Антикризисное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 22:42, контрольная работа

Краткое описание

История становления нашей цивилизации свидетельствует о том, что макроэкономические кризисы, проявляющиеся в неравномерности развития экономики, долгих периодах застоя и глубоких спадах производства, следует рассматривать как закономерность, они проявляются периодически

Содержание

Введение
1.Содержание понятия «Кризис системы регуляции», его проявление 3
2. Роль государства в антикризисном управлении 6
3.Направления и меры преодоления современного кризиса государственной власти в России 10
4. Нормативно-законодательная деятельность12
5.Основные направления финансового регулирования кризисных ситуаций 14
Заключение.17
Задача.

Вложенные файлы: 1 файл

антикризисное управление.docx

— 50.25 Кб (Скачать файл)

       Экономический цикл  ставит  своей  целью  регулирование  хозяйственной конъюнктуры. Ее суть состоит в том, чтобы  во  время  кризисов  и  депрессий стимулировать спрос, инвестиции и занятость. Для  этих  целей  увеличиваются государственные  расходы,  предоставляются финансовые  льготы.  В  условиях подъема предпринимаются  меры  для  сокращения  перепроизводства товаров  и перенакопления   капиталов   для   того, чтобы   уменьшить глубину и продолжительность будущего спада.     

  Структурная  политика  позволяет  с  помощью  финансовых  стимулов   и государственных   инвестиций   обеспечивать    преимущественное    развитие определенным отраслям  и  регионам.  Причины  такой  поддержки  могут  быть различными: поддержка отраслей  и  территориальных  единиц,  находящихся в состоянии кризиса, а также  поощрение  развития  перспективных  отраслей  и регионов.    

       Условия   накопление   капитала   также   является   важным   объектом государственного регулирования экономики. Создавая дополнительные стимулы  и возможности в разное время всем  инвесторам  или  отдельным  их  группам  по отраслям  и  территориям  можно  воздействовать  на  экономический  цикл   и структуру хозяйства.      

 Занятость заключается в мерах  по поддержанию  нормального   соотношения между спросом  и  предложением  рабочей  силы.   Соотношение   это   должно удовлетворять  потребность  экономики  в  квалифицированных  работниках,  не должно  приводить  к  необоснованному  росту  заработной  платы  и   резкому снижению занятости. Все меры в области регулирования занятости  должны  быть направлены на поддержание естественного уровня безработицы. Важным направлением государственного регулирования  является  денежное обращение. Меры, предусмотренные правительством в этом  направлении, должны быть направлены на снижение темпов инфляции, снижение дефицита госбюджета. Платежный баланс тоже является  предметом  регулирования  государства. Каждая страна осуществляет регулирование   платежного   баланса   путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала,  повышение  и  понижение курса национальных валют и т.д. Цены  в  условиях  смешанной  экономики  тоже  могут   быть   объектом государственного регулирования. Обычно считается, что в условиях рынка  цены складываются  стихийно.  Но  это  не  совсем  так.  За  последние  сто   лет государство регулировало тарифы на услуги  государственных  железных  дорог, почты,  телеграфа,  устанавливало  государственные   монопольные   цены   на «акцизные» товары и т.д. Наиболее развитый механизм  государственного  регулирования  экономики сложился в некоторых странах Западной  Европы  (Франция,  ФРГ,  Испания),  в Японии, в ряде быстроразвивающихся стран Азии и  Латинской  Америки.  Слабее развито государственное регулирование экономики в  США,  Канаде,  Австралии, т.к.  здесь  не  было  разрушений  второй  мировой   войны,   не   возникали социалистические  страны,  и  частный  сектор  обладал   наиболее   сильными позициями.     

   В сферах, имеющих особое значение для  экономической и социальной жизни, государство применяет специальные  меры предупреждения кризисных ситуаций.     

  Такие меры можно разделить на две группы (табл. 1).      

 

 

Административные  меры

Экономические меры

Основаны  на конкретно-адресных заданиях, ориентированных на достижение целей системы путем формирования ее четкой структуры, создание условий для подготовки, принятия и реализации управленческих решений

Базируются  на общих правилах поведения, выбора маневра экономической стратегии

Выражают  прямое воздействие на управляемые  объекты, преследуют преимущественно  интересы органа управления

Оказывают косвенное  воздействие на объекты управления, учитывают экономические интересы предприятий различных форм собственности

Основная  доля ответственности за принимаемые  решения ложится на орган управления, права управляемых объектов ограничены

Предполагают  полную самостоятельность хозяйствующих  субъектов при высокой ответственности  за принимаемые действия и их последствия

Административные  распоряжения, как правило, однозначны, требуют обязательного исполнения, не допускают существенных отклонений от распоряжения

Побуждают хозяйствующие  субъекты к подготовке альтернативных решений и выбору оптимального решения с точки зрения интересов данного субъекта и с учетом допустимого экономического риска



 
Таблица 1     

Подобные  превентивные меры позволяют минимизировать риски банкротства общественно-значимых предприятий а также сгладить негативные последствия такого банкротства. К общественно-значимым относятся градообразующие и стратегические предприятия, банки, страховые и финансовые компании, сельскохозяйственные предприятия, а также естественные монополии.     

Основные  формы финансовой поддержки:

-целевое финансирование на возвратной и безвозвратной основе;

-субсидирование процентной ставки по кредиту;

-предоставление гарантий по кредиту;

-налоговые льготы;

-налоговый кредит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

      В заключении хотелось бы добавить,   полезно задуматься  над тем, что такое кризис, когда и почему он возникает, какова его структура? Тогда станет ясно, что кризис характеризуется множеством взаимосвязанных ситуаций, повышающих сложность и риск управления. И это тенденция его периодического возникновения объективна. Возможны отдаление кризиса и его профилактика, стабилизация кризиса, перерастание одного кризиса в другой, возможен выход из кризиса, который не исключает его опасность возвращения в настоящем и возникновения в будущем. Не только экономика, но и природа функционирует циклично, и не только тенденции развития экономики рождает кризисные ситуации.

       На разных  этапах развития общественного  сознания отношение к кризисам  было различным. Существовало представление  о том, что кризис в общественном  развитии является всегда последствием  природных явлений; согласно другой  позиции кризис – это порождение  самого человека, его ошибок, предрассудков, незнания, неверия. К.Маркс доказывал, что источником кризисов является  экономика, основанная на частной  собственности и влияющая, таким  образом, на структуру и столкновение  интересов. Отсюда часто делался  вывод, что если изменить экономические  основы общества, исчезнут и кризисы. Но ведь не исчезнут природа, человек, развитие. Может измениться  лишь характер кризиса, но он  не может исчезнуть вообще. Каким  бы совершенным не было всеобщее  планирование, нельзя предусмотреть  все, что определяет опасность  кризиса – природные процессы, совершенствования человека, изменение  интересов, а следовательно и  отношений между людьми, истощение  ресурсов, политическую обстановку  в мире и пр. 
    Однако наступление кризиса определяется не тем, какими понятиями мы оперируем, а реальными тенденциями развития производства и экономики в целом, потребностями их периодической реконструкции. А глубина и характер кризиса зависят от управления, т. е. возможностей при решении проблем предвидеть и смягчать кризисы, использовать их во благо развития. 
    Известно, что основной потребностью современного управления и главным фактором его эффективности является профессионализм, который, в свою очередь, определяется подготовкой специалистов, способных предвидеть, своевременно распознавать и успешно решать все проблемы развития

 

 

 

 

 

Список литератур

 

  1. Албегова И.М. Государственная экономическая политика / И.М. Албегова, Р.Г. Емцова, А.В.Холопов. - М.: Дело и сервис, 2008.
  2. Артемов А. Модернизация государственного управления экономикой / Журнал «Экономист», А. Артемов, А. Брыкин, В. Шумаев – 2008. №2.
  3. Архангельский В.П. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под ред. В.П. Архангельского, А. В. Будорина, В. И. Кушлина и др.;– 2-е изд, доп. и перер. – М.: РАГС, 2003.
  4. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: уч. пособие / под ред. А.М. Бабашкиной - М.: Финансы и статистика, 2003
  5. Валдайцев С.В. Антикризисное управление на основе инновации: учебник (ГРИФ). – М.: Велби, Проспект, 2007. – 312 с.
  6. Виноградов В.В. Экономическая роль государства в России / В.В. Виноградов - М.: Экономика России, 2001
  7. Горелов Н.А. Антикризисное управление: Учебник для вузов. - СПб,. 2000.      
  8. Дмитриев М. Шоковый консенсус// Эксперт №40 13-19 октября 2008. с. 70 – с. 72.
  9. Донцова Л.В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы /Л.В. Донцова «Маркетинг в России и за рубежом», 2009.
  10. Дохина Р.Р. Основные тенденции государственного регулирования на современном этапе развития рыночных отношений в России / Р. Р. Дохина: Академия управления «ТИСБИ»: 2009.
  11. Коротков Э.М. Антикризисное управление: учебник (ГРИФ). – М.: ИНФРА-М, 2007. – 620 с.
  12. Крюков Р.В. Антикризисное управление: конспект лекций: учебник. – М.: ПРИОР, 2006. – 128 с.
  13. Кушлин В. – Государственное регулирование экономики: назревшие решения // Журнал «Экономист». 2007. №11. С. 3-11
  14. Маренков Н.Л. Антикризисное управление: учебник. – 2-е изд. – РнаД.: Феникс, 2006. – 508 с.
  15. Орешин В. П. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие / под ред. В. П. Орешина – М.: ИНФРА, 2000.     
  16. Родрик Дэни. Выиграть в кризис. // Ведомости от 26 декабря 2008     
  17. Экономическая теория: Учебник. – Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина. – М.: ИНФРА-М, 2008.
  18. Шамхалов Ф. И. Государство и экономика: основы взаимодействия: учебник для вузов / под ред. Ф. И. Шамхалова – М.: Экономика, 2000.
  19. http://www.economicus.ru     
  20. http://www.vedomosti.ru/newspaper/article. shtml? 2009/03/25/    
  21. http://www.kremlin.ru/text/docs/2009
  22. Абалкин Л. К цели через кризис. М.: Луч, 1992.
  23. Буайе Робер. Теория регуляции: Критический анализ: Пер. с фр. М.:РГГУ, 1997.
  24. Вопросы бюджетно-налогового федерализма в России и США. М., 1996.
  25. Воркуев Б.Л. Ценность, стоимость и цена. М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1995.
  26. Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 1997.
  27. Медведев В. А. Социальные императивы современной экономики и российские реалии. М.: ИЭ РАН,1998.
  28. Российская экономика в 1996 году: тенденции и перспективы. М.: ИЭППП, 1996.
  29. Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе/Под ред. Николаса Барра. М., 1997.
  30. Самуэльсон П.А. Экономика. М.: Прогресс, 1993.
  31. Шаккум М.Л. Экономика России: От кризиса к стабильности и устойчивому росту. М.: Глобус, 1999.

 

 

 


Информация о работе Антикризисное управление