Кризисы в тенденциях макро - и микроразвития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 14:47, лекция

Краткое описание

В современной истории еще не установилось общепризнан¬ного представления о кризисах в развитии социально-экономической системы. Многие годы в нашей стране само понятие кризиса являлось скорее идеологическим понятием, нежели реальным фактором разработки экономической политики развития производства.
Некоторые полагают, что понятие кризиса относится лишь к процессам макроэкономического развития, а в масштабах фирмы или предприятия существуют только менее или более острые проблемы, вызванные ошибками или непрофессионализмом управления. Понятие кризиса теснейшим образом связано и с понятием риска, которое в той или иной мере влияет и на методологию разработки любого управленческого решения.

Содержание

1. Кризисы в социально-экономических системах.
2. Кризисы в тенденциях развития экономики.
3. Кризисы в системе государственного управления.
4. Кризисы в управлении организацией.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция № 3.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

Структурный кризис является нарушением общего объективного экономического закона пропорционального развития отраслей и сфер общественного производства. Это проявляется в серьезных диспропорциях между отраслями, с одной стороны, и выпуском важнейших видов продукции в натуральном выражении, необходимых для сбалансированного развития, с другой стороны (например, энергетический, сырьевой и продовольственный кризисы на Западе, парализовавшие развитие экономики в 70-е гг.).

Перед наступлением очередного периодического кризиса  производство достигает наиболее высокого уровня, за которым уже начинается перепроизводство. Но возможности сбыта пока еще кажутся радужными, и банки продолжают кредитовать промышленность и торговлю, способствуя тем самым расширению производства и увеличению предложения.

 

3. Кризисы в  системе государственного управления

Мировой опыт свидетельствует, что государство играет значительную роль в развитии капиталистической экономики. Основными формами масштаба и степени усиления экономической деятельности государства являются его роль в ситуациях несостоятельности рынка; его роль в перераспределении дохода и богатства; его реакция на давление электората в виде парламентских коалиций и лобби; роль чиновничества. Сбой государственной системы объясняется искажающим действием двух важных моментов - поведением электората и поведением чиновничества. Искажения могут возникать и в правительственных структурах, когда действия государственных органов власти направлены на то, чтобы приносить выгоду самим чиновникам.

В развитых странах экономические  отношения осуществляются на основе сформулированных на протяжении десятилетий (а то и столетий) экономических атрибутов государства:

* стабильное антимонопольное,  торговое, трудовое, финансовое, хозяйственное  и другие виды права;

* уважение и соблюдение нормативных  правил деловых отношений, зафиксированных в законах и подзаконных актах;

* лояльность административных органов и их служащих к государству, а через него к населению, чьи интересы они защищают;

* надзор за экономическими субъектами  со стороны административных органов, которые часто наделены правами на санкции;

* высокая деловая культура и  профессиональная этика;

* профессиональный, коллегиальный  самоконтроль отраслевых гильдий,  ассоциаций и других неправительственных  организаций. 

       К функциям  государства, связанным с экономикой, относятся следующие:

* нормативная - законодательное  установление правил экономических отношений;

* клиентская, проявляющаяся, когда  государство выступает как заказчик  и покупатель продукции национального  хозяйства для армии, полиции,  образования, здравоохранения, культуры  и т.д.;

* имущественная, которая обусловлена наличием смешанной экономики с различным соотношением частной и общественной собственности;

* финансово-распределительная - обеспечение  денежными ресурсами институциональных образований, включая функционирование государственного строя;

* социальная - создание условий для воспроизводства и развития человеческого капитала, включая социальное обеспечение, здравоохранение, образование и т.д.;

* планово-прогнозная - проектирование  перспективного состояния национального хозяйства;

* ресурсно-распределительная - разработка и реализация правил распределения лимитированных национальных природных ресурсов;

* координирующая - обеспечение пропорциональности  национального хозяйства в отношении экономических секторов, отраслей, продуктовых групп, рынков, социально-экономической структуры общества и т.д.;

* лицензионная - конкретизация в  интересах общества общих правил  применительно к организации  определенного вида деятельности;

* контрольная - обеспечение соответствия  фактически осуществляемой деятельности правилам ее организации;

* инвестиционно-технологическая - формирование национальной научно-исследовательской,  инвестиционной и инновационно-технологической политики;

* сертификационно-стандартизационная - установление технико-эксплуатационных норм и обеспечение обязательной унификации изделий;

* правозащитная - обеспечение юридических  гарантий и защиты экономических интересов участников хозяйственных отношений;

* охранно-защитная - определение правил  и организация охраны имущества экономических субъектов;

* экологозащитная - установление  правил и требований по защите окружающей природной среды;

* медико-санитарная - определение  требований по технике безопасности и охране труда, фитосанитарной защите и т.п.;

* мотивационно-пропагандистская - информирование и мотивация населения в целях поддержки правительственных инициатив.

Реализация этих функций  в их определенной совокупности несет в себе возможность кризисов системы государственного управления.

 Известно, что интересы определяются их носителями; существуют и выразители интересов, их защитники и проводники в жизнь.

 Процессы выявления,  отстаивания и реализации интересов  чрезвычайно разнообразны, как различны и организации, претендующие на роль их выразителей и защитников. Однако все это в основном относится к корпоративным интересам; применительно к индивидуальным интересам дело обстоит проще.

Что касается общенациональных интересов, то их выразителем и исполнителем является государство.

Вместе с тем государство - это публичный сектор, а не только власть как таковая или отдельные ее ветви. Его основная функция - выявление, формирование, развитие, защита, обеспечение общих потребностей. Иначе говоря, государство в лице своего сектора предназначено для реализации общих интересов своих граждан, ради которых оно и существует.

 

Особенности становления  и развития системы государственного управления в России

Главным препятствием на пути экономических и других общественных преобразований в современной России является отсутствие действенной системы государственного управления. Государственная власть, государственная служба, государственное управление - это исторически и логически связанные между собой понятия, основным из которых является государственная власть.

Государственная служба - это институт иерархической организации государственной власти. Реализуется в жаловании должности, назначении содержания, поощрении, награждении, продвижении по служебной лестнице, снятии с должности и т.д.

Специфика нашей страны обусловлена и 70-летним развитием, в основе которого составляло огосударствление всех сторон хозяйственной деятельности и общественной жизни, характерное для тоталитарного режима. Кульминацией этого процесса явилось становление и развитие специфического для нашей страны социального слоя - класса государственной бюрократии.

Вместо простой, немногочисленной и относительно дешевой администрации  государственного управления, соответствующей  современным экономическим реалиям  и демократии как политической организации общества, в стране наряду с рыночными механизмами для поддержания традиционной вертикали была создана многочисленная, неповоротливая и дорогая государственная служба. Она предназначалась для решения задач перехода от плановой системы к рыночной и не может рассматриваться как перспективный институт государственного управления страной в условиях переходного периода.

Государственное управление - это одна из форм деятельности государства, выражающаяся в практической реализации законов, в организации общественных отношений в целях обеспечения государственных интересов и проводимой им политики.

Государственная власть в лице обособившейся исполнительной власти реализуется как государственное управление с XVIII в., когда экономические условия общественной жизни превращаются в определяющие. С тех пор исполнительная власть выступает одновременно и как органы власти, и как органы управления. Государственная служба, выражающая архаичный строй властных отношений, характеризующийся личной зависимостью и внеэкономическим принуждением, оказывается здесь встроенной в исторически новый механизм.

Этот новый механизм и есть государственное управление, которое в отличие от властной иерархии непосредственно связывает субъект (орган власти и управления) и объект (экономические, социальные, политические и духовные отношения и процессы). От эффективности управленческого воздействия на объект зависит поддержка субъекта обществом, и это является мерилом жизнеспособности рассматриваемой социальной организации.

4. Кризисы в управлении организацией

Внешние факторы характеризуют экономическую обстановку, в которой функционирует организация и от которой не может не зависеть. Если экономика находится в состоянии общего кризиса, это не может не отражаться на состоянии отдельной организации.


Для каждой организации  существует свое соотношение внешних  и внутренних факторов кризиса, и  это в практике управления должно быть предметом специального анализа.

При возникновении общего кризиса в России наблюдалась  весьма заметная дифференциация различных организаций по степени проявления собственного кризиса. Одни мгновенно оказались на грани разрушения и исчезновения, другие долгое время сопротивляются кризисным явлениям, третьи находят возможности использовать положение для собственного блага, «ловить рыбку в мутной воде», процветать (может быть, временно) в сумятице, вызванной общими кризисными явлениями. Это объясняется многими причинами: антикризисный потенциал, профессиональное управление, стечение обстоятельств, повышенная экономическая активность, удачный риск.

Все это внутренние факторы кризиса, которые противостоят внешним и используются для их нейтрализации.

Возможно, что организация  входит в глубокий кризис даже при  весьма благоприятной внешней экономической  обстановке. Причиной этого также могут быть внутренние факторы развития: деловые и социально-психологические конфликты, неэффективная организация работ, низкий профессионализм персонала, устаревшая технология, просчеты в экономической стратегии, ошибки в принятии экономических решений, неудачный маркетинг и др.

Возникновение кризисов в организации

Причины возникновения  кризисов в организации могут  быть различными. Но очень важно  распознавать симптомы кризисного развития, чтобы своевременно использовать про  граммы антикризисного управления. Необходимо различать факторы, симптомы и причины кризиса (рис. 3.2).

Симптомы проявляются  в показателях и, что очень  важно, в тенденциях их изменения, отражающих функционирование и развитие организации. Так, анализ показателей фондоотдачи, производительности, эффективности, энерговооруженности может выявить предрасположенность производственной организации к наступлению кризиса. Большую роль играет анализ финансово-экономических и социально-экономических показателей.

Рис. 3.2. Возникновение и распознавание кризиса

Факторы — настораживающие события.

Симптомы  — проявление кризисных явлений.

Причины — источники возникновения кризиса.

Распознавание кризиса — обнаружение симптомов, факторов и причин кризиса, определение его содержания, свойств и характера.

Средства  распознавания кризиса— интуиция, опыт, специальные знания, анализ, исследования, диагностика.

Симптом - это первоначальное, внешнее проявление кризисных явлений, которые не всегда характеризуют истинные причины кризиса, но по которым эти причины можно установить. Оценивать кризисы следует не только по его симптомам, но и по причинам и реальным факторам.

Фактор  кризиса - это событие, или зафиксированное состояние, или установленная тенденция, свидетельствующее о наступлении кризиса.

Причина кризиса - это события или явления, вследствие которых появляются факторы кризиса.

Например, инфляция является фактором кризиса, причиной инфляции может  быть увеличение массы денег в  связи с большим государственным  долгом и не возможностью его погашения в определенный период времени. Симптомами же кризиса могут быть, например, использование долларов в расчетных операциях, неоправданный и неумеренный рост заработной платы, повышение цен и пр.

В организации факторами  кризиса могут быть снижение качества продукции, нарушение технологической дисциплины, старение технических средств, большая задолженность по кредитам. Причинами могут быть финансово-экономические просчеты, общее положение экономики, низкая квалификация персонала, недостатки системы мотивирования. Симптомы кризиса - появление первых признаков отрицательных тенденций, устойчивость этих тенденций, деловые конфликты, нарастание финансовых проблем и др.

Тенденции цикличного развития организации

Информация о работе Кризисы в тенденциях макро - и микроразвития