Правительственные расходы и совокупный спрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Будучи в меньшей степени подверженными влиянию двух мировых войн и политических конфликтов, происходящих в странах Европы и третьего мира, США занимают обособленную позицию среди ведущих капиталистических держав. США играют ключевую роль в мирохозяйственных связях, особенностью которой является выгодное использование территориальных и исторических преимуществ США по сравнению с большинством стран

Содержание

Место и роль США в мировом хозяйстве и международных экономических отношениях после окончания второй мировой войны.
Рационализация производства и экономический рост США. Экспансия американских транснациональных компаний.
Внешнеторговый дефицит и дефицит государственного бюджета.

Вложенные файлы: 1 файл

Место и роль США в мировом хозяйстве и международных экономических отношениях после окончания второй мировой войны.docx

— 112.82 Кб (Скачать файл)

 

Предположим, что улучшение  производственных показателей зависит  от размеров рынка и предприятия. Например, крупная корпорация могла бы выбрать более эффективные из существующих в настоящее время методов производства, чем мелкая фирма. Крупный завод по производству автомобилей может установить сложные компьютеризированные сборочные линии с использованием робототехники, в то время как мелкие производители вынуждены применять более примитивную технологию. Влияние фактора экономии, обусловленной масштабами производства, означает, что расширение рынков сбыта и размеров предприятий позволяет внедрять более эффективные методы производства. В свою очередь, это ведет к росту производительности труда.

 

К сожалению, есть факторы, которые  сдерживают рост производительности труда  и реального национального дохода. К ним относится различная  законодательная деятельность в  области охраны труда, окружающей среды  и т.д. (см. пункт 8 в табл. 2). В период с 1929 по 1982 г. произошли существенные изменения в государственном  регулировании развития промышленности, состояния окружающей среды, охраны труда и здоровья и т.д., что  отрицательно сказалось на темпах эконо  мического роста. Усиление государственного вмешательства в дела частного бизнеса, касающиеся вопросов загрязнения среды, правил безопасности и охраны здоровья, потребовало увеличения расходов на очистные сооружения, на улучшение условий труда. Тем самым отвлекались средства от инвестиций в основной капитал, необходимый для повышения производительности труда. Если фирма должна тратить 1 млн дол. на установку газоочистителя, чтобы вредные выбросы не превышали предельно допустимые нормы, установленные государственными стандартами, то она не сможет вложить этот 1 млн дол. в машины и оборудование, которые бы способствовали повышению производительности труда.

 

 

 

Таблица 2-1. Реальный ВНП и  реальный ВНП на душу населения в  США, 1929–1988гг.Год 

ВНП

 

(млрд. дол.

 

в ценах 1982г) 

Население

 

(млн. чел.) ВНП на душу населения в ценах 1982г. (2):(3)

1929 710 122 5820

1933 499 126 3960

1940 773 132 5553

1945 1355 140 9679

1950 1204 152 7921

1955 1495 166 9006

1960 1665 181 9199

1965 2088 194 10763

1970 2416 205 11785

1975 2695 214 12593

1980 3187 228 13978

1985 3618 239 15138

1988 3995 246 16240

 

 

 

 

Таблица 2-2. Факторы, влияющие на рост реального национального  дохода США, 1929-1982гг.Факторы роста Вес каждого фактора (%)

(1) Увеличение трудозатрат 32

(2) Повышение производительности  труда 68

(3) Технический прогресс 28

(4) Затраты капитала 19

(5) Образование и профподготовка 14

(6) Экономия, обусловленная  масштабами производства 9

(7) Улучшение распределения  ресурсов 8

(8) Законодательно-институциональные  и другие факторы 9

100

 

 

2.Экспансия американских  транснациональных компаний.

 

            Основной чертой империализма  вообще и американского в частности,  главнм направлением всех элементов его эволюции является экспорт капитала и раздел мира несколькими транснациональными компаниями (ТНК), по сути являющимися международными монополиями в целых отраслях производства товаров и услуг. Наибольшие, пожалуй, изменения в послевоенный период претерпела внешняя экспансия монополистичекого капитала американских ТНК. Именно транснациональный монополистический капитал сейчас играет во многом определяет характер и структуру мирового капиталистического хозяйства, играет ведущую роль в производстве и других областях экономической жизни современного капитализма, в международных экономических отношениях.

 

Очевидная трансформация  деятельности международных монополий, значительное уснление транснациональных корпораций (ТНК) являются отражением новых условий современного мирового развития.

 

Материальной предпосылкой интернационализации монополистического капитала можно считать изменение  структуры производства в соответствии с возможностями и требованиями научно-технического прогресса. Углубление общественного разделения труда, рост его специализации и кооперации на национальном уровне сопровождаются еще более быстрым усилением  разделения труда и расширением  кооперации в международном масштабе. Под влиянием факторов, во многом определяемых требованиями НТР, рамки внутреннего  рынка становятся все более тесными, а подчас и просто губительными для  экономически эффективного производства многих видов промышленных изделий, особенно технически сложной и наукоемкой продукции передовых отраслей. С  этой точки зрения следует в первую очередь отметить повышение минимальных  и оптимальных размеров предприятий, преимущества крупносерийного массового  производства.

 

 Кроме того, даже с  учетом же разветвленного ассортимента  товаров, производимых крупными  компаниями в условиях массового  производства, огромный внутренний  рынок США не может поглотить  продукцию одного узкоспециализированного  завода высокой мощности.

 

Принципиально новое отличие  современного этапа видится также  в том, что само участие в международном  разделении труда начинает выступать  уже как бы исходной, порой даже абсолютно необходимой предпосылкой производства, которое во многих случаях  вообще невозможно без международной  кооперации. Причем речь идет не просто о целесообразности экспорта какой-то части продукции по кооперированным поставкам. Само увеличение минимальных и оптимальных размеров предприятий передовых отраслей уже делает необходимой значительную ориентацию на внешний рынок даже промышленности крупных стран, оссобенно США. Именно эти факторы во многом определили выход промышленных монополий США за рамки национальных границ.

 

Коль скоро задачи интернационализации  производства реализуются на частномонополистической  основе, то и проявляются они в  присущих ТНК формах и методах  международного разделения труда, диктуются  корпорационными интересами. Международное  производство дает ТНК возможность  преодолевать ограниченность внутреннего  рынка отдельных стран, добиваться повышения размеров предприятий  и круппосерийности выпускаемой продукции до наиболее эффективного уровня, максимально использовать выгоды международной специализации и кооперации производства, ставить себе на службу людские и природные ресурсы, научнотехнический потенциал других стран. Вместе с тем международность операций предоставляет монополиям дополнительные преимущества не только самим фактом расширения зоны эксплуатации, она позволяет извлекать выгоды и за счет разницы в экономической ситуации в отдельных странах, маневрировать ресурсами, приспосабливать свои производственные и сбытовые программы к специфическим условиям отдельных национальных рынков, спекулировать на возникающих трудностях.

 

При общности главных предпосылок  интернационализации, однако, в каждом конкретном случае цели, которые ставят перед собой отдельные ТНК, развивая зарубежное производство, могут быть различными. Так, зарубежное производство американских автомобильных ТНК  не только обеспечивает головные предприятия  в США комплектующими деталями, но и позволяет атаковать ностранных конкурентов с внешнего плацдарма, например, проникая внутрь таможенной территории “Общего рынка” и осуществляя беспошлинный экспорт готовых автомашин в страны ЕС под прикрытием высоких протекционистских барьеров этих стран. В других же случаях, что более типично для деятельности ТНК в развивающихся государствах, перенесение части производственного процесса за рубеж имеет целью прежде всего использовать разницу в уровнях зарплаты и налогообложения для снижения себестоимости промежуточных изделий.

 

Перечисленные преимущества международного производства далеко не исчерпывают всех побудительных  мотивов внешней экспансии монополистического капитала. Вместе с тем своеобразие  современного развития монополий США  состоит в том, что они стараются  обосноваться в экономике других стран уже не только в традиционных сферах торговли и финансов, а главным  образом прямым внедрением в промышленную структуру, в передовые отрасли  индустрии.

 

3. Внешнеторговый дефицит  и дефицит государственного бюджета.

 

Бюджетный дефицит – это  та сумма, на которую за данный год  расходы правительства превосходят  его доходы.

 

Национальный, или государственный, долг – это общая сумма всех положительных сальдо бюджетов федерального правительства за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране. Так, к концу 1988 года государственный  долг США составил сумму около 2600 млрд. дол.

 

ЕЖЕГОДНО БАЛАНСИРУЕМЫЙ  БЮДЖЕТ

 

До “Великой депрессии” 30-х годов ежегодно балансируемый бюджет общепризнанно считался желанной целью государственных финансов. Однако при ближайшем рассмотрении становится очевидным, что ежегодно балансируемый бюджет в соновном исключает фискальную деятельность государства как антициклическую, стабилизирующую силу.

 

Хуже того, ежегодно балансируемый бюджет на самом деле углубляет колебании экономического цикла. Иллюстрация: допустим, что экономика неожиданно сталкивается с длительным периодом безработицы и падающих доходов. Как показано на рисунке 4, при таких обстоятельствах налоговые поступления автоматически сократятся. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство должно либо (1) увеличить ставки налога; либо (2) сократить государственные расходы; либо (3) использовать сочетание этих двух мер. Проблема заключается в том, что все эти меры являются сдерживающими по своему характеру; каждая из них еще больше сокращает, а вовсе не стимулирует совокупный спрос.

 

Аналогично, ежегодно балансируемый бюджет будет вызывать ускорение инфляции. Снова рисунок 14-4 показывает нам, что, как только в процессе инфляции повышаются денежные доходы, автоматически возрастают налоговые поступления. Для того чтобы ликвидировать грядущие бюджетные излишки, правительство в этой ситуации должно либо (1) снизить ставки налога, либо (2) увеличить правительственные расходы; либо (3) использовать сочетание обоих подходов, Ясно, что использование любого из этих трех подходов уси  лит инфляционное давление в экономике.

 

Основной вывод ясен: Ежегодно балансируемый бюджет не является экономически нейтральным; такая политика является про- а не антициклической. Несмотря на эту и другие проблемы, существует значительная поддержка идеи принятия конституционной поправки, предусматривающей ежегодное балансирование бюджета.

 

Не так давно несколько  известных консервативных экономистов  выступили в поддержку бюджета, балансируемого на ежегодной основе, думая при этом больше всего не об опасностях дефицитов и растущего государственного долга как таковых, а о том, что, с их точки зрения, ежегодно балансируемый бюджет абсолютно необходим для того, чтобы ограничить нежелательное и неэкономичное расширение государственного сектора. Бюджетные дефициты, с их точки зрения, являются яркой демонстрацией политической безответственностй. Дефициты позволяют политическим деятеям дарить обществу выигрыши, связанные с ростом правительственных программ расходов, избегая при этом сопутствующих этим программам издержек в виде уплаты более высоких налогов. Другими словами, эти “фискальные консерваторы” считают, что правительственные программы имеют тенденцию расти быстрее, чем следовало бы, потому что общественная оппозиция этому росту намного меньше, когда он финансируется за счет роста дефицита, а не роста налогов. Расточительные правительственные программы намного вероятнее залезут в федеральный бюджет, если в порядке вещей использование, дефицитного финансирования. Экономисты консервативного направления и соответствующие политические деятели хотели бы иметь законодательство или конституционную поправку, внедряющую сбалансированный бюджет с целью замедлить рост правительственных программ. Они рассматривают рост дефицитов как проявление более фундаментальной проблемы – посягательства правительства на само существование частного сектора.

 

БЮДЖЕТ, БАЛАНСИРУЕМЫЙ НА ЦИКЛИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ

 

 

 

Идея бюджета, балансируемого на циклической основе, предполагает, что правительство реализует антициклическую политику и в то же самое время балансирует бюджет. В этом случае, однако, бюджет не должен балансироваться ежегодно. Достаточно, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла.

 

Логическое обоснование  этой концепции бюджета просто, разумно  и привлекательно. Для того чтобы  противостоять спаду, правительство  должно снизить налоги и увеличить  расходы, таким образом сознательно  вызывая дефицит. В ходе последующего инфляционного подъема необходимо повысить налоги и урезать правительственные  расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может  быть использовано на покрытие федерального долга, возникшего в период спада. Таким  образом, правительственные фискальные действия должны создать позитивную антициклисскую силу, и правительство даже при этом условии может сбалансировать бюджет, но не на ежегодной основе, а за период в несколько лет.

 

Ключевая проблема данной концепции бюджета состоит в  том, что подъемы и спады в  экономическом цикле могут быть неодинаковы по глубине и длительности и, следовательно, задача стабилизации вступает в противоречие с задачей  сбалансирования бюджета в ходе цикла. Например, длительный и глубокий спад, за которым последует короткий и скромный период процветания, будет  означать появление большого дефицита в период спада, маленького или никакого положительного сальдо в период процветания  и, следовательно, циклического дефицита бюджета.

 

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 

 

 

 

В соответствии с идеей  функциональных финансов вопрос о балансировании бюджета – на ежегодной или  на циклической основе – второстепенный. Первоначальной целью федеральных  финансов является обеспечение неинфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета. Если достижение этой цели сопровождается устойчивым положительным сальдо или большим и все возрастающим государственным долгом – пусть будет так. В соответствии с данной концепцией проблемы, связанные с государственными дефицитами или излишками, малозначимы в сравнении с высшей степени нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляции. Федеральный бюджет является – во-первых и прежде всего – инструментом достижения и поддержания макроэкономической стабильности. Правительство не должно сомневаться, идя на введение любых дефицитов или излишков для достижения этой цели. В ответ тем, кто выражает обеспокоенность по поводу больших федеральных долгов, к которым может привести проведение политики функциональных финансов, ее сторонники выдвигают три аргумента. Во-первых, наша налоговая система такова, что налоговые поступления автоматически возрастают по мере ускорения роста экономики. Следовательно, при данном уровне правительственных расходов дефицит, успешно стимулирующий рост объемов равновесного ЧНП, будет отчасти самоликвидироваться. Во-вторых, при данных правах по установлению налогов и способности создавать деньги возможность правительства финансировать дефицит практически безгранична. И наконец, признается, что проблемы, порождаемые большим федеральным долгом, на самом деле намного менее обременительны, чем полагает большинство людей. роста, можно констатировать, что в 1988 г. реальный ВНП на душу населения был почти втрое выше, чем в 1940г. Международные сравнения показывают, что американская экономика наряду со швейцарской обеспечивает наивысшие показатели ВНП на душу населения.

Информация о работе Правительственные расходы и совокупный спрос