Понятие жизненного цикла товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 22:09, контрольная работа

Краткое описание

Антикризисное управление включает совокупность знаний и результаты анализа практического опыта, которые направлены на оптимизацию механизмов регуляции систем, выявления скрытых ресурсов, потенциала развития на сложном этапе развития. Специфика антикризисного управления связана с необходимостью принятия сложных управленческих решений в условиях ограниченных финансовых средств, большой степени неопределенности и риска. Менеджер, решающий подобные задачи, сталкивается с необходимостью действовать своевременно и быстро, растет уровень его ответственности.

Вложенные файлы: 1 файл

антикризисное управление.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

 

 

    

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Управление системами в состоянии неравновесия и дисбаланса, требует от руководителей освоения практических навыков предвидения и распознавания кризисов, устранения отрицательных последствий возникающих негативных факторов. Антикризисное управление включает комплекс методов, применяемых в разных функциональных подсистемах менеджмента. Социальные технологии, методы экономического анализа, прогнозирование, разработка сложных инвестиционных проектов и антикризисных программ, планов реструктуризации и реорганизации — применяются в комплексе для своевременного предупреждения и преодоления кризисов.

Антикризисное управление включает совокупность знаний и результаты анализа практического опыта, которые направлены на оптимизацию механизмов регуляции систем, выявления скрытых ресурсов, потенциала развития на сложном этапе развития. Специфика антикризисного управления связана с необходимостью принятия сложных управленческих решений в условиях ограниченных финансовых средств, большой степени неопределенности и риска. Менеджер, решающий подобные задачи, сталкивается с необходимостью действовать своевременно и быстро, растет уровень его ответственности.

Термин «антикризисное управление», как правило, применяется в связи с финансовой несостоятельностью предприятий. Но это – далеко не полный взгляд на проблему - в теории и практике антикризисного управления для выяснения реального положения предприятия, помимо оценки его платежеспособности, следует рассматривать многие другие факторы, определяющие его многогранную производственную деятельность, учитывающие специфику состояния российской экономики, совокупность внутренних и внешних воздействий.

Изучение особенностей антикризисного управления в России  не только актуально, но и жизненно важно для выживания и функционирования предприятий и организаций.

Жизненный цикл организации - ее предсказуемые изменения с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходит организация, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.

Актуальность темы определяется тем, что, рассматривая организацию как экономическую систему с позиции стадий ее жизненного цикла, можно достаточно точно прогнозировать будущие характеристики организации в целях оптимизации управленческого воздействия. Изучение жизненного цикла организации позволяет с определенной долей вероятности осуществлять прогнозирование наступления кризисных ситуаций и выбирать инструменты, позволяющие наиболее эффективно нейтрализовать их негативные последствия.

Цель работы   исследовать теоретические и практические аспекты  антикризисного управления и выявить  влияние жизненного цикла рынка на деятельность предприятия.

Задачи работы

Исследовать  сущность жизненного цикла товара на рынке;

Определить этапы и особенности вывода из кризиса  предприятия;

Рассмотреть  этапы жизненного цикла конкретного предприятия;

Определить  программу антикризисного управления  на примере строительного предприятия.

 

 

1.  Понятие  жизненного  цикла товара

Период от вывода товара на рынок до снятия его с производства. Длительность жизненного цикла не одинакова у разных товаров.

Однако общая современная тенденция заключается в сокращении его продолжений, ускорению, обусловленному выпускаемой продукцией.

Жизненный цикл товаров можно разделить на несколько основных этапов:

Этап выведения товара на рынок

Характеризуется очень высокой степенью неопределенности результатов, поскольку заранее трудно определить будет ли иметь успех новый товар.

Маркетинговые усилия предприятия направлены на информирование потребителей и посредников о новом товаре.

На этой стадии у предприятия высокие затраты на маркетинг, издержки производства так же высоки в связи с малым объемом выпуска.

Прибыли на данном этапе нет.

Этап роста

Характеризуется быстрым развитием продаж.

Если товар оказался успешным и перешел в фазу роста, у производителя начинают снижаться затраты на производство товара в связи с ростом объема выпуска и реализации цены.

Цены могут понижаться, что может позволить предприятию постепенно охватить весь потенциальный рынок.

Маркетинговые затраты продолжают оставаться высокими.

На данном этапе у предприятия, как правило, появляются конкуренты.

Этап зрелости

Объем спроса достигает максимума.

Рынок на данном этапе сильно сегментирован, предприятия стараются удовлетворить все возможные потребности. Именно на этом этапе вероятность повторного технологического совершенствования или модификация товара наиболее эффективна1.

Главная задача предприятия на данном этапе — сохранить, а по возможности расширить свою долю рынка и добиться устойчивого преимущества над прямыми конкурентами.

Этап упадка

Проявляется в снижении спроса.

Поскольку объем продаж и перспективы прибыли снижаются, некоторые фирмы сокращают свои инвестиции и покидают рынок. Другие фирмы наоборот стараются специализироваться на остаточном рынке, если он представляет экономические интерес или спад происходит постепенно. Однако за исключением иногда наблюдаемых случаев возрождения рынка, прекращение выпуска технологически устаревшего товара становится неизбежным.

 

 

2.  Антикризисное управление  на различных стадиях жизненного цикла

 

1) Этап зарождения и  пополнения запаса (эксплерент) –  требуется повышенное внимание  и помощь внешних организаций  в лице государственных и муниципальных  органов с тем, чтобы создаваемое  предприятие не самоликвидировалось.

Причины кризиса: Фанатизм лидера, неумение идти на компромиссы. Появление нового лидера. Ограниченность ресурсов (всех). Зависимость от рыночной конъюнктуры. Слабые кредитные возможности. Перегрузки. Проблемы социального обеспечения, условий труда. Низкая заработная плата. Сложность превращения интеллектуального продукта в собственность.

2) Рост (Патиент) – организационное  управление и завоевание определенного  сегмента рынка, количественный  рост.

Причины кризиса: Возможность появления разногласий в коллективе. Организация в коллективе другой инициативной группы. Ограниченность ресурсов (прежде всего трудовых, способных перестраиваться). Неумение формировать потребности рынка исходя из своих возможностей. Слабые кредитные возможности. Перегрузки. Неподготовленность производства. Низкая заработная плата. Сложность превращения интеллектуального продукта в собственность.

3) Область стабильности  с одной стороны и область  критического кризиса с другой  стороны (Виолент). В этот период  фирма самоутверждается на рынке, но во внутренних процессах развития2.

Причины кризиса: Значительное количество разногласий в коллективе. Появление аппозиции в коллективе. Ограниченность ресурсов. Зависимость от рынка и рыночной конъюнктуры. Организационная инертность структуры. Сложная коммуникационная система. Большой управленческий персонал. Слабая приспособленность на принципиально новый вид деятельности и продукцию (консерватизм к нововведениям).

4) Область циклического  кризиса (Коммутант) – упадок предприятия. Происходит структурное и предметное упрощение, распад на малые предприятия, специализирующихся на отдельных продуктах, угасает НИОКР, сужается и локализуется рынок сбыта, продукция не совершенствуется.

Причины: Сужение рынка. Недогруженные мощности. Неизменная номенклатура и аппозиция в коллективе. Высокие удельные затраты (энергоемкость). Зависимость от рынка. Организационная инертность. Сложность маркетинговых исследований. Большой управленческий аппарат. Невозможность вносить большие изменения в продукцию Малодинамичная научная культура.

5) Прекращение существование  организации в прежнем качестве. В каждом из указанных состояний  существует различная степень опасности. Задача  менеджера проведение анализа особенностей кризиса на предприятии и выработка наиболее рациональной стратегии выхода из него.

Процесс создания любого товара, продукции, работы, услуги состоит из одних и тех же циклически повторяющихся стадий, которые могут осуществляться последовательно или параллельно.

Классический жизненный цикл проекта проходит следующие фазы: формирование концепции, разработка коммерческого предложения (в том числе составление бизнес-плана), проектирование, изготовление, сдача объекта и завершения проекта.

Жизненный цикл изделий состоит из следующих стадий: научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), производство, реализация, обслуживание (сервис).

В таблице 1. представлено сопоставление жизненных циклов изделия и инновации (нововведения). Зарождение инновации включает в себя различные научные исследования, как фундаментальные, так и экспериментальные и прикладные, а также составление технического задания. Создание инновации состоит из строительных проектов, конструкторской, технической и технологической подготовки производства и внедрения инновации в производственный процесс соответствующего типа производства (массового, крупносерийного, мелкосерийного, специального). Распространение инновации связано в первую очередь с комплексом маркетинга. Специфика потребления инновации отражается не только в виде послепродажного обслуживания, но и в предпродажной подготовке и обучении персонала в использовании новшеств.

Таблица 1. Сравнительный жизненный цикл инновации и товара

Товар

НИОКР

производство

реализация

сервис

Фундаментальные исследования  

Прикладные исследования 

Опытно-конструкторские разработки  

Строительное проектирование

Строительные работы 

Подготовка производства 

Промышленное производство  

 

 
   

Инновации

Зарождение идеи

Создание

инновации

Распространение инновации

потребление инновации


 

При этом кризисы встречаются на всех этапах жизненного цикла, однако на леталентном этапе носят необратимый характер и приводят к прекращению существования организации в прежнем виде, чаще всего к ее ликвидации. При проведении процедур банкротства это соответствует процедуре конкурсного производства, приводящей к прекращению существования предприятия в прежнем виде и его исключению из единого государственного реестра юридических лиц (при этом даже на этой процедуре сохраняется возможность продажи новому инвестору предприятия целиком как имущественного комплекса). Жизненный цикл инновационной фирмы подобную стадию не рассматривает, поскольку на предыдущем этапе предполагается стадия выхода из бизнеса (перепродажа компании) и начало следующего жизненного цикла по разработке новой инновации. В связи с тем, что инновационные компании являются очень рискованными, вероятность кризиса, приводящего к ликвидации необычайно высока на первых двух стадиях (возникновения идеи и возникновения фирмы) и наоборот, стадии виолента и коммутанта более длительны и стабильны по сравнению с обычными компаниями в связи с инновационным, техническим и технологическим отставанием компаний-конкурентов.

Несмотря на свою рискованность с точки зрения инвестиций, инновационная стратегия рассматривается как одно из средств повышения антикризисной устойчивости и включает в себя следующие направления: получение новых продуктов, технологий, услуг, применение новых методик в НИОКР, производстве, маркетинге, управлении, применение новых ресурсов и новых подходов к использованию существующих ресурсов.

Таким образом, внедрение инноваций может существенно продлить жизненный цикл организации в рамках финансового оздоровления при досудебном антикризисном управлении или при проведении оздоровительных процедур банкротства (финансовое оздоровление и внешнее управление), а также при применении мирового соглашения.

 

 

3. Профилактические меры в антикризисном управлении

 

Под антикризисным управлением деятельностью организации (предприятия) понимается управление, которое направлено на вывод экономического субъекта из возникшей кризисной ситуации и предотвращение ее в будущем. Кризис – не одномоментное явление, это процесс, и внезапность его наступления в большинстве случаев – кажущаяся. Своевременная квалификация состояния экономического субъекта и принятие профилактических мер позволяет локализовать кризисную ситуацию и предотвратить кризис.

Суть разработки и применения профилактических мер сводится к следующему. В каждый конкретный момент развития предприятия определяется набор задач, решение которых необходимо для достижения поставленных перед ним стратегических целей. Все задачи можно разделить на две группы: имеющие способ решения и не имеющие его.

Информация о работе Понятие жизненного цикла товара