Кризис наплатежей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 19:17, реферат

Краткое описание

Проблема взаимных неплатежей предприятий стала одной из центральных после либерализации цен в 1992 году. Неплатежи имели место и до реформ, но в условиях дефицитной экономики они устранялись централизовано, через проведение взаимозачетов и субсидий и не привлекали к себе внимания. По мере отказа от практики перекладывания проблем отдельных предприятий на плечи государства неплатежи стали показателем степени их адаптации к рыночным условиям хозяйствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. НЕПЛАТЕЖИ: ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ. 3
1,1ПОНЯТИЕ НЕПЛАТЕЖЕЙ. 3
1,2ПРИЧИНЫ НЕПЛАТЕЖЕЙ В РФ В 90 – Х ГОДАХ 5
2.МЕРЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСА НЕПЛАТЕЖЕЙ. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 26

Вложенные файлы: 1 файл

Кризис неплатежей.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

"Инфляция издержек" была и остается фактором нашей экономики, по своему значению не меньшим, а, по-видимому, большим, чем классическая монетарная инфляция. Это специфически разрушительно воздействует на российскую экономику: ее энерго – и материалоемкость в 2-3 раза (причем во многом экономически неоправданно) превышает соответствующие показатели в большинстве промышленных государств, а наши транспортные расстояния от Калининграда до Владивостока не сопоставимы ни с какими расстояниями в других странах, которые, между прочим, и формируют мировой уровень транспортных тарифов.

Общую платежеспособность российской экономики  настолько подрывает "инфляция издержек", что правительство в конце  концов, видимо, смирилось с нынешней уродливой, невиданной ни в одной  стране мира системой взаимоотношений государства и предприятий- монополистов: РАО "Газпром", например, должен экономике 15 млрд. руб., а потребители, в первую очередь бюджетники, должны "Газпрому" (во многом из-за нереальных цен) 50 млрд. руб., и никто никому не платит, но зато газовая отрасль имеет возможность удерживать монопольно высокие цены. Того, что она пока получает от еще платежеспособных потребителей, так или иначе хватает ей, чтобы обеспечить себе безбедное существование.

Неконкурентноспособность отечественной продукции

Существенным  фактором кризиса неплатежей стала  также неспособность значительной части обрабатывающей промышленности адаптироваться к новым условиям. Далеко не все руководители предприятий восприняли поначалу всерьез переход к рынку: либерализацию цен, резкое сокращение государственных субсидий и льготных, а то и невозвратных кредитов, обострение конкуренции на внутреннем рынке.

Печальный опыт таких промышленных гигантов, как ЗИЛ, АЗЛК, Ростсельмаш и других, говорит о том, что большая доля вины за положение в экономике лежит на самих предприятиях, не сумевших существенно повысить конкурентоспособность своей продукции в условиях резкого изменения и масштабов, и структуры платежеспособного потребительского спроса. Когда исчез искусственный (по существу, бесплатный) спрос армии и сельского хозяйства на тяжелые грузовики или спрос колхозов и совхозов на неконкурентоспособные тракторы и комбайны, продаваемые к тому же по неоправданно высоким ценам, стало очевидно, что причины нынешних трудностей со сбытом такой продукции лежат не в монетарной, а преимущественно в производственной сфере.     

Сумел же в рыночных условиях каким-то образом  выжить ГАЗ, быстро перешедший на новую, более перспективную модель малотоннажного грузовика. Видимо, для несумевших приспособиться к изменениям на рынке предприятий только реальная угроза полного банкротства может стать единственным способом, который заставит их осуществить давно назревшие преобразования в производстве, организации труда и сбыте своей продукции.

В таком  же положении оказались многие предприятия  оборонной промышленности, на которых  одномоментная и слабо подготовленная конверсия не выдержала конкуренции импорта. На долю импортной продукции сегодня приходится около половины всего внутреннего потребительского рынка. Подобная конкуренция, в принципе благотворная, в конкретных российских условиях оказалась для многих отечественных производителей и целых отраслей разрушительной.

Усугубила ситуацию и валютная политика правительства. При ограниченных возможностях (учитывая наши намерения вступить во  Всемирную торговую организацию) прямого таможенного протекционизма правительство и Центробанк слишком рано перешли к политике повышения курса рубля. Если сегодня курс российской валюты по отношению к доллару составляет порядка 65 – 70 % реальной покупательной способности рубля, то в странах, находящихся в сходном с Россией положении, например, в Индии и Китае, курс национальной валюты сознательно поддерживается на уровне 20 – 25 % паритета ее покупательной способности.

Резко отрицательное воздействие на платежеспособность российской экономики оказала и  оказывает также утрата рынков сбыта  и традиционных поставщиков по кооперационным поставкам на постсоветском экономическом  пространстве и в странах бывшего СЭВ. Развал давно сложившихся  промышленных конгломератов , искусственные административные барьеры на путях экономической интеграции, взаимная неконвертируемость большинства национальных валют, переориентация торговли  на третьи страны лишают российские предприятия значительных источников столь остро необходимой им сегодня ликвидности.

«Прокрутка» денег

«Прокрутка  денег» в банковской сфере, коррупция, прямое воровство, отток денег за границу – пороки современной  российской действительности, которые столь известны и очевидны, что, видимо, не нуждаются ни в каких специальных комментариях. Буквально всеобщим явлением стали искусственная задержка прохождения платежей по банковским каналам, конвертация доходов предприятий в иностранную валюту с последующим вывозом ее за рубеж, гигантские масштабы личного обогащения руководителей даже тех предприятий, которые давно и прочно сидят в неплательщиках по своим обязательствам как партнерам, так и бюджету и на которых персоналу месяцами не выплачивается зарплата.                          
 
 
 
 
 
 
 

 2.Меры по преодолению кризиса неплатежей.

Не существует какой-либо одной меры или даже комплекса  мер, принятие которых в реально  сложившихся условиях могло бы ликвидировать  кризис неплатежей раз и навсегда. Без устранения глубинных причин общеэкономического характера, серьезнейшей корректировки курса реформ с целью, с одной стороны, усиления государственного вмешательства в экономику, а с другой – создания максимально благоприятных условий для развития истинного частного предпринимательства кризис неплатежей будет неизбежно возобновляться в том или ином виде, как это уже не раз происходило за годы реформ.

Между тем эта дилемма - либо инфляция, либо неплатежи - представляется в значительной мере искусственной. Существует третий, срединный, путь между этими двумя крайностями: умеренный, "точечный" вброс денег в экономику, в ее наиболее узкие места и вместе с тем проведение целенаправленной политики подавления главных причин инфляции. Речь идет прежде всего о таких аспектах этой политики, как выравнивание доходов и расходов бюджета, кредит, антимонопольное регулирование, структурные преобразования вплоть до закрытия нежизнеспособных производств, массированная поддержка мелкого и среднего предпринимательства, стимулирование притока иностранных инвестиций. Вопрос лишь в том, достаточно ли у нынешнего руководства страны понимания проблемы, профессиональной подготовленности и решимости проводить эту политику третьего пути в жизнь.

При нынешней налоговой системе - с ее ничем не оправданным уровнем налогообложения, искусственно суженой налогооблагаемой базой и неэффективной техникой сбора налогов - нереально рассчитывать на то, что проблемы бюджета можно решить путем нормального роста его доходной части. Вместе с тем, очевидно, что порочный круг неплатежей, основную вину за который несет государство, необходимо разорвать. Этот прорыв возможен и реален при погашении государством своих обязательств по выполненным, но неоплаченным госзаказам, по зарплате бюджетной сфере и пенсионной задолженности,

Как на федеральном, так и на региональном уровнях надо провести очередной взаимозачет долговых требований и обязательств, что по крайней мере на время ослабит (но, естественно, не решит) проблему неплатежей, оставив лишь сальдо, для погашения которого потребуются дополнительные кредитные вливания.

Для крупных  предприятий целесообразно  реструктурировать их задолженность с применение понижающих коэффициентов, дифференцированных в зависимости от сроков погашения долговых обязательств, и под залог их акций или принадлежащего им имущества. Цель - предоставить крупным предприятиям возможность перенести погашение долгов на срок до 3-5-10 лет в зависимости от их места в приоритетах структурной политики. Учитывая нынешние темпы инфляции, вполне оправданно либо списать, либо резко сократить размер недоимок по пени и штрафам.

Следует также разработать и внедрить в практику продажу дебиторской задолженности на федеральных или региональных аукционах, организовать продажу коммерческими банками "плохих" долгов их клиентов на открытых торгах, через прямые переговоры с возможными покупателями, посредством обмена долгов на акции должников. Банкротство и ликвидацию должников целесообразно применять лишь в случае крайней необходимости, когда другие методы оказываются неэффективными. Действенной мерой могла бы стать по опыту московского правительства и временная передача имущества предприятий-должников перед бюджетом в управление государственных органов на период, необходимый для извлечения с помощью этого имущества доходов, достаточных для погашения задолженности.

Необходимо  расширить сферу денежного обращения  за счет альтернативных форм расчетов, сократить долю налично-денежного обращения на основе совершенствования безналичных расчетов и в перспективе - преодоления стены между наличным и безналичным оборотом, не прибегая к "хирургическим" методам. При этом следует исходить из того, что далеко не все виды заменителей денег являются нездоровым средством расчетов.

1. Предварительная  оплата представляет собой форму  расчетов, при которой покупатель  перечисляет платежи продавцу  до отгрузки товаров или оказания услуг.

На практике применяют две разновидности  предоплаты:

  • отпуск товаров или оказание услуг после документального подтверждения перечисления денежных средств (копия платежного поручения, заверенная печатью банка);
  • отпуск товаров или оказание услуг только после поступления на банковский счет поставщика или исполнителя денежных средств, перечисленных в порядке предоплаты.

Однако  в российских условиях документальное подтверждение перечисления денег и их поступление на счет получателя не всегда совпадают. И дело здесь не только в сроках прохождения документов, правильности их заполнения и т.д., но и в том, что наличие хороших, неформальных связей тех или иных структур (их персонала) с банковскими структурами (особенно с мелкими банками) позволяет оформить копию платежного поручения, по которому денежные средства фактически не перечислены. Причем последнее может быть обусловлено как отсутствием средств на текущем счете недобросовестного плательщика, так и просто фиктивным оформленном копии платежного поручения. Несмотря на то, что представленную выше практику нельзя считать типичной, тем не менее ее необходимо принимать во внимание.

Предоплату  можно признать состоявшейся, если деньги фактически поступили на банковский счет поставщика.

2. Авансовые  платежи представляют собой такую  форму расчетов между продавцом и покупателем, при которой покупатель предварительно оплачивает продавцу определенную, согласованную между ними часть стоимости товара (услуги), подлежащего поставке; а окончательные расчеты между сторонами осуществляются после фактической отгрузки (поступления) товара (оказания услуги).

Авансовые платежи - более гибкая форма расчетов, чем предварительная оплата, так  как покупателем перечисляется  только часть стоимости товара, который  подлежит поставке.

Авансовые платежи представляют определенный риск для покупателя, ибо он обязан перечислить некоторую сумму денег до начала поставок. Однако в связи с этим стоит рассмотреть более гибкий и безопасный для покупателя вариант, когда аванс перечисляется не непосредственно поставщику, а третьему лицу, которому доверяют и покупатель, и продавец. И только после фактической поставки указанный аванс перечисляется продавцу. Для продавца этот вариант надежен потому, что он уверен, что деньги, составляющие аванс, перечислены покупателем и забронированы третьей стороной; а для покупателя указанный вариант представляет интерес потому, что в случае, если поставщик не выполнит свои обязательства, то перечисленный покупателем аванс будет в гарантированном порядке ему возвращен.

Вместе  с тем, авансовые платежи, так  же как и предоплата, означают для покупателя временное изъятие капитала из оборота, поэтому они не выгодны для покупателя и, наоборот, предпочтительны для продавца, получающего до осуществления поставок определенную часть стоимости подлежащего продаже товара.

3. Аккредитивная  форма расчетов предполагает оплату отгруженных товаров по месту нахождения продавца за счет средств, депонированных в обслуживающем покупателя банке, на условиях, предусмотренных в заявлении на выставление аккредитива.

Аккредитив  дает покупателю уверенность, что деньги на расчетный счет продавца будут зачислены только после поставки товара по указанному в договоре адресу. В отличие от предоплаты и аванса при аккредитиве продавец, может использовать отправленную сумму денег только после отгрузки товара, что безусловно стимулирует его соблюдать условия договора. При непоставке (недопоставке) товара деньги в безоговорочном порядке будут возвращены покупателю. При аккредитивной форме расчетов продавец полностью уверен, что деньги перечислены, так как они находятся в обслуживающем продавца банке.

Информация о работе Кризис наплатежей