Особенности и виды экономических кризисов. Закономерности возникновения и разрешения экономических кризисов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 15:05, курсовая работа

Краткое описание

Кризис (в переводе с греч. – «решение, поворотный пункт») – крутой резкий перелом, тяжелое переходное состояние какого-либо процесса.
Понятия кризиса и антикризисного менеджмента тесно связаны с управлением рисками и понятием «риск». Кризис-менеджмент всегда предполагает оценку и учет возможных рисков при принятии любого решения, особенно если эти решения принимаются в условиях явного проявления признаков кризисной ситуации.

Содержание

Введение 3
1 Глава ПОНЯТИЕ КРИЗИСА 4
1.2 ПРИЗНАКИ КРИЗИСА 4
1.3 ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КРИЗИСОВ 8
2 Глава ВЫХОД ИЗ КРИЗИСА 13
2.1 АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 13
2.2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ КРИЗИСА 16
Заключение 22 Список использованной литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

Антикризисное управление.docx

— 38.71 Кб (Скачать файл)

Динамика развития экономического кризиса может быть представлена в виде 4 фаз:

1) латентная, или скрытая, фаза. В это время предпосылки  кризиса уже существуют, но не  имеют яркого внешнего выражения. В это время возможен расцвет  производства и потребления на  завершающем этапе стабильного  развития;

2) экстремальное обострение  накопленных противоречий, падение  показателей социальной динамики, проявление кризисных процессов, скрытых на первом этапе;

3) некий стабилизационный  период в низшей точке траектории  развития кризиса, на пределе  выживания для значительной части  общества, когда для него основной  задачей становится выживание  в надежде переждать кризис. На  этом этапе развития кризиса  происходит расслоение общества  по типам активности. Наряду с  группами, пассивно переживающими  ситуацию, появляются и социально  активные, часть из которых ищут  эффективные способы выживания;

4) фаза проявления реальной  возможности разрешения кризиса. Завершен процесс адаптации к  кризису, кризисные процессы смягчились  благодаря локальной стабилизации  подсистем, определены основные  программы выхода из кризиса. Происходят реструктуризация и  обновление основных подсистем, усиливаются позитивные и оптимистичные настроения, улучшаются показатели социальной динамики.

С точки зрения теории антикризисного управления (Р. Акофф, Э. А. Уткин), основная причина кризисов кроется в неэффективном управлении. В эту достаточно общую категорию можно отнести и ошибки и преступления старой элиты (в соответствии с теорией элит М. Вебера), и недостаток или избыточность нововведений (инновационная теория), и психологические трансформации и флуктуации в сознании людей в процессе их эволюционного развития, и др. [1, c.423]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Выход из кризиса

2.1 АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Под антикризисным управлением понимается управление, направленное на предотвращение или приостановление опасности кризиса, включающее в себя анализ состояния и выявление мер, направленных на снижение уровня кризиса и дальнейшее его не возникновение.

В первую очередь необходимость антикризисного управления обусловлена человеческим фактором, манерой поведения людей в условиях кризиса.

Человек вынужден искать средства для выхода из сложившейся кризисной ситуации, принимать важные решения, использовать опыт предшественников. Помимо этого, социально-экономическая система позволяет предвидеть кризис и предпринять все меры для его предотвращения. Самыми опасными являются кризисы, которые не удалось предвидеть.

Необходимость антикризисного управления заключается в том, чтобы преодолеть возникший кризис либо с помощью мер смягчить последствия данного явления. Это главная задача человека и предприятия. Для ее осуществления необходимо прибегать к основным механизмам антикризисного управления, тем самым обеспечив себе защиту. Механизм по предотвращению кризиса должен постоянно совершенствоваться.

Необходимость использования антикризисного управления также объясняется и целями развития. Приведем пример: при появлении кризисной ситуации в области экологии, когда опасность будет угрожать здоровью человека и окружающей среде, необходимо будет искать новые средства антикризисного выхода и применения новых технологических процессов. Все технические проблемы принято начинать с управления.

В экономике антикризисного управления необходимо осуществление и принятие новых процессов производства и конверсии. Проблемы антикризисного управления связаны:

1) с распознанием предкризисной  ситуации. Это очень сложно –  предвидеть кризис и предпринять  все возможные меры для его  ликвидации. От данного этапа  зависит дальнейшая деятельность;

2) со сферами деятельности  предприятия. В первую очередь  это проблемы жизнедеятельности. Для решения этой проблемы  используют всевозможные средства, миссии и методы выхода из  кризиса. Данная группа имеет  финансово-экономический характер;

3) с проблемами прогнозирования  надвигающегося кризиса и поиска  вариантов для его предотвращения;

4) с поиском выхода  из кризисного состояния путем  инвестирования, решения проблемы  банкротства с помощью конфликтологии.

Антикризисное управление основано на социально-экономической системе, которой присуще наличие объекта и предмета управления. Под предметом понимается совершение человеком определенной деятельности по разрешению сложившихся проблем, которая происходит в процессе управления.[1, c.123]

Факторы могут быть как реальные, так и предполагаемые. Каждое управление на определенном этапе своей деятельности находится в кризисном или антикризисном положении.

Смысл антикризисного управления выражается в следующем:

1) любой кризис можно  предвидеть, ожидать или вызвать;

2) кризис можно ускорить, отодвинуть или предотвратить;

3) к кризисному положению  можно подготовиться;

4) любой кризис можно  смягчить;

5) для управления кризисом  используют ранее приготовленные  подходы и меры;

6) кризисная ситуация  может выйти из-под контроля.

Кризисы различны по своему происхождению, поэтому меры по их предотвращению тоже различны. Все системы по предотвращению этого явления отражены в процессах и механизмах управления. Однако не все разработанные средства оказывают ожидаемый эффект в кризисной ситуации.

Антикризисное управление всегда сопровождается повышенной эффективностью, которая обусловлена ростом потенциала, способностью позитивных изменений и рационального использования имеющихся в наличии ресурсов. Изменение потенциала может привести к появлению кризиса.

Каждое антикризисное управление может быть как эффективным, так и неэффективным. Под эффективностью понимают применение смягчающего эффекта рационального использования ресурсов, необходимых для осуществления запланированных мероприятий. [1, c. 203]

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ

Предприятие является для государства основным макроэкономическим потенциалом. Основные социальные цели реализуются через аппарат домохозяйства.

Важнейшими целями для всех хозяйствующих субъектов являются стремление к устойчивому функционированию, увеличению уровня жизни в странах, осуществлению равенства, защита свободы личности и обогащение культурной жизни.

Монополия, вмешательство государства и государственных органов власти, инфляция и внешние факторы влекут за собой нарушение равновесия развитого хозяйственного субъекта. Нарушение равновесия приводит к кризисной ситуации.

Главным условием при исследовательской деятельности менеджеров, государственного аппарата управления для выработки и осуществления мер по государственному регулированию кризисных ситуаций является выявление и рассмотрение причин, связанных с подъемом производства.

Важная роль при регулировании кризисной ситуации принадлежит таким обстоятельствам и предпосылкам, как:

1) устаревшее мышление, избавиться  от которого невозможно при  отсутствии эффективной системы  образования и открытости внешнему  миру;

2) груз старых приоритетов;

3) старые страхи, ведущие  к оборонительной реакции.

В современной мировой экономике выделяются следующие пути выхода из кризисного положения:

1) поиск инноваций, содействующих  экономическому росту. В рамках  предприятия проводят ряд преобразований: определяются внутренние формы  организации и разрабатываются  системы конкуренции;

2) поиск условий распространения  инноваций. Определяют факторы, способствующие  в условиях кризиса распространению  инновационных процессов, являющиеся  важным и основным критерием  в сложившейся ситуации;

3) определение различий  между локальными и глобальными  изменениями. Необходимо различать  дополнительные инновации в рамках  существующей логики нововведений  и структурные изменения, затрагивающие  саму эту логику;

4) установление структурной  совместимости одновременно совершающихся  изменений. Главная роль отведена  определению состоятельности и  эффективности в проведении преобразований  исходя из логического и социального  плана. Анализируют, как конфликты  повторяются в течение времени  в условиях микроэкономического  уровня;

5) организационно-структурные  новшества. Данный метод направлен  на укрепление административного  механизма.

Основной и наиболее важной целью каждого государства является регулирование экономики, обеспечение ее стабильности и благосостояния. [1, c.223]

Для осуществления социальных факторов и получения от этого максимального результата необходимо следующее:

1) развитие законодательной  базы и эффективных механизмов  исполнения законов;

2) постоянный государственный  мониторинг и анализ возможных  последствий принимаемых властями  решений.

При реформировании должны осуществляться предварительная оценка социальных последствий, смягчающие меры при негативном исходе. Для этого требуется разработка нового подхода разрешения социально-экономических процессов, в которых необходимо учесть все факторы риска и принять наиболее эффективное решение.

Государство, владея промышленным и финансовым капиталом, имеет заинтересованность в расширении процесса воспроизводства. От воздействия и мер, принимаемых государством, зависит доходность в целом.

Функции государства в управлении реализуются в таких сферах, как:

1) предприятия федерального  подчинения. На основании Гражданского  кодекса РФ в целях контроля  собственность передается предприятиям  на праве хозяйственного ведения, учреждениям – на праве оперативного  управления. Таким образом, при правильном  подходе появляется возможность  мониторинга финансового состояния  на предприятии;

2) государственная доля  акций на предприятиях с государственной  долей участия в уставном капитале  не подлежит продаже. Следовательно, включение представителей государства  в органы управления этих предприятий  оказывает на данные организации  непосредственное воздействие;

3) в государственной собственности  имеется золотой фонд, который  имеет цену и постоянно функционирует;

4) государство осуществляет  регулирование отношений собственности  в регионах.

Вследствие невозможного автоматического регулирования экономики все социальные и экономические интересы общества приводят к вмешательству государства в экономическую систему. На основании нормативно-законодательной деятельности государство проводит финансовое регулирование в сфере производства и занимается перераспределением и учетом доходов.

1. Нормативно-законодательная  деятельность.

Деятельность предприятия, регламентируется Гражданским, Трудовым кодексами РФ и законами (как то: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральный закон от

26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О  несостоятельности (банкротстве)» и  т. д.). Каждый Закон ориентируется  и направлен на определенный  аспект деятельности и другие  не рассматривает.

Важную роль занимает государственное нормативное регулирование в кризисной ситуации.

2. Финансовое регулирование  – включает в себя денежные  средства, находящиеся во владении  и распоряжении домохозяйств  или предприятий, является основным  источником доходов.

При исполнении бюджета самое значительное сокращение претерпевают программы, обязанные быть профинансированными государством. Как следствие, сокращение заработной платы и задержки по ее выплате, ухудшение уровня жизни.

Способы выхода из кризисной ситуации:

1) постепенное восстановление  утраченных сбережений;

2) стимулирование привлечения  новых накоплений граждан в  банки и другие финансовые  институты;

3) привлечение непосредственного  и портфельного иностранного  капитала и других внешних  заимствований;

4) использование широко  применяемой практики по учету  и переучету векселей.

3. Государственное регулирование  в сфере производства связано с активным проведением промышленной политики. Главной задачей является обеспечение капиталом сырьевой базы, инфраструктуры и тяжелых отраслей.

Производственная сфера должна разрабатывать свою долгосрочную стратегию, согласно которой достигается наиболее стабильное положение в каждой отрасли хозяйственного субъекта.

4. Стратегия социальной  политики — согласно ей государство должно регулировать рыночные силы, что позволит решить многие вопросы, касающиеся несостоятельности рынка, и организовать деятельность по распределению доходов. Главная цель данного подхода – это предотвращение бедности.

Информация о работе Особенности и виды экономических кризисов. Закономерности возникновения и разрешения экономических кризисов