Контрольная работа по "Антикризисной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 12:37, контрольная работа

Краткое описание

Примечательно, что банкротство является одним из немногих институтов гражданского права, в формировании которого принимают участие все страны мира. Поэтому его историю можно изучать не только во времени, но и в пространстве. Рассмотрим достижения и отличительные особенности законодательства в этой области в некоторых странах.
В 1985 г. были приняты и ныне действуют Закон «О восстановлении предприятий и ликвидации их имущества в судебном порядке», декрет с таким же названием и Закон «О конкурсном управлении, ликвидаторах и экспертах по определению состояния предприятий».

Вложенные файлы: 1 файл

АКУ контрольная.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации 

 «Башкирский  государственный университет»

Стерлитамакский филиал

 

 

 

Кафедра экономики  и управления

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Антикризисное управление»

Вариант № 5

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 4 курса ОЗО (6 лет)

«Государственное и муниципальное управление»

группа № 41

Гостева А.И.

Проверил:  доц., Чаусов К.С.

 

 

 

Дата сдачи:

 

Результат выполнения:

 

Подпись преподавателя:

 

 

 

 

 

 

 

 

Стерлитамак 2013

 

  1. Банкротство в развитых странах. Признаки банкротства в Великобритании, США, Германии и Франции.

Примечательно, что банкротство  является одним из немногих институтов гражданского права, в формировании которого принимают участие все  страны мира. Поэтому его историю  можно изучать не только во времени, но и в пространстве. Рассмотрим достижения и отличительные особенности законодательства в этой области в некоторых странах.

В 1985 г. были приняты и ныне действуют Закон «О восстановлении предприятий и ликвидации их имущества в судебном порядке», декрет с таким же названием и Закон «О конкурсном управлении, ликвидаторах и экспертах по определению состояния предприятий».

По сравнению с законодательствами других стран законы Франции предусматривают  более сильную защиту предприятий, обусловленную приоритетом интереса к проблеме сохранения рабочих мест, т.е. преследуется такая цель, при которой несостоятельные предприятия сходили бы с дистанции задолго до официального объявления их банкротами. Для этого существует «система тревоги», когда заинтересованные круги оповещаются о приближении состояния неплатежеспособности. Акцент в законодательстве сделан на том, чтобы предупреждать, а не лечить.

В зависимости от размеров предприятия-должника применяются  две процедуры разбирательства  по делу о несостоятельности: обычная (общая) и упрощенная. Последняя используется в отношении предприятий со штатом персонала не более 50 человек и годовым оборотом не более 20 млн франков. Суть ее состоит в том, что суд не назначает судебного администратора. Должник сам представляет свои интересы в суде, сохраняя при этом контроль над предприятием.

При рассмотрении дела о  несостоятельности предприятия  суд анализирует его предшествующую деятельность, определяя момент вступления в стадию неуплаты по задолженности. Отрезок времени, начиная с установленного момента и кончая датой принятия ходатайства о несостоятельности, именуется периодом подозрительности. При опротестовании сделок с таким предприятием, включая заблаговременное погашение отдельных долгов, дачу закладных или прав на удержание имущества, безвозмездную передачу имущества или продажу его за н еадекватную стоимость, большое значение придается тому факту, что они были совершены именно в этот период.


После принятия ходатайства  о несостоятельности предприятия  начинается период наблюдения, который длится до шести месяцев. В это время производится оценка ситуации и выбор варианта вынесения решения: реорганизация или ликвидация. Причем в данный период ни один работник не может быть уволен с предприятия-должника по инициативе администрации.

Предпочтительной среди реорганизационных процедур является сдача предприятия в аренду с правом выкупа на срок не более двух лет, а среди ликвидационных - продажа предприятия как производственной единицы. Эти приоритеты определены с точки зрения сохранения рабочих мест. Усиленный социальный аспект проявляется и при определении сверхприоритета при выплатах: предпочтение отдается выдаче заработной платы персоналу предприятия-должника, а не выплатам прочим категориям кредиторов. Кроме того, особая роль при проведении процедуры банкротства отводится представителю работников предприятия-должника, мнение которого учитывается при принятии решения суда. При несогласии с решением представитель работников имеет право подать на апелляцию.

В 1877 г. на основе прусского  закона был принят Конкурсный Устав, состоящий из трех книг: «Материальное конкурсное производство», «Конкурсное производство» и «Уголовные постановления». С введением в действие в 1898 г. гражданского и торгового уложений Конкурсный Устав был существенно переработан. В период нефтяного кризиса 1978 г. две книги свода норм о банкротстве были существенно изменены и дополнены более 20 законами в части банкротства физических лиц. Третья книга отменена в 1976 г. с выходом Закона о борьбе с экономическими преступлениями.

Новое законодательство о банкротстве в уже объединенной Германии появилось в 1999 г. Как видно, законы о банкротстве России и Германии разрабатывались в один период и имеют много общего. И тот и другой преследуют цели — сохранение бизнеса должника и соразмерное удовлетворение требований кредиторов

В немецком законодательстве установлен обязательный нормативный  срок — 21 день, и в течение этого срока должник обязан восстановить свою платежеспособность. Если этого не происходит, то предприятие само обязано подать заявление в суд о банкротстве, в противном случае к нему применяется уголовное преследование.

В случае признания должника банкротом к нему применяются меры в строго определенной последовательности. Сначала проводится нейтральная процедура, или процедура судебного расследования: назначенный судом эксперт исследует природу неплатежеспособности должника, наличие сверхзадолженности и достаточность средств для погашения судебных издержек, которые оцениваются в сумме не менее 20—25 тыс. немецких марок. При отсутствии таких средств дело не возбуждается, а должник самостоятельно урегулирует отношения с кредиторами без участия суда. Однако законом определено право для любого кредитора взять на себя судебные издержки с последующим их возмещением за счет средств должника.

При открытии судом дела в отношении должника прежде всего  вводится процедура конкурсного  производства и назначается конкурсный управляющий. Требования к последнему и его задачи в германском законодательстве такие же, как и в российском. Порядки проведения процедуры также во многом схожи. Решающая роль в определении судьбы должника принадлежит кредиторам, которые через полтора месяца после введения процедуры банкротства должны принять решение о дальнейших мерах к нему: либо продажа имущества, либо санация.

При продаже имущества  конкурсный управляющий руководствуется  принципом сохранения целостности  бизнеса, т.е. стремится не допустить  разрыва его на части. Санация  несостоятельного предприятия может  проводиться по одному из следующих путей: без смены собственника, т.е. вложение средств в бизнес должника, и со сменой собственника — продажа бизнеса.

Санация осуществляется на основании плана, который утверждается собранием кредиторов не менее 50% голосов  от объема требований кредиторов и 50% голосов от количества кредиторов. В содержание плана могут включаться мероприятия по от срочке, рассрочке и скидках с долгов, их прощение. С принятием плана о санации предприятия суд закрывает дело о банкротстве. Кредиторы за отдельную плату из средств должника могут поручить конкурсному управляющему контроль за выполнением плана.


Таким образом, в рассмотренных  странах процедура ликвидации предприятия-должника в процессе конкурсного производства отсутствует.

В 1914 г. был принят Закон  о банкротствах, который, претерпев коренную реформацию в 1986 г., трансформировался в Закон «О несостоятельности и банкротстве». Он является основным источником правового регулирования конкурсного производства. В настоящее время парламентом внесены значительные поправки в этот документ: называться он будет Законом «О восстановлении», цель его переориентирована в сторону сохранения предприятия посредством применения широкого спектра мер по улучшению его финансового состояния.

В соответствии с действующим  законодательством несостоятельными могут быть признаны все хозяйствующие субъекты, кроме страховых компаний и банковских институтов, правовое положение которых регламентируется специальными законами.

При установлении факта  неплатежеспособности должника к нему могут применяться следующие процедуры: реорганизационные (добровольное урегулирование долгов и администрирование доходов компании) и ликвидационные (принудительная и добровольная ликвидация). Рассмотрим суть каждой из них.

При процедуре добровольного урегулирования долгов назначенный судом куратор разрабатывает план урегулирования долгов, напоминающий мировое соглашение. После утверждения плана кредиторами куратор приобретает статус супервайзера, осуществляющего надзор за его выполнением. Процедура администрирования доходов компании схожа с внешним управлением в российском законодательстве. Процедуры ликвидации Великобритании и России по своей сути не различаются, за исключением того, что в Великобритании предварительно в течение 12 недель осуществляется анализ финансового состояния предприятия (фирмы).

Процедуры антикризисного регулирования проводятся либо государственными ликвидаторами (государственными служащими), либо профессиональными арбитражными управляющими.

Основное внимание законодательства этой страны сосредоточено на том, чтобы вернуть деньги кредиторам и погасить долги за счет распродажи имущества банкрота. В процессе конкурсного производства должники, за некоторым исключением, не освобождаются от своих долгов. Предприятия (фирмы) прекращают свое существование с завершением конкурсного производства.

Первые положения о регулировании банкротства появились в XVIII в. В 1787 г. Конституционный Конвент США наделил конгресс полномочиями принимать законодательные акты по разрешению споров кредиторов с должниками. Это связано с отказом от применения жестокой английской практики регулирования несостоятельности, предусматривавшей в отдельных случаях смертную казнь. В 1898 г. был принят закон о несостоятельности, который впоследствии претерпел коренное преобразование в 1938 и 1970 гг. С 1979 г. вступил в силу новый закон, который предусматривает множественность процессуальных возможностей урегулирования проблемы неплатежеспособности в зависимости от круга субъектов. В нем также нашли отражение тенденции отхода от традиций англосаксонского права и сближения с законодательством континентальной Европы.

В соответствии с действующим  законодательством к несостоятельным  должникам могут применяться  следующие меры:

• реорганизация в форме перестройки финансов, погашения долгов, выплаты дивидендов (она осуществляется самим должником, однако в случае выявления его обмана или некомпетентности собрание кредиторов может назначить для проведения реорганизации временного управляющего);

  • ликвидация в процессе конкурсного производства, которая проводится временным управляющим;
  • меры, предусмотренные специальными нормативными актами, по отношению к должникам, правовое положение которых регламентируется специальными законами (к таковым относятся страховые и банковские корпорации, строительные и кредитные учреждения и союзы).

Законодательство США  рассматривает банкротство как  неизбежное зло предпринимательства. Целью его является не ликвидация, а реабилитация, восстановление предприятия, предоставление ему определенной помощи до тех пор, пока оно не обретет прежнюю устойчивость и не станет платежеспособным.

Сравнивая подходы к  решению проблемы банкротства в  развитых странах, можно найти следующие  различия. Существенное значение в  организации процесса против должника является время созыва собрания кредиторов, т.е. официальное определение момента их участия в процессе. В законодательстве США и Великобритании его назначение предусмотрено после официального признания должника несостоятельным, а Германии и Франции — после принятия ходатайства о возбуждении дела о несостоятельности к производству, что свидетельствует о строгости первых и демократичности вторых.

Сравнивая особенности  функционирования институтов банкротства  в разных странах, европейские эксперты условно дифференцировали их по пятизначной шкале защищаемых интересов на радикально прокредиторские, умеренно прокредиторские, нейтральные, умеренно продолжниковские и радикально продолжниковские. В первых двух градациях превалируют интересы кредиторов, в двух последних - должника. Так, новый российский Закон «О несостоятельности (банкротстве)» и правовая система Великобритании относятся к радикально прокредиторской группе, а институты США, Франции - к радикально продолжниковской.

Следующим критерием оценки всякой правовой системы несостоятельности является возможность реабилитации должника. При этом важно видеть разницу между реабилитацией предприятия-должника (Франция, США) и реабилитацией его бизнеса (Германия). Первое достигается путем всевозможных компромиссов, проведения реорганизационных мер. Последнее предполагает сохранение вида деятельности, деловых связей, рабочих мест, персонала.

Таким образом, можно  выделить два подхода к решению  проблемы банкротства предприятий  в разных странах: первый — их ликвидация, и тогда суд выступает в  качестве «похоронного бюро», а второй — реорганизация, где суд выступает в роли «лекаря». При этом второй подход доминирует. Однако, несмотря на существенные различия в содержании законодательств о банкротстве разных стран, постепенно вырабатывается единообразный подход к регулированию этого процесса. Суть его состоит в дифференциации исхода ситуации и возможности выбора процедуры преодоления банкротства в каждом конкретном случае. Все чаще должник реабилитируется и получает шанс возобновить деятельность, чтобы выполнить свои обязательства перед кредиторами.

 

2. Жизненный цикл предприятия. Параметры, характеризующие стадии кризисного состояния предприятия.

Существует выделение  пятиэтапного цикла развития. Каждому  из этапов соответствуют определенные особенности состояния организации. Эти особенности характеризуют и тип организации.

Первый этап имеет  название эксплерентного. Он характеризует зарождение фирмы в рыночной экономической среде, формирование ее первоначальной структуры. Это этап скрытого, латентного развития будущей целостности. Фирма еще не сложилась окончательно, но уже поставляет на рынок экспериментальные образцы, новые идеи или услуги, зондирует рынок на предмет спроса. Это, как правило, рискованная деятельность.

Поэтому здесь существует опасность кризиса, которая заключается в том, что фирма может исчезнуть уже на этом этапе ее возникновения. Лидером этого коллектива является человек, способный увлечь идеей, пользующийся авторитетом, имеющий сильный и волевой характер. Начинать дело трудно и опасно.

Информация о работе Контрольная работа по "Антикризисной экономике"