Механизмы стабилизации предприятия при угрозе банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 11:24, реферат

Краткое описание

Точная, комплексная, своевременная диагностика состояния предприятия — это первый этап разработки стратегии антикризисного управления деятельностью предприятия.
Второй этап стратегического антикризисного планирования — корректировка миссии и системы целей предприятия.
Третий этап антикризисного стратегического планирования — формулирование стратегических альтернатив выхода предприятия из экономического кризиса и выбор стратегии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………........ 3
Глава 1. Внутренние механизмы финансовой стабилизации………………….. 4
1.1. Оперативный механизм финансовой стабилизации……………………….. 6
1.2. Тактический механизм финансовой стабилизации………………………… 9
1.3. Стратегический механизм финансовой стабилизации…………………….. 12
Глава 2. Внешние механизмы финансовой стабилизации…………………….. 15
Заключение………………………………………………………………………… 21
Список использованной литеpатуpы …………………………………………… 22

Вложенные файлы: 1 файл

АНТИКРИЗИС.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

ЧП0 — чистая операционная прибыль предприятия;

АО—сумма амортизационных  отчислений;

ДАК — сумма прироста акционерного (паевого) капитала при дополнительной эмиссии акций (увеличении размеров паевых взносов в уставный фонд);

ДСФРП — прирост собственных  финансовых ресурсов 
за счет прочих источников;

дИск —прирост объема инвестиций, финансируемых за счет собственных источников;

ДФ—сумма дивидендного фонда (фонда  выплат процентов собственникам предприятия на вложенный капитал);

Как видно из приведенной формулы, правую ее часть составляют все источники  формирования собственных финансовых ресурсов предприятия, а левую —  соответственно все направления  использования этих ресурсов. Поэтому в упрощенном виде модель финансового равновесия предприятия, к достижению которой предприятие стремится в кризисной ситуации, может быть представлена в следующем виде:

ОГсфр = ОПСфр,где ОГсфр — возможный  объем генерирования собственных  финансовых ресурсов предприятия; ОПсфр — необходимый объем потребления собственных финансовых ресурсов предприятия.

.Какие бы меры не принимались в процессе использования тактического механизма финансовой стабилизации предприятия, все они должны быть направлены на обеспечение неравенства: ОГСфр>ОПСфр. Однако в реальной практике возможности существенного увеличения объема генерирования собственных финансовых ресурсов (левой части неравенства) в условиях кризисного развития ограничены. Поэтому основным направлением обеспечения достижения точки финансового равновесия предприятием в кризисных условиях является сокращение объема потребления собственных финансовых ресурсов (правой части неравенства). Такое сокращение связано с уменьшением объема как операционной, так и инвестиционной деятельности предприятия и поэтому характеризуется термином "сжатие предприятия".

Сжатие предприятия в процессе обеспечения вышеприведенного неравенства  должно сопровождаться мерами по обеспечению  прироста собственных финансовых ресурсов. Чем в большей степени предприятие сможет обеспечить положительный разрыв соответствующих денежных потоков этого неравенства, тем быстрее оно достигнет точки финансового равновесия в процессе выхода из кризисного состояния. 
Увеличение объема генерирования собственных финансовых ресурсов, обеспечивающее рост левой части неравенства, достигается за счет следующих основных мероприятий:

• оптимизации ценовой политики предприятия, обеспечивающей дополнительный размер операционного дохода;

• сокращения суммы постоянных издержек (включая сокращение управленческого персонала, расходов на текущий ремонт и т.п.);

• снижения уровня переменных издержек (включая сокращение производственного персонала основных и вспомогательных подразделений; повышение производительности труда и т.п.);

•  осуществления эффективной налоговой политики, обеспечивающей минимизацию налоговых платежей по отношению к сумме дохода и прибыли предприятия (направленной на возрастание суммы чистой прибыли 
предприятия);

• проведения ускоренной амортизации активной части основных средств с целью возрастания объема амортизационного потока;

• своевременной реализации выбываемого в связи с высоким износом или неиспользуемого имущества;

• осуществления эффективной эмиссионной политики за счет дополнительной эмиссии акций (или привлечения дополнительного паевого капитала) и других. Сокращение необходимого объема потребления собственных финансовых ресурсов, обеспечивающее снижение левой части неравенства, достигается за счет следующих основных мероприятий:

• снижения инвестиционной активности предприятия во всех основных ее формах;

•обеспечения обновления операционных необоротных активов преимущественно за счет их аренды (лизинга);

• осуществления дивидендной политики, адекватной кризисному финансовому развитию предприятия с целью увеличения чистой прибыли, направляемой на производственное развитие;

•сокращения объема программы участия наемных 
работников в прибыли (в период кризисного развития 
должны быть существенно снижены суммы премиальных выплат за счет этого источника);

• отказа от внешних социальных и  других программ 
предприятия, финансируемых за счет его прибыли;

• снижения размеров отчислений в резервный и другие страховые фонды, осуществляемых за счет прибыли, и другие.

Цель этого этапа  финансовой стабилизации считается достигнутой, если предприятие вышло на рубеж финансового равновесия, предусматриваемый целевыми показателями финансовой структуры капитала и обеспечивающий достаточную его финансовую устойчивость.

 

1.3. Стратегический механизм финансовой стабилизации Стратегический механизм финансовой стабилизации представляет собой систему мер, направленных на поддержание достигнутого финансового равновесия предприятия в длительном периоде. Этот механизм базируется на использовании модели устойчивого экономического роста предприятия, обеспечиваемого основными параметрами его финансовой стратегии.

Модель устойчивого  экономического роста имеет различные  математические варианты в зависимости  от используемых базовых показателей  финансовой стратегии предприятия. Однако, учитывая, что все эти базовые показатели количественно и функционально взаимосвязаны, результаты расчета основного искомого показателя — возможного для данного предприятия темпа прироста объема реализации продукции (т.е. объема операционной его деятельности) — остаются неизменными.

Из приведенной модели, разложенной на отдельные составляющие ее элементы, можно увидеть, что возможный  темп прироста объема реализации продукции, не нарушающий финансовое равновесие предприятия, составляет произведение следующих четырех коэффициентов, достигнутых при равновесном его состоянии на предшествующем этапе антикризисного управления:

1) коэффициента рентабельности реализации продукции;

2) коэффициента капитализации чистой прибыли;

3) коэффициента левериджа  активов (он характеризует "финансовый рычаг", с которым собственный капитал предприятия формирует активы, используемые в его хозяйственной деятельности);

4) коэффициента оборачиваемости активов.

Если базовые параметры  финансовой стратегии предприятия  остаются неизменными в предстоящем периоде, расчетный показатель будет оставлять оптимальное значение возможного прироста объема реализации продукции. Любое отклонение от этого оптимального значения будет или требовать дополнительного привлечения финансовых ресурсов (нарушая финансовое равновесие), или генерировать дополнительный объем этих ресурсов, не обеспечивая эффективного их использования в операционном процессе.

Если же по условиям конъюнктуры  товарного рынка предприятие  не может выйти на запланированный  темп прироста объема реализации продукции или наоборот может существенно его превысить, для обеспечения новой ступени финансового равновесия предприятия в параметры его финансовой стратегии должны быть внесены соответствующие коррективы (т.е. изменены значения отдельных базовых финансовых показателей).

Таким образом, модель устойчивого  экономического роста является регулятором  оптимальных темпов развития объема операционной деятельности (прироста объема реализации продукции) или в  обратном ее варианте — регулятором основных параметров финансового развития предприятия (отражаемых системой рассмотренных коэффициентов). Она позволяет закрепить достигнутое на предыдущем этапе антикризисного управления предприятием финансовое равновесие в долгосрочной перспективе его экономического развития.

Результаты проведенных  расчетов показывают, что, изменяя параметры финансовой стратегии предприятия, можно соответствующим образом изменять оптимальный темп прироста объема реализации продукции, сохраняя при этом достигнутое (базовое) финансовое равновесие.

Таким образом, по стратегическому  механизму финансовой стабилизации предприятия можно сделать следующие  основные выводы:

1.Максимальный период  бескризисного развития при достигнутом равновесном финансовом состоянии предприятия определяется периодом соответствия темпов прироста объема реализации продукции их значениям, рассчитанным по модели устойчивого экономического роста. Любое отклонение от расчетных значений этого показателя приводит к потере предприятием состояния финансового равновесия.

2.Устойчивый экономический рост предприятия 
обеспечивается следующими основными параметрами его 
финансового развития:

• коэффициентом рентабельности реализации продукции;

• политикой распределения  прибыли (отражаемой коэффициентом капитализации чистой прибыли);

• политикой формирования структуры капитала (отражаемой коэффициентом  финансового левериджа) или соответственно политикой финансирования активов (отражаемой коэффициентом левериджа  активов); 
• политикой формирования состава активов (отражаемой коэффициентом оборачиваемости активов), Изменяя любые перечисленные параметры финансовой стратегии предприятия можно добиться приемлемых темпов его экономического развития в условиях финансового равновесия.

3. Все параметры модели  устойчивого экономического роста изменчивы во времени и в целях обеспечения финансового равновесия предприятия должны периодически корректироваться с учетом внутренних условий его развития, изменения конъюнктуры финансового и товарного рынков и других факторов внешней среды.

Исходя из этих выводов в параметры финансовой стратегии предприятия в процессе антикризисного управления и в ходе дальнейшего его развития вносятся необходимые коррективы, задаваемые возможными темпами прироста объема реализации продукции.

Цель этого этапа  финансовой стабилизации считается достигнутой, если в результате ускорения темпов устойчивого экономического роста предприятия обеспечивается соответствующий рост его рыночной стоимости в долгосрочной перспективе.

Рассмотренные методы антикризисного управления свидетельствуют о широком диапазоне возможностей финансовой стабилизации предприятия за счет использования ее внутренних механизмов.

Глава 2. Внешние механизмы финансовой стабилизации.

Если использование внутренних механизмов финансовой стабилизации не достигло своих целей или если по результатам диагностики был сделан вывод о бесперспективности попытки выхода из кризисного состояния за счет мобилизации только внутренних резервов, предприятие имеет возможность прибегнуть к внешней помощи, которая принимает форму его санации.

Санация представляет собой систему мероприятий по предотвращению объявления предприятия-должника банкротом и его ликвидации.

Санация предприятия проводится в трех основных случаях:

1) до возбуждения кредиторами дела о банкротстве, если предприятие в попытке выхода из кризисного состояния прибегает к внешней помощи по своей инициативе;

2) если само предприятие, обратившись в арбитражный суд с заявлением о своем банкротстве, одновременно предлагает условия своей санации (такие случаи санации наиболее характерны для государственных предприятий);

3) если решение о проведении санации выносит арбитражный суд по поступившим предложениям от желающих удовлетворить требования кредиторов к должнику и выполнить его обязательства перед бюджетом.

В двух последних случаях санация осуществляется в процессе производства дела о банкротстве при условии согласия собрания кредиторов со сроками выполнения их требований и на перевод долга.

В зависимости от глубины кризисного состояния предприятия и условий предоставления ему внешней помощи, различают два основных вида санации:

1) без изменения статуса юридического лица санируемого предприятия (такая санация осуществляется обычно для помощи предприятию в устранении его неплатежеспособности, если его кризисное состояние рассматривается как временное явление);

2) с изменением статуса юридического лица санируемого предприятия (эта форма санации носит название реорганизации предприятия и требует осуществления ряда реорганизационных процедур, связанных со сменой его формы собственности, организационно-правовой формы деятельности и т.п., она осуществляется при более глубоком кризисном состоянии предприятия).

1. Санация предприятия, направленная на реорганизацию долга (без изменения статуса юридического лица санируемого предприятия) носит следующие основные формы:

а) погашение долга предприятия за счет средств бюджета. В такой форме санируются только государственные предприятия. Она связана со следующими основными условиями: обеспечением дальнейшего развития приоритетных отраслей экономики; отраслевой или межотраслевой переориентацией деятельности предприятия; осуществлением антимонопольных мероприятий; с другими целями по инициативе органов, уполномоченных управлять государственным имуществом;

Информация о работе Механизмы стабилизации предприятия при угрозе банкротства