Способы восстановления платежеспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Вступление экономики России в рыночные отношения, открытие отечественного рынка для товаров зарубежных предприятий поставили большинство российских организаций в сложное финансовое и экономическое положение. Результатом этого явились рост неплатежеспособности и последующее банкротство организаций.
Сегодня перед руководством организаций встают задачи по предотвращению кризисных явлений и обеспечению устойчивого положения организаций, так как банкротство одних организаций часто вызывает ухудшение финансового состояния многих других.
Платежеспособность является важнейшей характеристикой финансовой деятельности предприятия в условиях рыночной экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………. …...….4
1. Платежеспособность предприятия ……………...……………………7
1.1 Основы и сущность платежеспособности предприятия …………..7
1.2 Неплатежеспособность предприятия ……………………..……...16
1.2.1 Обязательства предприятия, их виды………………………... ..16
1.2.2 Общие причины неплатежеспособности предприятия ………..21
2. Методика оценки платежеспособности предприятия…………..…27
3. Способы восстановления платежеспособности предприятия ..…..31
3.1. Мероприятия по восстановлению платежеспособности предприятия………………………………………………………………..…...31
3.2. Судебные способы восстановления платежеспособности предприятия…………………………………………………………………….34
Заключение ………………………………………………………………44
Список литературы ……………………………………….……………..46

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_Drobininoy_Yu_MO-092.docx

— 80.12 Кб (Скачать файл)

Указанная процедура вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. В ходе финансового оздоровления управление предприятием-должником осуществляется его органами управления с определенными ограничениями, установленными законом о банкротстве, и административным управляющим. Закон предусматривает ряд процедур, способствующих восстановлению платежеспособности должника, а именно:

- досудебную санацию (ст.27 Закона) - предоставление должнику финансовой помощи, достаточной для погашения денежных обязательств и восстановления платежеспособности;

- мораторий на удовлетворение требований кредиторов (ст.70 Закона);

- возможность заключения мирового соглашения на любой стадии процесса (ст.120 Закона);

- иные меры, которые могут способствовать достижению вышеназванных целей (ст.26 Закона).

Сам процесс банкротства состоит из ряда сменяющих друг друга процедур:

- наблюдения (ст.56 Закона) - процедуры банкротства, вводимой с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом (цель - обеспечение сохранности имущества и проведение анализа финансового состояния должника);

- внешнего управления (ст.68 Закона) - процедуры банкротства, которую арбитражный суд на основании решения собрания кредиторов вводит в целях восстановления платежеспособности должника с передачей полномочий управления должником внешнему управляющему;

- конкурсного производства (ст.97 Закона) - процедуры банкротства, проводимой в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов из средств, полученных путем продажи в установленном порядке (ст.112 Закона) имущества должника.

Рассмотрим основные процедуры более подробно.

Досудебная санация - предоставление должнику финансовой помощи в размере, достаточном для погашения денежных обязательств, обязательных платежей и восстановления платежеспособности (п.1 ст.27 Закона). Участвовать в досудебной санации могут учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, кредиторы, иные лица (не являющиеся кредиторами, но заинтересованные в судьбе должника).

Предоставление финансовой помощи в рамках досудебной санации может сопровождаться принятием должником либо иными лицами обязательств в пользу субъектов, осуществивших санацию.

Возможно осуществление досудебной санации и за счет средств бюджета (как федерального, так и субъектов Российской Федерации) либо внебюджетных фондов, но это должно быть предусмотрено соответствующими законами.

Логично предположение о том, что экономически сильный должник найдет возможность убедить кредиторов либо заинтересованных третьих лиц в его потенциальных возможностях.

Если досудебная санация не проводилась, возбуждается производство по делу о банкротстве, с данного момента начинается период наблюдения. В течение периода наблюдения проводятся мероприятия, направленные, в том числе на выявление экономического состояния должника и способные определить его дальнейшую судьбу. В течение наблюдения, наряду с руководством должника (которое не отстраняется от исполнения своих обязанностей), действует временный управляющий. Рассмотрим его функции:

1. В обязанности временного управляющего  входит обеспечение сохранности имущества должника (поскольку на практике нередки ситуации, когда руководитель должника до первого заседания арбитражного суда скрывает активы вверенного ему предприятия). С этой целью Закон указал, что некоторые сделки руководство должника может совершать исключительно с согласия временного управляющего (в соответствии с п.2 ст.58 Закона). Это сделки, связанные:

  • с распоряжением недвижимым имуществом должника (в том числе с передачей его в аренду или залог, с внесением его в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ);
  • с распоряжением иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 10% балансовой стоимости активов должника;
  • с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, учреждением доверительного управления имуществом должника.

Кроме этого, в силу п. 3 ст. 58 Закона только с согласия временного управляющего органами управления должника может быть принято решение об участии организации-должника в объединениях юридических лиц (ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях; финансовопромышленных группах и других).

Помимо выражения (либо невыражения) согласия с указанными сделками и решениями должника временный управляющий должен следить за тем, чтобы органы управления должника не принимали указанные в п.3 ст.58 Закона решения:

  • о реорганизации должника (во всех пяти формах - слияния, присоединения, выделения, разделения, преобразования);
  • о ликвидации должника;
  • о создании юридических лиц или об участии в иных юридических лицах (за исключением ассоциаций)
  • о создании филиалов и представительств;
  • о выплате дивидендов;
  • о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;
  • о выходе из состава участников должника - юридического лица,
  • приобретении у акционеров ранее выпущенных акций.

Все эти меры служат сохранению активов должника и тем самым направлены на стабилизацию его экономического положения.

  1. Вторая основная обязанность временного управляющего – осуществление анализа финансового состояния должника. Временный управляющий изучает и выявляет количество и состояние активов должника; наличие и характер дебиторской задолженности; перспективность деятельности предприятия-должника; размер требований кредиторов; состав имущества должника, находящегося у третьих лиц, и т.д.

В результате изучения финансового состояния должника управляющий может сделать следующие выводы:

- о достаточности (недостаточности) имущества должника для покрытия судебных расходов.

- о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника.

На практике часто временный управляющий, составляя заключение о возможности восстановления финансового состояния должника, указывает способы, которые могли бы привести к этой цели, применимые и эффективные для данного должника.

Следует отметить, что указанное заключение носит не обязательный, а рекомендательный характер. Как положительное, так и отрицательное заключение может быть проигнорировано кредиторами.

Временный управляющий созывает первое собрание кредиторов, которое представляет интересы всех кредиторов при проведении процедур банкротства. На собрании временный управляющий знакомит кредиторов с возможными перспективами должника. В первую очередь учитываются состояние активов и экономический потенциал предприятия.

Временный управляющий информирует кредиторов о предполагаемых мероприятиях внешнего управления, о необходимых для этого затратах, о примерном периоде времени, в течение которого платежеспособность должника может быть восстановлена, о суммах, которые кредиторы смогут получить в случае достижения целей внешнего управления и при недостижении этих целей.

С момента признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства, или введения внешнего управления, или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

Основную роль в решении вопроса о назначении внешнего управления играют кредиторы, которые, по сути, решают: получить очень незначительную сумму средств (а возможно, не получить ничего) немедленно либо значительно большую сумму (а возможно, весь долг полностью) по истечении определенного срока.

Анализ практики позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев кредиторы выбирают путь, наиболее перспективный для должника, поскольку кредиторы больше кого бы то ни было заинтересованы в восстановлении экономического положения должника. Однако, закон, устанавливая общее правило об утверждении судом решения собрания кредиторов о введении внешнего управления, устанавливает, и исключение из правила, состоящее в обратном решении суда, т.е. в возможности ввести внешнее управление по решению суда вопреки мнению кредиторов.

С момента введения внешнего управления:

- руководитель должника отстраняется от должности, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;

- вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника.

На сумму требований кредитора по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, установленным на момент введения внешнего управления, начисляются проценты в порядке и размере, которые предусмотрены статьей 395 ГК РФ, (т.е. по учетной ставке Центробанка).

По окончании внешнего управления неустойки (штрафы, пеня), а также суммы причиненных убытков, которые должник обязан уплатить кредиторам по денежным обязательствам и обязательным платежам, могут быть предъявлены к уплате в размерах, существовавших на момент введения внешнего управления.

Мораторий (приостановление исполнения) на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки, исполнения которых наступили до введения внешнего управления.

Рассмотрим основные права и обязанности внешнего управляющего:

- самостоятельно распоряжаться имуществом должника с некоторыми ограничениями;

- заключать от имени должника мировое соглашение;

- заявлять отказ от исполнения договоров должника.

Внешний управляющий обязан:

- разработать и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления;

- вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;

- заявлять в установленном порядке возражения по предъявленным к должнику требованиям кредиторов;

- принимать меры по взысканию задолженности перед должником;

- рассматривать требования кредиторов;

- вести реестр требований кредиторов;

- представить собранию кредиторов отчет по итогам реализации плана внешнего управления;

- осуществлять иные полномочия в соответствии с законом.

План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника. Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии признаков банкротства, рассмотренных выше.

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника (ст.109 Закона):

- перепрофилирование производства;

- закрытие нерентабельных производств;

- взыскание дебиторской задолженности;

- продажа части имущества должника;

- уступка прав требования должника;

- исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;

- увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;

- размещение дополнительных обыкновенных акций должника;

- продажа предприятия должника;

- замещение активов должника;

- иные меры по восстановлению платежеспособности должника.

По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из следующих решений:

  • о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением
  • платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
  • об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении
  • установленного срока внешнего управления;
  • об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • о заключении мирового соглашения.

Рассмотренный собранием кредиторов отчет внешнего управляющего подлежит утверждению арбитражным судом.

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом. В связи с этим далее этот пункт освещен не будет, так как не несет в себе информации о восстановлении платежеспособности предприятия-должника.

Мировое соглашение.

На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение.

Мировое соглашение должно содержать положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга либо иными способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации.

Мировое соглашение может содержать условия:

    • об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств должника;
    • об уступке прав требования должника;
    • об исполнении обязательств должника третьими лицами;
    • о скидке с долга;
    • об обмене требований на акции;
    • об удовлетворении требований кредиторов иными способами.

Информация о работе Способы восстановления платежеспособности предприятия