Недобросовестная конкуренция и ее экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:08, контрольная работа

Краткое описание

Целью является рассмотрение недобросовестной конкуренции и ее экономические последствия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятие недобросовестной конкуренции;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Понятие и сущность недобросовестной конкуренции………………………4
2.Классификация методов недобросовестной конкуренции………………..10
3.Основные виды недобросовестной конкуренции………………………….16
4.Монополия, как фактор возникновения недобросовестной конкуренции..25
5.Экономические последствия………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

антпол упр.docx

— 99.59 Кб (Скачать файл)

Рис.1. Вариант классификации  недобросовестной конкуренции

Затем, по мере развития экономических  отношений, формируется настоятельная  необходимость в кодификации  конкурентного права, в создании адекватной классификации данного  вида правонарушений и введения соответствующего понятийного аппарата.

Статья 14 ФЗ РФ «О защите конкуренции» выделяет следующие формы недобросовестной конкуренции:

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки  хозяйствующему субъекту либо  нанести ущерб его деловой  репутации;

- введение в заблуждение  в отношении характера, способа  и места производства, потребительских  свойств, качества и количества  товара или в отношении его  производителей;

- некорректное сравнение  хозяйствующим субъектом производимых  или реализуемых им товаров  с товарами, производимыми или  реализуемыми другими хозяйствующими  субъектами;

- продажа, обмен или  иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались  результаты интеллектуальной деятельности  и приравненные к ним средства  индивидуализации юридического  лица, средства индивидуализации  продукции, работ, услуг;

- незаконное получение,  использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную  или иную охраняемую законом  тайну. [6]

 Статья 10. Конвенции по  охране промышленной собственности  актом недобросовестной конкуренции  считает всякий акт конкуренции,  противоречащий честным обычаям  в промышленных и торговых  делах, и запрещает:

1) все действия, способные  каким бы то ни было способом  вызвать смешение в отношении  предприятия, продуктов или промышленной  или торговой деятельности конкурента;

2) ложные утверждения  при осуществлении коммерческой  деятельности, способные дискредитировать  предприятие, продукты или промышленную  или торговую деятельность конкурента;

3) указания или утверждения,  использование которых при осуществлении  коммерческой деятельности может  ввести общественность в заблуждение  относительно характера, способа  изготовления, свойств, пригодности  к применению и количества  товара. Конвенция по охране промышленной  собственности (заключена в Париже 20.03.1883)

Методы недобросовестной конкуренции чрезвычайно разнородны и многолики в своих проявлениях, они применяются везде, где имеется  возможность каким-либо образом  прямо или косвенно воздействовать на конкурента, поставить последнего в тяжелое положение путем  дезорганизации его производства или  лишения клиентуры. В связи с  этим классификация методов недобросовестной конкуренции несколько затруднена, ее приходится осуществлять по достаточно широким направлениям. Выделим следующие из них:

Проведение целенаправленной ценовой политики, направленной на устранение конкурентов с рынка (демпинг);

Применение методов, сопряженных  с прямой или косвенной дезинформацией конкурентов и потребителей. К  данному направлению можно отнести  все формы ведения дел под  чужим именем – использование  чужих брэндов и логотипов, а также изготовление своей продукции под чужими товарными знаками;

Методы силового воздействия  на конкурентов. К этой группе относятся  действия в основном уголовного характера, имеющие целью заставить действовать  конкурентов в «нужном» направлении (используется, например, шантаж, запугивание, демонстрация силы, киднэппинг, поджоги, физическое устранение конкурентов). Сюда же можно отнести преднамеренное использование в конкурентной борьбе государственных силовых и контрольных органов (милиции, службы безопасности, налоговой инспекции и полиции, пожарной охраны, санитарно-эпидемиологического надзора, госторгинспекции и др.) путем обращения к последним в явной или анонимной форме с просьбой о проверке якобы незаконной деятельности конкурентов;

Дискредитация (диффамация) конкурентов, распространение о  них порочащих сведений в рекламе, средствах массовой информации или  иным способом с целью опорочить  конкретных лиц или их товары;

Хищение интеллектуальной собственности (программного продукта, нарушение  авторских прав на печатную, видео- и аудиопродукцию, изобретений и т.д.) в форме промышленного шпионажа или в любой другой форме с целью снижения собственных издержек и более успешной конкурентной борьбы;

Формальный и неформальный сговор или соглашение, объединение  конкурирующих лиц против третьих  конкурентов или против потребителей;

Специфические методы недобросовестной конкуренции, связанные с акционерным  делом и биржевой торговлей,  борьбой  за контрольный пакет акций конкурирующей  корпорации;

Бойкот или побуждение к бойкоту товаров конкурентов;

Лишение конкурентов рынков сырья или сбыта товаров;

Использование в экономических  отношениях асимметричной информации (инсайдерская торговля);

Обработка персонала конкурирующей  фирмы (выявление недовольных служебным  положением, заработной платой и прочим) с целью привлечения отдельных  лиц к сотрудничеству.

Таковы в целом укрупненные  группы методов недобросовестной конкуренции, которые, тем не менее, не исчерпывают  все многообразие последних. Например, в спортивной соревновательной практике с середины ХХ века стали активно использоваться допинги, договорные матчи, коммерческий подкуп судей и соперников. В политической жизни и в избирательных компаниях стали использоваться такие методы недобросовестной конкуренции, как регистрация партий-двойников, изменение фамилий кандидатами до полного смешения с другими лицами, подкуп избирателей, дискредитация конкурирующих политических сил средствами черного пиара и т.д.

Существует также множество  вариаций методов недобросовестной конкуренции; они могут различным  образом сочетаться и взаимно  дополняться, образуя все новые  модификации.

Если детально проанализировать приведенные нами выше методы недобросовестной конкуренции, мы, несмотря на их разнородность, можем выделить и общие черты.

Первое, что следует отметить, это мотив осуществления недобросовестной конкуренции. Побудительными причинами  применения методов недобросовестной конкуренции является использование  для достижения личных целей ментальных схем, планов и действий, которые  можно оценить как отход от принципов добра и переход  к категории зла (см. рис.2).

Рис.2. Условная градация методов  недобросовестной конкуренции в  системе правовых и этических  норм.

При этом зло понимается как умышленное причинение морального или материального вреда конкурентам  и их продукции. В этом смысле обычай выступает эталонной величиной, указывающей, в какой степени  конкурирующий субъект отклонился от общепринятых форм и добрых традиций.

Второй момент заключается  в том, что мерилом приближения  к злу является тяжесть содеянного или величина нанесенного субъектам  конкуренции ущерба. При осуществлении  правосудия судебные инстанции должны опираться на четкую градацию тех  или иных деяний с указанием наказания  за них, т.е. на существующее законодательство о недобросовестной конкуренции.

И последний, третий момент, состоит в том, что в модель недобросовестной конкуренции для  простоты теоретического анализа, следует  ввести соответствующие признаки:

-противоречие нормам этического поведения в данной экономической, социальной и культурной среде;

-ведение дел с выгодой для себя и невыгодой для других участников конкурентных отношений путем распространения недостоверной и заведомо ложной информации;

-использование асимметричной информации, неизвестной другим участникам рынка, для создания для себя односторонних выгод;

-формирование сговоров и иных скоординированных действий одних групп участников конкуренции против других;

-ведение дел под чужим именем – использование чужих торговых марок, фирменных цветов, корпоративного стиля.

Таковы в целом укрупненные  группы методов недобросовестной конкуренции, которые не исчерпывают все многообразие последних. Существует также множество  вариаций методов недобросовестной конкуренции; они могут различным  способом сочетаться и взаимо дополняться, образуя все новые модификации.

3. Основные виды недобросовестной  конкуренции 

 

Легальное определение недобросовестной конкуренции на международно-правовом уровне дано в п.2 ст.10-bis Парижской  Конвенции: «Актом недобросовестной конкуренции  считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям  в промышленных и торговых делах». П.3 этой же статьи несколько конкретизирует приведенную норму: В частности, подлежат запрету:

- все действия, ведущие  к тому, что потребитель может  принять предприятие, товары, промышленную  или коммерческую деятельность  данной фирмы за предприятие,  товары, промышленную или коммерческую  деятельность конкурента;

- ложные заявления в  ходе коммерческой деятельности, дискредитирующие предприятие, товары, промышленную или коммерческую  деятельность конкурента;

- использование в ходе  коммерческой деятельности указаний  или обозначений, которые вводят  потребителя в заблуждение относительно  природы, способа изготовления, характеристик,  пригодности для определенных  целей или количества товаров. 

Еще 12 видов деятельности определяются как недобросовестная конкуренция в комментарии к  Типовому закону по товарным знакам, фирменным наименованиям и актам недобросовестной конкуренции для развивающихся стран. Это следующие виды:

1) подкуп покупателей  конкурентов, направленный на  то, чтобы привлечь их в качестве  клиентов и сохранить на будущее  их признательность;

2) выяснение производственных  или коммерческих тайн конкурента  путем шпионажа или подкупа  его служащих;

3) неправомочное использование  или раскрытие ноу-хау конкурента;

4) побуждение служащих  конкурента к нарушению или  разрыву их контрактов с нанимателем;

5) угроза конкурентам  исками о нарушении патентов  или товарных знаков, если это  делается недобросовестно и с  целью противодействия конкуренции  в сфере торговли;

6) бойкотирование торговли  другой фирмы для противодействия  или недопущения конкуренции;

7) демпинг, т.е. продажа  своих товаров ниже себестоимости  с намерением противодействовать  конкуренции или подавить ее;

8) создание впечатления,  что потребителю предоставляется  возможность покупки на необычайно  выгодных условиях, когда на самом  деле этого нет;

9) намеренное копирование  товаров, услуг, рекламы или  других аспектов коммерческой  деятельности конкурента;

10) поощрение нарушений  контрактов, заключенных конкурентами;

11) выпуск рекламы, в  которой проводится сравнение  с товарами или услугами конкурентов;

12) нарушение правовых  положений, не имеющих прямого  отношения к конкуренции, когда  такое нарушение позволяет добиться  неоправданного преимущества перед  конкурентами.

Рассмотрим поподробнее  некоторые из них.

Экономический шпионаж - существует также термин промышленный шпионаж, хоть эти два термина часто  используют как синонимы, но между  ними существует определенная разница, т.к. в принципе промышленный шпионаж  является частью экономического.[22,c.7] Экономический шпионаж сверх промышленного охватывает и такие сферы, как показатели валовой национальный продукт и т. д.

Основными объектами внимания промышленного шпионажа являются патенты, чертежи, секреты производства, технологии, структура издержек.

С развитием промышленного  шпионажа промышленные монополии тщательно  охраняют содержание патентов, результаты научно-технических исследований, проекты  и эскизы любой своей продукции. В организационную структуру  ТНК (транснациональные компании) входят т.н. технические центры основной задачей  которых является разработка новых  товаров, повышение качества уже  существующей продукции, разработка новых  технологий и т.д.

В целях повышения прибыли  ТНК стремятся к установлению истинной ценности собственной продукции. Для этого производится детальнейший анализ продукции конкурентов с  целью установления сравнительного качества своей продукции.

Все промышленные монополии  имеют засекреченные лаборатории, где по всем параметрам сравнивают уровни технически решений, качество, производительность и надежность своей  продукции с аналогичной продукцией конкурентов. В этих лабораториях разбирают  каждый узел и агрегат собственных  машин и аналогичной продукции  конкурентов, чтобы объективно сравнить их и выявить действительную ценность той или иной продукции. Учитываются  все недостатки или преимущества своих и чужих товаров. Все  лучшее у конкурентов перенимают и приспосабливают для своих  машин, механизмов и конструкций, если при этом можно обойти патентное  законодательство или если это выгодно  фирме.

Недостатки своей продукции  тщательно изучаются. Затем ищутся пути их устранения, если это оказывается  выгодно. Но никогда информация о  слабых сторонах своей продукции  не выходит за пределы таких лабораторий  и конечно никогда не доходит  до обычных потребителей. Само существование  таких лабораторий также не афишируется.

Информация о работе Недобросовестная конкуренция и ее экономические последствия