Диагностика кризисного состояния как элемент системы антикризисного управления предприятием: место, роль, общая характеристика на пример

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является разработка методологических положений и практических рекомендаций по диагностике кризисного процесса на различных его стадиях в рамках антикризисного управления организацией.
Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
- изучение теоретических аспектов диагностики кризисов в прцессах управления;
- рассмотреть особенности диагностики кризиса на предприятии;
- рассмотрение общих понятий и типологии кризисов.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы диагностики финансового состояния предприятия в системе антикризисного управления.
1.1. Диагностика как элемент системы антикризисного управления.
1.2. Особенности процесса диагностики финансового состояния предприятия.
1.3. Методы и механизмы расчета основных показателей финансовой диагностики.
1.4. Анализ действующих методик оценки финансового состояния предприятия, проблемы их применения
2. Диагностика финансового состояния ООО «Степ».
2.1. Алгоритм проведения диагностики финансового состояния предприятия
2.2. Экономическая характеристика ООО «Степ».
2.3. Расчет финансового состояния ООО «Степ».
2.4. Анализ тенденций финансового состояния ООО «Степ».
3. Финансовая диагностика сквозь призму антикризисного управления.
3.1. Прогнозирование вероятности банкротства
3.2. Определение типа финансовой устойчивости
3.3. Определение платежеспособности и ликвидности баланса ООО «Степ».
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 481.00 Кб (Скачать файл)

Так же при оценке финансового  положения предприятия могут  применяться формализованные и  неформализованные методы.

Неформализованные методы основываются на описании аналитических  процедур на логическом уровне, а не на жестких аналитических взаимосвязях и зависимостях. Формализованные методы – в основу этих методов положены жесткие формализованные аналитические зависимости.

Можно выделить шесть  основных приемов анализа и оценки финансового состояния предприятия:

– горизонтальный анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предшествующим периодом;

– вертикальный (структурный) анализ – определение структуры  финансовых показателей с оценкой  влияния разных факторов на конечный результат;

– трендовый анализ –  сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателей, отделенных от влияния индивидуальных особенностей каждого анализируемого периода;

– анализ относительных  показателей (коэффициентов) – расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;

– сравнительный анализ – внутрихозяйственный анализ сводных  показателей отчетности по отдельным  показателям самого предприятия  и его дочерних предприятий (филиалов);

– факторный анализ –  определение влияния отдельных  факторов (причин) на результативный показатель детерминированных (разделенных во времени) или стохастических (которые  не имеют определенного порядка) приемов исследования.

Теперь обратимся к более подробному описанию механизмов расчета основных показателей использующихся при диагностировании финансового состояния предприятия.

Диагностика финансовой устойчивости. В процессе этой диагностики  выявляется уровень финансового  риска, связанного со структурой источников формирования капитала фирмы, а соответственно и степень финансовой стабильности предстоящего развития фирмы. Для проведения такой диагностики используются следующие основные финансовые коэффициенты:

а) коэффициент автономии (КА). Он показывает, в какой степени используемые предприятием активы сформированы за счет собственного капитала:

 (1.1),

где ССК – сумма собственного капитала;

СА – сумма всех используемых активов.

б) коэффициент финансирования (КФ). Он показывает, возможность покрытия собственным капиталом заемных средств:

 (1.2),

где СК – собственный капитал;

ЗК – сумма используемых заемных средств (сумма заемного капитала).

в) коэффициент задолженности (КЗ). Он показывает, какая сумма заемных средств приходится на единицу всего используемого капитала:

 1.3),

где СЗС – сумма заемных средств;

СК – сумма всего используемого капитала.

г) коэффициент маневренности (Км:

 (1.4),

где ССК – сумма собственного капитала;

СЗС – сумма заемных средств;

СК – сумма всего используемого капитала.

Диагностика платежеспособности. В процессе этой диагностики выявляется возможность фирмы своевременно расплачиваться по своим обязательствам в зависимости от состояния ликвидности его активов. Проведение такой диагностики требует предварительной группировки активов фирмы по уровню ликвидности, а его обязательств – по срочности погашения.

Для осуществления диагностики  платежеспособности используются следующие  основные финансовые коэффициенты:

а) коэффициент абсолютной платежеспособности (КАП). Он показывает, в какой степени неотложные обязательства  фирмы могут быть удовлетворены  за счет имеющихся активов в ликвидной  форме:

 (1.5),

где ДА – денежные активы;

КФВ – краткосрочные финансовые вложения;

НО – неотложные обязательства.

б) коэффициент промежуточной  платежеспособности (КПП). Он показывает, в какой мере все текущие обязательства (неотложные и краткосрочные) могут  быть удовлетворены за счет активов в ликвидной форме и быстрореализуемых активов:

 (1.6),

где А1 – активы в ликвидной форме;

А2 – быстрореализуемые активы;

П1, П2 – все виды текущих обязательств.

в) коэффициент текущей  платежеспособности (КТП). Он показывает, в какой мере все текущие обязательства фирмы могут быть удовлетворены за счет всех его текущих (оборотных) активов:

 (1.7),

где A1, A2, A3 – все виды оборотных активов;

П1, П2 – все виды текущих обязательств.

г) коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть кредиторской задолженности предприятие может погасить немедленно:

 (1.8),

д) общий показатель ликвидности:

 (1.9),

Диагностика рентабельности. Для проведения диагностики рентабельности используются следующие основные финансовые коэффициенты:

а) коэффициент рентабельности всех используемых активов или коэффициент финансовой рентабельности (РА):

 (1.10),

где ПР – прибыль;

АСР – средняя сумма используемых активов.

б) коэффициент рентабельности собственного капитала или коэффициент финансовой рентабельности (РК). Он показывает уровень прибыльности собственных средств фирмы:

 (1.11),

где ССКСР – средняя сумма собственных средств фирмы.

в) коэффициент рентабельности продажи продукции (РП):

 (1.12),

где ПП – выручка от продаж.

г) коэффициент рентабельности текущих  затрат (РЗ):

 (1.13),

где ВР – сумма валовых расходов производства и обращения.

Оборачиваемость дебиторской задолженности рассчитывается по формуле:

 (1.14),

где ВР – выручка от реализации;

ДЗНП, ДЗКП – дебиторская задолженность на начало и конец периода.

Период оборота дебиторской  задолженности рассчитывается по формуле:

 (1.15),

где ТПЕР – отчетный период в днях;

ОДЗ – оборачиваемость дебиторской задолженности.

Период оборота дебиторской  задолженности характеризует среднюю  продолжительность отсрочки платежей, предоставляемых покупателям.

Оборачиваемость кредиторской задолженности рассчитывается по формуле:

 (1.16),

где КЗНП – кредиторская задолженность на начало периода;

КЗКП – кредиторская задолженность конец периода.

Период оборота кредиторской задолженности  рассчитывается по формуле:

 (1.17),

где ТПЕР – отчетный период в днях;

ОКЗ – оборачиваемость дебиторской задолженности.

Фондоотдача основных средств  рассчитывается по формуле:

 (1.18),

где ВР – выручка от реализации;

ОСНГ – основные средства на начало года;

ОСКГ – основные средства на конец года.

Рост данного показателя свидетельствует о повышении  эффективности использования основных средств.

Для наиболее полной диагностики финансового состояния необходимо подробное рассмотрение жизненной среды предприятия – источников ее жизненной силы (внутренняя среда) и источников, питающих организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне (внешняя среда).

 

1.4 Анализ действующих методик оценки финансового состояния предприятия, проблемы их применения

 

Методика проведения диагностики финансового состояния  фирмы, предлагаемая А.Д. Шереметом предназначена для обеспечения управления финансовым состоянием фирмы и оценки финансовой устойчивости его деловых партнеров в условиях рыночной экономики.

Методика включает следующие  блоки диагностики финансового  состояния фирмы: общая оценка финансового  состояния и его изменения  за отчетный период; диагностика финансовой устойчивости фирмы; диагностика ликвидности  баланса; диагностика деловой активности и платежеспособности фирмы.

А.Д. Шеремет предлагает проводить в рамках диагностики финансового состояния фирм комплексную рейтинговую оценку фирм. Составными этапами методики комплексной сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния фирмы являются:

– сбор и аналитическая  обработка исходной информации за оцениваемый  период времени;

– обоснование системы  показателей, используемых для рейтинговой  оценки финансового состояния, рентабельности и деловой активности фирмы, расчет итогового показателя рейтинговой оценки;

– классификация (ранжирование) фирм по рейтингу.

Исходные показатели для рейтинговой оценки объединены в 4 группы (убыточные фирмы в данной системе не рассматриваются).

В первую группу включены наиболее обобщенные и важные показатели оценки прибыльности (рентабельность) хозяйственной деятельности фирмы.

Во вторую группу включены показатели оценки эффективности управления предприятием.

В третью группу включены показатели оценки деловой активности фирмы.

В четвертую группу включены показатели оценки ликвидности и рыночной устойчивости фирмы.

Исходные показатели для рейтинговой оценки рассчитываются либо на конец года, либо к усредненным  значениям статей баланса. После  набора некоторой статистики для  финансового анализа (бухгалтерских отчетов за ряд лет) целесообразно организовать и поддерживать автоматизированную базу данных исходных показателей для рейтинговой оценки, рассчитанных по данным баланса на конец каждого отчетного периода либо по усредненным данным за каждый период.

В основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки лежит сравнение фирм по каждому показателю финансового состояния, рентабельности и деловой активности с условным эталонным предприятием, имеющим наилучшие результаты по всем сравниваемым показателям. Таким образом, базой отсчета для получения рейтинговой оценки состояния дел фирмы являются не субъективные предположения экспертов, а сложившиеся в реальной рыночной конкуренции наиболее высокие результаты из всей совокупности сравниваемых объектов, а как бы самый удачливый конкурент, у которого все показатели лучшие. Предлагаемая методика делает количественно измеримой оценку надежности делового партнера по результатам его текущей и предыдущей деятельности, однако ее применение ограничено в основном сферой материального производства.

Диагностика финансового  состояния фирмы по данным бухгалтерской  отчетности может быть выполнена  с различной степенью детализации. В.В. Ковалев подробно рассматривает основные принципы и последовательность методики анализа финансового состояния. Детализация процедурной стороны методики диагностики финансового состояния фирмы зависит от поставленных целей, а также различных факторов информационного, временного, методического обеспечения. Логика аналитической работы предлагает проведение анализа финансового состояния фирмы в виде экспресс – диагностики финансового состояния фирмы и детализированной диагностики финансового состояния фирмы.

Целью экспресс-диагностики  финансового состояния фирмы  является наглядная и простая  оценка финансового благополучия и динамики развития хозяйствующего субъекта. Экспресс-диагностику целесообразно выполнять в три этапа: подготовительный этап, предварительный обзор бухгалтерской отчетности, экономическое чтение и анализ отчетности.

Цель первого этапа  – принять решение о целесообразности финансовой отчетности и убедиться в ее готовности к чтению.

Цель второго этапа  – ознакомление с пояснительной  запиской к балансу.

Третий этап – основной в экспресс-анализе; его цель –  обобщенная оценка результатов хозяйственной деятельности и финансового состояния объекта.

Смысл экспресс-диагностики  – отбор небольшого количества наиболее существенных показателей и постоянное отслеживание их динамики. Экспресс – диагностика может завершаться выводом о целесообразности или необходимости более углубленного и детального анализа финансовых результатов и финансового положения.

Цель проведения детализированной диагностики финансового состояния  фирмы – более подробная характеристика имущественного и финансового положения  хозяйствующего субъекта, результатов его деятельности в истекшем отчетном периоде, а также возможностей развития субъекта на перспективу. Он конкретизирует, дополняет и расширяет отдельные процедуры экспресс-анализа. Степень детализации зависит от желания аналитика.

Д.А. Панков рекомендовал исследовать структуру и динамику финансового состояния фирмы при помощи сравнительного аналитического баланса. Сравнительный аналитический баланс получается из исходного баланса путем дополнения его показателями структуры, динамики и структурной динамики вложений и источников средств фирмы за отчетный период.

Обязательными показателями сравнительного аналитического баланса  являются: абсолютные величины по статьям  исходного отчетного баланса  на начало и конец периода; удельные веса статей баланса в валюте баланса на начало и конец периода; изменения в абсолютных величинах; изменения в удельных весах; изменения в % к величинам на начало периода (темп прироста статьи баланса); изменения в % к изменениям валюты баланса (темп прироста структурных изменений – показатель динамики структурных изменений); цена 1% роста валюты баланса и каждой статьи – отношение величины абсолютного изменения к проценту абсолютного изменения на начало периода.

Информация о работе Диагностика кризисного состояния как элемент системы антикризисного управления предприятием: место, роль, общая характеристика на пример