Антикризисное управление на предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:41, курсовая работа

Краткое описание

Данная контрольная работа включает в себя три вопроса. Первый вопрос посвящен роли государства в антикризисном управлении и видам государственного регулирования. Второй вопрос раскрывает роль профсоюзов в антикризисном управлении, основные направления действий данных органов в решении конфликтов в условиях кризисов. Третий вопрос рассматривает понятие и ранние признаки неплатежеспособности предприятия, основные варианты аналитической работы и особенности анализа финансовой отчетности такого предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ 4
1.1. Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций 4
1.2. Роль государства в антикризисном управлении 5
1.3. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций 7
2. РОЛЬ ПРОФСОЮЗОВ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ 12
2.1. Социальное партнерство в регулирование социально-трудовых отношений в процессах антикризисного управления 12
2.2. Социальные конфликты и ведение переговоров с профсоюзами 14
2.3. Основные направления действий профсоюзов в условиях кризиса 16
3. ДИАГНОСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 18
3.1. Основные варианты аналитической работы 18
3.2. Ранние признаки несостоятельности предприятия 20
3.3. Особенности анализа финансовой отчетности неплатежеспособного предприятия 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Вложенные файлы: 1 файл

Антикризисное управление.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

Аналитическая работа имеет  свои особенности в критических периодах- моментах жизни предприятия, когда резко сокращаются сроки принятия и реализации управленческих решений, а цена ошибочных решений возрастает. Такими критическими периодами  являются первые год- два жизни предприятия, когда выявляется реальная ценность основополагающих идей создателей данного предприятия.

Условия могут оказаться  такими чрезвычайными, быстро меняющимися, что регламентируемая финансовая отчетность предприятия перестанет быть инструментом анализа, ее вообще могут не успеть подготовить. Предприятие потеряет возможность принятия стратегических и среднесрочных решений. Анализ становится оперативным анализом последствий быстрого реагирования предприятия на управленческие действия. Финансовые аналитики должны рассчитывать вероятную эффективность мероприятий, а также разрабатывать запасные варианты действий на случай тех или иных неудач в реализации рискованных решений, используя ранее накопленные аналитические материалы.

Особенности финансового  анализа в неблагоприятных внешних условиях (высокая инфляция, резкий спад совокупного спроса) состоят в первую очередь в разработке путей нейтрализации негативных воздействий внешних факторов на предприятие.

    1. Ранние признаки несостоятельности предприятия

 

 

К общим признакам  банкротства в различных законодательных  актах европейских стран относятся неплатежеспособность, увеличение кредиторской задолженности, нерентабельность сделок или использования имущества.

Как свидетельствует  мировая практика, банкротство — неизбежное явление любого современного рынка, который использует несостоятельность в качестве рыночного инструмента перераспределения капитала и отражает объективные процессы структурной перестройки.

Законом определен следующий  признак банкротства юридического лица: неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или), обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Новый закон не определяет минимального размера денежных обязательств и обязательных платежей, необходимых для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании предприятия банкротом. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, необходимых для возбуждения процедуры банкротства, будет определяться арбитражным судом.

Предприятие, которое  из режима своевременного исполнения обязательств переходит в кризисную зону ненадежного исполнения, исполнения со сбоями и срывами вплоть до безнадежного состояния, становится как партнер неплатежеспособным, или несостоятельным, наносящим ущерб своим кредиторам.

Неплатежеспособность - некая переменная характеристика, которая может иметь разные градации -  от эпизодической до устойчивой неплатежеспособности. С финансовой точки зрения это означает что предприятие:

  • поглощает ресурсы или средства кредиторов, их товары, деньги и услуги. Это средства банков. Других предприятий, акционеров, собственных работников и т.д.
  • формирует недоимки по налогам и иным обязательным платежам, что из-за дефицита средств мешает в полной мере исполнить федеральные и местные бюджеты.

Платежеспособность обратно  пропорциональна выручке. Чем меньше выручка, тем выше неплатежеспособность. Если за определенный период темпы роста обязательств были выше темпов прироста выручки, то предприятие продвинулось в направлении роста неплатежеспособности.

Причины неплатежеспособности могут быть сведены к двум основным:

  • отставанию от запросов рынка (по предлагаемому ассортименту, цене и т.д.). В этом случае можно говорить о болезни бизнеса;
  • неудовлетворительному финансовому руководству предприятием, когда оно избыточно отягощается обязательствами. В донном случае можно говорить о болезни финансового управления, или менеджмента.

Первый случай наиболее наглядно отражается на выручке, второй - на приросте массы обязательств.

Проблемы анализа неплатежеспособности заключаются в том, что кризисные ситуации возникают на всех стадиях жизненного цикла предприятия, а анализ начинают проводить лишь в условиях резкого спада, характеризующегося неплатежеспособностью.

    1. Особенности анализа финансовой отчетности неплатежеспособного предприятия

 

 

Финансовая отчетность - это совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью представления пользователем обобщенной информации о финансовом положении и деятельности предприятия, а также изменениях в его финансовом положении за отчетный период в установленной форме для принятия этими пользователями определенных деловых решений.

Кроме функции источника  информации ФО выполняет контрольную  функцию, которая заключается в  наблюдении, как внешних, так и  внутренних органов управления за правильностью отражения финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Внутренними пользователями являются непосредственно бухгалтера предприятия, управленческий персонал и другие лица, которые используют отчетность в своей работе. Внешними пользователями выступают субъекты, которые используют публикуемую информацию для получения сведений о предприятии.

На сегодняшний день существуют три вида отчетности: оперативная, статистическая и бухгалтерская, она же - финансовая. Оперативную, другими словами, можно назвать повседневной. ФО содержит сведения о реализованной продукции, запасах готовой продукции и товаров, о состоянии хозяйственных средств и источников их формирования, о финансовых результатах работы предприятия.

Для проведения анализа  финансового состояния организаций  используются данные следующих форм их финансовой отчетности:

- бухгалтерский баланс (форма № 1 по ОКУД);

- отчет о прибылях  и убытках (форма № 2 по ОКУД);

- отчет о движении  денежных средств (форма №  4 по ОКУД);

- приложение к бухгалтерскому  балансу (форма № 5 по ОКУД);

Основная задача отчетности состоит в поиске резервов дальнейшего развития и совершенствования деятельности предприятия, достижении стабильности на рынке. В нашем случае, в целях реализации закона «О несостоятельности (банкротстве)», основная задача – восстановление платежеспособности организации и, как следствие, удовлетворение требований кредиторов. Это достигается путем анализа ФХД предприятия.

Для выполнения возложенных  на ФО функций она должна отвечать следующим основным требованиям:

- гарантировать реальность  и достоверность данных, которые обеспечиваются документальным обоснованием всех записей и проведением инвентаризации

- обеспечивать своевременность  получения данных, на основе регламентации  сроков сопоставления отчетных  данных для оперативного управления  хозяйственной и финансовой деятельностью организаций и предприятий.

Основными условиями  правильности составления ФО является:

- полнота отражения  всех хозяйственных операций  за отчетный период;

- соответствие данных  синтетического и аналитического  учета;

- соответствие показателей  ФО данным синтетического и аналитического учета.

Одним из приемов анализа  ФС является чтение баланса и изучение абсолютных величин. Однако, информация только в абсолютных величинах недостаточна для принятия решений, так как  на ее основании нельзя оценить динамику показателей. Поэтому, наиболее используются  коэффициенты или отношения, представляющие собой показатели финансового состояния предприятия. Полезность анализа отношений для принятия решений зависит от правильности их интерпретации. Анализ финансовых коэффициентов заключается в сравнении их значений с базисными величинами, а также в изучении их  динамики за отчетный период и за ряд лет.  Существуют такие виды сравнительного анализа:

  • горизонтальный, с помощью которого определяются абсолютные и относительные отношения статей по сравнению с началом отчетного периода;
  • вертикальный, который используется для изучения структуры средств и источников,  путем расчета удельного веса отдельных статей в итоговых показателях.
  • трендовый, который базируется на расчете относительных отклонений показателей за  несколько отчетных периодов от уровня базисного.

Для количественного  измерения уровня влияния факторов на изменения показателей ФСП используются традиционные методы анализа: сравнения, цепных подстановок, долевого участия, детализации.

Порядок проведения анализа  финансового состояния организаций  предусмотрен приказом ФСФО от 23.01.01 № 16, в соответствии с которым, основной его целью является получение объективной оценки их платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой и инвестиционной активности, эффективности деятельности, что и является основой контроля процедуры фин. оздоровления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Антикризисное управление имеет два аспекта: недопущение  кризиса, а также эффективное  его преодоление. Современный менеджер должен быт постоянно готов к кризисным ситуациям и иметь план по их преодолению. Природа кризиса и причина его возникновения может быть довольно разнообразной, но непосредственная вина в его наступлении всегда ложится на менеджеров.

Существует большое количество методов оценки финансового состояния организации, которые могут дать представление о ее слабых местах и даже оценить вероятность ее банкротства. Методы горизонтального и вертикального анализов позволяют судить о структуре и динамике основных показателей баланса предприятия, метод коэффициентов непосредственно указывает на проблемные места, многофакторные модели оценивают финансовое состояние компании в целом, а сравнительный анализ позволяет учесть показатели работы других предприятий рынка.

Суть механизмов антикризисного управления заключается во внедрении  системы методов предварительной диагностики угрозы банкротства и своевременном проведении финансового оздоровления организации, обеспечивающего ее выход из кризисного состояния. Само по себе финансовое оздоровление состоит из трех этапов: этап устранения неплатежеспособности, этап восстановления финансовой устойчивости, и этап обеспечения финансового равновесия.

Государственное регулирование  кризисных ситуаций направлено на недопущение системных кризисов на рынках и обеспечении гарантий максимального возврата средств кредиторам обанкротившегося предприятия. Новый закон о банкротстве детальнейшим образом описывает процедуру банкротства и правила действия сторон. Законодательные процедуры ориентированы в первую очередь на поиск возможностей по санации предприятия, и лишь при полном исчерпании таких возможностей – на его ликвидацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Постановление Правительства РФ № 367 от 25.06.2003 г.
  2. Антикризисное управление: Учебник. — 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. Э.М. Короткова. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 620 с.
  3. Бармута Каринэ «Управление на предприятии в условиях кризиса» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 288с.
  4. Балдин К.В., Орехов В.И., Орехова Т.Р. Антикризисное управление / Учебное пособие – М.: Инфра-М, 2009 – 540с.
  5. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 280 с.
  6. Кован С.Е., Мокрова Л.П., Ряховская А.Н. Теория антикризисного управления предприятием / Учебное пособие – М.: КноРус, 2009 – 160с.
  7. Ларионов И.К. Антикризисное управление / Учебное пособие – М.: Дашков и Кº, 2009 – 292с.
  8. Патласов О.Ю., Сергиенко О.В. Антикризисное управление. Финансовое моделирование и диагностика банкротства коммерческой организации – М.: Книжный мир, 2009 – 512с.
  9. Попов Р.А. Антикризисное управление. 2-е изд., перераб. и доп. / Учебник – М.: Высшая школа, 2008 – 480с.
  10. Титов В.И. Экономика предприятия: учебник /В.И. Титов. — М. : Эксмо, 2008. — 416 с.
  11. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 670 с.
  12. Экономика предприятия / Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп / Под ред. А. Карлика, М. Шухгальтер – М.: Питер, 2009 – 464с.

 


Информация о работе Антикризисное управление на предприятиях