Ликвидация обанкротившихся предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 19:35, реферат

Краткое описание

Переход страны к рыночной экономике обусловил появление в сферах политики и экономики новых формирований и понятий. А если учесть, что переход от одной формы общественного развития и управления государства к другой, даже более прогрессивной, всегда болезнен и отличается нестабильностью, прежде всего в экономике, где появляется хаос становления новых организационных форм и таких понятий, как рынок и борьба за него, конкуренция, выживание в сфере бизнеса, естественно появляется угроза банкротства предприятий и вероятность их ликвидации. Что же такое банкротство? Каковы его признаки?

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Признак и порядок установления банкротства предприятия…………………..4
2. Виды и порядок осуществления реорганизационных процедур………………6
3. Ликвидация обанкротившихся предприятий…………………………………..14
Заключение………………………………………………………………………….17
Список использованной литературы……………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Признаки и порядок установления несостоятельности (банкротства) предприятия.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Признак и  порядок установления банкротства  предприятия…………………..4

2. Виды и порядок  осуществления реорганизационных  процедур………………6

3. Ликвидация  обанкротившихся предприятий…………………………………..14

Заключение………………………………………………………………………….17

Список использованной литературы……………………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Переход страны к рыночной экономике обусловил  появление в сферах политики и  экономики новых формирований и  понятий. А если учесть, что переход от одной формы общественного развития и управления государства к другой, даже более прогрессивной, всегда болезнен и отличается нестабильностью, прежде всего в экономике, где появляется хаос становления новых организационных форм и таких понятий, как рынок и борьба за него, конкуренция, выживание в сфере бизнеса, естественно появляется угроза банкротства предприятий и вероятность их ликвидации. Что же такое банкротство? Каковы его признаки?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Признаки и порядок установления банкротства предприятия.

 

Если рассматривать  Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве), то это понятие можно  охарактеризовать так: «…несостоятельность (банкротство) – это неспособность  должника, объявленная им самостоятельно или признанная арбитражным судом, удовлетворить требования кредиторов, связанные с денежными обязательствами, а также неспособность выплатить обязательные платежи». Если говорить о банкротстве какого-либо юридического лица, то о его наличии можно говорить в том случае, если это юридическое лицо неспособно выполнить свои денежные обязательства и выплатить обязательные платежи при условии, что прошло три месяца с момента наступления даты исполнения этих обязанностей и платежей. В подобной ситуации осуществляется прекращение текущей финансовой деятельности предприятия-должника, которое может обратиться в арбитражный суд.

Фактически  предприятие можно считать банкротом  лишь после установления факта его  финансовой несостоятельности арбитражным  судом. Кроме того, предприятие само может объявить о своем банкротстве официальным путем или о ликвидации, происходящей в процессе конкурсного производства. Целью такого производства является удовлетворение требований кредиторов предприятия и объявление этого предприятия свободным от всякой задолженности.

Нужно отметить тот факт, что не всякое юридическое  лицо может считаться банкротом. Прежде всего, сюда следует относить те лица, которые согласно ст. 50 п. 2 Гражданского кодекса являются коммерческими организациями. Это различные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия, фонды и т. д.

Немаловажным  является и еще один факт. Как  видно из определения банкротства, одним из основных признаков несостоятельности  предприятия является его неспособность  удовлетворить требования кредиторов.

Следовательно, в случае неуплаты пени, штрафов, неустоек, предприятие не может считаться банкротом.

Для того чтобы  установить признаки банкротства, рассматриваются  суммы долга за товары, выполненные  работы и предоставленные услуги, суммы займов с учетом процентных ставок, подлежащих уплате должником, размер обязательных платежей без учета установленных законодательством штрафов и иных финансовых санкций.

Несостоятельность (банкротство) в зависимости от условий может быть:

1) непредвиденной  – такое банкротство возникает вследствие острой кризисной ситуации на предприятии, вызванной различными обстоятельствами: стихийными бедствиями, политической нестабильностью в стране, банкротство должников, ухудшение общей экономической ситуации и т. д. В подобных случаях государство, как правило, должно приходить на помощь предприятию по преодолению кризиса;

2) ложной –  ее еще можно назвать «вызванной».  Должники прибегают к сокрытию  собственного имущества и средств  с целью избежания уплаты долгов  кредиторам. Такие действия предусматривают уголовную ответственность;

3) неосторожной – наступает вследствие неэффективной и нерациональной деятельности, а также осуществления различных рискованных операций. Наиболее распространенный вид банкротства. Его особенностью является то, что наступает не сразу, а постепенно, т. е. существует возможность для его предвидения и прогнозирования. Для этого необходимо регулярно осуществлять анализ состояния предприятия, в первую очередь финансового.

Говоря о  порядке установления банкротства  важно подчеркнуть следующее. Само объявление юридического лица несостоятельным является простой процедурой, которая обычно происходит после суда. Однако ей предшествует достаточно сложная работа, в которой есть свои обязательные условия: это обязательное наличие как минимум двух сторон процесса (должника и кредитора), наличие самого факта банкротства (несостоятельности) и признание арбитражным судом или же кредиторами предприятия банкротом.

Вышеупомянутый  закон содержит нормы материального  и процессуального права для физических и юридических лиц. В его состав входят основания для признания предприятия должника банкротом, порядок проведения мер по предупреждению банкротства, отношения между должниками и кредиторами и т. д.

Этот закон  не предусматривает обязательную ликвидацию предприятия после установления факта банкротства. В том случае, если существуют возможности для восстановления нормального функционирования предприятия (с целью предотвращения его ликвидации), проводятся специальные реорганизационные процедуры, о которых будет сказано ниже.

 

2. Виды  и порядок осуществления реорганизационных  процедур.

 

Внешнее управление имуществом должника осуществляет арбитражный  управляющий. В его обязанности  входит ряд мер по восстановлению платежеспособности предприятия-должника и продолжению его деятельности. Все мероприятия внешний управляющий осуществляет согласно плану, утвержденному собранием кредиторов. Вводится внешние управление на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев, если иное не предусмотрено ФЗ.

С момента введения внешнего управляющего руководитель предприятия-должника отстраняется от должности и передает ему управление делами. На период внешнего управления имуществом должника действует  мораторий на удовлетворение требований кредиторов к должнику. Споры между арбитражным управляющим и кредиторами могут рассматриваться арбитражным судом. Арбитражному управляющему выплачивается вознаграждение, размер которого определяется кредиторами и утверждается арбитражным судом.

Кредиторы образуют собрание кредиторов, которое утверждает план внешнего управления имуществом, вносит в него изменения и вправе требовать от арбитражного управляющего предоставления соответствующей информации. На собрание кредиторов приглашается представитель трудового коллектива предприятия должника.

Внешнее управление имуществом должника завершатся либо прекращением производства по делу о  банкротстве предприятия, если цель внешнего управления достигнута, либо решением о признании должника банкротом  и об открытии конкурсного производства.

Следующая реорганизационная  процедура - это досудебная санация. Она заключается в том, что  предприятию-должнику может быть представлена финансовая помощь в размере, достаточном  для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника.

Санация предприятия  проводится в трех основных случаях:

1. До возбуждения  кредиторами дела о банкротстве,  если предприятие в попытке  выхода из кризисного состояния  прибегает к внешней помощи по своей инициативе;

2. Если само  предприятие, обратившееся в арбитражный  суд с заявлением о своем  банкротстве, одновременно предлагает условия своей санации;

3. Если решение  о проведении санации выносит  арбитражный суд по поступившим  предложениям от желающих удовлетворить требования кредиторов предприятия должника и выполнить его обязательства перед бюджетом.

В зависимости  от глубины кризиса предприятия  и условий предоставления ему  внешней помощи, различают два  вида санации, каждая из которых имеет  ряд форм:

1. Санация предприятия, направленная на реорганизацию долга (без изменения статуса юридического лица санируемого предприятия). Такая ситуация обычно осуществляется для помощи предприятию в устранении его неплатежеспособности, если его кризисное состояние рассматривается как временное явление:

- погашение долга предприятия за счет средств бюджета. В такойформе санируются только государственные предприятия;

- погашение долга предприятия за счет целевого банковского кредита. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие, после тщательного аудита деятельности последнего;

- перевод долга на другое юридическое лицо. Таким юридическим лицом может быть любое предприятие, осуществляющее предпринимательскую деятельность, которое пожелало принять участие в санации предприятия-должника;

- выпуск облигаций (и других ценных бумаг) под гарантию санатора. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие.

2. Санация предприятия  с изменением, как правило, статуса юридического лица санируемого предприятия. Эта форма санации носит название реорганизации предприятия и требует осуществления ряда реорганизационных процедур, связанных со сменой его формы собственности, организационно-правовой деятельности и т.п. (слияние, поглощение, разделение, преобразование в открытое акционерное общество, передача в аренду, приватизация). Она осуществляется при более глубоком кризисном состоянии предприятия.

Процесс реорганизации  санируемых предприятий требует  предварительной разработки проекта санации. Разработка такого проекта осуществляется, как правило, представителями санатора, предприятия-должника и независимых аудиторов. В этом проекте отражаются: экономическое и финансовое состояние должника к началу санации; основные причины, обусловившие критическое финансовое состояние предприятия-должника; цель и формы санации; план санирования с выделением первоочередных мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия; расчет эффективности предложенной формы санирования; формулировка критериев (условий), обеспечивающих успех проведения санации в предложенной форме.

Основой выбора какой-либо формы санации является расчет ее эффективности. Эффективность  определяется путем соотношения  результатов (эффекта) и затрат на проведение санации в предложенной форме.

Состав участников санации определяется исходя либо из преимущественного права некоторых  категорий лиц, либо по результатам  проводимого судом конкурса желающих принять участие в санации. Первоочередное право на участие в проведение санации признается за собственником предприятия-должника, кредиторами, членами трудового коллектива этого предприятия.

Конкурс проводится, если собственник предприятия-должника или члены трудового коллектива не воспользовались своим правом, а также с согласия собственника предприятия-должника и кредиторов в иных случаях.

Участники санации  вырабатывают общее соглашение, направленное на обеспечение требований всех кредиторов в согласованные с ним сроки, распределение между участниками  ответственности перед кредиторами, определение ответственности участников санации в случае их отказа от участия в ней после ее начала и т.д. При этом по истечении 12 месяцев с начала санации должно быть удовлетворено не менее 45% от общей суммы требований кредиторов. Санация осуществляется в порядке и на условиях, определенных в соглашении и под контролем арбитражного суда.

Продолжительность санации не должна превышать 18 месяцев. Арбитражным судом ее срок может  быть продлен, но не более чем на 6 месяцев. Санация завершается по достижении ее цели прекращением производства по делу о банкротстве предприятия либо в случае ее не эффективности решением арбитражного суда

О признании  предприятия банкротом и открытии конкурсного производства.

Решение арбитражного суда о признании предприятия банкротом и открытии конкурсного производства подлежит обязательной публикации в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации». В процессе конкурсного производства происходит принудительная ликвидация предприятия (должника).

Работу по ликвидации предприятия организует конкурсный управляющий. Наряду с ним участниками  конкурсного производства являются собрание (комитет) кредиторов, должник, члены трудового коллектива. Конкурсный управляющий назначается арбитражным  судом. Его кандидатура выдвигается собранием кредиторов. Если собрание кредиторов не предложило кандидатуры конкурсного управляющего, он назначается из списка кандидатур конкурсных управляющих, утвержденного в установленном порядке. Размер вознаграждения конкурсному управляющему устанавливается собранием кредиторов и утверждается арбитражным судом.

Информация о работе Ликвидация обанкротившихся предприятий