Диагностика финансового состояния банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 11:41, контрольная работа

Краткое описание

Задачи анализа финансового состояния банка определяются целью проведения такого рода анализа. Задачи анализа основываются на целях потенциальных пользователей информации, которых можно разделить на две категории: внутренние (клиенты, вкладчики, кредиторы банка, акционеры, органы управления банком, банковский персонал) и внешние (Центральный банк, органы банковского надзора, потенциальные вкладчики).

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Сущность и роль анализа финансового состояния коммерческого банка………………...5
1.1. Сущность, цель, задачи анализа финансового состояния банка………………………....5
1.2. Методы анализа финансового состояния банка и их классификация…………………...8
1.3. Характеристика финансовой отчетности банка, используемой в анализе финансового состояния банка………………………………………………………………………………...12
2. Анализ финансового состояния банка……………………………………………………...16
2.1 Создание и обработка информационной базы для проведения анализа финансового состояния банка………………………………………………………………………………...16
2.2. Аналитические балансы банков………………………………………………………….18
2.2.1. Оценка качества активов………………………………………………………………..19
2.2.2. Оценка пассивов банка………………………………………………………………….24
2.3 Оценка и анализ ликвидности и платежеспособности коммерческого банка………….26
2.4 Оценка финансовой устойчивости коммерческого банка……………………………….28
Заключение……………………………………………………………………………………...33
Список используемой литературы…………………………………………………………….35

Вложенные файлы: 1 файл

антикризисное управление кредитными организациями.doc

— 223.50 Кб (Скачать файл)

При анализе банковского баланса в первую очередь применяют группировку счетов по активу и пассиву.

В зависимости от целей анализа проводят группировку  статей  актива  и пассива  по  целому   ряду   признаков.   Пассив   группируется   по   форме собственности, при этом используются следующие признаки: стоимость,  степень востребования, контрагенты, сроки, виды  операций,  гарантии  использования, виды  источников.  Актив  группируется  по   организационно-правовой   форме образования, форме собственности, секторам экономики  и  виду  деятельности. Каждую  из  этих  групп  можно  дополнительно   разделить   по   доходности, ликвидности, контрагентам, срокам, видам операций, степени  риска  возможной потери части стоимости активов, формам вложения средств.

В зависимости от специфики  оформления  и  инструментов  осуществления банковских  операций  балансовые  статьи  могут  быть   сгруппированы   так: депозитно-ссудные, расчетные, инвестиционные, агентские.

При группировке статей баланса по субъектам сделки, как по активу, так и по пассиву, выделяют: межбанковские операции,  внутрибанковские  операции, операции с клиентурой, операции с прочими контрагентами.

В ходе анализа применяются  важнейшие  группировки  счетов  баланса  с точки  зрения  выделения  собственных   и   привлеченных   ресурсов   банка, долгосрочных и краткосрочных кредитных  вложений,  сроков  активно-пассивных операций, видов доходов и расходов и др. Статьи актива  баланса  могут  быть сгруппированы по степени ликвидности, уровню  доходности,  степени  риска  и т.д.

Важно помнить, что  критерии,  степень  детализации,  а  также  другие особенности группировок статей актива  и  пассива  определяются  конкретными целями проводимой в банке аналитической работы.

Метод сравнения необходим для получения исчерпывающего представления о деятельности банка. Важно постоянно следить за изменениями отдельных  статей баланса и расчетных показателей, при этом непременно сравнивая их  значения. Метод  сравнения  позволяет  определить  причины   и   степень   воздействия динамических изменений и отклонений, например,  фактической  ликвидности  от нормативной, выявить резервы  повышения  доходности  банковских  операций  и снижения операционных расходов.

Необходимо помнить, что условием применения метода сравнений  является полная сопоставимость сравниваемых  показателей,  т.е.  наличие  единства  в методике их расчета.  В  связи  с  этим  используют  методы  сопоставимости: прямого пересчета, смыкания, приведения к одному основанию.

Интерес для практической деятельности и  управления  банком  имеет  не только внутрибанковский сравнительный анализ, но  и  сопоставление  основных важнейших показателей доходности, ликвидности, надежности с  данными  других банков. Рассматриваемый метод анализа называют  межбанковским  сравнительным анализом.

Метод коэффициентов используется для  выявления  количественной  связи между  различными  статьями,  разделами   или   группами   статей   баланса. Параллельно с ним могут использоваться методы  группировки  и  сравнения.  С помощью метода  коэффициента  можно  рассчитать  удельный  вес  определенной статьи в  общем  объеме  пассива  (актива)  или  в  соответствующем  разделе баланса.   Активные   (пассивные)   счета   могут   сопоставляться   как   с противоположными счетами по пассиву (активу), так и с  аналогичными  счетами балансов предыдущих периодов, т.е. в динамике.

Метод коэффициентов нужен для контроля достаточности  капитала  уровня ликвидности, размера рискованности операций коммерческих банков  со  стороны ЦБ России. Его можно использовать и при количественной  оценке  операций  по рефинансированию.

Методы наглядного изображения результатов анализа,  одним  из  которых является метод табулирования. При использовании данного метода  очень  важно определить  виды  и  число  таблиц,  которые  будут  оформляться  по  итогам проведенного  исследования.  Большое  значение  при  этом  имеет  и  порядок оформления указанных таблиц.

Другим методом наглядного изображения полученных результатов  является графический метод, который позволяет в виде диаграмм,  кривых  распределения и т.д. сопоставлять итоговые данные анализа.

Индексный метод достаточно  распространенный  метод  в  статистике.  В анализе  банковской  деятельности  он  применяется   главным   образом   для исследования деловой активности коммерческого банка.

Метод системного анализа является наиболее эффективным методом анализа информации на современном этапе. Он позволяет решать сложные  управленческие задачи, основываясь на обработке  целых  массивов  данных,  а  не  отдельных информационных фрагментов. Использование данного метода возможно только  при условии применения ЭВМ.

Метод элиминирования позволяет выявить влияние отдельных  факторов  на обобщающий показатель путем устранения  влияния  других  факторов.  Один  из приемов элиминирования – метод цепных подстановок. Условием  его  применения является  наличие  мультипликативной  формы  связи, при   которой   факторы выступают сомножителями.  Сущность  метода  заключается  в  последовательной замене  базисной  величины  частных  показателей  фактической  величиной   и последовательном  измерении   влияния   каждого   из   них.   В   заключение устанавливается алгебраическая сумма влияния всех факторов на результат.

Разновидностями метода цепных подстановок выступают методы  абсолютных и относительных разниц. Их преимуществом  является  более  компактная  форма записи.

При  методе  абсолютных  разниц  измеряют  изменения   результативного показателя под  влиянием  каждого  отдельного  фактора.  При  этом  величину отклонения  фактического  значения  фактора   от   базового   (бизнес-плана) умножают   на   фактические   значения   всех   факторов,   предшествовавших рассматриваемому, и на базисные – всех последующих факторов.

Метод   относительных   разниц   состоит   в   том,   что   приращение результативного показателя  под  влиянием  какого-либо  фактора  определяют, умножая базисное значение  результата  на  индексы  выполнения  бизнес-плана всех факторов, предшествующих рассматриваемому в  аналитической  формуле,  и на   уменьшенный   на   единицу   индекс    выполнения    бизнес-плана    по рассматриваемому фактору.

Необходимо  помнить,  что величина  количественного  влияния  фактора зависит от порядка подстановки факторов.  В  связи  с  этим  при  построении аналитической формулы результативного показателя на  первые  места  ставятся количественные факторы, а на последнее – качественный.  Если  количественных факторов несколько, то  из  них  на  первое  место  ставится  количественный независимый фактор, а дальше факторы  выстраиваются  по  степени  обобщения: чем более высокая степень обобщения,  тем  ближе  к  началу  формулы  должен стоять фактор.

Метод элиминирования нашел  широкое  применение  в  анализе  факторов, влияющих на процентные доходы или расходы банка. Его  можно  использовать  и для анализа кредитных вложений, обязательств банка, прибыли и  др.  Возможно применение  и  других  методов  измерения  влияния  отдельных  факторов   на результативный показатель: метод балансовый, метод элиминирования, экономико – математические методы, метод цепных подстановок, исследование операций и теория массового обслуживания, метод абсолютных разниц, методы оптимизации, метод относительных разниц, методы многомерного статистического анализа.

Рассмотренные методы позволяют выделить наиболее существенно  влияющие на результат факторы, установить положительные  и  отрицательные  моменты  в деятельности банка, выявить резервы повышения его эффективности.

 

1.3. Характеристика  финансовой отчетности банка, используемой  в анализе

финансового состояния банка

 

Особое значение в анализе финансового  состояния  имеет  использование общей   финансовой   отчетности   коммерческого   банка,   составленной    в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ № 17 и дополнениями и разъяснениями к  ней. Согласно данной Инструкции общая  финансовая  отчетность  –  это  отчетность коммерческого  банка,  используемая   для   ознакомления   и   анализа   его деятельности  Центральным  банком,   руководителями   коммерческого   банка, другими заинтересованными юридическими и физическими  лицами,  а  также  для открытой публикации.

Особенность новой финансовой отчетности – ее комплексность. Ясно,  что формы финансовой отчетности, взятые отдельно, не дают полной  информации  об изучаемом объекте, а вот в совокупности  они  позволяют  оценить  финансовое состояние коммерческого банка.

Отлаженная система внутренней отчетности позволяет руководству банка в любой момент получить необходимую информацию  о  деятельности  банка.  Такой подход дает возможность накапливать  и  систематизировать  данные  о  работе банка за определенный период времени.

Результаты деятельности коммерческих банков, все произведенные расходы и полученные доходы в истекшем  отчетном  периоде  учитываются  в  отчете  о прибылях и убытках. Последний отражает различные виды доходов и расходов  по операциям банка.

В доходной части можно выделить:

-доходы от  операционной  деятельности  банка,  включающие  доходы  от межбанковских операций, операций с клиентурой;

-процентов по  ссудам;

-комиссий по  оказанным услугам  и  торгового  дохода  по  операциям  с ценными бумагами (результатов биржевых сделок);

-доходы от побочной  деятельности банка;

-непредвиденного  дохода и прочих доходов;

Расходы состоят из:

-процентов по  депозитам;

-вознаграждений, комиссий  по полученным услугам;

-потерь по ссудам  и выданным авансом суммам;

-обесценение ценных  бумаг;

-общих расходов  коммерческого банка, включая расходы на оплату труда и прочих расходов.

После группировки доходов и расходов показывается финансовый результат деятельности банка.

Также  финансовой  отчетностью  являются  пояснительные  записки.  Они составляются исходя из информации, взятой из  счетов  аналитического  учета, кредитных дел или других источников.

Основной финансовой отчетностью  для  проведения  анализа  финансового состояния банка является балансовый отчет, т.е. баланс коммерческого  банка. Баланс банка  имеет  Т-образную  форму,  где  все  денежные  операции  банк (поступления, выплаты) получают как бы  два  измерения,  т.е.  фигурируют  в пассиве и в активе (таб.1). 
Схема баланса коммерческого банка

Актив

Пассив

Наличность

Акции

Резервы

Вклады

Ссуды

-срочные

-срочные

-до востребования

-до востребования

Займы

Собственность

Прибыль

Всего

Всего


 

 

Таблица 1. Схема построения баланса коммерческого банка

 

Баланс коммерческого банка – это сводная таблица, дающая представление о финансовом положении, характере, структуре и размерах операций  банка  на соответствующую  дату.  В   пассиве   находятся   собственные   средства   и обязательства банка, в  активе  –  размещенные  средства  или  обязательства банку. В активе значатся наличные средства. Первоначально они возникают  как эквивалент проданных акций, т.е. обязательств самого банка.  В  значительной своей части  эти  «наличные»  воплощаются  затем  в  собственность  банка  – необходимые материальные блага. Наличность увеличивается вновь,  когда  банк начинает функционировать как депозитное учреждение, т.е. принимать вклады.

Особое  значение  в  балансовой  структуре  принадлежит   обязательным резервам. Они  устанавливаются  законом  для  всех  учреждений,  принимающих вклады и выдающих суды.  Когда  ссуды  возвращаются  (погашаются),  кассовая наличность банка вновь увеличивается, как и  его  потенциальная  способность предоставлять новые ссуды. Эффект создания дополнительных денег возникает  и при покупке банком государственных  ценных  бумаг  (облигаций,  казначейских билетов).  Но  в  любом  случае  способность  системы  коммерческих   банков создавать новые деньги ограничена общей суммой резервов.

Баланс  банка  –  это  бухгалтерский  баланс,   отражающий   состояние привлеченных и собственных средств, их источники, размещение в  кредитные  и другие активные операции.

Слово «пассив» в балансе означает,  что  банк,  получив  имущественные средства от  кредиторов  и  пайщиков,  оказывается  по  отношению  к  ним  в положении должника. Поэтому сколько в деле  имеется  имущественных  средств, столько есть у  него  и  обязательств,  считая  в  числе  последних  и  долг пайщикам, измеряемый суммой капитала.  Т.е.  базовая  модель  баланса  банка представляется как: актив равен пассиву или актив равен обязательствам  плюс собственный капитал.

ЦБ России и все коммерческие банки страны для  ведения  бухгалтерского учета пользуются единой номенклатурой счетов  баланса,  определенной  Планом счетов бухгалтерского  учета  в  расчетно-кассовых  центрах  (РКЦ),  главных управлениях ЦБ РФ, коммерческих и  кооперативных  банках.  Поэтому  в  учете банков  имеются  единые   сопоставимые   показатели   по   всем   видам   их деятельности. Все балансовые  счета  делятся  на  счета  первого  порядка  – укрупненные  (синтетические)  и  счета  второго  порядка  –   детализирующие (аналитические). Счета первого порядка  обозначаются  тремя  цифрами.  Номер счета второго порядка состоит из пяти знаков и  строится  путем  прибавления двух цифр справа к номеру счета первого порядка.

Информация о работе Диагностика финансового состояния банка