Выбор оптимального стиля руководства в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение взаимосвязи доминирующего стиля менеджмента и социально-психологического климата коллектива.
Задачи исследования:
проанализировать литературу по изучаемой теме,
исследовать стили менеджмента с поставленной задачей выявления доминирующего стиля менеджмента у руководителей малых торговых предприятий,
изучить социально-психологический климат с поставленной задачей выявления социально-психологического климата в исследуемых предприятиях,
выявить взаимосвязь доминирующего стиля менеджмента и социально-психологического климата коллектива.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ….............................................................................................................3
1. СТИЛИ РУКОВОДСТВА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………….……..5
Исследования стилей руководства в отечественной и зарубежной литературе..........................................................................................................5
1.2. Социально-психологический климат в коллективе как объект
исследования..............................................................................................................13
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЭФФЕКТИВНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ………………………………………………………………..17
2.1 Личность руководителя…………………………………………………… ….17
2.2 Формирование эффективного стиля руководства. Стили руководства, используемые американскими и японскими менеджерами..................................25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................................36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по антикризисному управлению.docx

— 65.55 Кб (Скачать файл)

Социально экономический  статус и образование. Данные характеристики очень важны для руководителя. Эффективный руководитель должен обладать разнообразными знаниями в области  управления и бизнеса, специальных  наук, связанных с деятельностью  компании, иностранными языками. В настоящее  время руководители стремятся овладевать не только специальными знаниями, но и  экономическими, юридическими. В нашей  стране повысилась необходимость у  руководителей в знании иностранных  языков. Этому способствовало сотрудничество многих предприятий с аналогичными иностранными организациями. И руководитель как лицо организации должен в  совершенстве обладать хотя бы одним  общепринятым английским языком. Повысился  интерес у руководителей и  к психологическим вопросам управления. Многие из них проходят обучение и  стажировку в престижных западных школах бизнеса17.

Социально - экономический  статус человека способен оказать значительное влияние на развитие менеджерской карьеры. Как заметил Ф. Фидлер «один из наиболее надежных способов стать президентом  компании - родиться в семье, которая  владеет этой компанией»18. На многие руководители (например, Форд, Якокка) начинали свой путь с самого начала, «с нуля» и покорили высокие вершины бизнеса. Поэтому путь наверх в менеджменте не заказан никому.

Следующей составляющей личности руководителя являются способности. Все  способности можно разделить  на общие (к ним относятся интеллект) и специфические (знания, умения и  т.п.). Наибольшее влияние на эффективность  руководства оказывают общие  способности, то есть интеллект. Еще  в 60-е годы американский индустриальный психолог Е. Гизели, обследуя группы менеджеров, пришел к выводу, что отношение  между интеллектом и эффективностью руководства носит криволинейный  характер. Это значит, что наиболее эффективными оказываются менеджеры  не с очень высокими или низкими  показателями интеллекта, а имеющие  средний уровень. Но все эти данные не являются каким-то стандартом для  интеллектуального потенциала. Какой-то конкретный эффективный руководитель может иметь достаточно низкие результаты по проведенному тесту интеллекта.

Более поздние исследования, проведенные Ф. Фидлером и А. Лейстером, показали, что на взаимосвязь между  интеллектом и эффективностью работы оказывают воздействие и другие факторы. К ним относятся: мотивация  и опыт руководителя, а так же его отношения с вышестоящим  руководством и подчиненными. Недостаточная  мотивация и опыт руководителя, слабая поддержка его со стороны подчиненных  и напряженные отношения с  вышестоящим руководством имеют  как следствие снижение влияния  интеллекта руководителя на эффективность его деятельности. К специфическим способностям личности можно отнести специальные умения, знания, компетентность, информированность. Не стоит особо доказывать и приводить примеры на конкретных личностях, насколько важны для успешного выполнения управленческой деятельности эти способности.

Следующая характеристика руководителя - черты личности. К числу наиболее часто упоминаемых в различных  исследованиях черт личности относятся: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении задания, независимость, общительность19. Рассмотрим каждую из этих характеристик в отдельности. Доминантность или способность влиять на людей. Руководителю необходимо обязательно обладать данной характеристикой, так как трудно представить, как можно эффективно управлять людьми, не оказывая на них влияния20. Влияние на людей должно быть основано не только на должностных полномочиях, но и психолого-педагогических особенностях общения руководителя с подчиненными. Влияние должно иметь основой справедливый подход руководителя к подчиненному. Уверенность в себе. Влияние этой характеристики непосредственно отражается на подчиненных, которые в случае уверенности руководителя ощущают спокойствие, поддержку, защиту, надежность, уверенность в завтрашнем дне. Таким образом, определенный психологический комфорт обеспечивает и повышает мотивацию к выполнению задания. Неуверенный в себе руководитель не может вызывать доверие и уважение к себе как со стороны подчиненных, так и со стороны руководителей равного или более высокого ранга. Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость. Эмоциональная уравновешенность должна проявляться в контроле со стороны руководителя за своими эмоциональными проявлениями.

Отношения между менеджером и подчиненными должны быть ровными, деловыми и не зависеть от личной симпатии и собственного настроения. Эмоциональная  уравновешенность сказывается на эмоциональном  состоянии подчиненных. Негативный всплеск эмоций у руководителя может  понизить чувство уверенности у  подчиненных, следствием этого будет  снижение их деловой активности. Работники  будут вынуждены бороться с собственными чувствами, а не с рабочими проблемами. Эмоциональная неуравновешенность может подрывать имидж руководителя в глазах деловых партнеров21. Но постоянное подавление негативных эмоциональных реакций, сдерживание их способны обернуться неприятными для личности последствиями - неврозами и развивающимися на их основе психосоматическими заболеваниями типа, например, гипертонической болезни или язвенной болезни желудка. Поэтому руководитель должен обратить особое внимание на средства эмоциональной разрядки. Снятие напряжения может происходить во время занятий физическими упражнениями, общение с друзьями и близкими людьми, увлечение всевозможными хобби. В Японии для эмоциональной разрядки разбивают манекены, изображающие вышестоящих руководителей. Поэтому в последние годы специалисты все чаще говорят о необходимости рациональной организации менеджерского труда, отведение достаточного времени для эмоциональной разрядки руководителей22. Креативность или способность к творческому решению задач. Залогом эффективного руководства является то, способен ли руководитель видеть элементы новизны и творчества в деятельности своих подчиненных, а также поддерживать их начинания.

Стремление к достижению цели и предприимчивость - важнейшие  черты современного руководителя. В  тесной связи с ними находится  склонность личности к риску. Руководитель не должен останавливаться на половине дела, должен быть способен рисковать  и просчитывать свой риск. Хороший  руководитель занимается бизнесом не столько ради денег, (они являются для него показателем успеха, а  не средством обогащения), а, сколько  из-за постоянной необходимости концентрации всех умственных способностей для решения  бесконечного количества разнообразных  проблем. Бизнес для хорошего руководителя является необходимым стимулом и  жизненно важной дозой адреналина.

Ответственность и надежность в исполнении заданий. Дефицит этих человеческих качеств мы постоянно  ощущаем в повседневной жизни. Руководитель должен предпочитать ситуации, в которых  необходимо нести персональную ответственность  за принятое решение. Руководитель должен быть ответственным и надежным человеком, так как он является примером и  олицетворением идеальной личности у своих подчиненных.

Независимость. Данная характеристика, несомненно, является важной личностной чертой руководителя, обеспечивающей ему успешность действий в различных  сферах жизни организации. Какие  бы советы ни принимал руководитель от окружающих его людей, конечное решение  он принимает всегда сам. Чем самостоятельнее  ведет себя руководитель, тем больше проявляется его независимость. Но это не исключает необходимости  прислушиваться к мнению коллег или  подчиненных. Главное, чтобы руководитель имел свою точку зрения на возникающие  проблемы, свое профессиональное и  человеческое лицо, а также поддерживал  это свойство в подчиненных. Но чрезмерная независимость руководителя может  перерасти в самодурство и  волюнтаризм. Независимость, реализуемая  таким образом, способствует снижению эффективности менеджмента.

Общительность. По результатам  научных исследований более трех четвертей своего рабочего времени  руководитель затрачивает на общение. Поэтому коммуникационные способности  у руководителя должны быть достаточно высокими. Многие деловые связи, руководство  подчиненными начинается с общения. В последние годы благодаря проводимым за рубежом опросам менеджеров удалось выявить ряд характеристик, которыми необходимо обладать для успешного ведения дел в организации. Для примера можно сравнить качества руководителей, которые наиболее ценятся в Финляндии и Японии. Искусство менеджмента достигло в этих странах высокого уровня23. Эти данные нужно учесть российским руководителям, которые начинают внедрять полученные теоретические основы в практику хозяйственной деятельности.

Качества, которыми должен обладать президент промышленной японской компании: энергичность, инициативность и решительность, в том числе в условиях риска; долгосрочная предвидение и гибкость; широта взглядов, глобальный подход; упорная  работа и непрерывная учеба; беспристрастность, бескорыстие, лояльность; способность  полностью использовать возможности  сотрудников с помощью правильной расстановки и справедливых санкций; личное обаяние; готовность выслушивать  мнение других; способность создавать  коллектив и гармоничную атмосферу  в нем; умение четко формировать  цели и установки; здоровье.

Факторы успешной деятельности финских менеджеров: умение создать  результаты и желание много работать для их достижения; желание и способность  нести ответственность за порученное задание и принимать рискованные  решения; готовность начинать процессы изменений в управлении или их использовать в интересах организации; готовность использовать открытый способ управления, приветствующий сотрудничество; искусство принимать быстрые  решения; способность сосредотачиваться  на настоящем и будущем; способность  видеть изменения, происходящие как  внутри организации, так и вне  ее и использовать их; готовность к  близким социальным взаимоотношениям; готовность к общему руководству; творческий подход; постоянное совершенствование  и хорошая общая психологическая  и физическая формы; умение правильно  использовать свое время; готовность к  мотивации себя и персонала; готовность работать во главе хорошо подготовленного  и профессионального персонала; готовность к политическому руководству; международный кругозор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Формирование  эффективного стиля руководства.  Стили руководства, используемые  американскими и японскими менеджерами

Различные ситуационные модели позволяют сделать вывод о  необходимости гибкого подхода  к руководству. Чтобы точно оценить  ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности подчиненных, причину задачи, потребности, полномочия и качество информации.

Руководителю трудно выбрать  стиль руководства, удовлетворяющих  всех членов подчиненного ему коллектива. Стиль работы складывается подсознательно и постепенно, пока не определиться совокупность приемов общения с  подчиненными и воздействия на них, позволяющих находить наиболее эффективное  и правильное решение. Становление  стиля управления это всегда сложный  и долговременный процесс. Руководителю требуется много времени, для  ознакомления с деятельностью организации, а особенно для оценки профессионального  уровня своих подчиненных. Руководителю необходимо знать, как уметь подойти  к каждому из своих сотрудников, как правильно направить стимулирующее  воздействие и наказать в случае необходимости.

Успешность выбора стиля  определяется тем, в какой степени  руководитель учитывает способность  и готовность подчиненных к исполнению его решений, традиции коллектива, а  так же оценит и свои возможности, такие как уровень образования, стаж работы, психологические качества. Но выбор стиля в немалой степени  зависит так же от подготовки и поведения подчиненных. Отдельный тип стиля руководства не встречается в чистом виде24. В реальности в поведении каждого руководителя наблюдаются общие черты, различных стилей при преобладающей роли какого-либо одного из них. Возможность и целесообразность сочетания различных компонентов стилей руководства определяется наличием в каждом стиле определенных черт, ролевых функций которые меняются в зависимости от ситуации.

На формировании стиля  руководства сказывается также  уровень иерархии управления, вид  деятельности (линейный, функциональный) и конкретные ситуации (руководитель может быть автократом в одних  ситуациях и демократом – в других). Если обратиться к историческому прошлому, то в период социалистической экономики при недостаточной подготовленности кадров широкое распространение получил автократический стиль, и это было оправдано. Но в современных условиях, когда подчиненные склонны к самостоятельным действиям, при возросшем интеллекте работников, очевидно, что у него нет будущего. Успехи в системе, руководимой в директивном стиле, длительный период имеют кажущиеся, нежели действительные результаты. Обычно после некоторых достижений неизбежно наступает упадок. И тогда обнаруживается, что перспективные цели приносились в жертву текущим, подавлялась инициатива подчиненных.

Приведенные данные, как  и в целом практика руководства, свидетельствует о неизбежном переходе от автократического и либерального к демократическому стилю, преимущества которого обнаруживаются сейчас, когда  постепенно преодолеваются административные методы управления. В наши дни не может рассчитывать на успех руководитель, который видит в подчиненных не более как исполнителей. Руководитель, который хочет работать, как можно более эффективно должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации, а не использовать какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. Руководство является до некоторой степени искусством. Возможно, по этой причине исследователи не смогли разработать и обосновать теорию эффективного стиля руководства, которой бы можно было использовать в самых разных ситуациях и самым разным руководителям. Но возможно если бы этот стиль был выработан, то само руководство потеряло бы всю свою привлекательность, рискованность, превратилось бы в набор стандартных действий и приемов. Но все рассмотренные стили руководства помогут руководителю научиться выбирать стиль, сообразный конкретной ситуации. В некоторых ситуациях руководители могут добиться эффективности своей работы, структурируя задачи, планируя и организуя задачи и роли, проявляя заботу и оказывая поддержку. В других ситуациях руководитель может посчитать более правильным оказывать влияние на подчиненных, а не структурировать условия осуществления их работы. Со временем те же самые руководители сменят стиль из-за изменения характера задачи, с возникающими перед подчиненными проблемами, давлением со стороны высшего руководства и многими другими факторами, характерными для организации. Поэтому эффективные руководители – это те, кто может вести себя по-разному – в зависимости от требований реальности.

Информация о работе Выбор оптимального стиля руководства в организации