Реструктуризация предприятия при антикризисном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Реструктуризация предприятия может проводиться по самым разным причинам. Иногда руководство хочет подготовить компанию к продаже и для этого мгновенно расширяет производство, иногда компания должна подготовиться к IPO и для этого проводит реорганизацию, а бывает так, что компания должна произвести все возможные операции, чтобы предотвратить банкротство.

Содержание

Введение 3
1. Законодательная база и способы реструктуризации 5
2. Опыт реструктуризации компаний в России 14
3. Опыт реструктуризации компаний за рубежом 20
Заключение 25
Литература 27

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 61.14 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

 

КАФЕДРА АНТИКРИЗИСНОГО И СТРАТЕГИЧЕСКОГО  МЕНЕДЖМЕНТА

 

Курсовая работа по дисциплине Теория антикризисного управления предприятием на тему

«Реструктуризация предприятия при антикризисном управлении»

 

 

Выполнил студент факультета Управления,

 гр. ФУ-24, Бабанов Дмитрий Эдуардович

Научный руководитель: проф. Иванова С.П.

 

 

 

 

 

 

Москва, 2010

 

Оглавление

 

 

Введение

Реструктуризация предприятия  может проводиться по самым разным причинам. Иногда руководство хочет  подготовить компанию к продаже  и для этого мгновенно расширяет  производство, иногда компания должна подготовиться к IPO и для этого  проводит реорганизацию, а бывает так, что компания должна произвести все возможные операции, чтобы предотвратить банкротство.

Тема данной работы – реструктуризация предприятия при антикризисном  управлении – описывает последний  случай, то есть преодоление кризиса, создавшегося внутри компании.

Причины возникновения кризиса  внутри компании могут выть разные, но как правило, последствия кризиса  сводятся к нескольким результатам:

  • сокращение объемов продаж
  • рост постоянных и операционных издержек
  • сокращение прибыли/увеличение убытка
  • падение капитализации компании
  • угроза неплатежеспособности по обязательствам
  • margin call1
  • падение доверия со стороны инвесторов, поставщиков, крупных клиентов

Цель данной работы – рассмотреть  способы реструктуризации, их законодательные  аспекты, а также изучить некоторые примеры самых крупных процессов реструктуризации.

Задача первой главы состоит  в том, чтобы детально описать  законодательство, связанное с реструктуризацией.

В ней приведены виды законов, регулирующих такие процессы, как изменение условий погашения долга, предоставление налоговых льгот, проведение досудебной санации, реорганизация предприятия.

Задача второй и третьей главы  состоит в том, чтобы рассмотреть  примеры реструктуризации компаний. Для этого мы изучим финансовое положение компании во время кризиса и после проведения реструктуризации, а также опишем сам комплекс мероприятий, которые помогли компании выйти из сложного положения.

Практическая часть специально разбита на две главы, так как  Россия представляет собой страну, где только начинает действовать рыночная экономика, и где есть свои специфические особенности ведения бизнеса, а общемировая практика показывает то, куда должна стремиться Россия, и где накоплен огромный опыт деятельности компаний в рыночной экономике.

 

1. Законодательная база и способы реструктуризации

Для того чтобы исследовать законодательство, связанное с реструктуризацией, для начала стоит выделить основные виды реструктуризации, направленные на предотвращение банкротства. Это комплекс мер по реструктуризации долга (отсрочка и рассрочка исполнения обязательств, предоставление отступного), налоговые льготы, досудебные санации, реорганизация компании (операции, связанные с изменением организации как юридического лица). Также иногда сюда относят так называемый аутсорсинг (перенос некоторых функций на сторонние организации), который позволяет снизить операционные расходы за счет меньшего числа штатных сотрудников.

Реструктуризация долга  никак не регламентируется законодательством РФ. Однако это одна из наиболее распространенных мер по предотвращению банкротства в России. Зачастую должник как бы ставит кредитора перед выбором: либо он объявляет о банкротстве (и тогда кредитор возвращает только часть положенных ему денег или вообще ничего не возвращает), либо он получает отсрочку/рассрочку долга. Отсрочка подразумевает то, что должник на некоторый период освобождается от исполнения своих обязательств с тем, чтобы восстановить свою платежеспособность. Рассрочка же предполагает пересмотр договора о кредите в сторону меньших платежей на протяжении большего срока. Договор о предоставлении кредита пересматривается в двустороннем порядке.

Налоговые льготы могут существенно сократить издержки, однако на практике получить налоговую льготу оказывается очень сложно. В соответствии с п. 1 ст. 56 "Установление и использование льгот по налогам и сборам" части первой Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Такие преимущества предлагаются для компаний, работающих в стратегически важных отраслях, в приоритетных отраслях. Однако при возникновении кризиса компания может ходатайствовать о предоставлении отсрочки/рассрочки по уплате налогов. В соответствии со статьей 64 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных данной статьей, на срок, не превышающий один год. Согласно пункту 2 статьи 64 Кодекса отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления. Органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов, являются:

  • по федеральным налогам и сборам - Федеральная налоговая служба;
  • по региональным и местным налогам - Управление ФНС России по субъекту РФ.

Перечень документов, необходимых  для рассмотрения вопроса о предоставлении отсрочки, определен главой 9 Кодекса  и изданным в соответствии с ней  Порядком организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки и инвестиционного  налогового кредита по уплате налогов и сборов, утвержденным Приказом ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@.

Досудебная санация как термин появилась в Законе от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий". Эта процедура применялась по назначению суда и под его контролем, а сам порядок проведения санации был детально регламентирован в ст. 13 названного Закона. В частности, устанавливалось, что основанием для проведения санации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность должника для продолжения его деятельности путем оказания этому предприятию финансовой помощи собственником и иными лицами. Детально было регламентировано проведение арбитражным судом конкурса на участие в процедуре санации. В качестве необходимого условия устанавливалось требование о погашении не менее чем 40% от общей суммы требований кредиторов за первые 12 месяцев (причем общий срок процедуры составлял 18 месяцев, а при направлении ходатайства в арбитражный суд мог быть продлен до 24 месяцев).

Многие  положения, закрепленные в Законе 1992 г., были необоснованно утрачены в  процессе принятия Закона 1998 г., а также  действующего Закона, что привело  к отсутствию каких-либо гарантий для  участников досудебной санации. Такое  положение вещей отрицательно сказывается на практике применения мер по восстановлению платежеспособности должника и стабилизации рыночных отношений в целом. Буквальное толкование норм действующего Закона позволяет прийти к выводу о том, что досудебная санация является лишь одним из возможных способов восстановления платежеспособности должника. Действующий Закон никак не ограничивает срок проведения этих мероприятий, а самое главное - не устанавливает никаких гарантий от возбуждения дела о банкротстве в период их осуществления.

В соглашении о досудебной санации необходимо также предусматривать способы обеспечения исполнения обязательств должника. Наиболее оптимальными способами, как показывает практика, являются поручительства, банковская гарантия, залог. Что касается первых двух способов обеспечения, то проблем с их реализацией практически не возникает. Что же касается залога, то судебно-арбитражная практика содержит самые разнообразные решения данного вопроса. Однако наиболее распространенной в настоящее время является позиция, согласно которой целесообразно признавать удовлетворение требований залогодержателя вне дела о банкротстве, иными словами, залоговые требования должны признаваться самостоятельными и удовлетворяться по нормам гражданского и гражданско-процессуального законодательства независимо от очередности, установленной законодательством о банкротстве.

Реорганизация компании имеет следующие формы:

  • Слияние – объединение двух и более компаний во вновь образуемую одну компанию. При этом права и обязанности фирм, принявших решение о слиянии, переходят к вновь образованной.
  • Присоединение – преобразование, в результате которого к одной фирме присоединяется другая. Присоединившаяся прекращает свое существование, а все ее права и обязанности переходят к присоединившей ее компании.
  • Разделение – из одной фирмы образуются две или больше фирмы. При этом разделившаяся компания прекращает свое существование. Ее права и обязанности переходят к вновь образованным фирмам в той пропорции, в которой им перешло имущество разделившейся компании.
  • Выделение – образование одной или больше новых организаций, при этом материнская компания не прекращает свою деятельность. Права и обязанности к вновь образованной фирме переходят пропорционально доле имущества, которую она получила от материнской фирмы.
  • Преобразование - процедура, при которой фирма меняет свою организационно-правовую форму. Например, общество с ограниченной ответственностью становится акционерным обществом, закрытое акционерное общество становится открытым акционерным обществом и т.д.

Для разных видов юридических лиц реорганизация установлены отдельные правовые документы, которые устанавливают свои специфические особенности. Далее стоит рассмотреть подробнее разные формы юридических лиц.

Основой для реорганизации общества с ограниченной ответственностью являются два закона: Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". Гражданским кодексом установлено, что хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников. Так сказано в статье 68 Кодекса. Общество с ограниченной ответственностью может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по единогласному решению его участников. Другие основания реорганизации и ликвидации общества, а также порядок его реорганизации и ликвидации определяются настоящим Кодексом и другими законами. Общество с ограниченной ответственностью вправе преобразоваться в акционерное общество или в производственный кооператив, а Федеральный закон N 14-ФЗ дает право преобразовать ООО в общество с дополнительной ответственностью.

Согласно Закону "Об обществах  с ограниченной ответственностью" фирма, действующая в виде ООО, может быть реорганизована в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Реорганизация считается завершенной с момента государственной регистрации образованных юридических лиц. Исключение составляет процесс реорганизации в форме присоединения. В последнем случае процедура будет считаться завершенной с момента, когда в Единый государственный реестр юридических лиц будет внесена запись о прекращении деятельности присоединенной компании. После того, как будет принято решение о реорганизации, компания обязана уведомить всех своих кредиторов в письменном виде о предстоящих изменениях. На это отводится 30 дней. Если же происходит слияние или присоединение, срок начинает течь с момента, когда решение об этом приняло последнее из обществ, участвующих в этом процессе. Кроме того, общество должно разместить сообщение о реорганизации в печати, причем в том же издании, где публикуют данные о государственной регистрации юридических лиц. Если эти требования не выполнить, вновь образованные компании не е зарегистрируют и не внесут запись в государственный реестр о прекращении деятельности реорганизованных обществ. Более того, для регистрации компаний и внесения необходимых записей нужно представить доказательства того, что кредиторы уведомлены в установленном законом порядке. Кредиторам дается право в течение 30 дней с момента, как им будет отправлено уведомление, или с момента, как в СМИ будет опубликовано сообщение о реорганизации компании, предъявить требование о досрочном прекращении или исполнении обязательств должника. Если в результате досрочного исполнения или прекращения обязательств у кредитора возникнут убытки, он вправе потребовать от должника их возмещения. Свои требования кредитор должен оформить письменно. Может возникнуть ситуация, когда по разделительному балансу нельзя определить правопреемника реорганизованного общества. Тогда созданные в результате реорганизации компании будут нести солидарную ответственность перед кредиторами.

Акционерное общество может быть добровольно реорганизовано в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 01.12.2007) "Об акционерных обществах" (принят ГД ФС РФ 24.11.1995). Особенности реорганизации общества - субъекта естественной монополии, более 25 процентов акций которого закреплено в федеральной собственности, определяются федеральным законом, устанавливающим основания и порядок реорганизации такого общества. Общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации общества в форме присоединения к нему другого общества первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного общества. Государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации обществ и внесение записи о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются в порядке, установленном федеральными законами.

Не позднее 30 дней с момента принятия решения о реорганизации общества, а при реорганизации общества в форме слияния или присоединения - с даты принятия решения об этом последним из обществ, участвующих в слиянии или присоединении, общество обязано письменно уведомить об этом кредиторов общества и опубликовать в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении (ст. 15 Федерального закона "Об акционерных обществах"). При этом кредиторы общества в течение 30 дней с момента направления им уведомлений или в течение 30 дней с момента опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

Решением общего собрания акционеров общества о реорганизации общества в форме его разделения или  выделения может быть предусмотрено  в отношении одного или нескольких обществ, создаваемых путем реорганизации  в форме разделения или выделения, положение об одновременном слиянии создаваемого общества с другим обществом или другими обществами либо об одновременном присоединении создаваемого общества к другому обществу. Договор о слиянии или договор о присоединении подписывается от имени общества, создаваемого путем реорганизации в форме разделения или выделения, лицом, определенным решением общего собрания акционеров общества, реорганизуемого в форме разделения или выделения. Совет директоров (наблюдательный совет) общества, реорганизуемого в соответствии со статьей 19.1 Федерального закона "Об акционерных обществах" в форме разделения или выделения, при вынесении для решения общим собранием акционеров вопроса о реорганизации общества в форме разделения или выделения выносит также вопрос о реорганизации общества, создаваемого путем реорганизации в форме разделения или выделения, в форме слияния с другим обществом или другими обществами либо в форме присоединения к другому обществу.

Информация о работе Реструктуризация предприятия при антикризисном управлении