядиться своим имуществом. С этого момента назначался временный управляющий, который имел полномочия следить за сделками должника, чтобы не позволить ему увести имущество, - наличие этого субъекта делало неактуальным и соответственно необязательным арест имущества.

Казалось, баланс интересов сторон был наконец обеспечен. Однако недобросовестные кредиторы придумали способ воздействовать на добросовестного должника, используя  процедуру банкротства. Поскольку  инициировать процесс было очень  легко, кредиторы с минимальными (либо даже недействительными, например уже исполненными должником) требованиями стали обращаться с заявлениями в суд о признании должника банкротом. Суд, исходя из формальных признаков (сумма задолженности - 500 МРОТ, срок неисполнения обязательств - 3 месяца), обязан был принять заявление, что автоматически влекло за собой появление на предприятии временного управляющего, назначенного по просьбе кредитора-заявителя (обычно подконтрольного ему). Временный управляющий получал доступ к документации должника и возможность отстранить руководителя, заняв его место. Вопрос о незаконности претензий заявителя мог быть решен только на заседании арбитражного суда через 2-3 месяца, но к этому моменту судебное решение уже могло не иметь смысла: во-первых, появлялись другие кредиторы (даже если их требования были минимальными либо ниже минимальных, по формальным соображениям суд не имел права прекратить конкурсный процесс, даже если выяснялась необоснованность претензий заявителя); во-вторых, временный управляющий имел возможность "поработать" так, чтобы у предприятия действительно появились долги; в-третьих, руководитель юридического лица мог быть отстранен, а временный управляющий, занявший его место, заявлял о необходимости введения внешнего управления.

При всем этом практически лишенными  юридического значения оказывались  аргументы руководителя должника, что  если бы на стадии принятия заявления  разобрались и выяснили необоснованность претензий заявителя, то никакого банкротства  не произошло, а должник продолжал бы нормально функционировать.

Механизм банкротства был запущен  и должен был реализоваться по установленной процедуре. Вводилось  внешнее управление, в рамках которого осуществлялась продажа бизнеса, реорганизация, либо дополнительная эмиссия, что приводило к утрате учредителями (участниками) контроля над юридическим лицом и возникновению соответствующих прав у третьих лиц, что и было целью заявления о банкротстве должника.

Такая ситуация получила название передела собственности и являлась иллюстрацией использования конкурсного законодательства без должных фактических оснований и не по назначению, т.е. не в целях восстановления платежеспособности должника и получения кредиторами удовлетворения своих требований, а в целях захвата чужого бизнеса (для последующего управления либо, возможно, ликвидации, если это было выгодно заинтересованным лицам).

Судебная практика пыталась как-то бороться с этим явлением. Например, в письме ВАС РФ от 20 января 1999 г. N С1-7/УП-61 судам было рекомендовано "иметь в виду, что процедура банкротства может использоваться в целях передела собственности, устранения конкурента, в связи с чем необходимо тщательно исследовать конкретные обстоятельства по делу с учетом требований ст.10 ГК РФ", а также "избегать поспешности и формализма при введении той или иной процедуры банкротства, учитывать социально-экономические последствия банкротства предприятия".

Когда использование Закона о банкротстве  для достижения несвойственных ему  целей стало угрожать экономической  стабильности, попытку что-либо изменить сделал Конституционный Суд, признав неконституционным порядок введения наблюдения с момента принятия заявления о банкротстве должника. Аргументом Конституционного Суда было то, что такой порядок не предоставляет должнику возможности заявить что-либо в свое оправдание, т.е. нарушает общеправовой принцип audi alteram partem (выслушай обе стороны) и приводит к отсутствию у должника процессуально-правовых гарантий реализации права на справедливое и публичное разбирательство дела.12

Позиция Конституционного Суда была воспринята при разработке нового Закона о банкротстве. Как отмечалось, наблюдение сейчас вводится не с момента принятия судом заявления о банкротстве, а (в соответствии с нормами ст.42, 48 Закона) на специальном заседании суда по проверке обоснованности требований заявителя. Это заседание проводится в срок от 15 до 30 дней с момента вынесения судом определения о принятии заявления о банкротстве должника.

Информация о работе Становление законодательства о несостоятельности