Государственное регулирование кризисных ситуаций в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 23:13, реферат

Краткое описание

Цель работы определяет постановку следующего круга задач:
что такое кризис, какие бывают кризисы, роль государства в антикризисном управлении и виды государственного регулирования кризисных ситуаций. Базой написания работы послужили материалы учебных пособий российских авторов по данной проблематике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................... 3



ГЛАВА 1. Что такое кризис. Классификация кризисов ……….................... 6



ГЛАВА 2. Роль государства в антикризисном управлении .………….….... 10



ГЛАВА 3. Государственное регулирование кризисных ситуаций ............... 16



ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................. 28



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ......................................... 30

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ 2.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)


2

 

 

 

 

 

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

 

 

РЕФЕРАТ

 

   Дисциплина:   Антикризисное управление

 

Тема:   Государственное регулирование

             кризисных ситуаций в экономике.

 

 

 

 

 

 

 

Оценка_____________________

Подпись____________________

 

 

 

 

 

 

 

Вологда

2008 год

 

                                                    ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ  ......................................................................................................     3

 

ГЛАВА 1. Что такое кризис. Классификация кризисов ………....................     6

 

ГЛАВА 2. Роль государства в антикризисном управлении .………….…....   10

 

ГЛАВА 3. Государственное регулирование кризисных ситуаций ...............   16

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  .................................................................................................  28

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  .........................................  30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Актуальность выбранной темы обусловлена тем обстоятельством, что

практические результаты проводимых в России экономических преобразо­ваний не привели к созданию полноценного рынка и потому не позволяют говорить о завершенности реформ. Основной вывод, который можно сделать из десятилетнего опыта реформирования, заключается в том, что лишь смена формы собственности на средства производства не приводит к росту эффективности деятельности предприятий.

Три волны приватизации разрушили реальный сектор экономики, по­ставили на грань банкротства многие предприятия. Ваучерная приватиза­ция вывела администрацию предприятий из-под контроля собственника. В ходе ее произошла передача государственной собственности физичес­ким лицам -  руководителям предприятий без установления должного контроля и ответственности за эффективным использованием привати­зированного имущества. Основная масса наемных работников не имела доступа к принятию важнейших решений по развитию производства, распределению дохода. В результате этого была утрачена взаимосвязь спроса и предложения. Продукция нередко поставлялась неплатежеспо­собному потребителю. Она стала обмениваться на неплатежи. Систему нормальных денежных расчетов заменили бартер и различного рода де­нежные суррогаты. Экономика столкнулась с таким феноменом, как де­фицит денег. Вместо ожидаемого роста эффективности получили спад производства, снижение рентабельности и производительности труда.

Результатом второй волны - приватизации залоговой - стала передача государством крупному финансовому капиталу экспортно-ориентирован­ных предприятий в топливно-энергетическом секторе, металлургии, химии.

Третья волна - приватизация долгов - развернулась в виде массовых банкротств потенциально эффективных предприятий, которые не уда­лось по тем или иным причинам приватизировать в предыдущие годы.

Современное состояние большинства хозяйственных объектов таково, что первоочередными тактическими задачами для них являются «латание дыр» (или реактивная форма управления) и недопущение банкротства. Подобный подход не позволяет достичь устойчивой работы предприятия в долгосрочной перспективе. Потому особое значение в сегодняшних усло­виях приобретает формирование эффективного механизма управления предприятиями, основанного на анализе их финансово-экономического состояния. Данный подход неразрывно связан с антикризисным управлением. Это словосочетание прочно вошло в оборот теоретиков и практиков, за­нимающихся проблемами управления предприятием. Объективно кризис характеризуется множеством взаимосвязанных ситу­аций, повышающих сложность и риск управления. При этом возможны от­даление кризиса и его профилактика, стабилизация кризиса, перерастание одного в другой, выход из кризиса и т.д. Типичные признаки критического состояния предприятий следующие: снижается рентабельность, кредиты в основном начинают идти на погашение процентов и возврат взятых ранее кредитов (фирма попадает в «кредитную ловушку»); все чаще возникают срывы поставок клиентам, руководство с трудом может оценить объ­ективное состояние фирмы, возникает неуправляемость, и любое неблаго­приятное происшествие способно создать реальную угрозу банкротства. Ответ на вопрос «Что делать?» в общих чертах известен: привлечь кадры, способные эффективно работать в условиях переходной экономики; исполь­зовать зарубежный опыт работы в рыночных условиях; пригласить профес­сионалов-консультантов и т.п. и решить «под ключ», в комплексе, весь клу­бок проблем предприятия, начав с совершенствования системы управления. При реализации этих очевидных мер возникают серьезные трудности: отсутствие таких кадров; невозможность применения зарубежного опыта один к одному, так как он сформировался в других условиях. Поэтому лучше рассчитывать на своих, уже имеющихся специалистов и организовывать переподготовку, начиная с руководства и далее вплоть до создания команды, способной достаточно эффективно решать реаль­ные проблемы, а также использовать зарубежный опыт уже в адаптиро­ванном виде.

Выявить и обозначить причины подъема производства, колеба­ний конъюнктуры, стагнации и нестабильности - такова цель ис­следовательской деятельности менеджера, государственного аппарата управления. Это главное условие для выработки и осуществления мер по государственному регулированию кризисных ситуаций. Регулирование — это функция управления, обеспечивающая равновесное состояние институциональных обра­зований экономической системы.

Итак, объектом данной работы выступает антикризисное регулирование, которое предполагает выработку специальных антикризисных стратегий для смягчения последствий кризисов. Основными задачами антикри­зисного регулирования являются смягчение кризисных процессов и использо­вание кризиса как стартовой точки для нового витка развития экономической системы. Антикризисное регулирование существует как на макро -, так и на микро­уровне. Поскольку именно предприятие является основным звеном националь­ного хозяйства, то и кризисные процессы проявляются наиболее отчетливо на предприятиях. Антикризисные мероприятия на макроуровне создают благопри­ятную среду для преодоления предприятиями кризиса с наименьшими потеря­ми. В то же время, ситуация на каждом конкретном предприятии в большой степени зависит от действий его руководства во время вхождения предприятия в кризисную фазу. Поэтому именно антикризисное управление на микроуровне имеет наибольшее практическое значение для состояния экономики в целом.

Для экономической науки России проблема антикризисного регулирова­ния - новая, неразработанная тема. Особенно это касается антикризисного управления на микроуровне, ибо отечественная экономика после 70 лет плано­вой системы хозяйствования впервые переходит на развитие, когда предпри­ятия функционируют на основе частной собственности, когда

управление фир­мой, в том числе и антикризисное, во многом зависит от усилий самого пред­приятия. Проблемы антикризисного регу­лирования на макроуровне широко освещены в экономической науке зарубеж­ными учеными самых разных экономических школ. Разработка проблем антикризисного регулирования на микроуровне в России имеет более короткую историю - с 70-80-х гг. XX века. Поэтому эти проблемы остаются менее изученными и более востребованными.

В современной экономической литературе преобладают два различных подхода к антикризисному регулированию предприятия. Первый из них - фи­нансовый подход, характерный преимущественно для западной литературы, рассматривает предприятие (фирму) как совокупность товарно-денежных пото­ков (контрактов). Второй подход - организационно-структурный, чаще встре­чающийся в отечественной экономической литературе. Оба этих подхода являются однобокими, потому что клас­сическое предприятие представляет собой целостный комплекс, сочетающий в себе как финансовую, так и организационно-структурную составляющие.

Ан­тикризисные программы, которые разработаны с опорой только на одну из этих составляющих без учёта другой, терпят крах при попытке их внедрения на практике. Более того, автоматическое перенесение на российскую почву зару­бежных антикризисных методик, проводимое без учёта особенностей россий­ской экономики, законодательства и менталитета также приводит к отрица­тельным результатам.

Цель работы определяет постановку следующего круга задач:

что такое кризис, какие бывают кризисы, роль государства в ан­тикризисном управлении и виды государственного регулирования кризисных ситуаций. Базой написания работы послужили  материалы учебных пособий российских авторов по данной проблематике.

 

1.  ЧТО ТАКОЕ КРИЗИС. КЛАССИФИКАЦИЯ КРИЗИСОВ.

 

Что такое кризис? Кризис - это тяжелое переходное состояние экономики. Он представляет диалектическое единство предела и стимула развития. С одной стороны, кри­зис выступает тормозом экономического развития, что выражается в падении цен, курсов акций, банковского процента, в сокращении производства, сокра­щении занятости, падении рентабельности предприятий (как в сфере промыш­ленного производства, гак и в сфере услуг). С другой стороны, во время кризиса закладываются основы восстановления нарушенных законов движения эко­номики и дальнейшего ее развития. При этом стихийный рыночный механизм для разрешения противоречий использует кризисные параметры.

Важнейшее проявление кризиса - снижение цен. Падают цены на товары (перепроизводство товарного капитала), снижается заработная плата и обесце­нивается основной капитал (перенакопление производственного капитала), снижается покупательная способность денег (обесценение денежного капита­ла). Обесценение капитала принимает массовый характер. На длительность и глубину кризиса существенно влияет колебание инвестиций. Кризис образует исходный момент для новых массовых капиталовложений, причём на новом техническом уровне.

1. По причинам возникновения  кризисы классифицируются на:

Стратегический кризис - затрагивает все сферы местной экономики, возникает при потере администрацией стратегического видения проблем развития территории, при желании сохранить преимущественно административный механизм управления и отказе переходить на рыночные методы хозяйствования, особенно характерен для территорий с относительно высокой долей государственного и муниципального сектора.

Кризис «успеха» - возникновение неплатежеспособности в связи с недостатками менеджмента, когда наблюдается необоснованный рост расходов бюджета, что в будущем может привести к необходимости расширенного использования заемных средств. Выражается в снизившейся доле собственных доходов бюджета.

Кризис неплатежеспособности - внешнее проявление нарушений в функционировании системы, когда предприятие не способно погасить свои долги. Причиной такого кризиса чаще всего является несвоевременное поступление средств в бюджет от других уровней бюджетной системы, разовые незапланированные расходы бюджета, необходимость формировать резервные фонды. Кредиторы отказываются ждать оплату за поставленные товары и оказанные услуги, а также выполнять работы или услуги по без предоплаты, банки отказывают в дальнейшей выдаче кредитов. Кризис неплатежеспособности может быть устранен за короткое время, но при частом возникновении фактов неплатежеспособности с некоторого момента платежи резко прекращаются.

2. По длительности кризисы бывают долгосрочными - для стратегического кризиса, среднесрочными - для кризиса «успеха» и краткосрочными - для кризиса неплатежеспособности.

3. По стадиям:

Обратимые кризисы - когда администрация предприятия самостоятельно или с участием заинтересованных сторон производит преобразования в экономической, финансовой, социальной и политической сферах, в результате которых восстанавливает платежеспособность.

Необратимые кризисы - когда администрация предприятия не в состоянии самостоятельно разрешить кризисную ситуацию, требуется федеральное вмешательство.

4. По сфере возникновения  кризисы делятся на:

Эндогенные кризисы возникают внутри организации, как правило, в результате ошибочного управления. Для его выявления необходимы дополнительные исследования в области маркетинга и менеджмента на основе внутреннего анализа.

Экзогенные кризисы возникают по причинам, не зависящим от организации - высокий уровень инфляции, высокие проценты по кредитам, нестабильность налоговой системы и межбюджетных отношений, забастовки, несовершенство системы государственного регулирования цен и тарифов, особенно на услуги субъектов естественных монополий. Для диагностики необходимы дополнительные исследования региональных и местных рынков ссудного капитала, рабочей силы и другие меры.

5. По природе на:

Экономические. В основе экономических кризисов нерациональное использование ресурсов (трудовых, природных, земельных, производственных) или их недостаток в силу невыгодного географического положения или истощения месторождений природных ископаемых, физического и морального износа основных фондов, низкой квалификации рабочих и управленческих кадров, неэффективного использования муниципальной собственности, низкой инвестиционной привлекательности территории.

Бюджетно-финансовые кризисы возникают в связи с несбалансированной бюджетной политикой, низкой налоговой базой местного самоуправления, несвоевременным или неполным поступлением обязательных платежей, высоким уровнем заимствований, низкой платежной дисциплиной, недостаточным правовым и методическим обеспечением системы управления, прямыми нарушениями финансовой дисциплины

Информация о работе Государственное регулирование кризисных ситуаций в экономике